Технологическая карта урока геометрии в 9 классе по теме «Треугольники. Вычисление углов и длин»
Пояснительная записка к презентации
Ф.И.О. Носова Жанна Евгеньевна
Предмет: геометрия
Класс: 9
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и владений способами деятельности
Технологическая карта изучения темы
Тема |
Треугольники. Вычисление углов и длин |
|||||
Цель, задачи |
Цель формирование у учащихся умения структурировать и систематизировать знания по теме «Треугольники. Вычисление углов и длин» Задачи активизировать знания и умения по теме «Треугольники. Вычисление углов и длин» (свойство смежных углов, вертикальных углов, теорему о сумме углов треугольника, свойство внешнего угла треугольника, основные свойства и признаки равнобедренного треугольника, понятие медианы, биссектрисы, высоты треугольника, косинуса и синуса острого угла прямоугольного треугольника); постановка целей учебной деятельности: обобщение знаний по теме «Треугольники. Вычисление углов и длин», решение более сложных задач, которые требуют большого количества теоретических фактов; связать изученные в рамках темы «Треугольники. Вычисление углов и длин» понятия в единую систему посредством совместного решения задач, требующих большого количества теоретических фактов, самостоятельное решение задач; создать условия для самооценки учащимися результатов свей учебной деятельности, осознание метода восходящего анализа для решения задач; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре, целеустремленность. |
|||||
Планируемый результат |
Предметные: Уметь решать задачи базового и повышенного уровней сложности по теме ««Треугольники. Вычисление углов и длин». Метапредметные: Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе, продолжить развивать пространственное мышление. Личностные: Уметь строить отношения в коллективе на основе взаимного уважения и чувства взаимной ответственности, воспитывать самостоятельность |
|||||
Основные понятия |
Смежные и вертикальные углы, внешний угол треугольника, основные свойства и признаки равнобедренного треугольника, медиана, биссектриса, высота треугольника, косинус и синус острого угла прямоугольного треугольника, признаки подобия треугольников. |
|||||
Технология обучения |
Технология формирования универсальных учебных действий |
|||||
Форма обучения |
Беседа |
|||||
Метод обучения |
Эвристический |
|||||
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник Атанасян Л.С. «Геометрия 7-9» – М.: Просвещение. - Мобильный компьютерный класс с подключением к сети Интернет: интерактивная доска; проектор; документ камера. - Раздаточный материал. |
|||||
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
|||||
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
УУД |
|||||
I.Этап мотивации к учебной деятельности Цель: организация самооценки учащимися, готовности к предстоящей деятельности на уроке, формирование положительной мотивации к освоению содержания урока. |
Включаются в деловой ритм урока. Слушают высказывание великого математика, обдумывают его. Делятся мнениями на поставленную проблему. Предполагаются утвердительные ответы учащихся: Ключ ко всему – действие. Успех достигается в том случае, когда действие выполняется самостоятельно. Действие в математике - решение задач. |
Приветствует учащихся, контролирует готовность к уроку, Зачитывает высказывание великого математика. Формулирует вопрос. |
«Математике нельзя научиться, глядя на то, как это делает другой» О чем эти слова? |
Регулятивные УУД: способность к саморегуляции. Личностные УУД: формирование способности к восприятию материала. |
||
II. Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: организация восприятия знания учащимися, актуализация опорных знаний и способов действий.
|
Отвечают на вопросы учителя. Называют основные свойства и признаки равнобедренного треугольника. Проверяют правильность выполнения домашней работы, задают вопросы. Выполняют задание Проверяют правильность выполнения задания Формулируют тему и ставят цель урока. |
Подключает интерактивную доску, проектор. Организует беседу по теме «Треугольники». Задает вопросы.
Назовите основные свойства и признаки равнобедренного треугольника Подводит итоги мини опроса. Организует проверку домашнего задания. Решение №1 высвечивается на интерактивной доске.
С помощью документ - камеры проецирует на интерактивную доску тетрадь одного из учеников с решением задачи №2.
Предлагает самостоятельно решить задачу на применение тех теоретических знаний, которые повторили в начале урока.
