12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Демидович Елена Васильевна34

Технологическая карта урока

Ознакомления с окружающим миром 3 класс.

Тема: «Святость отцовства и материнства»

Пояснительная записка.

Педагог: Демидович Елена Васильевна

Учитель начальных классов МБОУ «Осиновская СОШ»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Святость отцовства и материнства».

Данная тема изучается в 3 классе во втором полугодии. Урок  №40  по календарно-тематическому плану, включён в раздел предмета окружающий мир «Дом как мир». УМК «Перспектива». Авторы А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Сценарий урока представлен в виде технологической карты.

Урок организован по принципам системно-деятельностного подхода.

Этапы урока соответствуют данному типу урока.

Технология построения урока: проблемно - диалогическая.

На уроке использованы  индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации деятельности обучающихся.

Детям предоставлена возможность развития навыков самоконтроля.

Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. При данном подходе обучающиеся усваивают новые знания в процессе собственной деятельности.

Цели урока: дать представление о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражённых в народных сказках, пословицах, старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием в младенчестве, с наречением имени; представление о почтении к родителям как о нравственной норме всех народов России и мира.

Планируемые результаты:

Познавательные: обще учебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; контролирование и оценивание процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике;

Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; стремятся к успешной учебной деятельности.

Основные понятия: Семья, любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность, лад;

Оборудование: Учебник - Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Перспектива. «Просвещение» 2013; Рабочая тетрадь, презентация ( Microsoft Power Point 2010)

Краткая характеристика класса.

Всего в классе 3учащихся. Из них 1 мальчик, 2 девочки. По уровню воспитанности и обученности дети разные, социальный статус также различается. Один - обучается по программе 7 вида, один – отличник, один имеет 2 тройки по результатам четверти. Отношения между детьми доброжелательные. Успешно работают в группе. Добывают информацию из учебника, обсуждают, формулируют вывод. Характеризуют ответы одноклассников. Самооценка соответствует действительности. С удовольствием выполняют практическую работу – изготовление куклы-«пеленашки» (как девочки, так и мальчик).Радуются результату, предлагают свои элементы украшения куклы.

Анализ результатов урока.

Все цели и задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты. Все дети были вовлечены в учебный процесс. С интересом находили в учебнике нужную информацию, узнали много нового о традициях своих предков, испытали много положительных эмоций, имели возможность оценить себя, своих товарищей. Изготовили куклу, спели колыбельную, сформулировали добрые пожелания младенцу, прочитали молитву матери. Представили себя в роли родителей. К концу урока все ощущали себя успешными, даже если в начале, что-то не получалось. Мало того, это ощущение повторилось дома, когда показывали свою работу родителям.

 

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты (УУД)

Деятельность

учителя

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

-Сядем все за парты дружно,

Будем думать. Рассуждать

И читать не позабудем,

Чтоб общительными стать.

- Упражнение «Приветствие». Держа друг друга за руки, назвать имя соседа по парте ласково (Сашенька, Ванечка, и т. д.). Сосед благодарит и, в свою очередь, называет его ласковым именем

Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

Настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Настраивает ребят н

а урок. Проверяет

готовность к уроку.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы.

4 мин.

Актуализация опорных знаний:

1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, сегодня мы приступим к изучению новой темы. Но прежде, я предлагаю вам вспомнить то, что вы изучили на прошлых уроках.

- Как торжественно называют мужа и жену?

- Как проходит свадьба по обычаям нашего края?

- Какие качества мужа и жены ценят?

- Какие осуждают?

- Что значит старинный обычай, согласно которому жених дарил невесте лапти?

 

Отвечать на вопросы учителя.

Оценивать свои знания.

Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме.

Задает вопросы,

оценивает зна

ния обучающих

ся.

Проверка домашнего задания

Словесный: ответы учеников.

5 мин.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Задание 1 (с..18)

-Что интересного узнали о свадебном костюме?

Задание 4 (с.19).

-Какой подарок смастерили вы? Почему именно такой?

- Какие пожелания написали на открытке?

- Ребята, не забывайте, оценивать выступления своих одноклассников.

3. Кроссворд (На доске)

- Ребята, давайте вместе разгадаем кроссворд. Отгадавший вставляет слово в кроссворд)

1. Мама мужа для жены (Свекровь).

2. Мамина сестра для тебя (Тётя).

3. Жених после свадьбы (Муж).

4. Брат мужа (Деверь).

5. Сестра жены для её мужа (Свояченица).

Слушать выступления.

