Технологическая карта урока по русскому языку «Как еще изменяются слова. Изменение по падежам» (3 класс)

5
0
Материал опубликован 5 June 2020 в группе

Технологическая карта урока


Автор: Богданова Наталия Васильевна

Название образовательного учреждения: МКОУ «СОШ № 85»

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тема урока: «Как еще изменяются слова. Изменение по падежам»

Учебник: Русский язык Соловейчик М.С., Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», часть 1, 3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015; Тетрадь – задачник: Соловейчик М.С., Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015 (2017-2018 г. учащиеся 1 класса обучаются по учебникам УМК «Школа России»)

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: дать первоначальное представление о склонении имён существительных, развивать социальный опыт в решении поставленной проблемы.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная; индивидуальная; групповая.

Межпредметные связи: литературное чтение

Средства обучения: проектор, ноутбук, индивидуальные карточки.

Образовательная технология: проблемное обучение

Формирование УУД:

Познавательные:

1.1 формирование умения извлекать информацию из схем, текстов;

1.2 выявлять сущность, особенности объектов;

1.3 обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

2.1 формировать умение прогнозировать предстоящую работу, определять и придерживаться цели;

2.2 развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, выявлять проблему;

2.3 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

2.4 формировать умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Коммуникативные:

3.1 развивать умение слушать и понимать других;

3.2 оформлять свои мысли в устной и письменной формах;

3.3 принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы.


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

4.1 формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

4.2 формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.


Планируемый результат:

Предметные - познакомить учащихся с понятиями «склонение и «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей.

Метапредметные - формировать критическое мышление учащихся, способность видеть проблему и решать ее, ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения.


Структура и содержание урока


Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный

момент, мотивация к учебной деятельности

(1-2 мин)

- Здравствуйте, дети!

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Приветствует, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность к уроку, желает успеха.


- Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.

Ученики проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Личностные: 4.1.


2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

( 5-7 мин)

Записать число, классная работа.

. (Приложение 1, задание 1)

Учитель предлагает учащимся выполнить в парах тест: "Что я знаю об имени существительном?”

Словарная работа

Пишут под диктовку слова, определяют объединяющие их признаки, находят лишнее слово

(Приложение 1, задание 2)




Опрос учащихся




Создание проблемной ситуации.




Отвечают, обосновывают правильные ответы.


Записывают. Предполагают лишнее слово по критериям: количество букв, звуков, слогов («кошка»- первый слог ударный)


Познавательные: 1.1

Коммуникативные: 3.3

Регулятивные: 2.2

3. Этап выявления места и причины затруднений

(5 мин)


-Для чего мы исследуем имя существительное? Всё ли мы знаем об имени существительном?

Сможете ли вы сегодня разгадать ещё одну загадку русского языка? Работа с текстом. (Приложение 1, задание 3). Выяснить, что вызвало несогласие и затруднение?

Создание проблемной ситуации.



Обсуждение затруднений, причины затруднения.

Рассуждают, высказывают свои предположения.

Ставят проблему, выдвигают гипотезу исследования.

Для составления предложений, нужно изменить окончания, так как окончания существи-тельного не соответствуют команде вопроса слова-командира.

Познавательные: 1.2

Коммуникативные: 3.3

Регулятивные: 2.1

Личностные: 4.2


4. Этап построения проекта выхода из затруднений.

(5-7 мин)


- Сколько предложений в тексте?

Сколько вопросов поставлено к формам слова кошка?


Обсуждение затруднений, причины затруднения, чего мы ещё не знаем.

Запись учащимися изменённых форм существительного.


Регулятивные: 2.4

5. Этап реализации построенного проекта

(8-10 мин)




-При изменении существительного по вопросам изменяется его …

Как можно заменить фразу «изменение грамматического значения»?







Работа с учебником (Упр. 189 )





Учитель предлагает закончить предложение. Выслушивает мнения учащихся.


Предлагает посмотреть в словаре определение «склонять» и «падеж».


Активизирует деятельность к работе с учебником.

Знакомит с приёмом запоминания падежей.


Учащиеся выделяют изменения грамматического значения существительного.

Высказывают предположения.

Зачитывают толкования. Приходят к выводу, что изменение слов в предложении -склонение по падежам.



Зачитывают падежи и вопросы к ним. Читают приём запоминания по памятке.