Организует проверку самостоятельного решения задачи. С помощью документ - камеры проецирует на интерактивную доску тетрадь одного из учеников с решением задачи
Предлагает учащимся сформулировать тему урока |
Вопросы: 1)Сформулируйте свойство смежных углов, вертикальных углов. 2)Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника. 3)Сформулируйте свойство внешнего угла треугольника. №1.В треугольнике ABC угол C равен 50º , AC=BC. Найдите градусную меру внешнего угла при вершине B. Решение: CBK = С + А (как внешний угол АВС). АС=ВС, значит АВС – равнобедренный, А = В (углы при основании равнобедренного треугольника), А + В + С = 1800 (по теореме о сумме углов треугольника) А + В = 1800 - С; А = (1800 – 500) : 2; А = 650. CBK=500 + 650 = 1150. Ответ: 115. №2.Один из внешних углов треугольника равен 132º . Углы треугольника, не смежные с данным внешним углом, относятся как 5:6. Найдите градусную меру большего из этих углов. Задача 1 На данном ниже рисунке угол 2 равен 113º , угол 3 равен 131º , угол 4 равен 130º . Найдите градусную меру угла 1. Решение: 2+ 5 = 1800 (по свойству смежных углов), 5 = 1800 – 1130 = 670, 3 + 6 =1800(по свойству смежных углов), 6 = 1800 – 1310 = 490, 4 + 7 =1800(по свойству смежных углов), 7 = 1800 – 1300 = 500, 8 = 7+ 6(как внешний угол треугольника), 8 = 500 + 490 = 990, 1+ 5 + 8 = 1800(по теореме о сумме углов треугольника) 1 = 1800 – ( 5 + 8), 1 = 1800 – (670 + 990)= 140. Ответ:14. |
Свойство смежных и вертикальных углов, теорема о сумме углов треугольника, свойство внешнего угла треугольника. Основные свойства и признаки равнобедренного треугольника. |
Познавательные УУД: - структурирование знаний; - анализ объектов с выделением их существенных и несущественных признаков; -осознанное построение речевого высказывания в устной форме. КоммуникативныеУУД: умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве. |
|
III Этап выявления места и причины затруднения Цель: выявить возникшее затруднение и пробелы в знаниях
IV Этап построения проекта выхода из затруднительной ситуации Цель: постановка целей учебной деятельности, обобщение знаний по теме «Треугольники», решение более сложных задач |
Участвуют в обсуждении. Высказывают возникшее затруднение. Умение структурировать полученные ранее знания, приводить их в систему Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конкретные цели своих учебных действий, решают более сложные задачи |
Делит класс на группы. Предлагает задания группам. Проводит беседу. Выявляет возникшее затруднение Какие возникли сложности? Давайте с вами определим те умения, которые нам необходимы, чтобы достаточно быстро справиться с предложенными заданиями? Задает вопросы. Организует обсуждение в группах. |
1 группа Задача 1. В треугольнике ABC угол A равен 35º , угол B равен 65º. Высоты треугольника AD и BE пересекаются в точке О. Найдите градусную меру угла АОВ. Задача 2.
2 группа Задача 1. В прямоугольном треугольнике угол между высотой и биссектрисой, проведенными из вершины прямого угла, равен 12º. Найдите градусную меру меньшего угла этого треугольника. Задача 2. Вопросы: Что такое медиана, высота, биссектриса треугольника, синус и косинус острого угла треугольника. |
Медиана, высота, биссектриса треугольника, синус и косинус острого угла треугольника. |
Познавательные УУД: формулировать информационный запрос, самостоятельно выделять познавательную цель. Регулятивные УУД: -контроль; -саморегуляция Коммуникативные УУД: умение вести диалог, высказывать и обосновывать свое мнение, слушать собеседника Регулятивные УУД: -целеполагание; -планирование. |
|
V Этап реализации построенного проекта Цель: связать изученные в рамках темы понятия в единую систему посредством совместного решения задачи, требующей большого количества теоретических фактов |
Фиксируют знание в устной и письменной форме. Решение задачи №2 записывают на интерактивной доске На интерактивной доске представитель группы восстанавливает пропущенное решение. Открывают ноутбуки, осуществляют выход в сеть ИНТЕРНЕТ на сайт ФИПИ, открытый банк заданий огэ по математике модуль «геометрия» http://oge.fipi.ru/ , по ссылке открывают задачу из 2 части Проводят анализ условия задачи, составляют план решения. |
Организует отчет групп. На интерактивной доске представитель группы восстанавливает пропущенное решение.
