Технологическая карта урока по математике по теме: "Дроби. Правильные и неправильные дроби"

0
0
Материал опубликован 8 October


Технологическая карта урока

по математике

5Б класс

Тема: «Дробь. Правильные и неправильные дроби»


Дата: 06.12.2024г.

Учитель математики: Ташинова Марина Серекпаевна

Класс: Предмет: математика

УМК:Математика. 5-й класс: базовый уровень: учебник в 2 частях/Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков.-Москва: Просвещение , 2023.

Тема: «Дробь. Правильные и неправильные дроби»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: - познакомить учащихся с понятиями правильная и неправильная дроби; научиться сравнивать их с единицей..

Задачи урока: создать условия для организации деятельности при изучении правильных и неправильных дробей и понятия их смысла.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомить учащихся с понятиями правильная и неправильная дроби

-Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание понятий правильной и неправильной дробей.


Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение

Познавательные УУД: уметь отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; извлекать из математических текстов необходимую информацию; использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

уметь выражать свои мысли четко, полно и точно


Личностные УУД:воля и настойчивость в достижении цели

Формы работ: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технические средства обучения: мультимедиа-проектор, презентация.

Оборудование: ноутбук, проектор..



Содержание урока в таблице

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности.

Визуальный контроль готовности кабинета и учащихся к уроку.

Создание положительного настроя на продуктивную работу.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

«Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Математика нас ждёт,

Начинаем устный счёт!»

Выполняют самооценку готовности к уроку:

наличие тетрадей, учебника, инструментов.


Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация и первичное планирование своей учебной деятельности

Личностныеразвитие познавательного интереса, учебного мотива.



2

Устный счёт



Слайд


-демонстрирует слайд с устным счётом.

Включаются в деловой ритм урока.

- развитие вычислительных навыков






3

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.






















Слайд








































Слайд











- Ребята, кто будет хорошо работать на уроке и отвечать правильно во время урока, тот получит жетончик. И в конце урока мы посмотрим кто больше наберет- тому получит хорошую оценку за работу на уроке.



-Итак, ребята, давайте вспомним, какую важную тему мы начали изучать на предыдущих уроках?


- Как появились дроби?


-Приведите примеры, где вы встречались с дробями в жизни?



- Как записывают обыкновенные дроби?



Слайд

-прочитайте дробь t1759921609aa.gif


-назовите числитель дроби?


- назовите знаменатель дроби?


- на что показывает знаменатель?


- на что показывает числитель?


- А как вы думаете, всё ли мы узнали о дробях?




- Посмотрите на слайд:

Мы видим таблицу , которая состоит из трех строчек и трех столбцов.


В первом столбце – что написано?

Во втором столбце - ?

А в третьем – нам нужно ответить на вопросы и дописать.



Сущ.

Что?


Прилаг.

Какая? Какие?


Глагол

Что делать?



- Что мы запишем в 3 столбец – какое имя сущ. в нашей важной теме?


- какая дробь?


- как вы думаете будут ли еще прилагательные к слову дробь?


- что умеем делать?







- как вы думаете - будут ли еще глаголы к слову дробь?



- Итак, на какой вопрос мы начнем отвечать из данной таблицы.?


- верно. Какие бывают обыкновенные дроби...




t1759921609ab.gift1759921609ac.gift1759921609ad.gift1759921609ad.gif

t1759921609ae.gift1759921609af.gift1759921609ag.gift1759921609ah.gif


- что мы видим на слайде?

- правильно ли изображен первый человечек?

- а второй человечек ?

- чем отличаются они?

- верно, у первого – голова меньше , чем туловище. А у второго- голова больше , чем туловище.


- а теперь используя такую подсказку , выполните задание



-Внимание на слайд.


Работа в паре:.

- надо разделить их на три группы.

t1759921609ai.gif; t1759921609aj.gif; t1759921609ak.gif t1759921609al.gif; t1759921609am.gif; t1759921609an.gif; t1759921609ao.gif; t1759921609ap.gif; t1759921609aq.gif;t1759921609ar.gif



1 группа

2 группа



3 группа


-давайте проверим.

-какие дроби вы записали в 1 группу?

- какие – во 2группу?

- какие в 3 группу?


- по какому признаку вы их распределяли?


- сверяются со слайдом.





- давайте, определим тему нашего урока

,вспомним наших человечков и подумаем как будем называть такие дроби?..






- Итак, как будет звучать тема нашего урока?


-какую цель мы поставим перед собой?



-Запишите в тетради число, классная работа и тему урока «Правильные и неправильные дроби».

Дроби у которых числитель меньше знаменателя называются правильные дроби.

Дроби у которых числитель больше или равен знаменателю называются неправильные дроби.









- Обыкновенные дроби.

(ответы учащихся)



- Дроби появились при делении целого.


- при делении арбуза, яблока, пиццы, таблетки.



-Обыкновенные дроби записываются с помощью дробной черты и двух натуральных чисел, которые находятся над и под чертой.


- числитель дроби - 3.


- знаменатель дроби - 7.


-знаменатель показывает на сколько равных частей раздели? На 7 равных частей разделили.


- сколько таких частей взяли? 3 таких частей взяли.


-нет.








-В первом столбце - части речи.


-Во втором столбце - на какие вопросы отвечают части речи.



Учащиеся отвечают на вопросы учителя.



- Дробь.



- обыкновенная.


-да.



- мы умеем записывать дроби, изображать на координатной прямой,

сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями,

- находить часть от целого и целое по его части.


-да. ( ответы учащихся. Могут сказать выполнять арифм.действия с дробями)



- КАКИЕ?














- изображение человечка.


-правильно

- неправильно.

- у первого голова меньше, а у второго больше.











- ребята работают в паре и делят дроби на три группы.










Ребята проговаривают какие дроби записали в 1, 2, 3 группы.


- комментируют по какому признаку.(числитель меньше знаменателя -это 1 группа,

числитель больше знаменателя- это 2 группа,

числитель равен знаменателю – это 3 группа)


- правильные и неправильные дроби.






- Правильные и неправильные дроби.



-научиться определять правильные и неправильные дроби, находить их на координатной прямой,

сравнивать их с 1.





Познавательныеумение строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков; классификация объектов; подведение под понятие.



Коммуникативные: умение задавать вопросы; формулирование собственного мнения





Регулятивные: умение соотносить свои действия с полученным результатом, контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Личностныеоценивание усваиваемого материала, определение границ собственного знания и "незнания".



4

Открытие новых знаний


- откройте учебник стр.25 п.28

Рассмотрим рисунок 5.34

Если торт разрезать на 6 равных частей и 5 частей положить на блюдо, то на нем окажется t1759921609as.gif торта.

Если положить все 6 частей, то окажется t1759921609at.gif торта – то есть целый торт . t1759921609at.gif=1

Если взять два одинаковых торта и разрезать на 6 равных частей и на блюдо положить 7 частей, то окажется t1759921609au.gif торта.


Получаем t1759921609as.gif - правильная дробь


t1759921609at.gifи t1759921609au.gif - неправильные дроби




Ответьте на вопрос

t1759921609as.gifменьше 1 ?

Сравните теперь:


t1759921609at.gifи t1759921609au.gif с единицей.





-А кто может привести свои примеры

правильных и неправильных дробей?








В рабочей тетради записывают:


t1759921609as.gif- правильная дробь


t1759921609at.gifи t1759921609au.gif - неправильные дроби
















t1759921609as.gif< 1


t1759921609at.gif=1


t1759921609au.gif> 1



Ответы учащихся

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения на основе анализа собственных действий; создание способов решения проблемы.



Личностные: установление границ собственного знания и "незнания".





Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.


5

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись

Выше выше потянулись

Ну кА плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Вправо, влево повернитесь

Рук коленями коснитесь

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали

-


Нарисовать в воздухе дроби правой и левой рукой.( t1759921609av.gif )


Регулятивные УУД:

- проводить физическую разгрузку в ходе работы


6

Реализация построенного проекта


Двое ребят вызываются к доске


1 ученик должен с помощью магнитиков изобразить наглядно дробь t1759921609ai.gif круга.


2 ученик должен изобразить наглядно t1759921609aw.gif квадрата.


Задание в паре: Расположите числа в порядке возрастания.


t1759921609ax.gif; t1759921609ay.gif; 0; 1; t1759921609az.gif; t1759921609ba.gif; t1759921609bb.gif



Изображают на доске


Познавательные УУД:

-систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке;


7

Выявление места и причину затруднения.

-давайте попробуем отметить следующие дроби на координатной прямой:


Постройте координатную прямую и выберите единичный отрезок 5 см.

Разделите единичный отрезок на 5 равных частей. (каждая часть будет равна 1см).
Укажите следующие дроби:



t1759921609ax.gif; t1759921609bb.gif; t1759921609bc.gif


- мы видим на координатной прямой неправильные дроби располагаются правее правильных дробей.

-значит неправильные дроби больше чем правильные.


- как располагаются правильные и неправильные дроби по сравнению с 1?



Верно. Правильные дроби левее 1, значит правильные дроби меньше 1.

Неправильные дроби располагаются правее, 1, значит неправильные дроби больше 1.




-ребята в рабочей тетради выполняют задание на координатной прямой и комментируют где будут располагаться эти дроби.






- ответы учащихся.


-Правильные дроби левее по сравнению с 1.

Неправильные дроби правее 1.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.



Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.



Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи



Познавательные:

Формулирование проблемы;

Структурирование знаний.


8


Домашнее задание


Стр.25 п.28 учить №5.157, №5.158.

5.149(уст)


Записывают в дневник домашнее задание



9

Рефлексия учебной деятельности

Итак, подведем итоги

-Что вы узнали сегодня на уроке ?

- какие дроби называются правильными?

- какие –неправильные ?

-чему научились сегодня на уроке?

- давайте вернемся к нашей таблице, где указаны части речи и ответим на вопрос какие бывают обыкновенные дроби ?

-какие глаголы добавим?

-кто набрал больше всех жетончиков?


урок окончен, встали, все свободны!



-бывают правильные и неправильные дроби.

- сравнивать правильные и неправильные дроби.

- отмечать их на координатной прямой.



Выставление оценок.

Регулятивные УУД:

- оценивать правильность выполненных действий;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности.


















презентация к уроку Дроби. Правильные и неправильные дроби.PPTX / 1.18 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.