Технологическая карта урока по русскому языку тема "Имена Существительные:одушевленные и неодушевленные"

0
0
Материал опубликован 15 January

Технологическая карта урока


ФИО учителя: Беленя Елена Владимировна, МБОУ «Новобирилюсская СОШ»

Класс: 3класс

УМК: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема урока «Имена существительные: одушевленные и неодушевленные»

Тип урока: урок открытия нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме: урок 4 по теме «Имя существительное»

Цель и задачи урока:

Цели:

I. Образовательно-развивающие:

1.1. Усвоение (выведение) новых понятий: Одушевленные и неодушевленные существительные.

1.2. Применение опорных понятий: имя существительное

1.3. Овладение умением оперировать понятиями одушевленные и неодушевленные существительные, а также умение образовывать имена существительные  одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных.

1.4 Развитие универсальных учебных действий: личностных (умение адекватно оценивать себя и свои достижения), регулятивных (определение цели выполнения заданий на уроке, оценка и самооценка результатов работы на основе известных критериев) и коммуникативных (общение посредством высказывания возражений, дополнений, формулирования проблемных вопросов, умение сотрудничать в совместном решении проблемы, участвовать в работе группы).

II. Воспитательная:

2.1. Формирование ценности научного познания

2.2. Формирование коммуникативных умений при работе в группе.

2.3. Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, прилежания, активности.


Заявка на оценку

«5» - 25б. и выше

«4» - 19 -24 б.

« 3» - 13 - 18 б.

Критерии оценки:

Вопрос-понятие — 1 балл;

Вопрос-суждение — 2 балла;

Суждение на сравнение — 3 балла;

Ответ на вопрос — 1–2 балла;



Дополнение — 1–2 балла;

Возражение — 1–3 балла;

Выступление от группы — 1–3 балла;

Анализ выступления — 1–3 балла;


Поощрительные баллы:

— за скорость выполнения заданий — 1 балл,

— за активность — 1–2 балла,

— за правильную осанку — 1 балл.


Оборудование урока:

1. Оценочный лист для каждого учащегося.

2. Раздаточный материал

3. Критерии оценки (помещены на стенде в кабинете)

4. Проектор, компьютер

5. - Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, 2023г

- музыка Вивальди “Времена года - Зима”


Планируемые образовательные результаты


Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

- Ставить правильно вопрос к именам существительным, в соответствии со значением слова.

- Распределять имена  существительные  на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.

- Писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило.

- Строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными


- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

соотносить учебные действия с известным правилом;

выполнение учебного действия в соответствии с планом.


 - различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение;

- определять необходимость использования имен  существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретённые знания для  классификации имен  существительных  на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.


формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции и находить общее решение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.


- проявлять интерес к изучению темы;

- желание помочь ребятам;

-  проявлять творческое отношение к выполнению заданий;

- осознание успешности при изучении темы.








Ход урока


Этап урока****

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока


1

Организационный момент

Мотивировать на учебную деятельность

Фронтальная работа

Приветствие учащихся.

- Ребята! Готовы к уроку?

-На вас надеюсь я , друзья.

 Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что  уже знаем и постарались открыть новые секреты. (проверка настроения смайликами)

Объявление заявки на оценку.

Слайд 2

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Фиксируют предполагаемую оценку на оценочном листе

Прогнозирует свою деятельность



2

Самоопределение к деятельности

Создать условия для возникновения у ученика

внутренней потребности включения в учебный

процесс


Фронтальная работа, индивидуальная работа

Звучит музыка Вивальди “Времена года - Зима”,

Слайд 3

Учитель читает стихотворение (звукозапись)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой,
Долбит дятел на суку.

Какое время года описано? Почему вы так думаете? Докажите Кого автор оживляет в своём стихотворении? Вы знаете, как называется такой приём в литературе? О ком из животных пишет автор в стихотворении? Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?

Молодцы, спасибо!

Я с вами согласна.

Дети отвечают на вопросы.

Личностные-действие

смыслообразования,

установление учащимися связи

между целью учебной деятельностью и ее мотивом; 

Коммуникативные-

-планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.



Самооценка


3

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.