Оценивать выступления.

Разгадывать кроссворд.

Коммуникативные - уметь слушать и слышать, четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Развивать логическое мышление

Задает вопросы,

Слушает ответы,

Оценивает.

Направляет рабо

ту обучающихся.

Самоопределение к деятельности, постановка целей и задач урока.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником, со спец тетрадью, с кластером;

работа в группах.

10 мин.

- Прочитайте ключевое слово в кроссворде. (Семья)

-Почему свадьбу называют рождением для новой жизни?

-Действительно, рождается новая семья, в ней появляются дети.

- Вы уже, наверное, догадались, о чём мы будем говорить на нашем уроке?

- Прочитайте тему урока на слайде.

- А сейчас, ребята, составим кластер к слову семья, на доске.

- Чем бы вы хотели заняться сегодня на уроке, о чем узнать и поговорить?

- Выберите одного представителя от группы, и поделитесь своим вариантом ответа.

Сегодня мы будем говорить о традициях народов, связанных с рождением ребёнка.

- Прочитайте текст учебника на странице 36-37 и найдите ответы на следующие вопросы:

1) Почему рождение ребёнка сравнивали с приходом весны?

На свет появляется ребенок: маленький беззащитный. Никто не знает какой будет его жизнь. Но всем хочется защитить его от невзгод, сделать все, чтобы его жизнь сложилась удачно. И поэтому появляется много обрядов, которые призваны сделать жизнь ребенка счастливой.

- Прочитайте 2-й абзац текста.

2) Какие обряды выполнялись после рождения ребёнка? С какой целью?

Мать и отец делали все, чтобы малышу было безопасно и уютно в этом мире. Ребенок вырастал и оказывал родителям свое почтение.

-Как понимаете библейскую заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…»?

- Обратите внимание на ряд фотографий на странице 36 в учебнике. Что их объединяет?

- Всмотритесь в лица родителей.

- Какие чувства они выражают? Обоснуйте свой ответ.

- Что можно сказать о детях, изображённых на этих фотографиях? Почему?

- И родители и дети на этих фотографиях, счастливы.

- Прочитайте пословицы разных народов об отношении детей к родителям. С. 37.

«Смехом, срамом и бесчестием роду» называли наши предки тех, кто не уважал родителей, пренебрегал заботой о них. Непокорность детей матери строго осуждалась. За обиду, ругань отца или матери налагалась эпитимья (церковное наказание) на пятнадцать дней. «Согрешившим злосердием к родителям» поучительная литература угрожала суровым возмездием: «…аще кто злословит родители свои – проклят есть от бога и от людей», «…аще же кто бьет матерь – от церкви да отлучится и лютою смертию да умрет». Послушание родителям предписывалось и церковными правилами, и законами. А родители делали все, чтобы это послушание шло на благо ребенку.

Слушать учителя, рассуждать.

Высказывают предположения. Составляют кластер в группе, затем на доске.

Формулируют цели и задачи урока.

Отвечать на вопросы учителя.

Работают в группах.

.Отвечают на вопросы учителя.

Читают учебник.

Ищут ответы на вопросы, в тексте учебника, обсуждают в группах. Рассуждают.

Рассматривают фотографии.

Формулируют свою точку зрения.

Выполнять упражнение в спец тетради на печатной основе.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные -

воспринимать речь учителя; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы;

строить речевые высказывания в устной форме; выполнять задания учителя.

Индивидуальная работа с обучающимися

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились.

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Следит за дисциплиной,

правильностью выполнения

упражнений.

Выполняет упражнения сам.

Продолжение работы по теме урока.

Словесный: работа в парах, слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником, с пословицами;

работа в парах; просмотр мультфильма.

Рефлексия

1. Беседа.

2.Практичес-кая работа. (Изготовление куклы-пеленашки) работа в группах.

15 мин.

5 мин.

- Давайте прочитаем текст на страничке 38 - 39, по цепочке.

- Обсудите прочитанный текст в парах. Каким «Чудным кушаньем» угощали отца с матерью, а затем и всех гостей после крещения ребенка.

Сразу после рождения ребенка договаривались о его крещении. Считали, что некрещеный ребенок не защищен от нечистой силы.

Крещение было большим событием.

После крещения ребенка устраивали большой пир. В конце застолья угощали кашей.

- Чем необычна эта каша? (Ответы детей.)

- О чем говорил такой обычай? (Ответы детей.)

- Старайтесь поступать так, чтобы вашим родителям доставалось больше не соли, а мёда родительского счастья! Тогда вы и сами будете намного счастливее!

