Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему «Проповедь Христа» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 19 October 2021
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Теликовка Духовницкого района Саратовской области»







ОРКСЭ.

Модуль ОПК.


t1634649316aa.gif







Работу выполнила

учитель ОРКСЭ

Курякина Галина Федоровна.














2020

Технологическая карта урока

«Основы религиозных культур и светской этики» / ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры» / ОПК

4 класс


Учитель:

Курякина Галина Федоровна

Тема урока:

Проповедь Христа

Тип и вид урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-беседа

Образовательные ресурсы:

1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018

2. Обернихина Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016

3. Обернихина Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику Кураева А.В. Основы православной культуры / под ред. Данилюка А.Я. – М.: Просвещение, 2016

4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику Кураева А.В. – ЗАО «Образование-Медиа», ОАО «Издательство “Просвещение», 2012

5. "Свѣточъ".Основы православной веры в презентациях: презентация (и текстовое сопровождение) к уроку ОПК № 6 (4 класс) "Проповедь Христа" по учебнику протодиакона Андрея Кураева. http://www.svetoch-opk.ru/load/prezentacii_polzovatelej/quot_svetoch_quot/urok_opk_propoved_khrista/112-1-0-793

6. Методическое обеспечение экспериментальных уроков
по Основам православной культуры для 4-5 классов.
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/6


План урока:

I этап. Вводный (мотивационно-организационный) этап

Заверши фразы

Тест (электронное приложение): распределите словосочетания на две группы

Запись темы урока в тетради.

II этап. Основной (информационно - аналитический)

1. Подготовка к восприятию нового материала: рубрика «Вы узнаете?»

- Что вы уже знаете об учении Христа? Нагорной проповеди?

- Как вы думаете, какое сокровище нельзя украсть?

2. Работа в группах. Поиск информации для ответа на вопросы:

- Чему учил Христос?

Задание. Выберите утверждения, с которыми вы согласны.

Объясните свою позицию.

- Какое сокровище нельзя украсть?

Задание к песне «Житейское море». Какие мысли и чувства

испытали вы, слушая эту музыку и слова?

Задание. Выберите, какие сокровища никогда не исчезнут?

- Что такое Нагорная проповедь?

3. Работа с материалом рубрики «Это интересно»:

- Как вы поняли, почему Христос простил грехи расслабленному (парализованному)?

4. Словарная работа

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

1. Работа с иллюстративным материалом (репродукция картины Макарова И. Нагорная проповедь:

- О чем говорил Христос во время Нагорной проповеди?

- Как ты понял слова Христа: «Царство Божие внутри вас»?

- Как ты думаешь, легко ли изменить свое сердце? (поразмышляй на эту тему, свои рассуждения запиши).

2. Работа с материалами электронного приложения (рубрики: «Интерактивные модели», «Золотое слово». «Контроль»).

3. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями на тему «Проповедь Христа».

- Что узнал нового для себя на этом уроке9

- О каких отношениях между людьми ты задумался?

- Задумался ли ты о своих ошибках в отношении с окружающими? О каких

4. Информация о домашнем задании


Цели урока:

Дидактическая цель: углубление представлений учащихся о христианстве, формирование первичных представлении об учении Христа.

Образовательная: познакомить школьников с учением Христа, Его основными заветами, главным смыслом Нагорной проповеди.

Развивающая: развивать мышление детей через смысловое чтение, анализ, обобщение, рассуждение, сравнение.

Воспитательная: продолжить формирование христианского отношения детей к жизни и людям. Побудить детей к анализу собственных поступков. Ориентировать учащихся на необходимость самовоспитания, самообразования и отношений друг с другом в формате общечеловеческих нравственных ценностей.

Ожидаемые результаты урока:


Предметные.

Учащиеся углубят знания о православии и христианстве, узнают о Нагорной проповеди, о новизне отношений Бога и человека в Новом Завете - особенностях влияния христианской религии на развитие культуры человека..

Дети познакомятся с фрагментом из Библии «Как исцеляла людей любовь Христа».

Личностные.

Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях; учащиеся смогут активизировать свой интерес к культуре христианства в единстве духовных традиций многонационального народа России.

Метапредметные.

Регулятивные ууд: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самооценки, осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные ууд: смысловое чтение; умение определять понятия, строить логические рассуждения, перерабатывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные ууд: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Формы и методы обучения:

Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа в парах с источниками информации, работа с текстом, проблемное задание.


