12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Старикова Екатерина Валерьевна678
Россия, Алтайский край, Барнаул


Технологическая карта урока географии


Автор

Учитель географии Старикова Е.В.

Предмет

География

Класс

9 класс

Тип урока

урок «открытия нового знания»

Технология построения урока

проблемное обучение

Тема

Районирование России

Цель

расширение понятийной базы за счёт включения новых элементов: «экономический район», «отрасль специализации», «географическое разделение труда», «федеральный округ»


Задачи

Образовательная (формирование познавательных УУД): сформировать представление об экономических районах России; познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования

Развивающая (формирование регулятивных УУД): развивать умения самостоятельно работать с источниками информации, контролировать процесс и результат своей деятельности на разных этапах работы, осуществлять коррекцию, рефлексировать способы действий.

Воспитательные (коммуникативные и личностные): учить детей выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; побуждать их к осознанной деятельности с ориентацией на положительный результат в соответствии с поставленными целями.

Основные термины, понятия

«экономический район», «географическое разделение труда», «федеральный округ»

Формы организации учебной деятельности

парная, индивидуальная, фронтальная

Методы обучения

словесные, наглядные, практические, репродуктивные

Оборудование:

Учебник, карты атласа («Политико – административная карта России», «Физическая карта России»)









Планируемые образовательные результаты


Предметные:

- знать и объяснять принципы выделения регионов на территории страны;

- определять виды и принципы районирования;

- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:         

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.


t1605405885aa.gift1605405885ab.gift1605405885ab.gif



Ход урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап

(1 мин)

Организует ситуацию самооценки готовности к уроку.

Давайте вспомним, что значит быть готовым к уроку. Проверим наличие учебных принадлежностей;

Желаю успехов в работе на уроке,

Оценивают готовность к уроку.


II. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(1 мин)

Предлагает ученикам из кусочков мозаики собрать карты (приём «Мозаика»).

Осуществляет проверку

Слушают учителя

Работают в парах, собирают карты

III. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии.

(1 мин)


Предлагает каждому дать название картам (приём «Придумай заголовок»).

Карты разрезаны на части (на районы). Как данный факт может быть связан с темой урока?

Ребята а как мы назовём тему нашего урока? Уточняю и фиксирую тему урока





Деление территории на районы называется районированием, поэтому тема урока звучит «Районирование России».

Осознают, что карты разные, высказывают предположения.




Называют тему урока «Районы России», «Виды районов России».


IV. Этап выявления места и причины затруднений

(2 мин)

Организую ситуацию формулирования проблемы и цели урока

Что вы уже знаете о районах, районировании России?

Использую таблицу «Знаю-хочу узнать-узнал»

знаю

Хочу узнать

узнал


Заполните первую графу таблицы «Знаю/хочу узнать/узнал».

Предлагает заполнить вторую графу таблицы

Заполняют таблицу «Знаю/хочу узнать/узнал».








V. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

(2 мин)

Посмотрите на ваши карты, какие проблемы увидели?















Попробуйте сформулировать цель урока


Просит ответить на вопрос «Зачем нужно изучать районы России?»


На всех картах разные районы. Значит необходимо узнать названия районов, почему применяются разные виды районирования

Формулируют цель урока


Отвечают на вопрос

VI.Реализация построенного проекта

(10 мин)


1. Спрашивает определение географического района. Показывает на карте районы, просит их назвать.






2. Предлагает в парах решить задачи (задание 1).









3. Спрашивает определение экономического района, просит назвать экономические районы . Предлагает в парах решить задачи (задание 2).

4.Назовите факторы специализации территории. Что такое отрасль специализации?

5.Просит сформулировать понятие «географическое разделение труда».

6. Спрашивает определение федерального округа, просит показать федеральный округ проживания.

Дают определение понятию, определяют название районов


Работают в парах, определяют принадлежность указанных субъектов РФ к географическим районам.


формулируют определение.





VII.Этап первичного закрепления

(2 мин)






1. Предлагает заполнить таблицу (выбрать 1 субъект).

2. Проверка


(Заполните таблицу. Задание выполняется индивидуально)

Субъект РФ

Физико-географический район

Экономический район

Федеральный округ

Алтайский край




Калининградская область






Выполняют задание, проверяют

VIII. Физкультминутка

(2 мин)

Упражнение «Руки-ноги»

Выполняют упражнения

IX.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

(15 мин)





Организация выполнения практической работы № 9.

