12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маланина Елена Алексеевна1329
Учитель химии
Россия, Москва, Москва

Тетрадь для урока. Классификация химических реакций
DOCX / 637.04 Кб

/data/files/y1609509206.docx (Тетрадь для урока. Классификация химических реакций)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская гимназия № 13

143003 Московская область, г. Одинцово, ул. Молодежная, д. 3А

тел +7 (495) 593-27-24; E-mail odin.gimnaziya13@rambler.ru

 

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей естественнонаучного цикла на лучшую методическую разработку «Технологическая карта урока по ФГОС» педагогического сообщества «УРОК.РФ»

 

 

 

 

Методическая разработка

«Технологическая карта урока химии по ФГОС»

 

 

 

 

Маланина Елена Алексеевна,

учитель химии

высшей квалификационной категории

cabinet_chemi@mail.ru

 

 

 

 

Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Габриелян О. С., изд. Просвещение, 2019.

Раздел программы: Первоначальные химические понятия

Тема урока: Классификация химических реакций

Класс: 8

Тип урока: урок-практикум, урок применения знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Классификация химических реакций

Цель:

Закрепление химических знаний о классификации типах химических реакций.

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать практические умения по проведению эксперимента.

Систематизировать классификацию типов химических реакций по числу исходных и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена), по тепловому эффекту реакции (экзотермические, каталитические), по участию катализатора (каталитические и некаталитические) на примере проведенных реакций.

Сформировать практические знания по определению признаков реакций (изменение цвета, выпадение осадка, выделение газа, выделение тепла)

Закрепить умения и навыки по составлению уравнений  химических реакций.

Развивающие:

Вызвать познавательный интерес для формирования дальнейшего устойчивого познавательного мотива к изучению предмета химии, используя объяснительно-иллюстративную технологию работы.

Включить учащихся в активный познавательный процесс.

Формировать умения анализировать полученную информацию, делать вывода.

Развивать познавательную компетентность.

Воспитательные:

Развивать самостоятельность, ответственность, умение работать в микро группах (парах), самостоятельность в принятии решений, умение применять теоретические знания на практике.

Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении практической работы, соблюдая правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.

Средства обучения:

Учебник «Химия – 8» автор Габриелян О. С. М.: изд. Просвещение, 2019г.

Тетрадь для урока (разработанная учителем)

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.

Оборудование и реактивы на столах учащихся: штатив для пробирок, пробирки, лучинка, спички, салфетки, цинк, карбонат натрия (тв.), оксид марганца (IV), растворы: пероксид водорода, соляная кислота, гидроксид натрия, сульфат меди (II).

 

 

 

Методы и методические приемы:

Словесный: рассказ, беседа, обмен мнениями.

Частично-поисковый метод: работа с учебником, таблицами, инструкцией.

Практические методы: практическая работа

Наблюдение, анализ, оценка, взаимооценка (самооценка).

 

Продолжительность урока: 40 минут

 

Планируемые результаты урока

 

Личностные

получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности;

готовность и способность учащегося к саморазвитию;

уважительно относиться к иному мнению;

развивать самостоятельность и личную ответственность;

уметь проводить взаимооценку (самооценка) на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Надпредметные:

уметь: формулировать учебные задачи на основании полученного задания; составлять план, алгоритм действий, понимать инструкции; освещать результаты деятельности, в частности, уметь описывать наблюдения; представлять результаты проведенного эксперимента в письменном виде (отчет); делать выводы.

Межпредметные:

уметь: устанавливать причинно-следственные связи; видеть информацию в единстве многообразных свойств и отношений, связывать предметные знания химии, физики.

Универсальные учебные действия (общеучебные умения):

Регулятивные:

уметь: организовать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

осуществлять контроль по результату действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные:

уметь: проводить классификацию, наблюдение, сравнение, анализ как самостоятельно, так и в группе и под руководством учителя;

ориентироваться в своей системе знаний и отличать новое от уже известного; объяснять явления и их признаки, процессы, выявляемые в ходе процесса обучения.

Коммуникативные:

уметь: работать в микро группе — устанавливать рабочие отношения в общении и в сотрудничестве со сверстниками; учитывать разные мнения и стремиться к в сотрудничеству;

слушать и понимать речь других; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

оформлять свои мысли в письменной и устной форме; осуществлять контроль, коррекцию, оценку и взаимооценку (самооценку).

Предметные

знать типы химических реакций на основе признаков: число исходных и образующихся веществ; участие катализатора; по тепловому эффекту реакции.

характеризовать признаки химических реакций на основе проведенных экспериментов;

уметь составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты;

уметь правильно использовать химические реактивы и соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.

 

План урока

 

п.п.

Этапы урока

Временной период (мин.)

 

Организационный момент

Самоопределение к учебной деятельности

1

 

Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Фронтальный опрос, выполнение вводных заданий.

7

 

Мотивация, целеполагание.

2

 

Погружение в тему урока.

