Технологическая карта урока по математике на тему «Правильные и неправильные дроби»
Технологическая карта урока
Учитель: Легеза Елена Викторовна, учитель математики МБОУ «ООШ с. Смородинка»
Предмет: математика
Класс: 5
Дата:
Место урока в системе: № 97
Место урока в теме: №1
Учебник: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Тема урока: «Правильные и неправильные дроби»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: сформировать понятие правильной и неправильной дроби.
Задачи урока:
Образовательные: вывести определение правильной и неправильной дроби;
научить определять правильные и неправильные дроби, отмечать их на координатном луче;
формировать навыки сравнения правильных и неправильных дробей с единицей;
Развивающие: создать условия для развития мыслительной деятельности учащихся, умения анализировать. сравнивать, обобщать и делать выводы;
развивать логическое мышление, внимание, интерес к предмету, математическую речь учащихся;
развивать навыки самоконтроля и самооценки учащихся;
Воспитательные: воспитывать аккуратность, активность, усидчивость, дисциплинированность.
Формируемые результаты ( УУД):
Предметные: формировать умение различать правильные и неправильные дроби.
Личностные: формировать ответственное отношение к учению, требовательное отношение к себе и своей работе ; формировать умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные - формировать умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; определять средства для ее осуществления.
коммуникативные – формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; вступать в диалог, формировать уважительное отношение к чужому мнению.
познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания ( находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную от учителя).
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задачи для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
1. Организа-ционный этап (1 мин.) |
Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Психологический настрой учащихся. |
Настраиваются на работу |
Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать. Ведь в математике, друзья, Без логики никак нельзя.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Учащиеся концентрируют внимание, включаются в деловой ритм урока. |
2. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности. (1 мин.)
|
Устанавливает тематические рамки. Создаёт условия для осознания учащимися целей урока. |
Слушают учителя, участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы урока. |
-Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке? -Сегодня мы продолжим работу с дробями. Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться!
|
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: целеполагание, умение самостоятельно определять цель своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
3. Актуализация опорных знаний учащихся. (4 мин.) |
Организует фронтальную работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений, создаёт проблемной ситуацию, способствующую формулированию учащимися определений правильной и неправильной дробей. |
Отвечают на вопросы учителя. |
(Устный опрос) Вопросы: - Приведите примеры обыкновенных дробей. - Что показывает знаменатель дроби; (на сколько частей разделили целое) - Что показывает числитель дроби? (сколько частей взяли)
|
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
4. Формирование новых знаний. (8 мин.) |
1) Организует фронтальную практическую работу с классом.
2)Организует работу с учебником. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках |
Выполняют практическую работу, отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, выполняют записи в тетради. Записывают в тетрадях тему урока.
Работа с учебником. Работа в парах.
|
- Возьмите 4 круга и разделите каждый из них на 4 равные части. -Закрасьте 1 часть круга. Какая дробь получилась? (¼). Запишите в тетрадь. -Закрасьте 4 части круга. - Сколько четвертых долей круга содержит 1 круг? (4/4). Запишите соответствующую дробь. Значит, если числитель и знаменатель равны, то дробь равна единице. (объяснить!) -Закрасьте 5 частей круга. Проблема! - Что значит пять четвёртых? (5/4) Существует ли такая дробь? Покажите на ваших кругах. Закрасьте ещё одну четвёртую часть на втором круге. Запишите соответствующую дробь. На какие группы можно разделить дроби? - (числитель меньше знаменателя) - (числитель равен знаменателю) -(числитель больше знаменателя) -Откройте учебник на странице 181, прочитайте приведенные там определения. - Прочитайте дроби. (на доске) - Сравните в каждой дроби числитель и знаменатель. Посмотрите на рисунок и определите, какие из предложенных изображений человечков правильные, и какие нет? (соответствует ли голова туловищу?) -Определите, какие дроби соответствуют человечкам. Давайте ещё раз повторим определение правильных и неправильных дробей. (с помощью человечков) |
Познавательные: анализируя и сравнивая задания, извлекают необходимую информацию для открытия нового понятия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
5. Физкульт.минутка (2 мин.) |
Организовать смену деятельности, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
А теперь, ребята встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
|
|
6. Первичное закрепление изученного (15 мин.) |
Организует усвоение нового знания. Организует работу по выполнению упражнений с проговариванием во внешней речи. Осуществляет контроль за процессом решения задач |
Выполняют упражнения из учебника на доске и в тетрадях. |
1) Задания из учебника: № 719, № 720, №721, №722. 2) Отметьте на координатном луче точки, соответствующие дробям:
|
Познавательные: совершенствование умения осуществлять сравнение, выявлять объект, подходящий под данное определение. Личностные: развитие самооценки Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
7. Контроль и коррекция знаний (6 мин.)
|
Организует самостоятельную работу по закреплению изученного с последующей проверкой. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Организует работу в парах. Выпишите: 1.Все правильные дроби 2.Все неправильные дроби |
Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
|
Работают в парах. Выполняют задания по карточкам, проверяют правильность выполнения по образцу.
|
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение работать в парах, группах, уважительно относиться к мнению других Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; осуществлять навыки взаимоконтроля в ситуации общения
|
8. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.) |
Организует фиксирование нового содержания, самооценку учебной деятельности. Предлагает оценить свою деятельность с помощью смайла. |
Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, смогли выполнить. Оценивают свою учебную деятельность |
Что вы нового узнали на уроке? Чему вы научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке и настроение, используя один из кружочков: -Я все понял и мне было интересно -Я понял на уроке, но у меня есть вопросы -Я ничего не понял на уроке, мне было скучно (выставление оценок) |
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причину успеха ( неуспеха) Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
|
9. Информация о домашнем задании (3 мин.) |
Обеспечивает понимание детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию |
Учащиеся записывают в дневники задание |
§ 26, стр. 180-182, выучить определения; № 728, творческое задание (придумать 5 правильных, 5 неправильных дробей и дробь, равную единице. УРОК СЕГОДНЯ ЗАВЕРШЕН НО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: ПОЗНАНИЕ, УПОРСТВО, ТРУД К УСПЕХУ В ЖИЗНИ ПРИВЕДУТ! |
Личностные: ответственное отношение к учению |