Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Сердце Матери» (4 класс)
Проектирование урока по теме
«Сердце матери».
УМК: Русское слово.
Учебник: Основы светской этики.
Авторы: М.Т. Студеникин.
Основная цель: Создать условия для актуализации имеющиеся знаний учащихся по теме «Сердце матери».
Приготовила конспект: Барышникова Елизавета Юрьевна.
Задачи | С точки зрения учителя |
Образовательные | Систематизировать знания учащихся о понятиях «Материнская любовь», «Мать и счастье», «Мать – творец человека». |
Развивающие | Развивать аналитическое мышление при прочтении рассказов. |
Воспитательные | Способствовать воспитанию уважительных чувств и внимательных чувств к своим близким. Способствовать умению оценивать себя свои знания на уроке математики. |
Предмет усвоения: Понятия «Материнская любовь», «Мать и счастье», «Мать – творец человека».
Средства усвоения:
Опорные знания | Опорные умения |
Имеют представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение. | Уметь анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; |
Тип урока – Повторение.
Ресурсы урока: Учебник, компьютер, интерактивная доска, презентация.
Этапы усвоения: | Этапы урока: |
| Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать эмоционально-положительный настрой на уроке. Встретить обучающихся. Организовать общее рабочее пространство и рабочее место каждого обучающегося, создать положительную мотивацию и рабочий настрой. Учитель: Добрый день ребята, рада вас всех сегодня видеть. Садитесь. Меня зовут Елизавета Юрьевна и я хотела бы, чтобы наш урок начался с высказывания. Как жаль, что буквы в нем растерялись, пока я шла к вам. Давайте попробуем все вместе восстановить высказывание? Нет ничего святее и бескорыстнее любви ________. (Матери). |
1. Подготовка к восприятию | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: Подвести к формулированию темы и постановки цели урока. Учебное задание №1 Учебная задача для учителя: подвести учащихся к теме урока и определению темы. Учебная задача для учащихся: сформулировать тему урока и задачи. Организация работы детей: фронтальная (беседа учителя с учащимися). Формы и организация контроля за работой: ответы учащихся с места. Подведение результатов работы: рефлексивные вопросы. Учитель: Совершенно верно, пропущенное слово в высказывании– это мать. Сейчас я предлагаю каждому из вас написать на волшебных лепесточках то, как вы называете свою родную маму. Желающие смогут прочесть то, что они написали. После прочтения на экране появляется слайд синонимичный ряд к слову «мама». Как же богат наш русский язык! Сколько вариантов вы смогли придумать! Но еще богаче является тот человек, который любит нас всем сердцем, а этот человек мама. Как вы думаете, какую тему сегодня мы возьмем за основу урока?
На слайде изображено сердце и слово мама. Учащиеся: Примерные ответы. Учитель: Молодцы! Вы совершенно правы. А какова будет наша цель? Учащиеся: Примерные ответы. Учитель: Сегодня мы должны повторить ваши знания о самых основных понятиях, которые вы изучали на предыдущем уроке. Как вы считаете, что помогло вам сформулировать тему урока? |
2. Восприятие. 3. Осмысление | Выявление места и причины затруднений/повторение. Цель: Систематизировать знания учащихся о понятиях «Материнская любовь», «Мать и счастье», «Мать – творец человека». Учебное задание №2 Учебная задача для учителя: Систематизировать знания учащихся о понятиях «Материнская любовь», «Мать и счастье», «Мать – творец человека». Учебная задача для учащихся: усвоить полученную информацию о понятиях «Материнская любовь», «Мать и счастье», «Мать – творец человека». Организация работы детей: фронтальная (беседа учителя с учащимися), индивидуальная (учащиеся работают с учебником). Формы и организация контроля за работой: чтение учащихся с комментированием. Подведение результатов работы: рефлексивные вопросы. Учитель: Сейчас мы поработаем в группах по рядам. Для того, чтобы работа в группах прошла успешно – необходимо соблюдать правила. Кто скажет какие? Учащиеся: Примерные ответы. Учитель: Совершенно верно. Работа в группах будет заключаться в следующем: каждому ряду я дам один конверт, в нем находится искаженное понятие, которое нужно будет восстановить. После того, как вы закончите собирать понятие – обсудите в группах его смысл. А после, один представитель из группы даст небольшую характеристику понятия своей группы. 1 ряд: Материнская любовь. (Нет ничего важнее, чем чувствовать любовь матери, ведь она бескорыстна и искренна.) 2 ряд: Мать и счастье. (Когда мама рядом, мы чувствуем себя живыми, у нас появляется чувство того, что мы нужны человеку и нам хочется делится счастьем с остальными людьми). 4 ряд: Мать – творец человека. (Без мамы меня бы не появилось на свет, я очень благодарен ей, ведь у меня есть всё, что может быть у счастливого человека). Учитель: У вас все прекрасно получилось. Каждый из вас прекрасно справился с заданием. Действительно, мама – это тот человек, который учит нас гуманному отношению к миру, который воспитывает в нас человека с большой буквы, и мы должны быть благодарным за то, что мама подарила нам жизнь. Ребята, а кто может сказать, что такое гуманизм? Учащиеся: Это важный этический принцип в отношении ко всему живому на земле, доброжелательное отношение. Учитель: Давайте откроем страницу учебника 111 и проверим, насколько верно мы предположили, что такое гуманизм. |