Основное содержание темы, понятия, термины

Нагорная проповедь. Завет Христа. Слова Христа о мести, о богатстве.

Проповедь, благотворить, духовные сокровища, вера, благословляет.


Организационная структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

(учебные задачи для организации образовательного процесса)

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных

действий)

I этап. Вводный (мотивационно-организационный) этап


1. Организация деятельности учащихся.


Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Дети встают, приветствую учителя.

- Здравствуйте, давайте глубоко вздохнем все вместе;

- глубоко выдохнем;

- поймаем глаза друг друга;

- улыбнемся;

- поймаем тишину, сядем и начнем.


Уметь слушать и понимать других.

Формировать положительное отношение к процессу познания



2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания – задания к учащимся:

Заверши фразы (можно выписать из учебника):

Христианин - это . . .

(человек, который принял учение Иисуса Христа)

В состав Библии входят . . .

(Священное Писание Ветхого Завета - 50 книг и Священное Писание Нового Завета - 4 Евангелия, книги учеников Христа-27 книг)


Тест (электронное приложение ): распределите словосочетания на две группы . . .(События Ветхого Завета - великий потоп, дарование людям закона Моисеева, Грехопадение, сотворение мира.

События Нового Завета - крещение Христа в Иордане, крестная смерть Спасителя, Рождество Христово, искушение Христа в пустыне, Воскресение Христово, Нагорная проповедь).


t1634649316ab.png


Запись темы урока в тетради

(Урок 6. Проповедь Христа)


Актуализировать знания изученной темы.

Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником, выделять необходимую информацию.


Излагать результаты познавательной деятельности при выполнении творческого задания.


Структурировать полученные знания







Уметь организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформлять полученную информацию в письменной форме


II этап. Основной (информационно - аналитический)


1. Подготовка к восприятию нового материала: рубрика «Вы узнаете»

Вы узнаете

Чему учил Христос?

Что такое Нагорная проповедь?

Какое сокровище нельзя украсть?


Христиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени.


Чему учил Христос?

Как вы думаете, что означает слово «месть»?

(Месть - мести - место - удалять, возвращать на место, выметать, метать, возмещать).


То есть, вас обидели - вы «вернули» обиду, обозвали - «вернули» обидное слово, ударили - «вернули» удар… Вроде бы все справедливо. Но так ли это на самом деле?

Зло внешне отражается на наших лицах неприятным. А внутренне человек каменеет, становится все более бесчувственным.



Но откуда мы берем злые слова, чтобы кинуть их другому?

(Из собственного сердца).


А в сердце откуда зло?

(Мы растим его там сами).


Сердце подобно саду. Часто так и говорят: сердце - сад души. Что взрастим - то и получим. Если сад ухоженный, то и одаривает нас богатым. А если сад заброшенный?

(Нет урожая)


Вот также и наше сердце. Если мы следим за ним, за его действиями, то сердце становится добрым, чистым и мягким. От человека с таким сердцем исходит свет и радость. А если допускаем злу селиться в сердце, то оно становится темным, заросшим колючками и каменеет. Рядом с таким сердцем неуютно, холодно и страшно.


Как же избежать окаменелости сердца?


А вот этому и учил Иисус Христос в своих проповедях: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас».


2. Работа в группах.

1 группа.

Поиск информации для ответа на вопрос: «Как вы поняли, почему «Лучший бой - это тот бой, которого удалось избежать»? Как это соотносится с учением Христа «Завет Христа»?

(Наши обиды - это семена зла. Попадая в сердце и, не встречая сопротивления, обида, как сорняк, начинает очень быстро расти, цвести и рассеивать дальше семена зла. Поэтому все обиды нужно сразу вырывать из сердца. Сеять же в сердце надо семена любви и добра, ухаживать за ними и оберегать от сорняков зла. А для этого нам дан ум. И надо держать его в трезвости, не позволять злым чувствам овладевать нашим сердцем. А доброе чистое сердце будет просветлять и наш ум).

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Самуил Яковлевич Маршак

Задание. Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Объясните свою позицию.

- Худой мир лучше доброй ссоры (+).

- Если всех жалеть, никакого здоровья не хватит (-).

- Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать (+).


2 группа.

Поиск информации для ответа на вопрос: «Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным»?

