Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс "Глагол как часть речи"
Чуракова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. А. С. Пушкина»,
Свердловская область, г. Верхняя Салда
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс
Тема урока | «Глагол как часть речи» | ||||||||||||||||||||||
Место урока в разделе | Слово. Части речи и члены предложения. Глагол. Что мы уже знаем о глаголе, урок № 99 | ||||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок повторения и обобщения ранее полученных знаний | ||||||||||||||||||||||
Цель урока | Смотивировать учащихся на дальнейшее изучение части речи «глагол» | ||||||||||||||||||||||
Задачи урока | 1. Обобщить ранее изученные сведения о глаголе. 2. Сообщить учащимся о новом грамматическом признаке глагола «спряжение». 3. Развивать мышление, внимание, умения работать в группах. 4. Воспитывать положительную мотивацию к предмету русского языка, уважительные отношения учащихся при работе в группах. | ||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты изучения темы | |||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||||||||
Учащийся научится: Определять значение устаревших слов Обобщать и структурировать грамматические признаки глагола | Познавательные УУД 1. Осознавать познавательную задачу. 2. Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний. 4. Проводить анализ и синтез объектов, с целью выделения признаков и составления целого из частей 5. Умение классифицировать слова Регулятивные УУД 2. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. 3. Умение переводить имеющие знания в схему. 5. Умение работать коллективно Коммуникативные УУД 3. Умение вести диалог 4. Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им | Учащийся получит возможность формирования: 2. Развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы. 3. Умение проводить самооценку и оценку товарищей на основе критерий. | |||||||||||||||||||||
Ресурсы | |||||||||||||||||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | |||||||||||||||||||||
Учебник | Презентация, карточки с заданием, оценочные листы, карточки-слова, листы форматом А3 (по количеству групп), стикеры трёх цветов | Интерактивная доска, компьютер, проектор | |||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Русский язык | ||||||||||||||||||||||
Организация пространства | Класс | ||||||||||||||||||||||
Форма | групповая | ||||||||||||||||||||||
Методы | Частично-поисковый, проблемного изложения | ||||||||||||||||||||||
Этапы урока | |||||||||||||||||||||||
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||||||||||||||||||||
Предметные | УУД | ||||||||||||||||||||||
1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности | Слайд 1 - Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте повернёмся к гостям и улыбкой поприветствуем друг друга. Повернитесь ко мне и присаживайтесь. Сегодня вы будете работать в группах, выполнять задания, наблюдать друг за другом и в конце урока должны будете оценить своего товарища по команде. Но сначала давайте вспомним правила работы в группах. Слайд 2 | Приветствуют гостей. На слайде по очереди зачитывают правила. | | К – умение слушать и понимать речь других; умение совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. | |||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Приём «классификация» | - Итак, мы начинаем. Ребята, у вас на столах лежат карточки. Нужно разделить слова на 3 группы. Слайд 3. - На какие группы разбили слова? - Как определили части речи? -Давайте проверим. | (Работают в группе) -Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. -Задавали вопросы. (Один ученик выходит к доске и распределяет карточки-слова. В группах проверяют зелёной пастой) | - умение классифицировать слова по частям речи | Р – умение определять учебную задачу и её выполнять Л - умение развития навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах. | |||||||||||||||||||
3. Определение темы Метод проблемного обучения частично-поисковый | -Всё ли было понятно? Какие слова вызвали затруднение? (если отнесли к глаголам) - Почему отнесли к глаголам? - Какое значение имеют эти слова? (если не отнесли никуда) Это устаревшие слова. Сейчас в речи мы их не используем. Какие значения имеют эти слова? Прочитайте предложения с этими словами и попробуйте объяснить значение этих слов. Слайд 4. Каждая мама радеет о своём ребёнке. Он мне бает историю. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. - Какое значение имеют эти слова? -На какой вопрос отвечают эти слова? Значит, к какой части речи относятся? -Итак, какая тема нашего урока? Слайд 5 - А слово «глагол» тоже устаревшее. - Отчего произошло слово «глагол» узнаем из учебника с. 61 упр. 230 - Итак, от какого слова произошло слово «глагол»? Слайд 6. Что оно означало? Как поняли, что такое «глаголица», «глаголить»? А вот слово «разглагольствовать» употребляется и сейчас. Как вы думаете, что оно означает? Давайте проверим, откроем Толковый словарик в конце учебника с. 135 и прочитаем. - Можно ли сказать, что эта тема совсем новая для вас? | -Нет. -Отвечают на вопросы – что делает? (Предлагают свои варианты) 3 человека в Интернете делают запрос на значение этих слов. И сравниваем (Предположения детей) 3 человека в Интернете делают запрос на значение этих слов. И сравниваем - Смотри, заботится, рассказывает - Что делай? Что делает? - Глагол - Глагол (Чтение текста) (Ответы детей) (Предположения детей. Зачитывают значение слова) Один ученик в Интернете делает запрос на значение слова «разглагольствовать» - Нет | - знакомство с устаревшими словами -умение отвечать на вопросы - умение сравнивать свои предположения с толкованием из словаря и Интернете | Р–умение самостоятельно формулировать тему; К – умение высказывать своё мнение, вести диалог П - добывать новые знания, используя учебник, Интернет и свой жизненный опыт. Л- интерес к изучению языка | |||||||||||||||||||