15

 

Систематизация, рефлексия

8

 

Домашнее задание, рефлексия

5

 

Подведение итогов, рефлексия

2

 

Ход урока

 

Этапы

урока

 

Содержание урока.

Рекомендации/

действия учителя

Средства обучения

 

Действия учащегося/ответы

Результаты образования по ФГОС

Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности

 

Приветствие учащихся.

 

 

Приветствие учителя.

Личностные -

развитие ответственности, формирование отношения к окружающим интересующимся учебным процессом

 

Метапредметные - организационные умения, развитие навыков самоорганизации.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Учащиеся распределены по микро группам (парам).

На рабочих столах учащегося: тетрадь к уроку, учебник «Химия-8», Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблицы растворимости кислот, оснований и солей, принадлежности для письма, лабораторное оборудование.

Готовность к уроку

 

Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Фронтальный опрос

Опрос:

1. Укажите типы химических реакций по числу исходных и образующихся веществ.

 

2. Укажите типы химических реакций по тепловому эффекту реакции.

 

3. Укажите типы химических реакций по участию катализатора.

 

4.Укажите признаки химических реакций.

 

5. Укажите условия возникновения реакций

 

Ответы учащихся:

1. -разложение

-соединение

-замещение

-обмен

2. -экзотермические

-эндотермические

3. –каталитические

-некаталитические

4.-выпадение осадка

-выделение газа

-появление запаха

-изменение цвета

-выделение света и тепла

5.-соприкосновение веществ,

-нагревание

-действие электрического тока

Предметные – характеристика типов химических реакций по признакам: число исходных и образующихся веществ; тепловой эффект реакции; участие катализатора.

 

Метапредметные –

умение систематизировать, классифицировать.

Мотивация, целеполагание.

Инструктаж по технике безопасности при проведении практической работы

Определите тему нашего урока

 

 

Запишите тему урока «Классификация химических реакций»

 

 

 

Выполните задание 1 и задание 2.

Тетрадь для урока.

Ответы учащихся:

-Повторение – типы реакций.

-Проведение опытов.

-Изучение типов химических реакций опытным путем.

Выполнение заданий 1, 2

Личностные - ответственность

Предметные – систематизация знаний о типах химических реакций, признаках, условиях проведения;

характеристика правил техники безопасности при проведении химического эксперимента.

 

Метапредметные –умение планировать свою деятельность.

Проведение инструктажа по технике безопасности при работе:

-с кислотами, щелочами, солями;

-со стеклянной посудой.

 

Повторение правил техники безопасности при работе: с кислотами, щелочами, солями; со стеклянной посудой.

Погружение в тему урока.

Опыт 1. Инструкция

Прилейте в пробирку 2 мл пероксида водорода. Возьмите с помощью ложечки небольшое количество оксида марганца (IV).

Зажгите лучинку и потушите до тлеющего состояния.

Внесите в пробирку оксид марганца (IV) и поднесите тлеющую лучинку к горлышку пробирки.

Какую роль играет оксид марганца (IV)?

Коснитесь дна пробирки. Опишите наблюдения (признаки).

 

Составьте уравнения двух проведенных химических реакций.

Укажите классификацию реакций.

 

Тетрадь для урока.

Инструкция по выполнению эксперимента:

Оборудование: раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV), спички, лучинка, ложечка для твердых веществ, пробирка.

Проведение эксперимента

 

 

 

 

 

Ответы учащихся: оксид марганца – катализатор.

 

Характеристика признаков реакций.

 

Составление уравнений проведенных реакций. Определение классификации.

Оформление отчета по проведенным экспериментам.

 

Личностные – организация, ответственность, уметь получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.

 

 

Предметные – закрепление знаний по:

- правилам технике безопасности при проведении химического эксперимента;

-характеристике признаков проведенных реакций

-составлению уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов;

-определению типов химических реакций.

 

 

 

 

Метапредметные - уметь работать в микро группе — устанавливать рабочие отношения в общении и в сотрудничестве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт 2. Инструкция

Возьмите пробирку и с помощью ложечки внесите небольшое количество цинка (1-2 гранулы). Прилейте в пробирку 1-2 мл соляной кислоты.

 

Опишите наблюдения (признаки).

 

Составьте уравнение химической реакции. Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ.

Тетрадь для урока.

Инструкция по выполнению эксперимента:

Оборудование: цинк, ложечка для набора твердых веществ, пробирка, раствор соляной кислоты.

 

 

 

Проведение эксперимента

 

 

Характеристика признаков реакций.

 

Составление уравнений проведенных реакций. Определение классификации.

Оформление отчета по проведенному эксперименту.

Опыт 3. Инструкция

Прилейте в пробирку 1-2 мл сульфата меди (II), добавьте к раствору несколько капель раствора гидроксида натрия.

 

Опишите наблюдения (признаки).

 

 

Составьте уравнение химической реакции.

Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ.

Тетрадь для урока.

