Технологическая карта урока «Удивительный мир зеркала» (Физика, 8 класс)
Пояснительная записка к презентации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗЕРКАЛА
Трунтаевой Светланы Юрьевны
МБОУ им. Л. Н. Толстого
Тип урока: изучение нового материала.
Организационные формы и методы обучения: беседа, индивидуальный опрос, исследовательский метод, экспериментальная работа в парах.
Время проведения: май
Участники: учащиеся 8 класса
Цель: введение понятий «плоское зеркало» и «мнимое изображение», формирование умений строить изображения предметов в плоском зеркале, знакомство с особенностями изображения предмета в плоском зеркале. .
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного процесса поиска информации, определение числового значения ускорения свободного падения через практическую деятельность.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиопределение цели, функций участников, способов взаимодействия при выполнении работы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.
Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе литературных произведений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, творческого мышления.
Межпредметные связи: технология, математика.
Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, перископ самодельный, «бесконечная рамка», презентация.
Лабораторное: 2 зеркала, листы с рисунками, шахматная фигура, линейка, ластик, транспортир: на каждую парту.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся ФОУД |
Формирование УУД |
||
Организа- ционный момент |
Включение в урок: Здравствуйте, садитесь. Проверка готовности учащихся к уроку.
|
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку (наличие тетради, учебника, технических средств). |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. |
||
Постановка проблемы |
Давайте вспомним основные понятия, изученные на предыдущих уроках. Ключевое слово зашифровано в кроссворде.
Учитель: Какое ключевое слово получили? ЗЕРКАЛО. А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео фрагмент « Бесконечное зеркало» Видеофрагмент (http://www.youtube.com/watch?v=XRTLZbWcMIc) Как вы думаете, какой предмет лежит в основе данного явления? Логическое завершение этапа: формулирование темы и целей урока. Существует много легенд о зеркале. По одной из них, Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла все живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только светлая Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало по сей день входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу. |
Отвечают на вопросы кроссворда.
Просматривают видеоролик.
Формулируют тему урока
|
Познаватель ные: постановка и формулирование проблемы. Регулятивные: целеполагание. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
||
Открытие нового знания
|
Введение определения плоского зеркала Плоским зеркалом (или просто зеркало) называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет Существуют следующие виды зеркал: Учитель: Каждый из нас ежедневно смотрится в зеркало, но никто не задумывался о том, какое изображение мы в нем видим. Каковы его особенности. Рассмотрим изображение предмета в плоском зеркале. Вы все хорошо знаете, что изображение предмета в зеркале образуется за зеркалом, там, где его на самом деле нет. Такое изображение называется мнимым. И прямым, а не перевернутым. Сейчас я вам предлагаю экспериментальным способом узнать особенности изображения плоского зеркала. Работа в группах : Рассмотрение особенностей изображения, даваемого плоским зеркалом.
Учащиеся выполняют эксперимент, после чего идет обсуждение и делается вывод. Вывод: изображение в плоском зеркале всегда является: - мнимым; - прямым, т.е. не перевернутым; - равным по размеру самому предмету; - находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед ним, т.е. симметричным.
Рассмотрение построения изображения в плоском зеркале: Итак, что такое зеркало мы узнали, установили его свойства, а теперь должны научиться строить изображение в зеркале, с учетом выше указанных свойств. Работаем вместе со мной в своих тетрадях. (Учитель работает на доске, учащиеся в тетради.)
|
Самостоятельная работа учащихся с оборудованием. 1 группа: Задание: сравните расстояние от изображения до зеркала с расстоянием от предмета до зеркала. Определите, на каком расстоянии находится предмет перед зеркалом? Определите расстояние, на котором изображение находится за зеркалом? Какое это изображение ? ( прямое или обратное) Сделайте вывод. изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед ним; 2 группа: Задание: сравните размеры изображения и предмета Определите высоту предмета. Определите высоту изображения. Сделайте вывод. изображение предмета в плоском зеркале является прямым и равным по размеру самому предмету;
3 группа: используя текст, проверьте: является ли изображение предмета в плоском зеркале зеркальным. На листе бумаги напишите несколько печатных букв и прочтите их в зеркале. Напишите буквы, которые и в зеркале читаются правильно. Повторите опыты со словами. Напишите зеркальное слово на бумаге и прочтите его в зеркале. Сделайте вывод.
