Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме «Умножение многочлена на одночлен»
Технологическая карта урока
Класс: 7 Предмет: алгебра
Составил: Бондарева Т. М.
Тема урока | Умножение многочлена на одночлен. | | ||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат | Предметные Вывести и осмыслить правило умножения одночлена на многочлен, выработать умение преобразовывать произведение одночлена и многочлена в многочлен стандартного вида и умение выносить за скобки одночленный множитель. Применять алгоритм решения линейных уравнений в заданиях практического характера | Метапредметные Принимать самостоятельные решения и уметь применять полученные знания для составления математических моделей реальных ситуаций. Понимать и использовать такие математические средства наглядности как модели реальных ситуаций для аргументации. Осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | Личностные Формирование находчивости и активности при решении математических задач и способности к эмоциональному восприятию математического материала; оценивать свои и чужие достижения в разных сферах деятельности на эмоционально-рефлексивном уровне; уметь слушать других. | | | |||||||||||||||||||||||||||
Основные термины и понятия | «понятие одночлена», «понятие многочлена», «вынесение общего множителя за скобку», «математическая модель реальной ситуации», «линейное уравнение». | | | |||||||||||||||||||||||||||||
Проблема урока | Организовать работу практического характера, позволяющую самостоятельно вывести правило умножения многочлена на одночлен. | | | |||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся Что делают? | УУД Что делать? (сделать?) | Ссылки на карточки Учи.ру | | |||||||||||||||||||||||||||
I этап. Организационный момент. Цель – активизировать учащихся. | Настраивать обучающихся на работу. Добрый день. Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе (М. И. Калинин). Только с алгеброй начинается строгое математическое учение (Н. И. Лобачевский). | Отвечают на вопросы учителя. -Какую роль играет знание математики в вашей жизни? Для чего они вам нужны? | Личностные УУД: укреплять дисциплинарные традиции. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его. | | | |||||||||||||||||||||||||||
II этап. Актуализация знаний. Цель – закрепить умения приводить многочлены к стандартному виду, закрепить понятие подобных слагаемых. | Организовать выполнение задания по правилу.
| Отвечают на вопросы учителя. -Дайте определение подобных одночленов, выполняют задания по интерактивным карточкам на платформе Учи.ру по теме «подобные одночлены» Выполняя задания в интерактивном режиме, ребята отвечают на вопросы: определение многочлена, стандартный вид, степень многочлена. -Какую процедуру называют приведением подобных членов? Приведите многочлены к стандартному виду, сверьте ответы с данными результатами, обоснуйте правильность утверждений. а) б) в) Участвуют в работе по решению примеров. | Регулятивные УУД: обучающийся получит возможность научиться контролировать свою деятельность выполнения задания по правилу, самостоятельно находить и исправлять ошибки. Познавательные УУД: приводить многочлены к стандартному виду, закрепить понятие подобных слагаемых. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его. | https://uchi.ru/teachers/groups/9850091/subjects/1/course_programs/7/lessons/10005 https://uchi.ru/teachers/groups/9850091/subjects/1/course_programs/7/lessons/11681 | | |||||||||||||||||||||||||||
III этап. Целеполагание. Цель – сформулировать цель урока, используя математическую терминологию. | Организовать обсуждение проблемных вопросов и определение темы урока. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов: Как называется каждый множитель алгебраического выражения? - Каких у вас не хватает знаний, чтобы выполнить задание? Сформулируйте тему урока. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Познавательные УУД Формулировать цель урока через введение проблемного диалога. Коммуникативные УУД Оформлять устную речь, используя математическую терминологию. | | | |||||||||||||||||||||||||||
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Организовать работу практического характера, позволяющую самостоятельно вывести правило умножения многочлена на одночлен. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов: давайте подумаем какое уже известное вам правило поможет решить возникшую проблему. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Выполняют задания по теме «Раскрой скобки», применяя распределительный закон умножения относительно сложения. | | https://uchi.ru/teachers/groups/9850091/subjects/1/course_programs/7/lessons/11683 | | |||||||||||||||||||||||||||
