Технологическая карта (конспект) урока по волейболу
Тема урока (занятия) |
Спортивные игры. Волейбол. Основные понятия. Стойки и перемещения. 5 класс. |
Тип урока (занятия) |
Изучение нового материала |
Место урока (занятия) в учебной программе |
Учебная программа 5 класса рассчитана на 102 ч. в год. Разработана с учетом трехчасовой недельной нагрузки по предмету «Физическая культура». Тема «Спортивные игры. Волейбол» в тематическом плане представлена в 3 четверти. |
Продолжительность урока (занятия) |
40 минут |
Цель |
Формировать знания и представление учащихся о спортивной игре – волейбол. |
Задачи |
Познакомить с основными понятиями в волейболе. Разучить стойку волейболиста. Развивать скоростные качества, координацию движений. Воспитывать дисциплинированность, чувство коллективизма и взаимопомощи. |
Основные понятия |
Волейбол, расстановка игроков на площадке, стойка волейболиста, перемещения |
Междисциплинарные связи |
История, биология |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); выполнять основные технические действия и приемы игры волейбол в условиях учебной и игровой деятельности |
Принципы обучения |
демократизация и гуманизация педагогического процесса; педагогика сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение межпредметных связей |
Место проведения урока (занятия) |
Спортивный зал |
Формы организации образовательной деятельности |
Урок |
Средства обучения |
Волейбольные мячи, таблички с номерами, плакат |
Технологии, методы, приемы обучения |
Технологии: здоровьесберегающие, личностно- ориентированные, дифференцированного обучения, игровые и групповые технологии. Методы и приёмы: рассказ, показ, практические упражнения, игровой метод, соревновательный метод. |
Используемые методические разработки и дидактические материалы |
Методические разработки – комплекс ОРУ с мячом, комплекс упражнений для развития скоростных качеств |
Кадровое обеспечение |
Учитель физической культуры |
Требования, особые условия и ограничения при реализации урока (занятия) |
Выполнение техники безопасности на уроке физической культуры |
Методы и механизмы оценки результативности |
Диагностическая карта УУД. Оценка. Самоконтроль, самооценка. |
Список литературы |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Примерная основная образовательная программа основного общего образования М. Я. Виленский, В. И. Лях.Физическая культура. 5—7 классы/Под редакцией М. Я. Виленского. Учебник Г.А. Калодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам»). Пономарёва Л.П. Подготовительные и подводящие упражнения на уроках физкультуры(волейбол ), Методические рекомендации. КоджаспаровЮ.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры |
Технологическая карта (конспект) 2-го урока (занятия)
Основные характеристики 2-го урока (занятия)
Тема урока (занятия) |
Волейбол. Верхняя передача мяча |
Тип урока (занятия) |
урок (занятие) обобщения и систематизации знаний и умений |
Место урока (занятия) в учебной программе |
Учебная программа 5 класса рассчитана на 102 ч. в год. Разработана с учетом трехчасовой недельной нагрузки по предмету «Физическая культура». Тема «Спортивные игры. Волейбол» в тематическом плане представлена в 3 четверти. |
Продолжительность урока (занятия) |
40 мин |
Цель |
Формировать знания, умения и навыки учащихся на занятиях по волейболу. |
Задачи |
1. Совершенствовать стойки и перемещения . 2. Разучить верхнюю передачу мяча. 3. Развивать скоростные качества, координацию движений. 4. Воспитывать дисциплинированность, чувство коллективизма и взаимопомощи. |
Основные понятия |
Верхняя передача мяча, стойка волейболиста |
Междисциплинарные связи |
биология |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); выполнять основные технические действия и приемы игры волейбол в условиях учебной и игровой деятельности; |
Принципы обучения |
демократизация и гуманизация педагогического процесса; педагогика сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение межпредметных связей. |
Место проведения урока (занятия) |
Спортивный зал |
Формы организации образовательной деятельности |
урок |
Средства обучения |
Волейбольные мячи, таблички с номерами, плакат |
Технологии, методы, приемы обучения |