(Создание проблемной ситуации)

Организовать актуализацию изученных

способов действий, проблемного

изложения нового материала


Фронтальная работа

Сегодня на уроке, мы отправимся в зимний сказочный лес, и посмотрим, как зимуют животные и чем, мы можем им помочь.

Картинный словарный диктант  1.Пробираясь по тропинке в лес, мы встречаем заснеженный холм, кто прячется под ним? (медведь)

2.Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы (Заяц) 

3.Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка ... (мороз).

4.Зима в подарок нам даёт

Румяные деньки.

Скорей на снег,

Скорей на лёд,

На лыжи и … (коньки).

Заяц, коньки, медведь, мороз. 

Дети записывают слова, выделяют орфограммы, проверяют по слайду4.

Личностные - проявлять интерес к изучению темы;


Работают с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания


Самооценка


4

Выведение новых знаний

Построение проекта выхода из затруднения


Зафиксировать причину затруднения.

Организовать подводящий или

побуждающий диалог по проблемному

объяснению нового знания.

Учить определять тему урока. Формулировать цель урока. Организовать уточнение и согласование

темы урока.


Фронтальная работа

Индивидуальная работа.


Какой частью речи являются слова? Почему вы так решили? Докажите.

На какие 2 группы можно разделить?

Подчеркните красным карандашом слова, отвечающие на вопрос кто?, синим – на вопрос что?  Что общего у слов каждой группы? Что обозначают слова которые отвечают на вопрос КТО?, на вопрос ЧТО?

Слайд 5

-Прочитайте слова.

Как могут называться такие существительные?


-Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Цель нашего урока…

( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

- Отвечают на вопросы, доказывают свой выбор

Принимают учебную задачу

(живые и неживые предметы)

Читают слова

(Ребята высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.)

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы;

Регулятивные: 

выполнять учебное задание в

соответствии с целью;

Коммуникативные:

- оформлять речевое высказывание,

используя

термины, в рамках учебного диалога

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать. Регулятивные: целеполагание;

планирование;

Познавательные: поиск и

выделение необходимой информации;

Работают с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания


Самооценка


5

Физминутка

Музыкальная физминутка


6

Реализация построенного проекта. Закрепление новых понятий

Организовать усвоение детьми нового

способа действий при решении

задач с их проговариванием

 

Соотнесение нового знания с правилом

в учебнике

 


Фронтальная работа, работа в парах 

Проведём мини- исследование.

Сделаем небольшое открытие, за работу!

Задание №1

Найдите на столах карточки белого цвета и выполните задания ( в парах устно) проверка, сличение со слайдом 6

Волшебные превращения

коса;

мак;

капля;

сон.

Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?

коза;

рак;

цапля;

сом.

Проверка слайд 7

Что относится к одушевлённым именам существительным? ( люди, животные)

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

( неживые предметы, растения, явления окружающего мира)

- Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.

- Проверим себя по учебнику.

- Ребята! Какие вы молодцы!

Вы дали полное определение.

Ребята работают на карточках в парах, устно проговаривают вывод


 

 

 


 





Оценивают свои достижения при выполнении задания №1

Познавательные:

- раскрывать значение выражения

«одушевленные

предметы», «неодушевленные предметы»;

- определять имена существительные

одушевленных

и неодушевленных предметов и

обосновывать

свое мнение

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку учебного

задания

и вносить корректировку;

- выполнять взаимооценку учебного

задания.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание,

используя термины,

в рамках учебного диалога.

Организует работу на карточках, поясняет задание

 

 


 


 


 








 
Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените себя. Поставьте себе балы за задание №1


Работают с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания

Вывешивает схему-опору.



























Самооценка


7


Этап закрепления новых знаний


Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала 


Фронтальная работа

Индивидуальная работа. Групповая работа


Игра: Если вы услышите одушевлённые имена существительные, вы топаете, а если неодушевлённые - хлопаете.

Слон, кот, стол, замок, ручка, мама, забор, ветер.

Молодцы! Справились!

Задание №2 желтая карточка. Слайд 8 Самостоятельная работа в определении одушевлённых и неодушевлённых слов .

 Врач, автомобиль, дети, луна, лягушка, ветер, стол.      

Рефлексия: Возьмите свой лист достижений и оцените себя в задании №2









Два ученика работают у доски















Проверка учителем работы у доски. Контроль за слабыми уч-ся. Сличение результата работы с доской.










