Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Закон Ома»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лознянская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:
«Закон Ома»
Выполнила учитель физики Анопченко И.Г.
Цели урока:
образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению материала: зависимость силы тока от напряжения на концах участка и от сопротивления проводника; закон Ома для участка цепи;
развивающие: продолжить развитие логического и критического мышления, монологической речи, формирование навыков и культуры проведения физического эксперимента; развитие творческих способностей учащихся, интереса к предмету;
воспитательные: воспитание умений работать в группе, самостоятельности, самоуправления, коммуникативных способностей.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение, навыки синтезировать и обобщать полученные знания на уроке физики; развивать логическое мышление, инициативу, поиск, самостоятельность, устную речь учащихся, приводить примеры равномерного движения в окружающем мире.
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний и оценки своей деятельности, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Личностные: формирование чувство товарищества, доброжелательности при решении задач путем организации взаимопомощи и взаимоконтроля, положительное отношение к исследовательской деятельности, интерес к новым способам познания.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная и работа в группах
Методы обучения: наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, набор из трех проволочных сопротивлений, реостат, выключатель, соединительные провода.
Раздаточный материал: бланки с тестами, инструктивные карточки для проведения самостоятельного исследования, бланки с заданием «Продолжи фразу», сигнальные карточки.
Ход урока
Этапы урока | Цель этапа урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент. | Подготовка учащихся к уроку, установление личного контакта учителя с учащимися | Учитель цитирует стих. А.С Пушкина О, сколько нам видений чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, Как удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. Любому открытию предшествует опыт. | Приветствует учащихся - На уроке мы попытаемся совершить пусть и маленькие, но самостоятельные открытия. Для этого необходимо быть настойчивыми внимательными. Работа нам предстоит большая, но интересная. Я надеюсь, что вы с ней справитесь. | Слушают учителя; записывают число в рабочую тетрадь | Личностные: психологический настрой готовности учащихся к уроку. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: учебное сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2.Актулизация знаний | Актуализировать опорные знания, организовать и направить познавательную деятельность | Проверка знаний по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление»: 1. «Я знаю» - краткая характеристика физической величины по обобщенному плану (трое учащихся работают у доски над характеристикой одной из величин. Им предлагаются карточки с различными сведениями, их задача выбрать нужные, а затем подготовить отчет) Примеры карточек: обозначение силы тока, напряжения и сопротивления, единицы этих физических величин, формулы для расчета силы тока и напряжения, приборы для измерения силы тока и напряжения и правила пользования ими, физический смысл каждой из величин («характеризует электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за одну секунду», «характеризует работу электрического поля по перемещению положительного единичного заряда», «характеризует свойства проводника: род вещества, длину проводника, площадь поперечного сечения»). 2.тестирование по теме (Приложение 1) 3.Обсуждение ответов у доски, коррекция, оценивание ответов, затем остальные учащиеся проверяют ответы по бланку ответов, вывешенному на доске, и ставят оценку за повторение (5правильных ответов – 5 и так далее). Таким образом, учащиеся получают первую оценку за знания. | Контролирует работу учащихся и регламентирует временные рамки этапов выполнения заданий | 1.Трое учащихся работают у доски над характеристикой одной из величин 2. Остальные учащиеся выполняют самостоятельную работу 3.Осуществляют контроль знаний в форме самопроверки. Выставляют себе оценку. | Личностные: умение оценить усваиваемое содержание Регулятивные: самооценка уровня усвоения материала Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь |
3. Сообщение темы урока | мотивация учащихся | Мы живем век электричества. Никто из нас не представляет свою жизнь без телевидения, компьютера, и ни один из них не может работать без тока. Рассмотрели 3 величины, которые относятся к электрическому току. - Электрический ток представ-ляет …. -Количественной характери-стикой тока является…
Это были знакомые вам знания. А теперь вопрос: « От чего зависит электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, т.е. сила тока?» Таким образом, мы пред-положили, что сила тока зависит от напряжения и сопротивления. А как? Какие зависимости между величинами вы изучали на уроках математики, и мы неоднократно встречали на уроках физики?
Сегодня на уроке ответим на два вопроса: как сила тока зависит от напряжения? как сила тока зависит от сопротивления?
| Вступительное слово Предлагает учащимся продолжить фразу, обращаясь быть внимательными. Предлагает учащимся ответить на вопрос Предлагает учащимся ответить на вопрос обобщает и формулирует два вопроса урока | Слушают продолжают фразу выдвигают предположения: электрическое поле, свойства проводника, в ходе обсуждения устанавливают, что сила тока зависит от напряжения и сопротивления сообщают о прямой и обратной пропорциональной зависимостях записывают эти вопросы, оставляя место для основного вопроса. | Личностные: принимают активное участие в познавательной деятельности Регулятивные: делают выводы Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь |
4.Изучение нового материала | Сформировать знания о зависимости силы тока от напряжения, от сопротивления, закон Ома | 1.Учащимся предлагается задание: они являются сотрудниками НИИ, в котором есть кафедры теоретической и экспериментальной физики. Организуется работу трех групп: 1 группа - теоретики, задача которых обосновать зависимость, 2-3 группы- экспериментаторы, задача которых проверить характер зависимости. ( Приложение 2) 2.учащимся предлагается представить результаты работы: теоретики, экспериментаторы. 3.Учащимя представляют закон Ома для участка цепи. Впервые к такому выводу пришел немецкий ученый, учитель физики Георг Симон Ом в 1827 году. Закон носит его имя. | Проводит инструктаж по ТБ; выдает оборудование. Контролирует, координирует работу учащихся и регламентирует временные рамки этапов выполнения заданий формулирует закон Ома, представляет учащимся математическое выражение закона | делятся на группы, получают задание, оборудование, выполняют задания, готовят отчет представляют результаты работы, оценивают работу каждого члена группы, выставляют ее в тетради записывают тему урока «Закон Ома для участка цепи», записывают формулу закона Ома, изображают «магический треугольник» и определяют, как вычислить напряжение и сопротивление, находят в учебнике в параграфе 44 на стр. 101 формулировку закона | Личностные: формировать позитив в своих действиях. Регулятивные: уметь делать проверку по завершению выполненных заданий и внести коррективы, если это необходимо. Коммуникативные: умение строить логические выводы, взаимоконтроль и взаимопомощь |
5. Первичная проверка усвоения материала | Установить осознанность усвоения нового материала) | Организуется фронтальная беседа по вопросам: -какие величины входят в закон Ома? -как сила тока зависит от напряжения на концах участка? -как сила тока зависит от сопротивления участка? - сформулируйте закон Ома? | Организует фронтальную беседу | отвечают на вопросы | Личностные: самоконтроль |
6. Закрепление | Воспроизведение и применение знаний при решении задач | «Знать физику - означает уметь решать задачи» (Энрико Ферми) Организуется работа в парах по решению задач Приложение 3 | организует решение задач | решают задачу, если время ограничено, то устно, затем сообщают решение | Личностные: смыслообразование Регулятивные: исследование задания, инициативность деятельности |
7. Итог урока | Обобщить полученные знания | Предлагается выполнить задание « Заполни пропуски» Приложение 4
Подведение итогов урока | обращает внимание на вопросы, которые сформулировали (как зависит сила тока от напряжения сопротивления) и предлагает выполнить задание выставляет оценки, учитывая оценку за знания, оценку группы и активность на уроке. | на индивидуальных листках выполняют задание оценивают работу. | Личностные: формировать позитив в своих действиях Регулятивные: уметь делать проверку по завершению выполненных заданий и внести коррективы, если это необходимо |
8. Домашнее задание | Сообщить о домашнем задании | обязательное – п. 44, упражнение 19 (1-3 по рядам) по желанию- 19 (7), составить рекламу закона Ома | Задаёт задание и инструктирует по его выполнению | Записывают д/з в дневник и задают вопросы | Личностные: самоопределение Регулятивные: самостоятельность |
9. Рефлексия | Уметь обсуждать и анализировать результаты учебной деятельности своей и всего класса. | Сегодня на уроке мы очень плодотворно поработали. Если человек своим трудолюбием и упорством достигает в чем- либо истины, то это и есть открытие. А теперь пусть каждый из вас оценит урок. На парте находятся сигнальные карточки: «Было легко и интересно», «Было трудно, но интересно», «Было трудно и не интересно». | Подводит итог урока; организует рефлексию Благодарит за работу, полезный и хороший труд. Удивляйтесь росе, Удивляйтесь цветам Удивляйтесь упругости. Удивляйтесь тому, чему люди порой Удивляться уже перестали. До свидания. | Отвечают на вопросы учителя, осуществляют самооценку урока | Личностные: умение оценить свою деятельность. Регулятивные: выделяют и осознают качества усвоение данного материала. Коммуникативные: умение оценивать свои результаты и всего класса. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Тестирование по теме «Сила тока, напряжение и сопротивление» (1 вариант) Выполните задания теста. Удачи! 1.Физическая величина, характеризующая электрическое поле, называется… А. напряжением Б. сопротивлением В .силой тока Г. зарядом 2.Укажите формулу для вычисления силы тока… А. A / q Б. A * q В. q / t Г. q * t 3.Как называется прибор для измерения напряжения и как он включается в электрическую цепь? А. амперметр, параллельно. Б. вольтметр, последовательно В. амперметр, последовательно Г. вольтметр, параллельно 4.Укажите единицы измерения сопротивления… А. Ом Б. А В. Кл Г. В 5.На какой схеме вольтметр включен в цепь правильно? А. Б. | Тестирование по теме «Сила тока, напряжение и сопротивление» (2 вариант) Выполните задания теста. Удачи! 1.Физическая величина, характеризующая электрическое поле, называется… А. напряжением Б. сопротивлением В. силой тока Г. зарядом 2.Укажите формулу для вычисления напряжения… А. A / q Б. A * q В. q / t Г. q * t 3.Как называется прибор для измерения силы тока и как он включается в электрическую цепь? А. амперметр, параллельно. Б. вольтметр, последовательно В. амперметр, последовательно Г. вольтметр, параллельно 4.Укажите единицы измерения силы тока А. Ом Б. А В. Кл Г. В 5.На какой схеме амперметр включен в цепь правильно? А. Б.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ЛИСТ-ИНСТРУКЦИЯ
Задание: исследуйте зависимость силы тока от напряжения на данном участке цепи при постоянном сопротивлении участка.
Оборудование: амперметр, вольтметр, источник тока, реостат, ключ, проволочный резистор(сопротивлением 2 Ом), соединительные провода.
Рекомендации по выполнению задания:
1.Повторите правила включения в цепь амперметра и вольтметра.
2.Прочитайте внимательно рекомендации, подготовьте листы для записи результатов:
-схема электрической цепи,
-таблица результатов,
-график зависимости.
3.Соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, реостата, проволочного резистора и ключа. Параллельно проволочному резистору присоедините вольтметр. ( Помните о правилах включения в цепь амперметра и вольтметра).
4.Замкните цепь и при помощи реостата доведите напряжение на зажимах проволочного сопротивления до 1 В, запишите показания амперметра и вольтметра . Затем до 2 В и до 3 В. При этом каждый раз измеряйте напряжение и силу тока, результаты записывайте в таблицу.
5.По полученным данным постройте график зависимости силы тока то напряжения на данном участке цепи при постоянном сопротивлении.
6.Сформулируйте вывод: сила тока ……(прямо пропорциональна или обратно пропорциональна) напряжению на данном участке.
7. Подготовьте отчет:
-название задания, используемое оборудование, схема опыта (на бланке)
-при выполнении измерений силы тока и напряжения были получены следующие значения….(таблица значений)
-по результатам измерений построили следующий график ….(график зависимости)
-вывод» Сила тока на участке цепи ( прямо пропорциональна или обратно пропорциональна)…..напряжению на данном участке при постоянном сопротивлении».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ЛИСТ – ИНСТРУКЦИЯ
Задание: исследуйте зависимость силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на концах участка.
Оборудование: амперметр, вольтметр, источник тока, реостат, ключ, проволочные сопротивления(1 Ом, 2 Ом,3 Ом), соединительные провода.
Рекомендации по выполнению задания:
1.Повторите правила включения в цепь амперметра и вольтметра.
2.Прочитайте внимательно рекомендации, подготовьте листы для записи результатов:
схема электрической цепи,
таблица записи измерений,
график зависимости.
3.Соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, реостата, проволочного резистора сопротивлением 1 Ом, ключа. Параллельно проволочному резистору присоедините вольтметр. При помощи реостата установите на концах участка напряжение 2 В.
4. Измерьте напряжение и силу тока, результаты запишите в таблицу (сила тока и сопротивление)
5.Включите в цепь затем проволочное сопротивление 2 Ом, при помощи реостата установите на концах участка тоже напряжение (2 В) и проведите измерения силы тока. Повторите опыт с проволочным сопротивлением 3 Ом.
6.По полученным данным постройте график зависимости силы тока то напряжения на данном участке цепи при постоянном сопротивлении.
7.Сформулируйте вывод: сила тока ……(прямо пропорциональна или обратно пропорциональна) сопротивлению.
8. Подготовьте отчет:
-название задания, используемое оборудование, схема опыта ( бланке)
-при выполнении измерений силы тока и сопротивления были получены следующие значения….(Бланк таблицы)
-по результатам измерений построили следующий график ….(бланк графика)
-вывод» Сила тока на участке цепи (прямо пропорциональна или обратно пропорциональна) сопротивлению этого участка при постоянном напряжении на концах этого участка».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ЛИСТ- ИНСТРУКЦИЯ
Задание: обоснуйте на основе знаний о строении металлов характер зависимости силы тока от напряжения и сопротивления.
1. Вспомните, что представляет собой электрический ток в металлах?
Что такое сила тока, напряжение, сопротивление?
2.Заполните пропуски в тексте и подготовьте рассказ:
« Мы знаем, что электрический ток в цепи – это ________________________.
Для существования электрического тока необходимо наличие заряженных частиц и _____________________.Чем действие электрического поля на заряженные частицы сильнее, тем заряд переносится через поперечное сечение проводника _____________, а значит сила тока _________________
Так как действие электрического поля характеризуется физической величиной -_________________________,значит, можно сказать, что сила тока на участке цепи зависит от напряжения ______________________ (прямо или обратно пропорционально) «
( если возникают затруднения, можете обратиться к тексту учебника на странице 96)
« Мы знаем, что электрический ток в металлах – это упорядоченное движение ________________. Свободные электроны взаимодействуют с
______________ кристаллической решетки металлов. В результате этого взаимодействия замедляется _________________________________ и
сквозь поперечное сечение проводника за 1 секунду проходит электронов __________________. Значит, уменьшается ___________. Чем взаимодействие свободных электронов с ионами кристаллической решетки (а значит сопротивление проводника) больше, тем заряд сквозь поперечное сечение проводника за 1 секунду (значит сила тока) _____________.
Значит, можно сказать, что сила тока на участке цепи зависит от сопротивления ________________________ (прямо или обратно пропорционально)».
( если возникнут затруднения, можно обратиться к тексту учебника на странице 99)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Решите задачи
1.Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть напряжением 220 В, если сопротивление 40 Ом.
2.При напряжении 220 В сила тока в спирали лампы 0,5 А. Каково сопротивление спирали лампы?
3.Какое напряжении необходимо создать на концах проводника сопротивлением 20 Ом ,чтобы в нем возникала сила тока 0,5 А?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
1.Сила тока ___________ напряжению на концах участка цепи.
2. При постоянном напряжении на концах участка цепи сила тока __________ сопротивлению этого участка.
3.Согласно закона Ома ________________________________.