Технологическая карта урока по химии «Электролитическая диссоциация» (8 класс)
Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В. | |||
Предмет: Химия | |||
Класс: 8 | |||
Тип урока: комбинированный урок | |||
Тема: «Электролитическая диссоциация» 1/50 | |||
Цели урока: 1) обучения – дать понятия об электролитах и неэлектролитах, сравнить электропроводность различных веществ и их растворов, объяснить причину электропроводности; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи; познакомить с классификацией электролитов; 2) развития – сформировать умение анализировать, классифицировать, делать выводы, выявлять зависимость свойств веществ от их состава и строения, проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; 3) воспитания – раскрыть внутреннюю противоречивость электролитов, дисоциирующих на разноименные заряженные ионы, развивать диалектические представления о веществе, сформировать идеи познаваемости мира; познакомить с исторической личностью учёного С. Аррениуса; раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека. | |||
Термины и понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, диполь, степень диссоциации, слабые электролиты, сильные электролиты. | |||
Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, солей, оснований», прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой, спирт, кристаллические NaCl, NaOH, сахар; растворы HCl, NaCl, NaOH, сахара, дистиллированная вода, водопроводная вода, карточки с заданиями, портрет С. Аррениуса | |||
Межпредметные связи: физика (электрический ток) | |||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | УУД | ||
Знать: определения изученных понятий: «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты», «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты» Уметь: классифицировать вещества на две группы по взаимосвязи с типом химической связи в веществах; использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ | Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять классификацию, проводить наблюдение, делать выводы, интерпретировать информацию, представленную в виде рисунков и схем (аспект смыслового чтения). Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные – формирование познавательного интереса к изучению химии; понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту. | ||
Организация пространства | |||
Этап урока, цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
1.Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку. | Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок | |
2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала | Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль знаний: На какие группы делятся вещества по отношению к воде? (Растворимые, нерастворимые, малорастворимые) Что такое растворимость? (Растворимость – это отношение массы растворённого вещества к 100 г воды) Что такое раствор? Какой раствор называют насыщенным, ненасыщенным, перенасыщенным? По каким признакам растворы отличают от смесей? Насыщен ли раствор сахара в воде, если на дне стакана можно найти осадок? Основываясь на жизненном опыте, скажите, что надо сделать, чтобы этот осадок исчез? Какими способами можно ускорить растворение твёрдого вещества в воде? (Измельчить, перемешать, нагреть) При открывании бутылки с лимонадом наблюдается бурное выделение газа. Чем это можно объяснить? (В бутылке лимонада растворён углекислый газ при повышенном давлении. При открывании пробки давление в бутылке уменьшается, и газ с силой выделяется, увлекая с собой воду в виде пены) Почему для жизни рыб в аквариуме непригодна кипячёная вода? (Кипячением освобождают воду от растворённых в ней газов. Поэтому кипячёная вода «мертвая», в такой воде рыбы погибают, т.к. в ней отсутствует кислород) Приведите примеры хорошо растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых в воде веществ, пользуясь таблицей растворимости. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников. | |
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. - Знакомо ли вам слово «электролит»? Где вы его встречали? (Как правило, мальчики знают электролит в аккумуляторе автомобиля) - Зачем необходим электролит? (Чтобы проходил электрический ток) - Что такое электрический ток? (Направленное движение заряженных частиц) - Какие заряженные частицы вы знаете в физике и химии? (Электроны и ионы) - В каких веществах ток «несут» электроны? (В металлах) - В каких веществах ток «несут» ионы? (В веществах с ионной связью) Выдвигает проблему: - Для вас представлены следующие вещества: хлорид натрия, сахароза, дистиллированная вода, гидроксид натрия, спирт. Как вы думаете, какие из данных веществ будут проводить электрический ток? - Давайте проведём эксперимент и исследуем вещества на электропроводность. Для выяснения электрической проводимости используют специальный прибор (инструктаж по его устройству дан в учебнике на с.217, рис.127). По итогам опыта вы составите таблицу, и сделаете сами вывод. (См. Рес. материал к уроку) Демонстрирует проводимость или непроводимость электрического тока растворов хлорида натрия, сахарозы, дистиллированной воды, гидроксида натрия, спирта. - Как вы думаете, почему растворы хлорида натрия и гидроксида натрия проводят электрический ток? Есть ли у них свободные электроны, как в атомах металлов? - Сформулируйте вывод. (Вещества с ионной и ковалентной сильнополярной связями в растворе (и расплаве) проводят электрический ток. Важную роль играет вода.) Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока: - Большинство реакций происходит в растворах. Различие в характере химической связи сказывается на поведении веществ в растворах. - Данные вещества в водном растворе способны проводить электрический ток, т.к. происходит процесс электролитической диссоциации. Сегодня мы об этом узнаем более подробно. | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения. Заполняют таблицу Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Выдвигают идеи Слушают мнения одноклассников. | |
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Формулирует задание: - Почему раствор хлорида натрия, в отличие от дистиллированной воды, проводит электрический ток? - В водном растворе происходит распад на ионы хлорида натрия: NaOH → Na+ + OH- - Какие частицы будут проводниками тока? (Ионы) - Взятые в отдельности вода, соли, щелочи и кислоты тока не проводят. Но их водные растворы проводят электрический ток. На какие группы можно разделить все вещества по отношению к электрическому току? Сформулируйте вывод. (Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах можно разделить на два класса: электролиты и неэлектролиты.) Электролиты – вещества, водные растворы которых проводят электрический ток. Неэлектролиты – вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток Примеры электролитов: к ним относятся все растворимые: соли, щелочи, кислоты. Примеры неэлектролитов: а) простые вещества (O2, N2 и др.); б) оксиды; в) органические вещества (сахар, спирт, глюкоза); г) нерастворимые соли, основания, кислоты. Демонстрирует портрет С. Аррениуса. - Шведский учёный Сванте Аррениус, изучая электропроводность растворов, пришёл к выводу, что причиной электропроводности является наличие в растворе ионов, которые образуются при растворении электролита в воде. Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде. - Диссоциация означает распад, разъединение. Диссоциация называется электролитической потому что, в результате образуются растворы электролитов. Сообщение обучающегося «История развития теории электролитов. Теория Аррениуса». - Благодаря чему возможен процесс диссоциации? Почему диссоциация электролитов происходит в воде и не происходит, например, в керосине? - Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ближе познакомиться со строением молекулы воды. - Назовите тип химической связи в молекуле воды (Ковалентная полярная) - Электронные пары, связывающие атомы, смещены от атома водорода к атому кислорода. Поэтому на атомах водорода сосредоточен положительный заряд, а на атоме кислорода – отрицательный. Демонстрирует диполь молекулы воды. - Для рассмотрения механизма диссоциации электролитов нужно учитывать не только полярность в молекуле воды связей между атомами водорода и кислорода, но и полярность самой молекулы воды. Поэтому молекулу воды – диполь - можно изображать в виде эллипса с указанием зарядов на полюсах знаками «+» и «-» (учебник, с.219) Организует рассмотрение механизма электролитической диссоциации веществ с ионной связью. - При погружении кристалла соли в воду молекулы воды притягиваются к ионам, находящимся на поверхности кристалла: к положительным ионам своими отрицательными полюсами (атомы кислорода), а к отрицательным ионам – положительными полюсами (атомы водорода). Происходит реакция соединения ионов с молекулами воды – гидратация ионов, которая является основной причиной диссоциации электролита. - Притянувшись к ионам растворяемой соли, молекулы воды во много раз ослабляют притяжение ионов друг к другу. Связи между положительными и отрицательными ионами в кристаллической решётке разрываются. Происходит разъединение гидратированных ионов. Таким образом, вокруг каждого иона кристалла образуется оболочка из воды. Организует работу с учебным материалом (рис.128, с.219). Гидратированные ионы – ионы, связанные с молекулами воды. - Молекулы воды, притянувшиеся к ионам при растворении кристалла, остаются связанными с ними в растворе. Поэтому, ионы, содержащиеся в растворе, по составу и свойствам не те ионы, которые содержались в кристаллической решётке. - Причина диссоциации веществ с ионной связью – диполи воды разрушают кристаллическую решётку. - В кристаллах NaCl ионы Na+ и Cl- не могут свободно перемещаться. Поэтому твёрдая соль не проводит электрический ток. При растворении же солей в воде ионы металла и кислотного остатка отрываются друг от друга и распределяются между молекулами воды. В растворе появляются свободно движущиеся заряженные частицы, и раствор становится электропроводным. Организует рассмотрение механизма диссоциации веществ с ковалентной полярной связью. - Аналогично диссоциируют и электролиты, в молекулах которых ковалентная полярная связь. Сначала происходит ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита, и гидратация их, в результате чего, ковалентная полярная связь превращается в ионную, затем происходит диссоциация молекул электролита на гидратированные ионы. Рассмотрим на примере HCl. Организует работу с учебным материалом (рис.129, с.220). - В растворе не все молекулы электролита распадаются на ионы, поэтому растворы характеризуются степенью диссоциации, которая обозначается греческой буквой ɑ («альфа»). - Найдите в учебнике определение степени диссоциации и формулу, по которой её рассчитывают (с.221). Запишите определение и формулу в тетрадь. Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворённых частиц (Np). ɑ = Nд/ Np - По степени диссоциации электролиты делятся на сильные и слабые: Сильные электролиты – при растворении в воде полностью распадаются на ионы. Слабые электролиты – при растворении в воде лишь частично диссоциируют на ионы. - Приведите примеры сильных и слабых электролитов, используя материал учебника, с.222. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради Выдвигают идеи. Участвуют в коллективной беседе.
Записывают определение электролитов и неэлектролитов в тетрадь Выдвигают предположения Находят в учебнике рисунок, изучают его Находят в тексте учебника нужную информацию, фиксируют её в тетрадь Приводят примеры | |
5. Первичная проверка понимания Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о процессе диссоциации молекул веществ в водных растворах. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. Организует выполнение упражнения. Формулирует задание: - Из следующего перечня веществ выпишите формулы электролитов и неэлектролитов: HNO3, KOH(тв.), Cu(OH)2, CaCl2(р-р), H2O, спирт, SO2, Ca(OH)2(р-р), H2SO4, HCl, H2, р-р KCl, кристаллы KCl, кристаллы сахара, жидкий NH3, NaOH(тв.), NaOH(р-р). Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения задания. - Вспомните, где ещё, кроме аккумулятора в автомобиле, используются электролиты? (Батарейки для пульта, часов, игрушек и т.д.) - Дети, сегодня для нас привычно пользоваться щелочными батарейками, солевыми батарейками «Дюрасел», автомобилем с аккумулятором под капотом. А вы не задумывались, что эти вещи вошли в жизнь человека сравнительно недавно после научного открытия? Сообщение обучающегося «Сванте Август Аррениус (1859-1927) – автор ТЭД» | Выполняют задание Осуществляют коллективную проверку | |
6. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызвало у вас затруднения при работе с таблицей? - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Что до сих пор остаётся непонятным? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке. | Осуществляют самоанализ деятельности Слушают учителя | |
7.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з | Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §36. | Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. |