Технологическая карта урока по теме «Районирование России» (География, 9 класс)
Технологическая карта урока географии
Автор | Учитель географии Старикова Е.В. |
Предмет | География |
Класс | 9 класс |
Тип урока | урок «открытия нового знания» |
Технология построения урока | проблемное обучение |
Тема | Районирование России |
Цель | расширение понятийной базы за счёт включения новых элементов: «экономический район», «отрасль специализации», «географическое разделение труда», «федеральный округ» |
Задачи | Образовательная (формирование познавательных УУД): сформировать представление об экономических районах России; познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования Развивающая (формирование регулятивных УУД): развивать умения самостоятельно работать с источниками информации, контролировать процесс и результат своей деятельности на разных этапах работы, осуществлять коррекцию, рефлексировать способы действий. Воспитательные (коммуникативные и личностные): учить детей выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; побуждать их к осознанной деятельности с ориентацией на положительный результат в соответствии с поставленными целями. |
Основные термины, понятия | «экономический район», «географическое разделение труда», «федеральный округ» |
Формы организации учебной деятельности | парная, индивидуальная, фронтальная |
Методы обучения | словесные, наглядные, практические, репродуктивные |
Оборудование: | Учебник, карты атласа («Политико – административная карта России», «Физическая карта России») |
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- знать и объяснять принципы выделения регионов на территории страны;
- определять виды и принципы районирования;
- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Личностные:
- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование желания выполнять учебные действия;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
I. Организационный этап (1 мин) | Организует ситуацию самооценки готовности к уроку. Давайте вспомним, что значит быть готовым к уроку. Проверим наличие учебных принадлежностей; Желаю успехов в работе на уроке, | Оценивают готовность к уроку. | ||||||||||||
II. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин) | Предлагает ученикам из кусочков мозаики собрать карты (приём «Мозаика»). Осуществляет проверку | Слушают учителя Работают в парах, собирают карты | ||||||||||||
III. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии. (1 мин) | Предлагает каждому дать название картам (приём «Придумай заголовок»). Карты разрезаны на части (на районы). Как данный факт может быть связан с темой урока? Ребята а как мы назовём тему нашего урока? Уточняю и фиксирую тему урока Деление территории на районы называется районированием, поэтому тема урока звучит «Районирование России». | Осознают, что карты разные, высказывают предположения. Называют тему урока «Районы России», «Виды районов России». | ||||||||||||
IV. Этап выявления места и причины затруднений (2 мин) | Организую ситуацию формулирования проблемы и цели урока Что вы уже знаете о районах, районировании России? Использую таблицу «Знаю-хочу узнать-узнал»
Заполните первую графу таблицы «Знаю/хочу узнать/узнал». Предлагает заполнить вторую графу таблицы | Заполняют таблицу «Знаю/хочу узнать/узнал». | ||||||||||||
V. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации (2 мин) | Посмотрите на ваши карты, какие проблемы увидели? Попробуйте сформулировать цель урока Просит ответить на вопрос «Зачем нужно изучать районы России?» | На всех картах разные районы. Значит необходимо узнать названия районов, почему применяются разные виды районирования Формулируют цель урока Отвечают на вопрос | ||||||||||||
VI.Реализация построенного проекта (10 мин) | 1. Спрашивает определение географического района. Показывает на карте районы, просит их назвать. 2. Предлагает в парах решить задачи (задание 1). 3. Спрашивает определение экономического района, просит назвать экономические районы . Предлагает в парах решить задачи (задание 2). 4.Назовите факторы специализации территории. Что такое отрасль специализации? 5.Просит сформулировать понятие «географическое разделение труда». 6. Спрашивает определение федерального округа, просит показать федеральный округ проживания. | Дают определение понятию, определяют название районов Работают в парах, определяют принадлежность указанных субъектов РФ к географическим районам. формулируют определение. | ||||||||||||
VII.Этап первичного закрепления (2 мин) | 1. Предлагает заполнить таблицу (выбрать 1 субъект). 2. Проверка (Заполните таблицу. Задание выполняется индивидуально)