IV этап. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель – вывести обучающимися правило умножения одночлена на многочлен через применение распределительного закона умножения, выработать умение преобразовывать произведение одночлена и многочлена в многочлен стандартного вида и умение выносить за скобки одночленный множитель. | Обеспечить контроль за выполнением задания. Оказывать необходимую помощь. Слайд 3. Правило. Чтобы умножить многочлен на одночлен, нужно каждый член многочлена умножить на этот одночлен и полученные произведения сложить. Это правило действует и при умножении одночлена на многочлен: | Слайд 2. При умножении многочлена на одночлен используется распределительный закон умножения: Осуществляют самостоятельную работу по применению распределительного закона умножения. -Объясните, как выполнить умножение по распределительному закону умножения. Пример. Выполнить умножение По распределительному закону умножения сначала первый член многочлена умножаем на одночлен а потом второй член многочлена умножаем на одночлен Имеем: Теперь остается найти произведение одночленов. Получим: Оценивают правильность выполнения заданий. Выводят правило умножения многочлена на одночлен. -Сформулируйте правило умножения многочлена на одночлен. Слайд 4. Пример. Представить многочлен в виде произведения многочлена и одночлена. В составе каждого члена многочлена выделите одинаковую часть (одинаковый множитель). Заметим, что а . Значит, Указанной процедуре присвоено специальное название, как вы думаете какое? вынесение общего множителя за скобки. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. -Для чего необходимы умения пользоваться процедурами раскрытия скобок и вынесения общего множителя за скобки? | Познавательные УУД: обучение учащихся общим приемам выбора и создания алгоритма умножения многочлена на одночлен, устанавливать аналогии при создании математических моделий реальных ситуаций для понимания закономерностей, использовать их в решении задач. Регулятивные УУД: обучающийся научится контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий, работать по плану. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с реальной ситуацией. Личностные: учиться критически осмысливать свои ошибки, уважительно относиться к ошибкам, допускаемых одноклассниками. | | | |||||||||||||||||||||||||||
V. Этап первичной проверки понимания изученного. Цель - обучить учащихся общим приемам составления математической модели реальной ситуации, позволяющим применить правило умножения многочлена на одночлен. | Организовать работу практического характера, позволяющую применить правило умножения многочлена на одночлен к реальной ситуации. При работе с математическими моделями реальных ситуаций приходится составлять алгебраическую сумму многочленов, и умножать многочлен на одночлен. Пример. Пункты А, В и С расположены на шоссе. Расстояние между А и В равно 16 км. Из В по направлению к С вышел пешеход. Через 2 часа после этого из А по направлению к С выехал велосипедист, скорость которого на 6 км/ч больше скорости пешехода. Через 4 часа после своего выезда велосипедист догнал пешехода в пункте С. Чему равно расстояние от В до С? | Участвуют в обсуждении и составлении математической модели реальной ситуации. Слайд 5. Самостоятельно составляют математическую модель, отвечая на вопросы: -Чью скорость удобно обозначить за х? - Тогда как найти скорость другого участника движения? - Вспомните формулу нахождения пройденного пути и составьте модель пути каждого участника движения. - Установите отношения между пунктами назначения. Решение. 1.Составление математической модели. х км/ч – скорость пешехода, (х + 6) км/ч – скорость велосипедиста, 4(х + 6) км – расстояние от А до С, 6х км – расстояние от В до С, АС – ВС = 16, следовательно 4(х + 6) - 6х = 16. Сравнивают свою работу с образцом, анализируют свои ошибки. - На каком этапе решения уравнения необходимо применить полученные знания? 2.Работа с составленной моделью. Для решения уравнения придется, во-первых, умножить одночлен 4 на двучлен (х + 6), получим 4х + 24. Во-вторых, придется из двучлена 4х + 24 вычесть одночлен 6х. 4х + 24 – 6х = 24 – 2х. После этих преобразований уравнение примет более простой вид: 24 – 2х = 16, - 2х = 16 – 24, - 2х = - 8, х = 4км/ч – скорость пешехода. Но в задаче требуется найти расстояние от В до С. Мы установили, что ВС = 6х; значит, ВС = 6∙4 = 24. Ответ: расстояние от В до С равно 24 км. | Познавательные УУД: осмыслить общие приемы составления математической модели реальной ситуации, позволяющие применить правило умножения многочлена на одночлен. Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности, контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи. | | | |||||||||||||||||||||||||||