Христос не советовал видеть цель жизни в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

«Сокровища на Небе» - это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть, потерять. Оно не испортится, не сломается…У тебя могут украсть деньги или телефон. Одежда может порваться, дом разрушится… Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим. Поэтому вещи не должны заслонять ближнего в твоем сердце - человек дороже всего на свете.

Духовные сокровища Евангелие связывает с «Небом» потому, что Бог не позволяет душе исчезнуть. Даже если тело, которым душа управляла, окончило свою жизнь, душа остается. Богатство, успех, слава - все останется в этом мире: богатство достанется другим или истлеет, слава померкнет. Но свои «нажитки» (добрые и плохие дела) душа приносит на Небо - пред лицо Бога.

Земные богатства и радость - не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесет ему радости.

Христос учил так, как никто до Него: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них! Не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы».

Тот, кто поймет эти слова как разрешение ничего не делать, не работать, не учиться, будет неправ. Просто иногда забота о своем завтрашнем дне мешает поступить по человечески уже сегодня. Мол, если я сегодня вступлюсь за слабого, то могу навлечь на себя гнев кого-то большого и сильного. Такой человек решает: чтобы мне и завтра было хорошо, я сегодняшний день проживу по присказке «моя хата с краю».

(Равнодушие)


Это ложная мудрость. Нельзя ради завтрашних страхов или надежд отказываться от исполнения своего человеческого долга сегодня.

Аудио. Песня архидиакона Романа (Тамберга) «Житейское море» в исполнении Елены и Александра Михайловых

Житейское море
Играет волнами.
В нём радость и горе
Всегда перед нами.
Никто не ручится,
Никто не узнает,
Что может случиться,
Что завтра с ним станет.
Сегодня ты весел
И жизнью доволен.
Раздолья круг тесен,
А завтра ты болен.
Богат ты сегодня,
Пируешь роскошно,
Но волю Господню
Узнать невозможно.
И, может быть, завтра
Сроднишся с сумою:
Пойдёшь ты скитаться
С горячей слезою.
А, может быть, завтра
Сырая могила
Возьмёт безвозвратно
Кипучую силу.
Так в море житейском
Волна за волною
Сменяются резко
Под нашей ладьёю.
Наш компас – над нами,
Впери в Небо очи.
И с бурей, с волнами
Борись среди ночи.

Житейское море
Играет волнами.
В нём радость и горе
Всегда перед нами.
Какие мысли и чувства испытали вы, слушая эту музыку и слова?


Задание. Выберите, какие сокровища никогда

не исчезнут:

слава, вера (+), богатство, красота, милосердие (+), знания, здоровье, успех, скромность (+), сила.

3 группа.

Поиск информации для ответа на вопрос: «В чем новизна отношений Бога и человека в Новом Завете?»


Слова были произнесены Христом в Нагорной проповеди. Однажды Христос взошел на небольшую гору (близ Капернаума в Галилее), чтобы пришедшие к Нему люди могли бы лучше расслышать Его голос. Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.

Но Христос говорил людям не только о том, как они должны относиться друг ко другу. Еще Он говорил об отношениях Бога и людей. Каждого человека Он призывал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумом твоим».

Он говорил о том, что, полюбив Бога, душа может сродниться с Ним уже здесь, на земле: «Царство Божие внутри вас». Христос даровал людям радостное переживание Бога. Благодать, Дух Святой в Евангелии назван Утешителем, то есть тем, кто несет утешение и радость даже в беде. Утешитель, по слову Христа, «пребудет с вами вовек», то есть и во время жизни апостолов и во все последующие века земной истории, но, кроме того, и за ее пределом, то есть в Божественной вечности. Этого Утешителя «мир не видит и не знает; а вы знаете Его, ибо Он в вас будет». Речь идет не о книге или посылке, а о внутренней перемене в человеке. Если она произошла, то, по слову Христа, смерть, коснувшись тела, не коснется души: «Верующий в Меня не увидит смерти во век».


3. Работа с материалом рубрики «Это интересно»:

- Как вы поняли, почему Христос простил грехи расслабленному (парализованному)?

(Из Библии.

Как исцеляла людей любовь Христа)

Однажды, когда Христос учил людей, принесли к Нему парализованного («расслабленного») человека. Но дом, где учил Христос, был переполнен слушателями. И даже снаружи, у окон и двери стояло столько народа, что пронести носилки с больным было невозможно. Тогда родственники расслабленного залезли на крышу дома, разобрали кровлю, а в отверстие спустили носилки прямо к ногам Христа. И Он, видя такую их веру, сказал расслабленному: «дитя, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

И тогда ранее неподвижный человек встал, взял носилки, на которых лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.