| Выполняют задание, проверяют | ||||||||||||
VIII. Физкультминутка (2 мин) | Упражнение «Руки-ноги» | Выполняют упражнения | ||||||||||||
IX.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (15 мин) | Организация выполнения практической работы № 9. Определение разных видов районирования России Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту названия А) физико-географических районов России Б) Социально-экономических районов России Определите, есть ли среди социально-экономических районов, такие, границы которых по сравнению с физико-географическими: А) близко совпадают; Б) тем или иным образом (как?) не совпадают. 3. Сопоставьте признаки физико-географического и социально-экономического районирования. | Выполняют задание учителя Самостоятельная работа | ||||||||||||
X.Этап включения в систему знаний и повторения (1 мин) | 1. Спрашивает, как можно районировать территорию? | Отвечают на вопрос | ||||||||||||
XI.Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание (1 мин) | 1.Прочитайте параграф №35, ответить на вопросы. 2. Составить свой проект районирования России;
| Воспринимают, если необходимо, задают вопросы. | ||||||||||||
XII.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (1 мин) | Заполняют последнюю графу таблицы «Знаю/хочу узнать/узнал» Предлагаю заполнить лист самооценки
Поблагодарите друг друга за хорошую работу. Я вас также благодарю за активную, плодотворную работу на уроке. | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения |
Задача № 1. В декабре 2012 г. в Хабаровском крае открылся завод по производству строганых пиломатериалов СП «Аркаим». Мощность предприятия составляет около 180 тыс. м3 продукции в год. Завод по производству строганых пиломатериалов — один из шести, которые будут сооружены в регионе в ближайшее время. В числе других объектов — заводы по производству топливных гранул, клеёного бруса, мебельного щита, смол (клея). Общая сумма инвестиций в строительство деревообрабатывающего комплекса составит около 8 млрд рублей. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы определить местоположение Хабаровского края?
1) Западной Сибири
2) Северо-Запада
3) Восточной Сибири
4) Дальнего Востока
Задача № 2. В Омске находится крупнейший в азиатской части России нефтеперерабатывающий завод, который начал действовать с середины XX в. Ежегодно здесь перерабатывается 27 млн т нефти. Его продукция - различные виды топлива, нефтепродукты, изделия нефтехимии и др., отвечает современным требованиям. Карты какого географического региона России необходимо выбрать, чтобы определить местоположение Омской области?
1) Восточная Сибирь
2) Дальний Восток
3) Западная Сибирь
4) Урал
Географический район — исторически сложившаяся территория, отличающаяся особенностями природы, населения и хозяйственной специализацией.
Физико-географические районы: восточно-Европейская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, горы юга Сибири Восточная Сибирь, Дальний Восток
Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, республик, краёв), которые отличаются от других своей специализацией.
В Российской Федерации существует 12 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Калининградская область, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Чернозёмный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный
Отрасли специализации — это отрасли, которые являются главными на определенной территории или в стране в целом, определяющие ее лицо.
Рассмотрим и объясним факторы специализации района:
наличие транспорта для обмена продукцией | особенности экономико-географического положения | продукция необходимая стране |
| Специализация территорий | |
производство продукции дешевле, чем в других странах | продукции может выпускаться больше, чем необходимо | для выпуска продукции имеются природные ресурсы |
Географическое разделение труда -
Федеральный округ — группировка регионов Российской Федерации, введенная указом Президента РФ. Границы федеральных округов не всегда совпадают с границами экономических районов. Федеральные округа возглавляют полномочные представители Президента, которые должны контролировать соблюдение российского законодательства, в том числе приведение местных законов (принятых в области, республике и др.) в соответствие с федеральными.
По указу Президента в целях укрепления эффективности федеральной государственной власти все субъекты Российской Федерации были объединены в девять федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.