Технологическая карта урока обществознания в 7 классе по теме «Экономика и её основные участники»

5
1
Материал опубликован 27 November 2021

Технологическая карта урока по обществознанию в 7 классе

Тема

Экономика и ее основные участники

Цель урока

Формировать представление о понятии «экономика», определить ее роль в жизни человека и общества, охарактеризовать основных участников экономики.

Задачи урока

Подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, в развитии общества и государства

Выяснить роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов

Продолжить формирование умений анализировать документы, аргументировать свою точку зрения

Воспитывать  культуру общения при работе в группе

Тип урока

- урок открытия нового знания

Технология

Технология критического мышления, игровая, исследовательская

Методы обучения

- рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Планируемый

результат

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

Получат возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель и задачи; анализируют вопросы, формулируют ответы. Получают представления об экономике, дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и определяют последовательность действий.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Усваивают нравственно-этическую оценку отношения к памятникам культуры, обеспечивающую

личностный моральный выбор на

основе социальных и личностных

ценностей.

Основные понятия

Экономика, потребитель, производитель, производство, распределение, обмен, потребление

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История, ИКТ

Фронтальная

Индивидуальная, в парах, в группах

             Виды деятельности:

- самостоятельная работа с учебником;

- решение познавательных задач, проблемных ситуаций.

-заполнение схемы, таблицы

-составление буриме

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- презентация по теме урока;

- учебник по обществознанию 7 класс. - М.: Просвещение,



этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 1. Проверка подготовленности кабинета к занятию.

2. Приветствие, фиксация отсутствующих:

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, мы приветливы. Мы все здоровы. Что пожелаем мы сегодня друг другу? Спасибо за добрые пожелания. А теперь глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, зависть, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Удивляйтесь! Знания откроют вам замечательный мир! Итак, в мир знаний! Сразу отметим тех, кто по каким-то серьезным причинам не присоединился к нам в пути постижения нового!

3. Проверка подготовленности учащихся к уроку:

«Обратите внимание на своё рабочее место: есть ли у вас на парте учебник, тетрадь для конспектов.

 Приветствуют учителя



















Проверяют готовность рабочего места

 

  Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавательные:

целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 1. Определение темы урока: ребята, в качестве д\з вы получили ребусы. Кто смог их отгадать?

- Как вы думаете, почему именно слово «экономика» было задано вам на дом?

- Все верно, сегодня мы начнем говорить об экономике. Запишите тему урока «Экономика и ее основные участники» в тетрадях.

  - Что мы можем узнать, изучая эту тему? Давайте составим кластер с вашими ассоциациями к этому слову.

- Т.О.,

- Это наука и система …

О ней сегодня наша тема.

Ее основные проявления:

Производство, распределение,

Обмен и потребление…

Даже построение маленького домика

Рассматривает наука… (экономика).

- Составим план изучения нового материала к параграфу 8 и ответим на вопросы. (Учащиеся самостоятельно, в течение 2 минут просматривают параграф и отвечают на вопросы, записанные на доске).

1) Что …; (такое экономика)

2) Зачем …; (нужна экономика)

3) Кто … (является основными участниками экономики)

Вопросы плана и будут задачами нашего урока.


 Проверка д\з – ребусов


Называют тему урока


Записывают тему в тетрадь


Составляют кластер














Составляют план урока

Называют цель и задачи урока

 Знать понятие экономика

  Личностные: совершенствование развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Актуализация знаний.

Первичное усвоение новых знаний.


 Мы с вами выяснили тему урока, составили план и узнали задачи урока, а сейчас ответьте мне на вопрос, где мы встречаемся с проявлениям экономики в жизни? (в магазине, в газетах о налогах, зарплата родителей..)

А что такое экономика?

1 колонка ищет ответ в словаре учебника на с.159.

2 колонка – в 1 пункте параграфа на с.67.

3 колонка - в интернете

Следовательно, экономика хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров; народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности

«Экономика» (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) -это хозяйствование по правилам, законам.

(учитель вывешивает его на доске)


- Откуда пришло к нам слово «экономика»? Послушаем сообщение.

Слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции», и означает оно в буквальном переводе «законы домашнего хозяйства». В русском языке слово «экономика» прижилось и в другом значении – как название хозяйства не только отдельной семьи, но и всей страны в целом. Можно, например, сказать «экономика России» или «экономика Франции», и все поймут, что речь идет о том, как в этих странах люди ведут свою хозяйственную деятельность, чем они обладают и как добиваются наиболее полного удовлетворения своих потребностей (желаний). Если обратиться к истории, то можно прийти к выводу, что хозяйственная (экономическая) деятельность людей возникла примерно 2,5 миллиона лет тому назад. Именно тогда люди научились изготавливать те грубые орудия труда, которые мы с вами рассматривали в 5 классе на уроках истории. Почти в неизменном виде они прослужили людям около миллиона лет. Лишь спустя столь длительный период появились более совершенные инструменты. Так люди вступили на путь технического прогресса, по которому идут все быстрее и быстрее. Для более полного удовлетворения своих потребностей они улучшают как сами инструменты, так и способы их использования – технологию производства благ.

- Многие великие люди толковали слово «Экономика»

Высказывания (вывешиваются на доску):

Английский писатель Джордж Бернар Шоу «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»

Итак, понятие экономика можно рассматривать в двух значениях: с одной стороны - это хозяйство, а с другой – область знаний.

А теперь дополните определения (работа в парах) в схеме:

Экономика - это:

умения…

знания…

- У экономики много разных проявлений. К основным проявлениям (сферам) экономики относятся:

Производство

Распределение

Обмен

Потребление

(карточки вывешиваются на доске)

Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер.

Рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 67

Какие сферы экономики здесь изображены? Почему вы так решили?


Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т.е. производит хлеб. (Производство). Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские сады, школы, а другую часть – в магазины. (Распределение). Продавец магазина продает, т.е. обменивает на деньги, хлеб покупателям. (Обмен). Учащиеся нашей школы съедают во время обеда свежий хлеб. (Потребление). (Учитель: «Запишем определение понятия «технология» в тетрадь, найдем его в словаре учебника на с. 158: - учащийся, нашедший определение понятия быстрее всех, диктует его остальным: технология - последовательность операций (действий), необходимых для изготовления какого – либо продукта. Способ преобразования сырья, материалов, энергии, информации в процессе изготовления продукции, оказания услуг).


- А сейчас работа в группах.

Каждая группа получила раздаточный материал. Ваша задача – определить, какое из проявлений экономики мы наблюдаем в данных текстах?














































































Вывод: к основным проявлениям экономики относят производство, распределение, обмен, потребление.

-Молодцы, ребята. Мы с вами ответили на 1й вопрос нашего плана «Что такое экономика»?

- А зачем нам нужна экономика?

Давайте найдем ответ в учебнике. С.131,132 1 пункт. Читая, отмечаем - «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

( чтение учебника)

-Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Т.О., для чего нужна экономика?

Для обеспечения жизни и деятельности человека необходимо удовлетворить его разнообразные потребности.

- Что такое экономические продукты?

Итак, экономические продукты – это…

Товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека, называются экономическими продуктами.

Из уроков истории мы знаем, что существует 2 формы ведения хозяйства: натуральное и товарное. С каким из них мы с вами уже знакомились? (натуральное).

- Что такое натуральное хозяйство? (ответы детей)

Натуральное хозяйство- это способ организации жизни людей, при котором всё необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления.

- Если твоя семья использует выращенные на даче продукты, можно ли утверждать, что у вас – натуральное хозяйство?





- Чтение, учебник, стр. 70:

- В чём недостатки натурального хозяйства?












- Существует и 2я форма хозяйства, о которой мы тоже говорили на уроках истории.

- В России в 17 веке ремесло постепенно превращается в мелкотоварное производство. В чем разница между ремеслом и мелкотоварным производством?

- Т.О., назовите мне 2ю форму хозяйствования.

(товарное)

Товарное хозяйство- это способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определённых видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.

– Сделайте вывод, почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования?











- Учащиеся класса провели небольшое исследование и составили проект о том, какие товары производятся в Эжвинском районе, какие услуги оказываются населению.

- Мы ответили с вами на 2й вопрос плана?

Нам осталось ответить на 3 вопрос «Кто является основными участниками экономики?». Может быть вы знаете?

Основные участники экономики.

Производитель - тот, кто участвует в создании товаров или указании услуг

Потребитель - тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Может ли один человек быть одновременно и производителем, и потребителем, т.е. выполнять обе роли?





Назовите, что общего между производителем и потребителем. В чём различия?


 Связь с жизнью






Работа с разными источниками информации: учебник, словарь, интернет








учащиеся записывают определение под диктовку учителя в тетрадь



слушают сообщение

анализируют информацию






























Работают с высказываниями великих людей










Работают в парах

Заполняют схему

Возможные варианты ответов: Экономика – это умение правильно вести хозяйство. Экономика – это знания о том, как правильно вести хозяйство страны, какими способами









Работают с иллюстрациями в учебнике

Отвечают на вопросы




Записывают в тетрадь











Работают в группах:

Группа № 1. Сказка «Репка

Посадил дед репку. Выросла репка большая –пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет – потянет, вытянуть не может!

Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку- тянут -потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут!

Позвала жучка кошка: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошку мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянули репку!

(Ответ: производство)

Группа № 2. Считалочка.

Мы делили апельсин, много нас, а он – один.
Эта долька - для ежа, эта долька- для стрижа,

Эта долька – для утят, эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра, а для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!! Разбегайтесь, кто куда!

(ответ: распределение)

Группа № 3. Стихотворение.

Пекарь шёл по переулку

С белой шапочкой в руке.

За собою вёл он булку

На коротком поводке.

А навстречу ему шёл

Бородатый мукомол,

И большой мешок с мукою

На верёвочке он вёл.

Подошли они друг к другу

И друг другу говорят:

- Не хотите ли меняться?

- Я меняться очень рад. -

Поменялись,

И с собою

Пекарь взял

Мешок с мукою.

А лохматый мукомол

Булку белую увёл

(Ответ: обмен)


Группа № 4. Песенка «Барабек»

Робин Бобин Барабек скушал сорок человек,

И корову, и быка, и кривого мясника,

И телегу, и дугу, и метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом, и кузницу с кузнецом,

А потом и говорит: «У меня живот болит!»

(Ответ: потребление)

Делают вывод






Отвечают на вопросы

Работают с учебником

Прием «Инсерт»




Отвечают на вопросы




Делают выводы






Учащиеся записывают определение в тетрадь




Отвечают на вопросы









Возможные варианты ответа: Нет, ведь нам приходится покупать много других продуктов: хлеб, макароны, рис, греча, не говоря об одежде и обуви


Читают учебник

Возможные варианты ответа: примитивные орудия производства, простые технологии, отсутствие торговли, обмена продуктами и услугами, низкая производительность труда (эффективность труда в процессе производства), сомнительная возможность повышения жизненного уровня людей и, как следствие, обеспечение самых минимальных условий для выживания и низкий уровень жизни людей



Отвечают на вопрос:

Возможные варианты ответа: ремесло – на заказ, мелкотоварное производство – на рынок







Делают вывод: рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствования орудий труда привели к росту производительности труда и потребностей человека. В результате происходит разделение труда, одни люди занимаются сельским хозяйством, другие ремеслами, третьи торговлей. Улучшились условия труда, повысился уровень жизни

Выступление учащихся с исследованием



Отвечают на вопросы










Возможные варианты ответа: Да. Например, на работе портной шьёт одежду - он производитель, но он нуждается в других товарах и услугах, приобретая которые он становится потребителем.

Возможные варианты ответа:

Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, необходимых для производства товаров и оказания услуг

Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами.

 Знать понятие экономика






































































Знать и называть сферы экономики














Знать понятие технология






















Умение работать с обществоведческими понятиями:

производство,

распределение,

обмен,

потребление
































































































Знать понятие экономические продукты


Называть формы ведения хозяйства:

Натуральное и

Товарное












































































Знать понятия производитель и потребитель



 Познавательные: извлечение необходимой информации из текста, осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Первичная проверка понимания

 - Давайте заполним схему на доске. Для этого поделимся на 2 группы (


t1637998768ao.gift1637998768ap.gifОсновные участники экономики


потребитель производитель

Отдельный человек, группа людей, предприятие, государство

Тот, кто участвует в создании товаров ли оказании услуг

Отдельный человек, группа людей, предприятие, государство.

Тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Цель: организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, необходимы для производства товаров и оказания услуг

Цель: извлечение максимальной пользы от потребления товаров и услуг, удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами.

Результат: Доход, прибыль, развитие производства.

Результат: Сокращение расходов, сбережение доходов.

Т.О., Несмотря на различия экономических интересов основных участников экономики, между ними существует тесная взаимосвязь. Производитель стремится производить те товары, которые в дальнейшем найдут своего потребителя. Он вынужден ориентироваться на его запросы и потребности. Потребитель, делая свой выбор товара или услуги, подсказывает производителю, что, сколько и какого качества необходимо производить. Такое поведение участников экономики позволяет бережно (экономно) и разумно использовать имеющиеся материальные, финансовые и трудовые ресурсы (запасы, источники чего – либо).

- Проведем небольшой блиц-опрос. Я читаю вам текст а вы должны будете назвать кем в том или ином случае является герой текста: производителем или потребителем: Если производитель поднимаем правую руку вверх, если потребитель левую.

«Андрей –выпускник инженерно-строительного института. Он создал с друзьями фирму «Зодчий». Молодые люди проводят строительные работы. Построенные ими дачи очень красивы, практичны и удобны для жилья. Значит Андрей – производитель. После работы Андрей играет в бильярд, занимается в тренажерном зале, ужинает в уютном кафе. Андрей - потребитель. В субботу Андрей с мамой сходил в театр (потребитель). В воскресение помог отцу построить сарай для дров (производитель).

- Ответили мы на 3 пункт плана? Посмотрите на доску. У нас получился наглядный стенд по нашей теме урока.

 Заполняют схему-таблицу

Работают в группах

Учащиеся встают в круг и начинается пересчет – производитель, потребитель). Группы производителей и потребителей отбирают материал по плану: кто, цель, результат). Полученный результат вывешивают на доске.




































Блиц-опрос















Отвечают на вопрос

 Знать и характеризовать понятия производитель и потребитель

 Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки.

Регулятивные: контроль и коррекция в форме срав­нения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания

Коммуникативные: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Первичное закрепление.

 - Итак, ответим на вопросы, поставленные в начале урока и записанные на доске.

Что такое экономика?

Зачем нужна экономика?

Кто является основными участниками экономики?

- мы сегодня познакомились с новыми определениями, высказываниями. Давайте составим рассказ (буриме) из предложенных выражений: экономика, обмен, распределение, производство, потребление, сферы экономики, «хозяйствование по правилам», потребитель, производитель, участники экономики, натуральное хозяйство, формы организации (ведения) хозяйства, товарное хозяйство.

Задание № 3 стр.136 рубрики «В классе и дома»: Заполни таблицу «Основные сферы экономики».

 Отвечают на вопросы






Составляют буриме









Работают с учебником, выполняют задание

 Знать основные понятия темы. Применять их.

 Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки.

Регулятивные: коррекция; Коммуникативные: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 Информация о д/з, инструктаж по его выполнению:

Для всех - читать параграф 8 и отвечать на вопросы рубрики «Проверь себя»;

На «5» - подготовить плакат «Товар XXI в.», с обоснованием потребительских достоинств выбранного товара (средние ученики);

На «4» - рисунки к изученному материалу

На «3» – 5 пословиц об экономике

 Записывают д\з

 

 Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности 

Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали.

- Как бы вы оценили свою работу?

- Довольны ли вы своей работой?

- Поднимите руки, кто полностью усвоил материал. Вы можете поставить себе за урок оценку «5», кому что-то непонятно – «4».

Ответьте на вопросы:

Мне понравилось на уроке…

Я бы хотел узнать…

Проводят рефлексию

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена. Вами представлена интересная подборка заданий! Успехов Вам!

10 December 2022

Похожие публикации