Совместная работа с учителем в тетрадях.
Самостоятельная работа в тетрадях (выполнение теста).
Один человек у доски выполняет задание, остальные в тетрадях
|
Познавательные: установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление признаков; синтез как составление целого из частей; Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
||
Практическая Значимость : |
Задание: На листе бумаги расположите два зеркала под углом друг к другу. Получите в них изображение шахматной фигуры. Сколько изображений получилось?( у всех получилось разное количество изображений.) Почему? А сейчас предлагаю вам выполнить опыт « Многократное отражение». Оборудование: два одинаковых зеркала, транспортир, фигура, изображение которой необходимо получить. 1.Соедините зеркала. 2.Поставьте небольшой предмет в центр транспортира. 3.Поставьте зеркала на транспортир и разверните, чтобы угол между ними был 180 градусов. (1) 4.Уменьшите угол между зеркалами до 120 градусов. (2) 5.Уменьшите угол между зеркалами до 90 градусов.(3) 6.Уменьшите угол между зеркалами до 60 градусов.(5) Формула для расчёта числа изображений, даваемых двумя плоскими зеркалами: n = (3600 – α)/α. Подумайте и ответьте на вопрос, где можно применить такое свойство зеркала? В текстильной промышленности. Если между зеркалами поместить цветной рисунок, то получим изображение в виде узоров. Сфотографировав эти узоры, можно фотографии использовать для составления орнаментов, чтобы потом их изобразить на ткани, коже, дереве. У вас на столах лежат карточки с абстрактными изображениями. Используя зеркала посмотрите, что может получится. Данную особенность плоского зеркала часто используют для торговой рекламы. Для этого в витрине между зеркалами помещается, например, один флакон духов, а создается впечатление множества таких флаконов. Сейчас очень популярны зеркальные лабиринты. Просмотр видео ролика « зеркальный лабиринт» https://www.youtube.com/watch?v=WPgMjhFgZt0
Представление самодельного перископа. (опережающее дом. Задание).
Сейчас мне хотелось бы вернуться к началу нашего урока. К просмотру видео о « Бесконечном зеркале». Вы знаете, когда я первый раз посмотрела этот видеоролик, первый вопрос который я себе задала: « Возможно ли это сделать в домашних условиях?» Рассмотрев особенности создания данного эффекта мне показалось это возможным. Реализовать данный проект согласилась одна ученица. |
Работа в парах с оборудованием. Рассуждение ребят по данному вопросу.
Выполняют опыт « Многократное отражение». Делают вывод: при уменьшении угла между зеркалами, число изображении увеличивается.
Отвечают на вопрос.
Работа в парах
Просмотр видеоролика.
Ученик представляет перископ, изготовленный своими руками. Объясняет устройство, принцип работы и области применения.
Ученик представляет презентацию по данному вопросу.
Представление проекта « Бесконечная рамка» (опережающее дом. Задание). |
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов, работа в парах. |
||
Рефлексия |
Совместная деятельность учителя и учащихся. Сегодня на уроке мы познакомились с удивительным миром зеркала. Рассмотрели особенности построения изображения в плоском зеркале и области их применимости. Рефлексия: учитель выписывает на доску 4- 5 ключевых слов. парам отводится 5 мин на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем уроке. законы отражения гладкая поверхность симметрия нереальный мир |
Составляют предложения с понятиями: законы отражения гладкая поверхность симметрия нереальный мир |
Познавательные: осуществление анализа содержания учебного материала и формулирование выводов. Коммуникативные: умение строить высказывания и воспринимать их. |
||
Подведение итогов, домашнее задание |
Анализ работы ребят. Домашнее задание: п. 64 учебника |
Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки и учета сделанных ошибок |
Информационные источники:
Громов С. В. Физика: Учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений/ С. В. Громову, Н. А. Родина. – М.: Просвещение, 2003.
Зубов В. Г., Шальнов В. П. Задачи по физике: Пособие для самообразования: Учебное руководство.– М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Колтун М. Мир физики. Издательство “Детская литература”, 1984.
Марон А. Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. М.: Дрофа, 2004.
Методика преподавания физики в 6–7 классах средней школы. Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. М., “Просвещение”, 1976.
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.– М.: Дрофа, 2007.
http://school-collection.edu.ru
презентация к уроку "Удивительный мир зеркала"
PPTX / 23.38 Мб