4. Словарная работа:

проповедь - нравственное и религиозное наставление, призыв к изменению

жизни;

благотворить - оказывать помощь неимущему, творить благо, делать добро;

духовные сокровища - хорошие качества человека, добро, что он таит в

сердце и отдает людям. То, что душа приносит пред лицо Бога;

вера - доверие человеческого ума к Божественной истине. Отношение

человека к собственным жизненным силам;

благословляет - осенять, давать добро, благодарить, одобрять, напутствовать,

дозволять. Совершать обрядовое действо - крестное знамение, сопровождающееся произнесением слов молитвы, просящих Бога оказать покровительство или помощь кому-либо в новых жизненных обстоятельствах или в каком-либо важном, трудном деле.

Формулировать познавательную

проблему и планировать способы её решения.





Привлекать предметные знания.

Определять значение слов








Устанавливать причинно-

следственные связи






















На основе анализа текста «О мести», «Завет Христа» аргументировать вывод.

Приводить примеры для подтверждения вывода.

Высказывать суждения за и против.





Участвовать в обсуждении проблемы.

Мотивировать бережное отношение к духовным ценностям






На основе анализа текста «О богатстве», аргументировать вывод.












Выделять и кратко формулировать основные

обобщения по тексту учебника







































Использовать для аргументации сведения, представленные в разных знаковых системах (текст, музыка).


Аргументировать личностное восприятие и отношение к обсуждаемой проблеме




Участвовать в обсуждении проблемы.

Мотивировать бережное отношение к духовным ценностям




На основе анализа текста «Нагорная проповедь» аргументировать вывод.

















Использовать приёмы анализа источника при формулировании и аргументации собственных выводов и оценок












Определять содержание, информационную

ценность понятий, терминов православной культуры

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

1. Работа с иллюстративным материалом (репродукция картины Макарова И. Нагорная проповедь:

- О чем говорил Христос во время Нагорной проповеди?

- Как ты понял слова Христа: «Царство Божие внутри вас»?

- Как ты думаешь, легко ли изменить свое сердце? (поразмышляй на эту тему, свои рассуждения запиши).

- Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясни свой ответ (ОБИДА - МЕСТЬ - ЗЛО УМНОЖАЕТСЯ.

ОБИДА - ПРОЩЕНИЕ - ДОБРА СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ).

2. Работа с материалами электронного приложения:

рубрика «Интерактивные модели»:

Духовные сокровища и земные богатства

t1634649316ac.pngt1634649316ad.png



t1634649316ae.png

рубрика «Золотое слово»:

Не собирайте сокровищ на земле


t1634649316af.png







рубрика «Контроль»


t1634649316ag.png


t1634649316ah.png


t1634649316ai.png


t1634649316aj.png


3. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями на тему «Проповедь Христа».

- Что узнал нового для себя на этом уроке?

- О каких отношениях между людьми ты задумался?

- Задумался ли ты о своих ошибках в отношении с окружающими? О каких?


4. Информация о домашнем задании:

- прочитайте в учебнике урок 6;

- расскажите членам семьи и друзьям о Нагорной проповеди;

- задайте им вопросы из учебника (с. 32). Если они затрудняются ответить,

помогите им (самостоятельно или прочитайте текст из учебника).

- подготовьте письменный ответ на вопрос: «Что завещал Христос людям?»


Использовать для аргументации сведения, представленные в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема).











Выявлять особенности духовных сокровищ и земного богатства


























Выражать личностное отношение к духовному, нравственному учению Христа о богатстве





























Применять приёмы самоанализа

своей познавательной деятельности, выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать

результаты

























Применять приёмы самоанализа

своей познавательной деятельности, выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать

результаты

























Применять приёмы самоанализа

своей познавательной деятельности, выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать

результаты

























Применять приёмы самоанализа

своей познавательной деятельности, выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать

результаты






































Определять свое эмоциональное состояние на уроке




Формировать положительное отношение к процессу познания.

Оценивать и планировать для

себя задачи и результаты познавательной

деятельности





Чтобы закончить урок на положительной ноте прочитаем «ГИМН ЛЮБВИ» апостола Павла (Первое послание к Коринфянам, глава 13)

Если я любви не имею, то я - медь звенящая. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Достигайте любви.


Формировать личностное отношение к духовным, нравственным ценностям





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.