Инструкция по выполнению эксперимента:

Оборудование: растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, пробирка.

 

Проведение эксперимента

 

 

 

Характеристика признаков реакции.

 

Составление уравнений проведенных реакций. Определение классификации.

Оформление отчета по проведенному эксперименту.

Опыт 4. Инструкция

Внесите небольшое количество твёрдого карбоната натрия с помощью ложечки для набора твердых веществ, прилейте в пробирку 1-2мл раствора соляной кислоты.

Опишите наблюдения (признаки).

 

Составьте уравнение химической реакции.

Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ.

 

Тетрадь для урока.

Инструкция по выполнению эксперимента:

Оборудование: раствор соляной кислоты, карбонат натрия (тв.), ложечка для твердых веществ, пробирка.

Проведение эксперимента

 

 

Характеристика признаков реакции.

 

 

Составление уравнений проведенных реакций. Определение классификации.

Оформление отчета по проведенному эксперименту.

Систематизация, рефлексия

Выполнить интерактивный тест по ссылке:

https://goo.gl/forms/a2gSW3h1Zdc3PrSk2

Тест выполнен с использованием сервиса Google-формы.

Подведите итоги, сделайте вывод.

 

 

 

 

Приведите в порядок рабочее место.

 

Тетрадь для урока.

 

Оборудование и реактивы.

Выполнение интерактивного теста. Формулировка вывода по итогам выполненных экспериментальных опытов.

 

Приведение рабочего места в порядок.

Личностные -

развивать самостоятельность и личную ответственность;

Предметные: классификация химических реакций

Метапредметные –

обобщать, систематизировать

Домашнее задание, рефлексия

Домашнее задание: Учебник «Химия -8» повторить § 9-11.

Выполнить творческий проект по любой теме:

Химические реакции в природе

Химические реакции в быту

Форма предоставления проекта:

презентация, видео, фотоколлаж (формат А4)

Рабочая для домашних работ учащегося

Запись домашнего задания в дневник.

Личностные -

развивать самостоятельность и личную ответственность.

Подведение итогов, рефлексия

Ребята, что наиболее запомнилось сегодня на уроке?

 

Определите уровень своих знаний и умений по итогу урока.

 

Тетрадь для урока.

 

 

Ответы учащихся.

 

Самооценка в тетради для урока

Личностные –

анализ, оценка, умение слушать, самоуважение.

 

Предметные – значение химического эксперимента

 

Используемые источники:

Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений автор Габриелян О. С., изд. Просвещение, 2019.

 

Габриелян О. С. Учебник для общеобразовательных учреждений «Химия 8 класс». М.: Просвещение, 2019.

 

Интернет-ресурсы для создания тетради к уроку:

Картинки «Схемы типов химических реакций» https://sites.google.com/site/foreverhimia/uroki-himii/uroki-v-8-klasse/himia-8---1cetvert/urok-no-1/urok-no-2/urok-no-3/urok-no-4/urok-no-4/urok-no5/urok-no6/urok-no7/urok-no-8/urok-no9/urok-no10/urok-no-11/urok-no-12/urok-no-13/urok-no14/urok-no-15

Картинка «Химические процессы» https://snf-group.ru/news/pozdravlyaem-s-dnem-himika/

Картинка «Химики девочка, мальчик» https://www.uihere.com/free-cliparts/search?q=%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BA+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

Картинка «Мальчик за выполнением уроков» https://sever-press.ru/2018/11/25/absurdnye-domashnie-zadanija-nuzhno-li-zauchivat-vse-chto-est-v-uchebnike/

 

 

 

Интерактивный тест, созданный с использованием Google-формы

Типы химических реакций

Тестовые вопросы с выбором одного правильного ответа.

Вопрос 1. Укажите реакцию соединения

2Mg + O2 = 2MgO

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2

2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2NaCl

2HgO = 2Hg + O2

Вопрос 2. Укажите реакцию замещения

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

MgSO4 + Ba(NO3)2 = Mg(NO3)2 + BaSO4

2Al + 3S = Al2S3

Вопрос 3. Укажите реакцию разложения

2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

2K + S = K2S

H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O

2CO + O2 = 2CO2

Вопрос 4. Укажите реакцию обмена

2NaCl = 2Na + Cl2

2Al + 3FeO = Al2O3 + 3Fe

CaO + H2O = Ca(OH)2

3AgNO3 + Na3PO4 = Ag3PO4 + 3NaNO3

Вопрос 5. Укажите признак реакции получения гидроксида меди (II)

выделение света

выпадение осадка

появление запаха

выделение газа

Вопрос 6. Укажите признак реакции обмена между карбонатом натрия и раствором соляной кислоты

образование желтого осадка

образование белого осадка

образование воды

выделение газа

Вопрос 7. Реакции, протекающие с поглощением теплоты называются ...

эндотермическими

экзотермическими

Вопрос 8. Реакции, протекающие с участием катализатора, называются ...

каталитическими

некаталитическими

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.