Познавательные: 1.1 Коммуникативные: 3.2

Регулятивные: 2.2


Физминутка.

(1 мин)

Физкультминутка «Падежи». Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

Направляет учащихся.

Некоторые учащиеся показывают движения у доски.

Познавательные: 1.1

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

(5 мин)

Работа с упр. 191с тетради- задачника с комментариями.





Активизирует деятельность в процессе выполнения заданий в группах

Учащиеся склоняют существи-тельные по предложенному алгоритму в группах (5 групп)

Каждая группа выбирает самостоятельно имя существи-тельное из предложений.

Познавательные:

1.2 Коммуникативные: 3.1

Регулятивные: 2.3


6. Этап включения в систему знаний и повторения

(3 мин)


Мини-экзамен. (Приложение 1,билеты)


Учитель раздаёт задания в виде «билетов» с заданиями на выбор по теме урока.

Фронтальный опрос.

Отвечают на прочитанные вопросы. Выполняют задания. Формулируют выводы.

Работают индивидуально.


Коммуникативные: 3.2

Регулятивные: 2.2 Личностные: 4.1

6. Рефлексия деятельности.

(2 мин)



Осознание своей учебной деятельности. Самооценка результатов деятельности с помощью заготовленных карточек плодов, цветов или листьев дерева.

(Приложение 1, рефлексия)


По результатам урока объективно оцени меру своего продвижения к цели урока.

Определяют степень своего продвижения к поставленной цели. Отмечают продуктивную работу класса, группы.

Если активно работал на уроке – прикрепляют плод к дереву, средняя активность - цветочек. Если пассивно - листик.

Коммуникативные: 3.3

Личностные: 4.2


7.Домашнее задание. (2 мин)

Предлагает выполнить домашнюю работу по уровням сложности.

(Приложение 2)

Отвечает на возникшие у учащихся вопросы.

Учащиеся слушают, уточняют, выбирают и записывают домашнее задание


Приложение 1

Задание 1.

Выберите верное утверждение:

1. а. Имя существительное – это часть речи.

б. Имя существительное – это часть слова.

2. а. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

б. Имя существительное отвечает на вопросы какой? какая?

в. Имя существительное отвечает на вопрос что делает?

3. а. Имя существительное обозначает признак предмета

б. Имя существительное обозначает предмет

в. Имя существительное обозначает действие предмета

4. а. Имена собственные пишутся с заглавной буквы

б. Имена собственные пишутся с маленькой буквы

5. а. Имена существительные изменяются по числам

б. Имена существительные не изменяются по числам

6. а. Имена существительные изменяются по родам

б. Имена существительные по родам не изменяются,

это постоянный признак.

7. а. Имя существительное- командует

б. Имя существительное -подчиняется.


Задание 2. Словарные слова: сорока, газета, погода, кошка,

картина, деревня, берёза.


Задание 3.

Вставить форму одного и того же слова (устно).

Кошка привыкла к имени существительному.

Оно скучает без кошка (кошки).

Имя налило кошка (кошке) молока.

Оно напоило кошка (кошку).

Существительное дружит с кошка (с кошкой).

Оно рассказало о кошка (о кошке) другу.

Билеты

- Что мы называем склонением?

- Сколько падежей в русском языке?

- К какому падежу относится существительное в начальной форме?



Рефлексия


t1591339447aa.png










Домашнее задание.

1 уровень:

Просклоняй слово труд

И.п. ЕСТЬ кто? что?

Р.п. НЕТ кого? чего?

Д.п. ДАМ кому? чему?

В.п. ВИЖУ кого? что?

Т.п. ВОСХИЩАЮСЬ кем? чем?

П.п. ДУМАЮ о ком? о чём?

2 уровень:

Указать, в каком падеже стоит слово «труд»

Человек трудом (…..) красен.

Терпенье и труд (…..) всё перетрут.

Без труда(….) не выловишь и рыбку из пруда.

По труду (…..)о человеке судят.

Человек воспевает труд (….)

Есть много пословиц о труде (….)



3 уровень:

Нужно расставить предложения в таком порядке, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно.

_Человек трудом красен.

_Терпенье и труд всё перетрут.

_Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

_По труду о человеке судят.

_Человек воспевает труд.

_Есть много пословиц о труде.



Приложение 2



6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации