Технологическая карта урока по теме «Правильные и неправильные дроби» (Математика, 5 класс)
Технологическая карта урока математики в 5 классе
по теме «Правильные и неправильные дроби» по учебнику Мерзляк А.Г.
ФИО | Корепанова Светлана Алексеевна. |
Место работы | МАОУ «Гимназия №1». |
Должность | Учитель математики. |
Предмет | Математика. |
Класс | 5 |
Учебник | А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ 2-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2017.-304 с. |
Тема урока | «Правильные и неправильные дроби». |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Форма проведения урока | Традиционная. |
Образовательная среда урока | Компьютер, проектор, учебник по математике, раздаточный материал, модели квадратов из бумаги, доска, мел. |
Формы работы учащихся | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
Цель урока: сформировать понятие правильной и неправильной дроби.
Задачи урока:
Образовательные:
вывести определение правильной и неправильной дроби;
научить определять правильные и неправильные дроби, отмечать их на координатном луче;
формировать навыки сравнения правильных и неправильных дробей с единицей;
Развивающие:
создать условия для развития мыслительной деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
развивать логическое мышление, внимание, интерес к предмету, математическую речь учащихся;
развивать навыки самоконтроля и самооценки учащихся;
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, активность, усидчивость, дисциплинированность.
Формируемые результаты ( УУД):
Предметные:
формировать умение различать правильные и неправильные дроби.
Личностные:
формировать ответственное отношение к учению, требовательное отношение к себе и своей работе;
формировать умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные - формировать умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; определять средства для ее осуществления.
коммуникативные – формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; вступать в диалог, формировать уважительное отношение к чужому мнению.
познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную от учителя).
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Урок хочу начать со следующего стихотворения:
-Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1 ЭТАП - Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | ||||||
Приветствие учащихся. Настрой учащихся на работу с помощью стихотворения. | Желают хорошего настроения. | Готовность к уроку и настрой перед его началом. | Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме. | Слушать учителя. | Осуществляют самоконтроль готовности к уроку. | Включение в деловой ритм урока. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке? (Обыкновенные дроби)
-Сегодня мы продолжим работу с дробями. Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться!
- Приведите примеры обыкновенных дробей.
- Что показывает знаменатель дроби? (на сколько частей разделили целое)
- Что показывает числитель дроби? (сколько частей взяли)
- Возьмите модель квадрата и разделите на 5 равных частей.
-Закрасьте 1 часть квадрата. Какая дробь получилась закрашенная? (1/5). Запишите в тетрадь.
-Закрасьте во второй модели квадрата 5 частей. Какая дробь получилась закрашенной? (5/5).
- Сколько пятых долей квадрата содержит 1 квадрат? (5/5). Запишите эту дробь в тетради.
-Значит, если числитель и знаменатель равны, то дробь равна единице? (…)
-Закрасьте 6 частей круга.
Проблема!
- Что значит шесть пятых? (6/5) Существует ли такая дробь? (…)
-Покажите на ваших квадратах. Закрасьте ещё одну пятую часть на втором квадрате. Запишите соответствующую дробь.
-Итак, на какие группы можно разделить дроби? (числитель меньше знаменателя, числитель равен знаменателю, числитель больше знаменателя).
-Можно уже назвать тему сегодняшнего урока? (…).
-Ребята, откройте учебник на странице 181, и мы узнаем, как называют такие дроби.
-Чем будем заниматься на уроке? (…).
-Прочитайте дроби, которые вы видите на доске: 11/5; 7/12; 6/6; 3/4; 9/7; 10/11; 8/5.
-Сравните в каждой дроби числитель и знаменатель. Как называется данная дробь?