4. 1. Схематизация ранее изученного материала. Работа в группах. Приём «кластер» | В течение трёх лет обучении мы знакомились с этой частью речи. Сейчас я предлагаю вам в группах составить кластер на тему «Глагол», где вы вспомните и укажите всё, что знаете и помните об этой части речи, а затем на основе ваших кластеров мы создадим общий кластер. Напоминаю, что в центре пишите ключевое слово «глагол», а потом отводите в стороны стреуказывая признаки глагола. | (Дети в группах составляют кластер на тему «Глагол») | - умение называть и структурировать признаки части речи «глагол» | К - умение слушать и слышать друг друга, сотрудничать в группе -умение высказывать своё мнение П - проводить анализ и синтез объектов, с целью выделения признаков и составления целого из частей Л- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах. | |||||||||||||||||||
4.2. Коллективное межгрупповое взаимодействие, создание единого кластера по теме | - Итак, работа в группах закончена. Теперь мы сверим знания признаков глагола, составляя общий кластер. Все листы вывешиваем на доску. Представители от каждой группы по очереди будут озвучивать признаки глагола, если вы что-то забыли написать, то подписывайте зелёным фломастером. А я на экране буду составлять общий кластер. | Представители от каждой группы остаются у доски и по очереди озвучивают признаки глагола и подписывают недостающие данные в кластер своей группы зелёным фломастером | | К - умение вести диалог Р – умение работать коллективно | |||||||||||||||||||
5. Постановка цели на дальнейшее изучение темы Проблемная ситуация | - Посмотрите, сколько мы уже знаем о глаголе, а зачем нам предлагается снова эта тема? (знак вопроса)
(я выставляю карточку со словом «Спряжение») - Как вы думаете, что это такое? - Поэтому, какую цель ставим себе на дальнейшее изучение темы? - А как мы узнаем, что научились определять этот признак? - А зачем нам нужны глаголы? -Так вот, чтобы грамотно говорить и писать нам как раз и поможет «спряжение». -Да, ребята, у глагола есть ещё признаки, с которыми вам предстоит познакомиться и научиться их определять. Поэтому я это слово пока оставляю в стороне. А когда мы познакомимся с этим понятием, определим ему место в нашем кластере и уже тогда вклеим в наши «Копилки». -Вообще, языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. - Итак, урок наш подходит к концу и нам надо подвести итог. - Скажите, пожалуйста, чем же мы занимались сегодня на уроке? Отвечать можно только, используя глаголы. | Дети высказывают свои мнения. (Значит, что-то мы ещё не знаем) Предположения детей Узнать о новом признаке глагола, понять для чего он нужен, научиться его определять. Напишем проверочную работу по этой теме.
Объяснять действие, которое совершает предмет. Грамотно говорить и писать. И т.д. Дети: думали, вспоминали, писали, сравнивали, составляли, оценивали, трудились, ставили цель на дальнейшее изучение темы | Умеют высказывать свои мнения, задавать вопросы | П- отличать новое от уже известного К- умение вести диалог | |||||||||||||||||||
6. Домашнее задание | Откройте дневники и запишите домашнее задание. Слайд 7 1. По ссылке в эл.дненике пройти в приложение «Я-класс» и выполнить тест «Изменение глаголов по числам», 2. В учебнике с. 63 упр. 232 | Записывают задание в дневники | | | |||||||||||||||||||
7. Рефлексия | - Вы на уроке работали в группах, наблюдали друг за другом. А сейчас возьмите по оценочному листу, запишет своё имя и поставьте себе соответствующее количество баллов, а потом передайте другому участнику команды и следующему, и они тоже оценят вашу работу.
Критерии смотрите на слайде Слайде 8 «3 балл» - активно работал, предлагал много идей. «2 балла» - предложил несколько идей «1 балл» - иногда включался в работу «0 баллов» - просидел, не принимал участие в работе Когда все члены группы оценят вас, сосчитайте, сколько у вас баллов, запишите в колонку «Всего баллов», переведите количество баллов в оценку и запишите её в последнюю колонку. Критерии на слайде Слайде 9. «5» - 12 б. (4 ч. в гр.) 15 б. (5 ч. в гр.) «4» - 9 б. – 11 б 12 б. – 14 б. «3» - 6 б. – 8 б. 8 б. – 11 б. «2» - < 6 б. < 7 б. А ещё я хочу узнать ваше настроение от урока. На столах лежат стикеры. Слайд 10 Если настроение отличное, вам всё понравилось – зелёный; если, что-то не получилось, настроение просто хорошее –жёлтый, ну, а, если плохое настроение, было скучно – розовый. Наклейте стикеры на свои оценочные листы, а их - на лист вашей группы. Выходите по одному, приклеиваете стикер и можно сказать своё мнение об уроке, что узнал, понравилось, поблагодарить кого-то хотите и так далее. (Слайд на доске) Слайд 11 | Ребята оценивают свою работу и работу своих товарищей. | Умеют анализировать свою деятельность и членов группы
Умеют отвечать на вопросы | К – умение высказывать своё мнение Л - умение проводить самооценку и оценку товарищей на основе критерий |
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предмету «Русский язык».
Учебник «Школа 2100» Русский язык, 4 класс, часть 2.
Т.В.Титкова. Открытые уроки. 1-4 классы. М.: Вако,2008г.
С.В.Савинова, Е. Е. Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград, 2010г.
Методические рекомендации по русскому языку для 4 класса. М.: Вентана-Граф ,2012г.
Интернет-ресурсы
- Сайт «Все для учителей начальной школы» http://www.nsc.1september.ru
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» http://www.standart.edu.ru
- Сайт журнала «Начальная школа» http://www.n-shkola.ru