- Вернемся к нашему кластеру. Все ли пункты мы обсудили? Что ускользнуло от нашего внимания?

-Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки светофор)

-Какое задание показалось трудным?

-Кому нужна помощь учителя?

- Какое задание показалось легким. Интересным? (Высказываются дети).

 

- Какую цель преследовали все обряды, связанные с рождением ребенка?

-Ещё один старинный обычай – изготовление оберега для младенца. Им была пеленальная кукла.

Для новорожденных мать делала куклу- пеленашку. (Рассмотреть картинки) Она шила куклу перед рождением ребенка, с молитвами.

Прочитайте какую молитву могла произносить мать. (Слайд)

С добрыми мыслями о будущем дитятке.

- Ребята, а что вы можете пожелать младенцу? (Ответы детей)

Ткани для изготовления были родные – от сарафана матери. Рубахи отца. Деда. Куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом малышу. После крещения куклу убирали из колыбели и хранили её наравне с крестильной рубахой.

- Задание 2 (с. 20) в рабочей тетради.

(Изготовление куклы по схеме)

Рассмотрите схему, составьте план изготовления оберега.

- Представление своей работы.( Можно спеть колыбельную песню, а можно сказать добрые пожелания младенцу.)

- Как вы думаете, мама любит своих детей, не смотря на все шалости?

- А как должны вести себя дети? Как ведёте себя вы?

- Молодцы!

Выставка работ.

Выбирают и обобщают нужную информацию из учебника.

Слушать учителя.

Называть пословицы.

Читают и объясняют смысл пословиц на доске.

Читают текст учебника.

Обсуждают текст в парах.

Слушают учителя.

Формулируют ответы.

Уберечь ребенка от нечистой силы.

Пожелания здоровья, счастья, и т. д.

Проговаривают правила работы в группах.

Работа в группах.

Читают схему, составляют план работы, готовят рабочее место, изготавливают куклу.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать другого.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы;

строить речевые высказывания в устной форме; выполнять задания учителя;

Коммуникативные-работа в группе. Умение договариваться, помогать друг другу, делиться материалами.

Руководит процеc

сом, следит за бе

зопасностью, по

могает детям (е

сли есть необхо

димость).

Итог урока.

Словесный: ответы на вопросы; обобщение.

2 мин.

- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали? Давайте вспомним:

- Почему рождение ребёнка в народе сравнивают с приходом весны?

- Каким было первое купанье младенца?

- Что было первой одеждой у мальчика и девочки сразу после появления на свет?

- Как выражались пожелания добра и счастья при первом укладывании младенца в постельку?

- Какую древнюю мысль подтверждают пословицы разных народов об отце и матери?

Анализируют проделанную работу.

Делают выводы.

Регулятивные -выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

 

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Учебник стр. 36-39 читать. Спец тетрадь стр. 21 номер 3,4.

Записывают Д/З.

   

Рефлексия.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «светофор»

- Покажите смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

Оценивают свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную работу.

 

Рецензия на урок учителя начальных классов

МБОУ «Осиновская СОШ» Демидович Елены Васильевны

Урок Ознакомления с окружающим миром в 3 классе по теме «Святость отцовства и материнства».

Цели урока поставлены правильно. Части урока взаимосвязаны. Этапы

урока, учебный материал соответствуют типу урока. Правильно проведена

актуализация опорных знаний и умений, использовались различные формы работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых. На уроке обучающиеся раскрывают определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Учителем учтены новые требования к современному уроку по ФГОС.

Компетентно при изучении нового материала используется технология

проблемного диалога, открытие нового знания с учащимися организовано в

парах. При работе в парах учащиеся получали необходимую им помощь.

Для активизации и мотивации мыслительной деятельности

использованы различные приемы и средства. В рефлексии урока оценивают

настроение. Осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на основе диагностики и их реальных учебных достижений.

Урок соответствует поставленным целям. На уроке создан психологический комфорт: доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающим. Педагог поощрял детей, тем самым создавая благоприятную обстановку в классе. Учитель сумел мотивировать детей на продуктивную деятельность. Создавал условия для проявления самостоятельности учащихся. Елена Васильевна рационально использовала средства обучения: презентацию, тетрадь на печатной основе, классную доску, учебники, пособия. Учитель четкое следовал замыслу урока и гибко перестраивал его ход при изменении учебной ситуации.

Урок соответствует поставленным целям и заслуживает очень хорошей оценки.

Завуч

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.