| Построение проекта выхода из затруднения. Цель: Составление плана действий по реализации достижения поставленной цели. Учебное задание №3. Учебная задача для учителя: Совершенствовать умение учащихся пользоваться полученными знаниями. Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение пользоваться полученными знаниями. Организация работы детей: фронтальная (беседа учителя с учащимися). Формы и организация контроля за работой: наблюдение за выполнением работы учащимися. Подведение результатов работы: рефлексивные вопросы. Учитель: Какие понятия мы сегодня повторили? Какое из них вызвало у вас более впечатление, что вы чувствовали? Как правильно нужно выражать свои эмоции? |
4. Применение | Реализация построенного проекта. Цель: Совершенствовать умение учащихся применять усвоенную информацию на практике. Учебное задание №4 Учебная задача для учителя: проверить умение учащихся применять усвоенную информацию о понятиях «Материнская любовь», «Мать и счастье», «Мать – творец человека». Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания о понятиях «Материнская любовь», «Мать и счастье», «Мать – творец человека». Организация работы детей: фронтальная (беседа учителя с учащимися), парная (импровизация ситуаций). Формы и организация контроля за работой: наблюдение за выполнением работы учащимися. Подведение результатов работы: рефлексивные вопросы. Учитель: Сейчас я предлагаю вам поиграть и прочувствовать на себе то, что чувствуют наши мамы, когда мы позволяем себе выражать свои эмоции неправильно. Некоторые из вас будут учувствовать в сценке, а кто-то будет делать выводы. 1 ситуация: Мне нужен один мальчик и мама. Задача мальчика пообещать маме, что он вернется домой в 6 вечера, а прийти в 7. Задача мамы – показать чувства, которые она испытала после того, как сын не сдержал обещания. Вывод: необходимо сдерживать обещания и вспоминать золотое правило нравственности, которое может стать основной для прочных и дружественных взаимоотношений, кроме того, нужно уметь прощать, ведь это одно из главных показателей того, что нам дорог человек. 2 ситуация: Мне нужна одна девочка и мама. Задача девочки устроить истерику в магазине, потому что мама не покупает ей платье, задача мамы – объяснить, что сейчас у них нет денег приобрести его, показать свои чувства. Вывод: необходимо относится с пониманием к финансовым проблемам семьи, ведь материальные ценности не являются показателем нашего счастья и достатка. Таким показателем является наша душа, которая умеет понимать и принимать жизненные трудности, не обижая других людей. 3 ситуация: Мне нужен один мальчик и мама. Задача мальчика игнорировать звонки мамы, гуляя с друзьями. Задача мамы – показать переживания и чувства, которые она испытывает, когда ее любимый сын игнорирует ее. Вывод: не смотря на то, заняты мы или нет, необходимо отвечать на звонки и сообщения родной мамы, ведь это может быть очень важный звонок, который может повлиять на дальнейшую жизнь каждого из участников. Дорогие участники мамы, скажите пожалуйста, какие эмоции и чувства вы испытывали? Дорогие участники дети, какой урок вы вынесли из этих ситуаций? |
5. Закрепление | Первичное закрепление темы. Цель: Закрепить знания учащихся о понятиях «Материнская любовь», «Мать и счастье», «Мать – творец человека». Учебное задание №5 Учебная задача для учителя: Закрепить полученную информацию о понятиях «Материнская любовь», «Мать и счастье», «Мать – творец человека». Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания о понятиях «Материнская любовь», «Мать и счастье», «Мать – творец человека». Организация работы детей: фронтальная (беседа учителя с учащимися), индивидуальная (каждый работает сам). Формы и организация контроля за работой: наблюдение за выполнением работы учащимися. Учитель: Вот мы с вами и выяснили, что значит относится правильно к своей любимой маме, как правильно выражать свои эмоции, чтобы на задеть чувства дорогого нам человека. Все вы знаете о празднике, который посвящен маме. Как он называется? Учащиеся: День матери, 9 мая. Учитель: Совершенно верно. Мы должны с вами знать, что делать подарки можно не только на праздники, но и просто так, чтобы поднялось настроение. Предлагаю вам написать письмо своей маме, в котором вы бы признались в своих чувствах. Пример оформления письма находится на ваших партах. |
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы. Учебное задание №6 Учебная задача для учителя: Закрепить полученную информацию о понятиях «Материнская любовь», «Мать и счастье», «Мать – творец человека». Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания о понятиях «Материнская любовь», «Мать и счастье», «Мать – творец человека». Организация работы детей: фронтальная (беседа учителя с учащимися), индивидуальная (каждый работает сам). Формы и организация контроля за работой: наблюдение за выполнением работы учащимися. Подведение результатов работы: рефлексивные вопросы. Учащиеся пишут письмо. Писали ли вы письма мамам раньше? Какие подарки вы любите дарить своим мамам? |
6. Рефлексия | Рефлексия учебной деятельности. Учитель: Ребята, если кто-то готов прочесть свое письмо, поднимите руку. Предлагаю вам подвести итоги урока и ответить на самые важные вопросы: Достигли ли мы цели, которую ставили перед собой? Какое задание у вас вызвало наибольшую трудность, а какое задание было выполнять легко? Какие понятия мы с вами сегодня повторили? |