Решение задачи №2 проверяют на интерактивной доске На интерактивной доске представитель группы восстанавливает пропущенное решение. На партах установлены ноутбуки. Организовывает выход в сеть ИНТЕРНЕТ. ФИПИ, открытый банк заданий ОГЭ, математика, геометрия http://oge.fipi.ru/
Организует анализ решения задачи Организует проверку результатов с использованием функций интерактивной доски
|
1 группа. Задача1
Решение: АВD –прямоугольный, АD ┴ВС, т. к. АD – высота АВС. ВАD = 900 – АВD (по свойству острых углов прямоугольного треугольника), ВАD = 900 – 650 = 250. АВE прямоугольны ВЕ ┴АС, т. к. ВЕ – высота АВС. АВE = 900 - ВАЕ (по свойству острых углов прямоугольного треугольника), АВE = 900 – 350 = 550. АВО : АОВ = 1800 – (АВЕ + ВАD) АОВ = 1800 – ( 550 + 250) = 1000. Ответ:100. Задача 2
2 группа. Задача1 Решение: АСК=90°:2=45°, т.к. СК –биссектриса С. АСD= АСК- DСК, АСD=45º-12º=33º. В ∆ACD А= 90 - ACD, А=90º-33º=57º. В ∆АВС В=90º- А, В=90º-57º=33º. Ответ: 33. Задача 2 Ответ: Задача 3. Биссектрисы углов А и В при боковой стороне трапеции ABCD пересекаются в точке F. Найдите АВ, если AF=24 см, BF=10 см. Решение: ВАD+ ABC=180º (по свойству внутренних односторонних углов при параллельных AD, ВС и секущей АВ); 1=1/2 АВС, т.к. ВВ1 – биссектриса АВС, 2=1/2 АВD, т.к. АА1 – биссектриса BAD. 1+ 2= ½ (ВАD+ ABC)=90º. В Δ ABF F=180º- ( 1+ 2)=90°, значит Δ ABF - прямоугольный. По теореме Пифагора AB2=AF2+BF2 ; АВ=26 см. Ответ: 26 |
Познавательные УУД: - структуирование знаний; - выбор наиболее рациональных способов решения задач в зависимости от условий. Личностные УУД: критичность мышления |
||
Физкультминутка для глаз. Цель: снятие напряжения с глаз |
Следят глазами за перемещением бабочки по поверхности цилиндра.
|
Организует зарядку для глаз На экране появляется изображение цилиндра, по поверхности которого летает бабочка. |
|
|
||
VII Рефлексия деятельности на уроке Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу эмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками в классе |
Отвечают на вопросы. |
Закрепляет на доске вырезанные из бумаги модели четырехугольников разных цветов. На обороте записаны вопросы. Приглашает ученика (по его желанию) тот выбирает модель бабочки и отвечает на вопрос, размещенный на обороте, затем он сам выбирает, кому передает ход. |
Что на уроке было самым простым? Что на уроке было самым сложным? Что было на уроке самым интересным? |
Регулятивные УУД: -структурируют знания, осознают качество и уровень усвоения, способность к самооценке; -саморегуляция. | ||
VIII Информация о домашнем задании Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Получают карточки с домашним заданием |
Формулирует домашнее задание |
Часть 1(Открытый банк заданий ОГЭ по математике, ФИПИ) №1. В треугольнике ABC внешний угол при вершине B равен 124º, AC=BC. Найдите градусную меру угла С. Часть 2 (Открытый банк заданий ОГЭ по математике, ФИПИ) №2.Основания равнобедренной трапеции равны 12 и 30. Синус одного из углов трапеции равен 0,8. Найдите боковую сторону трапеции. |