Технологии: здоровьесберегающие, личностно- ориентированные, дифференцированного обучения, игровые и групповые технологии. Методы и приёмы: рассказ, показ, практические упражнения, игровой метод, соревновательный метод. |
Используемые методические разработки и дидактические материалы |
Методические разработки – комплекс ОРУ в парах, комплекс упражнений для развития силовых качеств |
Кадровое обеспечение |
Учитель физической культуры |
Требования, особые условия и ограничения при реализации урока (занятия) |
Выполнение техники безопасности на уроке физической культуры |
Методы и механизмы оценки результативности |
Диагностическая карта УУД. Оценка. Самоконтроль, самооценка. |
Список литературы |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Примерная основная образовательная программа основного общего образования М. Я. Виленский, В. И. Лях.Физическая культура. 5—7 классы/Под редакцией М. Я. Виленского. Учебник Г.А. Калодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам»). Пономарёва Л.П. Подготовительные и подводящие упражнения на уроках физкультуры(волейбол ), Методические рекомендации. КоджаспаровЮ.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры |
Технология проведения 2-го урока (занятия)
Этап урока (занятия) |
Цель и задачи |
Время (в мин.) |
Содержание урока (занятия): деятельность педагога (с описанием форм, средств, технологий, методов, приемов) и деятельность обучающихся |
Общие методические указания по проведению урока (занятия) |
Результаты |
Вводный (подготовительный) |
1. Совершенствовать стойки и перемещения . 2. Разучить верхнюю передачу мяча. 3. Развивать скоростные качества, координацию движений. |
2 мин 1 мин 4мин
4мин |
1 Построение. Приветствие. Сообщение задач урока. 2.Строевые упражнения. 3. Ходьба: - на носках, руки за головой; - на пятках, руки в спиной; - на внешней стороне стопы, руки заспиной. 4. Бег: - обычный; - с высоким подниманием бедра; - с захлёстыванием голени; - бег приставными шагами правым(левым) боком; - бег спиной вперёд; Упражнение на внимание: 1 свисток – остановка прыжком, принять стойку волейболиста; 2 свистка – подпрыгнуть вверх, приземлится, принять стойку волейболиста. 5. ОРУ в парах. |
Четкое выполнение команд «Равняйсь», «Смирно!». Повороты «Направо, налево, кругом». Следить за осанкой, плечи развернуты, смотреть прямо перед собой. Соблюдать дистанцию при движении в колонне
Следить за правильным выполнением упражнения |
выполнение команд без ошибок выполнение стойки волейболиста без ошибок |
Основной |
20 мин
4 мин |
1. Верхняя передача мяча В учащиеся располагаются в 2 шеренги. - имитация верхней передачи мяча на месте; - тоже после перемещения 2-3 шагов; - мяч на полу, поднять мяч(кисти рук образуют «ковш») над головой; - в стойке волейболиста - подбросить мяч над головой, поймать его, а затем имитировать движение рук как при верхней передаче мяча. - подбросить мяч над головой, выполнить передачу над собой. - передача над собой; В парах: - подбрасывает мяч над собой, выполняет передачу партнёру. . Игра « Мяч Капитану» 3 команды, каждая команда образует круг , в середине капитан. По сигналу, капитан выполняет бросок(имитация верхней передачи) своему игроку, тот обратно капитану и т.д. обратно. Тоже самое - в другую сторону. Выигрывает команда, выполнившая упражнение быстрее всех. |
Ноги слегка согнуты в коленях и расставлены на шаг, туловище находится в вертикальном положении, руки вынесены вперед — вверх и согнуты в локтях, которые разведены и находятся на уровне плечевого пояса. Раскрытые ладони рук расположены около лица. пальцы разведены и образуют «ковш» и повернуты в сторону приближающегося мяча. Передача начинается с последовательного разгибания ног, туловища, рук, заканчивают передачу кисти рук. Возможные ошибки: 1. Мяч отбивается ладошками. 2.Большие пальцы направлены вперёд. 3.Кисти не сопровождают мяч. 4.Ноги прямые, не согнуты. 5.Локти широко разведены.
Следить за выполнением правил игры.
|
Учащиеся смогли выполнить несколько раз верхнюю передачу мяча над головой,
Учащиеся выполняют имитацию верхней передачи, взаимодействуют в команде, выбирают лидера. |
|
Заключительный |
5 мин |
Построение. Упражнения на восстановление дыхания. Подведение итогов урока. Домашнее задание |
Комплекс упражнений для развития силовых качеств |
6