Определение разных видов районирования России

Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту названия

А) физико-географических районов России

Б) Социально-экономических районов России

Определите, есть ли среди социально-экономических районов, такие, границы которых по сравнению с физико-географическими:

А) близко совпадают;

Б) тем или иным образом (как?) не совпадают.

3. Сопоставьте признаки физико-географического и социально-экономического районирования.

Выполняют задание учителя



Самостоятельная работа

X.Этап включения в систему знаний и повторения

(1 мин)



1. Спрашивает, как можно районировать территорию?

Отвечают на вопрос

XI.Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание

(1 мин)

1.Прочитайте параграф №35, ответить на вопросы.

2. Составить свой проект районирования России;


Воспринимают, если необходимо, задают вопросы.

XII.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

(1 мин)

Заполняют последнюю графу таблицы «Знаю/хочу узнать/узнал»

Предлагаю заполнить лист самооценки


что на уроке было главным?


Что было интересным?


Что нового сегодня узнали?


Урок не прошел даром, потому что…



Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

Я вас также благодарю за активную, плодотворную работу на уроке.


Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения



Задача № 1. В де­каб­ре 2012 г. в Ха­ба­ров­ском крае от­крыл­ся завод по про­из­вод­ству стро­га­ных пи­ло­ма­те­ри­а­лов СП «Ар­ка­им». Мощ­ность пред­при­я­тия со­став­ля­ет около 180 тыс. м3 про­дук­ции в год. Завод по про­из­вод­ству стро­га­ных пи­ло­ма­те­ри­а­лов — один из шести, ко­то­рые будут со­ору­же­ны в ре­ги­о­не в бли­жай­шее время. В числе дру­гих объ­ек­тов — за­во­ды по про­из­вод­ству топ­лив­ных гра­нул, клеёного бруса, ме­бель­но­го щита, смол (клея). Общая сумма ин­ве­сти­ций в стро­и­тель­ство де­ре­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го ком­плек­са со­ста­вит около 8 млрд руб­лей. Карты ка­ко­го гео­гра­фи­че­ско­го рай­о­на Рос­сии не­об­хо­ди­мо вы­брать, чтобы опре­де­лить ме­сто­по­ло­же­ние Ха­ба­ров­ско­го края?

1) За­пад­ной Си­би­ри

2) Се­ве­ро-За­па­да

3) Во­сточ­ной Си­би­ри

4) Даль­не­го Во­сто­ка



Задача № 2. В Омске на­хо­дит­ся круп­ней­ший в ази­ат­ской части Рос­сии неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щий завод, ко­то­рый начал дей­ство­вать с се­ре­ди­ны XX в. Еже­год­но здесь пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся 27 млн т нефти. Его про­дук­ция - раз­лич­ные виды топ­ли­ва, неф­те­про­дук­ты, из­де­лия неф­те­хи­мии и др., от­ве­ча­ет со­вре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ям. Карты ка­ко­го гео­гра­фи­че­ско­го ре­ги­о­на Рос­сии не­об­хо­ди­мо вы­брать, чтобы опре­де­лить ме­сто­по­ло­же­ние Ом­ской об­ла­сти?

1) Во­сточ­ная Си­бирь

2) Даль­ний Во­сток

3) За­пад­ная Си­бирь

4) Урал



Географический район — исторически сложившаяся территория, отличающаяся особенностями природы, населения и хозяйственной специализацией.

Физико-географические районы: восточно-Европейская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, горы юга Сибири Восточная Сибирь, Дальний Восток


Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, республик, краёв), которые отличаются от других своей специализацией.

В Российской Федерации существует 12 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Калининградская область, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Чернозёмный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный

Отрасли специализации — это отрасли, которые являются главными на определенной территории или в стране в целом, определяющие ее лицо.


Рассмотрим и объясним факторы специализации района:

t1605405885ac.gifналичие транспорта для обмена продукцией


t1605405885ad.gift1605405885ae.gifособенности экономико-географического положения

продукция необходимая стране

t1605405885af.gif


t1605405885ag.gif

Специализация

t1605405885ah.gif

территорий



производство продукции дешевле, чем в других странах

продукции может выпускаться больше, чем необходимо

для выпуска продукции имеются природные ресурсы

Географическое разделение труда -

Федеральный округ — группировка регионов Российской Федерации, введенная указом Президента РФ. Границы федеральных округов не всегда совпадают с границами экономических районов. Федеральные округа возглавляют полномочные представители Президента, которые должны контролировать соблюдение российского законодательства, в том числе приведение местных законов (принятых в области, республике и др.) в соответствие с федеральными.

По указу Президента в целях укрепления эффективности федеральной государственной власти все субъекты Российской Федерации были объединены в девять федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.