Технологическая карта урока биологии в 7 классе на тему «Класс Птицы»

4
0
Материал опубликован 9 April 2021 в группе

Автор: Созонова Екатерина Ивановна Технологическая карта урока по биологии.

Учитель биологии МБОУ СОШ №4

7 класс.

ТЕМА КУРСА: «КЛАСС ПТИЦЫ»

ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»


Тип урока: Контрольно-обобщающий.

По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений;

По этапу формирования навыка: итоговый урок.

По способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: урок коллективного способа обучения.

По используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: урок-игра.

По типу межпредметных связей: медиаурок.

По способу организации деятельности: индивидуальный;

По ведущему методу обучения: проблемно - поисковый.

Вид урока: Урок - путешествие.

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Птицы»

Формирование универсальных учебных действий:

познавательные:

-умения применять имеющиеся знания в определенной ситуации,

-структурирование знаний из личного опыта,

-формирование интеллектуальных умений (рассуждение, сравнение, умение делать выводы).

коммуникативные:

-готовность получать необходимую информацию,

-отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении,

-выдвигать гипотезу, доказательства.

-умение планировать совместную деятельность.

регулятивные:

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

-владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление   основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

личностные:

Создание условий для:

-конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

-повышения самомотивации учебной деятельности ;

-развития способности к оказанию самому себе помощи и поддержки в ситуациях затруднения;

-использование здоровьесберегающей среды через создание условий для релаксации (физкультминутка);

-духовно-нравственное воспитание детей посредством формирования интереса к изучению биологии и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

предметные:  обучающиеся должны знать: особенности строения птиц, их многообразие, среду обитания, экологические особенности, отличать птиц разных систематических и экологических групп и понимать роль и место изученных птиц в природе.

метапредметные: сравнивать и сопоставлять птиц, обобщать и выявлять признаки сходства и различия птиц, работать с

дополнительными источниками информации.

личностные:

способствовать воспитанию самостоятельности, дисциплинированности; формировать ответственное отношение к работе; воспитание у детей любви к природе.

Задачи:

образовательные:

Закрепить знания о животных, представителях класса «ПТИЦЫ»;

Повторить основные вопросы данной темы:

А) Характеристика класса «ПТИЦЫ».

Б) Внешнее и внутренне строение птиц, отражающие их приспособленность к полету.

В) Значение и многообразие птиц.

Выявить уровень усвоения знаний по данной теме и оценить его;

Воспитательные:

Воспитание умения уважительно относится к ответам своих одноклассников, сопереживать им;

Воспитание культуры поведения в природе и бережного отношения к ней;

Развивающие:

Развитие интереса к предмету, через применение занимательных форм и методов обучения;

Развитие устной речи обучающихся, читательской наблюдательности, образного мышления и творческого воображения;

Оборудование:

ТСО: мультимедиа аппаратура;

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Наглядные средства обучения: таблицы, фотографии и рисунки и с изображением птиц (оформление классной доски)

Учебно-методический комплекс:  учебник «Биология», 7 класс - Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.;

фотографии и литература о птицах для выставки, тесты и карточки – схемы для письменной работы в тетради , карта «Распространение птиц в природе».

Приемы деятельности учителя: Беседа, организация опроса по теме, оценивание ответов обучающихся, организация работы у доски с рисунками, фотографиями и схемами и с раздаточным материалом.

Деятельность учащихся: Устные ответы обучающихся, решение занимательных задач, сравнение признаков объекта, обсуждение ответа товарища, определение соответствий между названием объекта и его признаком, решение тестовых заданий.

Личностная значимость изучаемого для ученика: Формирование чувства успеха, удовлетворения собой от того, что многое узнал об окружающей среде.

Концепция урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о представителях класса «ПТИЦЫ». Показать, что самые разнообразные животные на Земле, относятся к данному классу. Все животные класса «ПТИЦЫ»- многообразны и отличаются друг от друга по ряду признаков.

Педагогические технологии:

Информационно – коммуникационная технология (мультимедийное оборудование);

Игровая технология (урок-путешествие);

Технология проблемного обучения (выполнение заданий по станциям, постановка задачи – нахождение путей решения – решение проблемы (задания);

Технологии уровневой дифференциации  (дифференцированное индивидуальное задание (на выбор) – станция №3 «Схематическая»).

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности соответствуют программе)

4) Физкультминутка.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

УЭ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УДД

Форма контроля

1.

Организационный этап. (2 мин.)

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

«Внимание! Внимание!

Приближается дружок,

Время общих приключений-

Наш занимательный урок!

В мир радости и увлечений

Я приглашаю, дети Вас.

Наш увлекательный урок

Начинаем мы сейчас!

(1 слайд презентации )

«Каждому путешественнику необходима удача в пути. Мы начнем наш путь с коробочки пожеланий, посмотрим, какие пожелания она нам приготовила?»

(2 слайд презентации )

Настраиваются на работу на уроке. Осуществляют проверку готовности к уроку.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Слушают учителя.

Настраиваются на урок.


2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (2 мин) Постановка учебных задач. Обеспечивает мотивацию активного участия в путешествии.

«Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. На предыдущих уроках мы изучили тему «Класс Птицы». А сегодня вы покажите свои знания, как усвоили материал данной темы. Мы совершим небольшое, увлекательное путешествие по океану знаний в мир птиц. В пути вас ждут неожиданности и приключения, вам предстоит выполнить несколько интересных заданий, прежде чем мы достигнем конечной цели нашего путешествия и в ходе которого сделаем много новых открытий, узнаем много полезной информации, которая пригодится вам для дальнейшего изучения и понимания тем курса « Биология животных».

Во время пути необходимо выполнять 3 основных правила. Как вы думаете какие?

(3 слайд презентации)

За урок у Вас будет возможность получить 2 оценки: за устные ответы и письменные задания.

За правильные ответы вы будите получать жетоны, чем больше жетонов наберёте, тем выше будет ваша оценка за устную работу».

Участвуют в формировании задач урока. Отвечают на вопросы учителя. Какие правила нужно соблюдать в путешествии:


Хорошо себя вести.

Активно работать.

Уважительно относится к ответам своих одноклассников.


Фиксируют проблему. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.


3.



















































Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений. (33 мин) Выявляет знания, умения и навыки у обучающихся, приобретенных в ходе изучения темы «Класс Птицы». Создает проблемные ситуации, рассказывает, задает вопросы. Наблюдает деятельность обучающихся.

«А теперь в путь, вот наше первое задание…

1.Станция : «Птица знаний. ( 7 мин)

(4 и 5 слайды презентации)

Вопросы:

1) Какая температура тела у птиц?

2) Зачем птице нужны воздушные мешки?

3) Зачем птицам нужен в скелете – киль?

4) Каково строение сердца птиц (кратко)?

5) Сколько известно современных видов птиц?

6) Каких птенцов называют гнездовыми и почему?

7) Каких птенцов называют птенцовыми и почему?

8)Каких оседлых птиц вы знаете ?

9) Каких перелетных птиц вы знаете?

10)Назовите основные надотряды птиц?

2 станция: «Определительная». (7 мин)

«Из предложенного перечня признаков птиц выберите только те, которые отражают приспособленность птиц к полету».

Сухая кожа лишенная желез.

Воздушные мешки.

Железистый желудок.

Полые кости скелета.

Отсутствие зубов.

Компактное, яйцеобразное туловище.

Цветовое зрение.

Хорошо развитый мозжечок.

Откладывание яиц.

Наличие в скелете киля.

Хорошо развитые грудные мышцы.

(6 слайд презентации)

3 станция: «Схематическая». (6 мин)

Осуществляет дифференцированный подход. Предлагает обучающимся схемы различного уровня сложности. Демонстрирует на слайде названия схем. Разрешает открыть карточки к станции №3 с перечисленными на них признаками к схемам.

«Ребята, выберите название одной схемы № 1,2 или 3 на свое усмотрение. Из предложенного списка карточек с перечнем терминов составьте схему, отражающую связь между ними».

Названия схем:

1)Отделы скелета.

2)Экологические группы птиц.

3)Многообразие птиц.

Термины:

1) передняя конечность, задняя конечность, плечо, цевка, предплечье, бедро, лопатки, вилочка ключиц, фаланги пальцев, таз, голень,.

2) по месту обитания, по способу питания, по местам гнездования, зерноядные, норники, открытых пространств, хищные, чомга, водоплавающие, дуплогнездники, клест, страус, орел, ласточки.

3) Страусовые, Типичные птицы, Пингвины, черный стриж, полярная сова, страус эму, африканский страус, королевский пингвин , пингвин адели, Класс Птицы.

(7 и 8 слайды презентации)

4 станция: «Живые синонимы» (6 мин)

Учитель: – «Вспомните, как и о ком говорят у нас в народе, ассоциируя человека с определенной птицей».

Фраза:

Могучий как …

Вольный как …

Вороватый как …

Важный как …

Взгляд хищный как …

Зоркий как …

Болтать как …

Надутый, как

Идёт плавно, красиво, как

Поет как, …

Трещит , как …

Долбит, как…

Названия птиц:

Орел

Птица

Сорока

Гусь

У ястреба

Сокол

Сорока

Индюк

Лебедушка

Соловей

Сорока

Дятел

(9 слайд презентации)


7 станция: «Тестовая». (7 мин)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Мотивирует обучающихся на положительный результат.

«Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. На последней, заключительной станции Вам всем необходимо выполнить обязательное задание – тест. На ваших партах находятся карточки, внимательно прочитайте вопросы теста и выберите только один провальный ответ. Удачи Вам!»

Тестовые задания выполняются по вариантам.

1 вариант.

1. Какой признак сближает птиц с рептилиями:

А) теплокровность Б) перьевой покров В) способ размножения

2. Сколько камер в сердце птиц:

А) 4 Б) 3 В) 2

3. Цевка это часть:

А) верхней конечности Б) нижней конечности

В) грудной клетки

4. Есть ли у птиц кожные железы:

А) одна - копчиковая Б) есть – по всей коже

В) нет

5. Число видов птиц:

А) 10 тыс. Б) 8.6 тыс. В) 16 тыс.

6. Воздушные мешки – это часть системы:

А) дыхательной Б) кровеносной

В) пищеварительной.

2 вариант.

1.Какой признак сближает птиц с рептилиями:

А) теплокровность Б) сухая кожа В) количество камер в сердце

2. Наука о птицах - это:

А) орнитология Б) птицеводство В) зоология

3.Частичное переваривание пищи у птиц начинается в:

А) железистом желудке Б) зобе В) мускульном желудке

4.Есть ли у птиц кожные железы:

В) нет

5.Для развития яйца птиц необходима температура :

А) +37-38 Б) + 35 В) +41

6.Предком всех птиц считается :

А) птеродактиль Б) археоптерикс В) гоацины

(10 и 11 слайды презентации)










1 станция:

Обучающиеся выбирают номер задания с вопросом.

Дают свой вариант ответа и аргументируют его.

Высказывают свои предположения. Слушают друг друга.

Обучающиеся дополняют ответы отвечающих своими вариантами.







2 станция:

Обучающиеся внимательно рассматривают все перечисленные признаки на слайде.

Анализируют и делают выводы.

Выбирают правильные признаки и объясняют, как этот признак отражается на приспособленности птиц к полету.

Обучающиеся дополняют ответы отвечающих своими вариантами. Слушают друг друга.





3 станция:

Обучающиеся внимательно рассматривают названия схем-заданий на слайде.

Делают свой выбор схемы.

Обучающиеся внимательно рассматривают все перечисленные признаки - термины к схемам на своих карточках.

Анализируют признаки соответствующей схемы и делают выводы.

Соотносят признаки и составляют схему в своих тетрадях для проверочных работ.















4 станция:

Обучающиеся внимательно рассматривают все перечисленные синонимы на слайде.

Анализируют и делают выводы.

Обучающиеся называют синоним, подбирают к фразе на слайде сравнения, обозначающие названия определенной птицы.

Делятся мнениями по данному вопросу друг с другом.

Обучающиеся дополняют ответы отвечающих своими вариантами. Слушают друг друга.




















Выбирают свой вариант.

Внимательно изучают задания теста.

Анализируют, делают свой выбор ответа.

Выполняют тест в тетради для проверочных работ.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы одноклассников;

Учатся сотрудничать, используя речевые средства учатся убеждать;

Анализируют, находят причинно –следственные связи, делают выводы;

Участвуют в обсуждении содержания заданий;

Делают осознанный выбор заданий; Применяют полученные знания для выполнения заданий;

Проводят контроль за правильностью выполнения задания;

Учатся формулировать собственное мнение и позицию;












Фронтальная проверка знаний по вопросам слайда.

Задание предлагается всему классу. Ребята дают лаконичные логически правильно построенные ответы с места.





















Индивидуальная, разноуровневая.


























Фронтальная проверка знаний по вопросам слайда.





























Индивидуальная

4.

Физкультминутка. (1 мин)

Динамическая пауза.

Проводится после преодоления станции №2 на 18 минуте урока.

«Ребята, половина нашего пути уже

пройдена. Вы устали? Давайте чуть-чуть отдохнем и продолжим наше увлекательное путешествие. Отдохнем мы на станции «Физкультурной», выполним небольшие упражнения»

Двигательная гимнастика. ( упражнения : «Тянемся к небу», «Движения рук», «Поворот тела в стороны»)

Снятие телесного напряжения (упражнения : «Разминка шеи», «Разминка и расслабление рук»)

Зрительная гимнастика ( упражнения : «Массирование закрытых глаз фалангами пальцев», «Посмотри вдаль», «Посмотри на зеленый цвет»)

Обучающиеся повторяют движения за учителем.

Обучающиеся выполняют небольшой комплекс упражнений, направленный на расслабление опорно-двигательной системы тела и зрительного аппарата.


Учатся выполнять правильно динамические паузы, осознают их значимость для сохранения своего здоровья.


5.

Рефлексия ( 2 мин).

Подводит итоги урока. Выставляет оценки. Благодарит за проделанную работу. Организует оценочные высказывания учащихся; беседу, связывая результаты урока с его целями.


«Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Оцените, насколько интересен и полезен был сегодня урок лично для вас. На ваших партах есть разноцветные смайлики. Выберите тот цвет смайлика который соответствует вашему настроению и покажите мне. А теперь оцените свою работу на уроке, выберите соответствующий цвет смайлика.

(12 слайд презентации)

Вы все такие Молодцы, все станции нашего путешествия вы преодолели с успехом. Оценки за устную работу на уроке вы узнаете сегодня, а оценку за схему и тест, на следующем уроке. Наш урок мне хочется закончить, следующими словами:

Милые ребята!

Хоть хвалиться неприлично,

Но должна я вам сказать,

Что Вы можете отлично

и УЧИТЬСЯ и ИГРАТЬ!

До свидания!

Рефлексия своих действий, подводят итоги урока.

- анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели;

- анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала;

- определяют своё эмоциональное состояние на конец урока;

- осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат;


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Делятся мнениями и впечатлениями с учителем и друг с другом (что получилось, что не получилось и почему)


Индивидуальная



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.