Самооценка Оценивают свои достижения при выполнении задания №2


Формировать умения применять полученные знания на практике.

Работа в парах

Задание №3    (в парах) 

Работа с учебником.

Упр. №20 стр15

Сравним результаты вашей работы. Слайд 9

Выполнение работы.


Совместная проверка правильности выполнения

Взаимопроверка, фиксация балов в листе достижений


8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Дифференцированная работа по уровням)


Организовать выполнение учащимися

типовых заданий на усвоение нового материала

Индивидуальная работа, групповая работа

Задание №4          

Дети различного уровня обученности получают карточки разного цвета.

У вас карточки разного цвета. Задания для детей, у которых розовые карточки. Послушайте внимательно.

(1 низкий уровень) Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? Что может летать?

Кто стучит в окно? Что стучит в окно?

Те ребята, у кого оранжевые карточки. Вам нужно

(2 средний уровень) придумать и записать по два имени существительных одушевленных и неодушевленных на тему: “Зима лесу”.

И учащиеся, у которых на партах зеленые карточки

(3 высокий уровень). Должны составить и записать предложение, используя одушевленные и неодушевленные имена существительные на тему: “Зима в лесу»

Проверка выполнения заданий (устно).

Работают на карточках

Познавательные:

- различать имена существительные

одушевлённые и

неодушевлённые в определенном

контексте и обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

- соотносить учебные действия с

известным правилом.

Коммуникативные:

- согласовывать позиции и находить

общее решение.



Обсуждение спорных вопросов и выбор правильных ответов



























Самооценка и фиксация результатов в листе достижений


























9

Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Фронтальная работа

Задание на выбор:

Упр № 16!илиУпр №15

- Выберите и запишите себе задание по силам.

- Спасибо за урок!


Выбирают домашнее задание по своему уровню.

Самоопределение;

Устанавливает причинно-следственные связи



10


Подведение итогов

Рефлексия.


Обобщить изученный материал


Фронтальная работа


-Итак, наш урок подходит к концу, и нам нужно подвести его итог. 

- Вернёмся к началу урока. Над какой темой мы работали?

- Какая была цель?

- Давайте ещё раз вспомним какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными.

Отвечают на вопросы


самооценка


Учить оценивать результат своей деятельности

Фронтальная работа


- Проведем рефлексию:

-рефлексия настроения и эмоционального состояния (смайлики)

-рефлексия деятельности( лесенка успеха)

-рефлексия содержания учебного материала (приём незаконченного предложения) Слайд 10

Оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности

Личностные:

 - оценивать результат собственной

деятельности.

Регулятивные:

- соотносить поставленную цель и

полученный результат  деятельности.





Формировать личную ответственность за результаты деятельности

Индивидуальная работа.


- Подведем итоги вашей деятельности.

-Подсчитайте баллы, определите оценку согласно заявке. Слайд 2

- Выставим оценку в дневник.

- Спасибо всем за урок, у вас сегодня все получилось!!!

Делают выводы о своей работе на уроке.

Подсчитывают баллы, определяют оценку

Регулятивные: самооценка результатов работы на основе известных критериев

Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

Оценка за работу на уроке



Итоги и самоанализ урока

Данный урок русского языка разработан по УМК «Школа России» и способствовал формированию новых знаний по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»; формированию контрольно-оценочной деятельности, организации и самоорганизации. На уроке проводилась фронтальная, групповая работа. В результате учащиеся приобрели представление об одушевленных и неодушевленных существительных; получили возможность повысить уровень умений ориентироваться в учебном материале, давать само- и взаимооценку. Урок построен с использованием проблемного способа обучения. Это проявлялось на этапе актуализации и выведении новых знаний, а также при обобщении учащимися темы урока, что способствовало развитию познавательного интереса у учащихся к овладению новыми знаниями. Воспитательный потенциал урока направлен на осознание красоты русского языка и умение пользоваться его разнообразием при выражении своих мыслей.

Таким образом, урок выстроенный в предложенной форме, позволяет учителю реализовать деятельностный подход. Учащиеся под его руководством выводят новые знания, у них формируются универсальные учебные действия, что способствует познавательному и личностному развитию обучающихся



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации