12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акимова Елена Владимировна1409
Россия, Мордовия респ., Саранск
Материал размещён в группе «Учителя химии»
7

Технологическая карта урока по химии: "Электролитическая диссоциация"

Технологическая карта

Ф.И.О. Акимова Е.В.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Электролитическая диссоциация» 1/50

Цели урока: 1) обучения – дать понятия об электролитах и неэлектролитах, сравнить электропроводность различных веществ и их растворов, объяснить причину электропроводности; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи; познакомить с классификацией электролитов; 2) развития – сформировать умение анализировать, классифицировать, делать выводы, выявлять зависимость свойств веществ от их состава и строения, проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; 3) воспитания – раскрыть внутреннюю противоречивость электролитов, дисоциирующих на разноименные заряженные ионы, развивать диалектические представления о веществе, сформировать идеи познаваемости мира; познакомить с исторической личностью учёного С. Аррениуса; раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.

Термины и понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, диполь, степень диссоциации, слабые электролиты, сильные электролиты.

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, солей, оснований», прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой, спирт, кристаллические NaCl, NaOH, сахар; растворы HCl, NaCl, NaOH, сахара, дистиллированная вода, водопроводная вода, карточки с заданиями, портрет С. Аррениуса

Межпредметные связи: физика (электрический ток)

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты», «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты»

Уметь: классифицировать вещества на две группы по взаимосвязи с типом химической связи в веществах; использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ

Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять классификацию, проводить наблюдение, делать выводы, интерпретировать информацию, представленную в виде рисунков и схем (аспект смыслового чтения).

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные – формирование познавательного интереса к изучению химии; понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту.


Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль знаний:

На какие группы делятся вещества по отношению к воде? (Растворимые, нерастворимые, малорастворимые)

Что такое растворимость? (Растворимость – это отношение массы растворённого вещества к 100 г воды)

Что такое раствор?

Какой раствор называют насыщенным, ненасыщенным, перенасыщенным?

По каким признакам растворы отличают от смесей?

Насыщен ли раствор сахара в воде, если на дне стакана можно найти осадок? Основываясь на жизненном опыте, скажите, что надо сделать, чтобы этот осадок исчез?

Какими способами можно ускорить растворение твёрдого вещества в воде? (Измельчить, перемешать, нагреть)

При открывании бутылки с лимонадом наблюдается бурное выделение газа. Чем это можно объяснить? (В бутылке лимонада растворён углекислый газ при повышенном давлении. При открывании пробки давление в бутылке уменьшается, и газ с силой выделяется, увлекая с собой воду в виде пены)

Почему для жизни рыб в аквариуме непригодна кипячёная вода? (Кипячением освобождают воду от растворённых в ней газов. Поэтому кипячёная вода «мертвая», в такой воде рыбы погибают, т.к. в ней отсутствует кислород)

Приведите примеры хорошо растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых в воде веществ, пользуясь таблицей растворимости.




Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.

















3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

- Знакомо ли вам слово «электролит»? Где вы его встречали? (Как правило, мальчики знают электролит в аккумуляторе автомобиля)

- Зачем необходим электролит? (Чтобы проходил электрический ток)

- Что такое электрический ток? (Направленное движение заряженных частиц)

- Какие заряженные частицы вы знаете в физике и химии? (Электроны и ионы)

- В каких веществах ток «несут» электроны? (В металлах)

- В каких веществах ток «несут» ионы? (В веществах с ионной связью)

Выдвигает проблему:

- Для вас представлены следующие вещества: хлорид натрия, сахароза, дистиллированная вода, гидроксид натрия, спирт. Как вы думаете, какие из данных веществ будут проводить электрический ток?

- Давайте проведём эксперимент и исследуем вещества на электропроводность. Для выяснения электрической проводимости используют специальный прибор (инструктаж по его устройству дан в учебнике на с.217, рис.127). По итогам опыта вы составите таблицу, и сделаете сами вывод. (См. Рес. материал к уроку)

Демонстрирует проводимость или непроводимость электрического тока растворов хлорида натрия, сахарозы, дистиллированной воды, гидроксида натрия, спирта.

- Как вы думаете, почему растворы хлорида натрия и гидроксида натрия проводят электрический ток? Есть ли у них свободные электроны, как в атомах металлов?

- Сформулируйте вывод. (Вещества с ионной и ковалентной сильнополярной связями в растворе (и расплаве) проводят электрический ток. Важную роль играет вода.)

Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока:

- Большинство реакций происходит в растворах. Различие в характере химической связи сказывается на поведении веществ в растворах.

- Данные вещества в водном растворе способны проводить электрический ток, т.к. происходит процесс электролитической диссоциации. Сегодня мы об этом узнаем более подробно.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают предположения.


















Заполняют таблицу












Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Выдвигают идеи

Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Формулирует задание:

- Почему раствор хлорида натрия, в отличие от дистиллированной воды, проводит электрический ток?

- В водном растворе происходит распад на ионы хлорида натрия:

NaOH → Na+ + OH-

- Какие частицы будут проводниками тока? (Ионы)

- Взятые в отдельности вода, соли, щелочи и кислоты тока не проводят. Но их водные растворы проводят электрический ток. На какие группы можно разделить все вещества по отношению к электрическому току? Сформулируйте вывод. (Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах можно разделить на два класса: электролиты и неэлектролиты.)

Электролиты – вещества, водные растворы которых проводят электрический ток.

Неэлектролиты – вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток

Примеры электролитов: к ним относятся все растворимые: соли, щелочи, кислоты.