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий. Цель – Формировать навык решения линейного уравнения по алгоритму. | Организовать работу по алгоритму, обеспечить контроль за выполнением задания. Включить обучащихся в обсуждение проблемных вопросов. Решите уравнение: 3(х - 1) - 2(3 – 7х) = 2(х - 2), - раскройте скобки, то есть умножьте одночлен на каждый член многочлена; 3х – 3 – 6 + 14х = 2х – 4, - перенесите одночлены, содержащие переменные влево от знака =, а остальные одночлены вправо и при этом поменяйте знак переносимых одночленов на противоположный; 3х + 14х – 2х = 3 + 6 – 4, - сложите подобные одночлены; 15х = 5, - разделите обе части уравнения на коэффициент одночлена, содержащего переменную; | Слайд 6. Решают уравнение по заданному алгоритму, самостоятельно составляют алгоритм решения линейного уравнения, осуществляют взаимопроверку. Оценивают работу соседа по парте, аргументируя свою отметку. | Регулятивные: ученик получит возможность самостоятельно создавать алгоритм деятельности, контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с реальной ситуацией, возникшей при выполнении различных ролей в группе – ведущий и исполнители. | https://uchi.ru/b2t/teacher/math/works/library | | |||||||||||||||||||||||||||
VII. Этап применения новых знаний и способов действий. Цель: каждый ученик должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет. | Включить обучающихся в работу в паре. 1 вариант: а) 3(х-1) - 2(3-7х) = 2(х-2); б) 10(1-2х) = 5(2х-3) - 3(11х-5). 2 вариант: а) 2(х+3) – 3(2 – 7х) = 2(х-2); б) 5(3х - 2) = 3(х+1) – 2(х+2). | Осуществляют самоконтроль и мыслительные операции, необходимые для выполнения задания. Решают уравнения по вариантам с последующей взаимопроверкой: Осуществляют коррекцию действий партнера. | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и мыслительные операции, необходимые для выполнения задания. Коммуникативные: уметь работать в паре, осуществлять коррекции действий партнера. Личностные: проявлять инициативу в оказании помощи соученикам. | | | |||||||||||||||||||||||||||
VIII. Этап информации о домашнем задании. Цель: закрепить знания обучающихся, ранее полученные. | Обеспечить понимание целей и содержания задания. Мотивировать выполнения задания. Интересные задачи примут участие в математическом конкурсе задач на школьном этапе. | Составить математическую модель реальной ситуации творческого характера при работе с которой приходится составлять алгебраическую сумму многочленов, и умножать многочлен на одночлен. | Познавательные: владеть общими приемами умножения многочлена на одночлен. Регулятивные: решать проблемы творческого и поискового характера. Коммуникативные: владеть монологической формой речи. | | | |||||||||||||||||||||||||||
IX. Этап подведения итогов занятия. Цель – подвести итог проделанной работы на уроке. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. | Отвечают на вопрос: где можно применить полученные знания по выполнению процедуры умножения одночлена на многочлен и вынесения общего множителя за скобки, какова цель применения? | Коммуникативные: уметь слушать, принимать другую точку зрения, аргументировать свои выводы. | | | |||||||||||||||||||||||||||
XI. Этап рефлексии. Цель – сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности. | Проанализировать карту успеха обучающихся, оценить знания способов деятельности. | - Рассказывают по схеме:Чему научились на уроке? Заполняют карту успеха. Я запомнил знаю смог Карта успеха
| Личностные: занимать активную познавательную позицию; оценивать результат своей деятельности; формировать объективное отношения к себе. Коммуникативные: Уметь слушать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, уметь принимать другую точку зрения. Регулятивные: выделять и формировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения. | | |