-Давайте ещё раз повторим определение правильных и неправильных дробей.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
2 ЭТАП - Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | |||||||
1. Просит вспомнить, что изучали на предыдущих уроках. 2. Просит привести примеры обыкновенных дробей. 3. Дает выполнить задание на пробное действие. 4. Просит представить свой результат исследования. 5.Просит высказать предположение о теме предстоящего урока 6. Спрашивает о шагах учебной деятельности и качествах, которые помогут учащимся на уроке. | Называют тему прошлого урока. Приводят примеры обыкновенных дробей. Формулируют тему урока и говорят, какие шаги им необходимо проделать, чтобы усвоить данный материал. Работают с моделями квадрата. | Распознают знаковосимволические средства (эталоны приемов). | Взаимодействуют учителя в фронтальном режиме | Слушать учителя. Строить монологическое высказывание | Прогнозируют тему урока. Называют шаги учебной деятельности. Выполняют пробное действие и фиксируют затруднение | Определять тему урока. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
3. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Ребята, откройте учебник на стр. 184 и выполните № 719, 721, 727, 729 (ребята решают у доски). Дополнительно: 735, 736, 738.
-Отметьте на координатном луче точки, соответствующие дробям:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
3 ЭТАП - Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |||||||
1.Организует работу в парах по выполнению заданий по учебнику. 2.Просит выйти к доске для представления своих результатов. 3. Следит за правильностью выполнения задания. | Восстанавливают алгоритм рассуждения при выполнении действий. | Анализируют выполнение действия. Читают задание учебника, отвечают на вопросы, проводят вычисления у доски с проговариванием. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы друг друга. Дополняют. | Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание. | Отвечают на вопросы учителя. | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
4. Физкультминутка.
-А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонись ты вправо, влево
Упражненье делай смело.
Вниз потянемся, пройдёмся
И на место вновь вернёмся.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Вам выдаётся карточка. Ваша задача выписать:
1.Все правильные дроби
2.Все неправильные дроби
Деятельность учителя | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
5 ЭТАП - Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | ||||||
Организует самостоятельную работу по закреплению изученного с последующей проверкой. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Читают задание, повторяют алгоритм. | Самостоятельно проводят вычисления, сравнивают с образцом. | Устанавливают очерёдность действий; осуществляют самопроверку | Слушать учителя и учеников. | Отвечают на вопросы учителя. | Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. |
6. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
-Подведем итог нашего урока.
-Что вы нового узнали на уроке? (…)
-Чему вы научились на уроке? (…)
-Дайте определение правильным и неправильным дробям.
-Домашнее задание: 1) Выучить определения правильных и неправильных дробей; 2) № 720, 722, 739.
Деятельность учителя | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
ЭТАП – Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания | |||||||
Подводит итог урока. Обеспечивает понимание детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию. | Читают задание учебника, повторяют определения. Записывают домашнее задание. | Анализируют выполнение действия. | Отвечают на вопросы учителя. | Уметь слушать и понимать речь других | Отвечают на вопросы учителя. | Умение устанавливать степень соответствия результатов деятельности поставленной цели; |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– У кого были затруднения? Смогли вы с ними справиться?
-Оцените свою деятельность на уроке.
-С каким настроением я ухожу с урока?
-Ребята, заполните, пожалуйста, анкету:
1) На уроке я работал (активно/пассивно); 2) Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен); 3) Урок для меня показался (коротким/длинным); 4) За урок я (устал/ не устал); 5) Моё настроение стало (лучше/ хуже); 6) Материал урока мне был (понятен/не понятен). |
Спасибо, ребята, за урок! Очень приятно было с вами работать!
Деятельность учителя | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
ЭТАП – Рефлексия учебной деятельности на уроке | |||||||
Проводит рефлексию настроения. Благодарит за урок. | Рефлексия. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Отвечают на вопросы учителя. | Уметь слушать и понимать речь других, корректно делать замечания или дополнения об успехах или неудачах. | Отвечают на вопросы учителя. | Умение устанавливать степень соответствия результатов деятельности поставленной цели; умение анализировать свои результаты. |
Задания для самостоятельной работы:
, , ,, |
Правильные дроби: |
Неправильные дроби: |