Примеры неэлектролитов:

а) простые вещества (O2, N2 и др.);

б) оксиды;

в) органические вещества (сахар, спирт, глюкоза);

г) нерастворимые соли, основания, кислоты.

Демонстрирует портрет С. Аррениуса.

- Шведский учёный Сванте Аррениус, изучая электропроводность растворов, пришёл к выводу, что причиной электропроводности является наличие в растворе ионов, которые образуются при растворении электролита в воде.

Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде.

- Диссоциация означает распад, разъединение. Диссоциация называется электролитической потому что, в результате образуются растворы электролитов.

Сообщение обучающегося «История развития теории электролитов. Теория Аррениуса».

- Благодаря чему возможен процесс диссоциации? Почему диссоциация электролитов происходит в воде и не происходит, например, в керосине?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ближе познакомиться со строением молекулы воды.

- Назовите тип химической связи в молекуле воды (Ковалентная полярная)

- Электронные пары, связывающие атомы, смещены от атома водорода к атому кислорода. Поэтому на атомах водорода сосредоточен положительный заряд, а на атоме кислорода – отрицательный.

Демонстрирует диполь молекулы воды.

- Для рассмотрения механизма диссоциации электролитов нужно учитывать не только полярность в молекуле воды связей между атомами водорода и кислорода, но и полярность самой молекулы воды. Поэтому молекулу воды – диполь - можно изображать в виде эллипса с указанием зарядов на полюсах знаками «+» и «-» (учебник, с.219)

Организует рассмотрение механизма электролитической диссоциации веществ с ионной связью.

- При погружении кристалла соли в воду молекулы воды притягиваются к ионам, находящимся на поверхности кристалла: к положительным ионам своими отрицательными полюсами (атомы кислорода), а к отрицательным ионам – положительными полюсами (атомы водорода). Происходит реакция соединения ионов с молекулами воды – гидратация ионов, которая является основной причиной диссоциации электролита.

- Притянувшись к ионам растворяемой соли, молекулы воды во много раз ослабляют притяжение ионов друг к другу. Связи между положительными и отрицательными ионами в кристаллической решётке разрываются. Происходит разъединение гидратированных ионов. Таким образом, вокруг каждого иона кристалла образуется оболочка из воды.

Организует работу с учебным материалом (рис.128, с.219).

Гидратированные ионы – ионы, связанные с молекулами воды.

- Молекулы воды, притянувшиеся к ионам при растворении кристалла, остаются связанными с ними в растворе. Поэтому, ионы, содержащиеся в растворе, по составу и свойствам не те ионы, которые содержались в кристаллической решётке.

- Причина диссоциации веществ с ионной связью – диполи воды разрушают кристаллическую решётку.

- В кристаллах NaCl ионы Na+ и Cl- не могут свободно перемещаться. Поэтому твёрдая соль не проводит электрический ток. При растворении же солей в воде ионы металла и кислотного остатка отрываются друг от друга и распределяются между молекулами воды. В растворе появляются свободно движущиеся заряженные частицы, и раствор становится электропроводным.

Организует рассмотрение механизма диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.

- Аналогично диссоциируют и электролиты, в молекулах которых ковалентная полярная связь. Сначала происходит ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита, и гидратация их, в результате чего, ковалентная полярная связь превращается в ионную, затем происходит диссоциация молекул электролита на гидратированные ионы. Рассмотрим на примере HCl.

Организует работу с учебным материалом (рис.129, с.220).

- В растворе не все молекулы электролита распадаются на ионы, поэтому растворы характеризуются степенью диссоциации, которая обозначается греческой буквой ɑ («альфа»).

- Найдите в учебнике определение степени диссоциации и формулу, по которой её рассчитывают (с.221). Запишите определение и формулу в тетрадь.

Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворённых частиц (Np).

ɑ = Nд/ Np

- По степени диссоциации электролиты делятся на сильные и слабые:

Сильные электролиты – при растворении в воде полностью распадаются на ионы.

Слабые электролиты – при растворении в воде лишь частично диссоциируют на ионы.

- Приведите примеры сильных и слабых электролитов, используя материал учебника, с.222.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.


Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради




Выдвигают идеи.

Участвуют в коллективной беседе.


Записывают определение электролитов и неэлектролитов в тетрадь























Выдвигают предположения
































Находят в учебнике рисунок, изучают его


























Находят в тексте учебника нужную информацию, фиксируют её в тетрадь










Приводят примеры

5. Первичная проверка понимания

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о процессе диссоциации молекул веществ в водных растворах. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников.

Организует выполнение упражнения. Формулирует задание:

- Из следующего перечня веществ выпишите формулы электролитов и неэлектролитов: HNO3, KOH(тв.), Cu(OH)2, CaCl2(р-р), H2O, спирт, SO2, Ca(OH)2(р-р), H2SO4, HCl, H2, р-р KCl, кристаллы KCl, кристаллы сахара, жидкий NH3, NaOH(тв.), NaOH(р-р).

Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения задания.

- Вспомните, где ещё, кроме аккумулятора в автомобиле, используются электролиты? (Батарейки для пульта, часов, игрушек и т.д.)

- Дети, сегодня для нас привычно пользоваться щелочными батарейками, солевыми батарейками «Дюрасел», автомобилем с аккумулятором под капотом. А вы не задумывались, что эти вещи вошли в жизнь человека сравнительно недавно после научного открытия?

Сообщение обучающегося «Сванте Август Аррениус (1859-1927) – автор ТЭД»








Выполняют задание



Осуществляют коллективную проверку


6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызвало у вас затруднения при работе с таблицей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Что до сих пор остаётся непонятным?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке.

Осуществляют самоанализ деятельности

Слушают учителя

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания:

§36.



Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.


Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.