Разработка урока по обществознанию для 7 класса «Экономика и её основные участники»
Разработка урока по обществознанию для 7 класса
учителя истории Бутолиной Т.В
Тема: Экономика и её основные участники.
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с отдельными сторонами экономических отношений; формировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках.
Планируемые результаты: Предметные: определять роль и значение экономики в обеспечении жизнедеятельности людей; выявлять специфику основных сфер экономической жизни, характера деятельности ее участников, усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования. Метапредметные: коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, работать по алгоритму. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно- следственные связи.Личностные: формирование активной жизненной позиции, развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока
Организационный момент.( использую карточки определим готовность детей к уроку)
Мотивационно- целевой этап.
Послушайте экономическую притчу и ответьте на вопросы.
Тот день у компании Дженерал Электрик явно не задался: вышло из строя ценное оборудование - новейшая и мощнейшая электроустановка. Производство пришлось остановить, а каждая минута промедления - это колоссальные издержки! Для исправления ситуации был вызван один из самых опытных работников. С собой он принес только молоток, что вызвало удивление у коллег. Но их изумление перешло через край, когда работник нанес один-единственный удар по корпусу вышедшего из строя оборудования и оно снова заработало! Дело было сделано, довольные коллеги принялись за работу. Талантливому работнику было решено выплатить вознаграждение. Осведомились, сколько тот хочет. И ответ снова всех шокировал: 1000 долларов! Оказалось, что коллеги морально не готовы принять это требование: такие деньги за единственный удар! Пригласили бухгалтера, который потребовал, чтобы рабочий указал постатейно, за что ему причитается такая большая для данной ситуации премия. Наш герой написал: «Прошу выплатить мне премию в размере 1000 долларов по следующим статьям:
•1 доллар - за то, что нанес удар молотком;
• 999 долларов - за то, что знал, куда ударить.
- О чем эта притча?
- Какие уроки из нее можно извлечь?
( Ответы учеников)
Тема урока: «Экономика и ее участники».
- Предположите, о чем мы будем говорить.
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока)
План:
Что такое экономика.
Сферы экономики.
Основные участники экономики.
2. Изучение нового материала.
- Может ли какое-либо общество существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей?
Мы постоянно вступаем в разнообразные экономические отношения. Ежедневно дома и на улице мы слышим разговоры о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают их накормить, обуть и одеть, отправить на отдых и т. д.
Важнейшие вопросы экономики:
- ЧТО из товаров и услуг будет произведено?
- КАК товары и услуги будут произведены?
- КТО ими воспользуется?
Познакомимся с основными ключевыми сферами экономики.
1. Что такое экономика
В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина старик мог получать любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните, желания главной героини - старухи постоянно росли. Сначала она хотела получить новое корыто, затем дом, затем стать столбовой дворянкой и т. д.
Кому из нас не хочется получать все, что он желает? Каким же образом появляются материальные блага? Как нужно жить и работать, чтобы их было как можно больше?
Задание: работая с текстом учебника стр 66, объясните значение слова «экономика».
Экономика - это построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения.
К основным проявлениям экономики, отражающим стадию движения продукта относятся: производство, распределение, обмен и потребление.
(Работа с иллюстрацией учебника, изучение сфер экономики)
Задание. Разделитесь на четыре группы. Каждая группа получит рабочий материал и выполнит индивидуальное задание для группы.
Рабочий материал для первой группы
Определите стадии движения продукта( учебник стр 66-67).
Рассмотрите иллюстрацию.
Выберите любой из потребляемых вами товат. Запишите его название и схематично покажите путь этого товара к потребителю.
Наклейте на лист.
Представьте работу.
Рабочий материал для второй группы
1.Дать определение натурального итоварного хозяйства, как форм организации хозяйства, указать признаки каждого.
2.Созданное в результате экономической деятельности- экономический продукт. Виды экономического продукта- товары и услуги. Соотнесите, что является товаром, а что услугой.
3. Наклеить на лист
4.Представить работу.
Рабочий материал для третьей группы
Посмотреть мультфильм «Как старик корову продавал».
Определить участников экономики. (учебник стр 70).
Ответить на вопрос: Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?
Наклеить на лист.
Представить работу.
Рабочий материал для четвертой группы
Прочитать экономическую задачу и решить ее.
Ответить на вопросы (помощь на стр 70 учебника)
Экономическая задача: Петровы на семейном совете решили, что для укрепления здоровья было бы полезно заняться спортом. Определив интересы и возможности членов семьи, остановили свой выбор на занятиях лыжами. Составили списки необходимого и оценили денежные ресурсы, договорились о месте и условиях покупки. В чем состоит экономический интерес семьи как потребителя? Какие экономические знания помогут ей осуществить рациональную( выгодную) покупку и получить от нее наибольшую пользу? (учебник стр 72, учимся принимать рациональное решение)
Выступление групп, обсуждения
Подведение итогов.
В каждой группе ответственный за учет ваших достижений занёс заработанные вами баллы в специальный лист. Таким образом, определен вклад каждого из вас в общее дело
Рефлексия.
Игра «Светофор» Учащиеся выражают свое мнение о прошедшем уроке, поднимая карточки: зеленая- мне урок понравился, поучительно; желтая- понравилось, но не все; красная- не понравилось, скучно.
II. Подведение итогов урока.
– А теперь давайте проверим наши знания.
Что нового узнали на уроке.
С какими сферами экономики мы познакомились.
Где эти знания могут пригодиться в жизни.
Домашнее задание:
прочитать § 8чит
на выбор РТ зад 3или 8(схема)