Учебный предмет - русский язык | Класс – 10 класс | Тема урока – Язык и речь. Речевое общение. | Тип урока – комбинированный |
Обобщенная цель урока | Создать условия для углубления знаний о компонентах речевой ситуации, совершенствовать умение оценивать коммуникативные качества и эффективность речи, проводить самоанализ и самооценку на основе наблюдений за собственной речью. |
УМК | Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.Г. Нарушевич, И.В. Голубева, Ю.Н. Леонтьева, А.В. Григорьев, И.Н. Добротина, А.Н. Кузина, А.И. Власенков. Русский язык, 10-11 классы. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2021. |
Приемы формирования функциональной грамотности | Логические приемы: 1. Уровень «Знание» - актуализация знаний. 2. Уровень «Понимание» - понимание эстетической ценности языка. 3. Уровень «Использование» - решение ситуационных задач, игра-тренинг. 4. Уровень «Анализ» - установление границ «знания-незнания». 5. Уровень «Синтез» - составление кластера. 6. Уровень «Оценка» - заполнение таблицы «ЗХУ», самооценка, взаимооценка. |
Планируемые результаты |
Предметные результаты | Метапредметные результаты / УУД | Личностные УУД |
Ученик научится: - определять тему, основную мысль текста; - анализировать структуру и языковые особенности текста; - оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; - находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; - совершенствовать и редактировать собственные тексты. | Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять действия по реализации плана; - соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные УУД: - устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, создавать способы решения проблемы; - выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и представления информации; - перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: - владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности; - выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - проявлять активность при взаимодействии; - уметь слушать собеседника; - аргументировать свою позицию. | - осознавать роль языка в формировании мышления; - осознавать эстетическую ценность русского языка - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; - проявлять доброжелательность, внимательность, помощь; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля |
Мотивация к учебной деятельности |
Приветствует учащихся, создаёт благоприятную атмосферу на уроке, включает учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Использует приём «Эпиграф к уроку», предлагает учащимся восстановить высказывания И.А. Бунина и Антуана де Сент-Экзюпери, определить тему урока. Мотивирует учащихся к учебной деятельности, заставляя поразмышлять о ценности дара речи и человеческого общения.
И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — … (речь). И.А. Бунин «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого … (общения)». Антуан де Сент-Экзюпери | Приветствуют учителя, настраиваются на продуктивную работу на уроке.
Внимательно слушают учителя, включаются в учебную деятельность, восстанавливают высказывания И.А. Бунина и Антуана де Сент-Экзюпери, формулируют тему урока. | Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; аргументировать свою позиции. (Коммуникативные УУД). Осознавать роль языка в формировании мышления; осознавать эстетическую ценность русского языка выражать положительное отношение к процессу познания. (Личностные УУД). | Фронтальный |
2. Актуализация и фиксация затруднения в деятельности |
Приём «Верно-неверно». Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, предлагает определить верные и неверные утверждения. Примеры утверждений: 1. Язык - это знаковая система. 2. Коммуникативная функция языка – это функция сохранения и передачи информации. 3. Познавательная функция языка – это функция мышления. 4. Аккумулятивная функция языка - это функция общения. 5. Диалект – это форма существования языка. | Учащиеся актуализируют свои знания, отмечают среди предложенных утверждений верные и неверные утверждения: верно «+», неверно - «-». Учащиеся устанавливают границы своего знания-незнания, фиксируют затруднения в деятельности. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД). Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, создавать способы решения проблемы; преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД). Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; проявлять активность при взаимодействии; аргументировать свою позицию. (Коммуникативные УУД). | Самооценка |
3. Создание проблемной ситуации (постановка учебной задачи) |
Организует повторение ранее изученного материала, подводит обучающихся к осознанию потребности в освоении новых знаний. Таблица «ЗХУ» Мотивирует учащихся к решению учебной задачи, объясняет принцип заполнения таблицы «Знаю-хочу узнать - узнал». Предлагает учащимся определить цель своей деятельности, заполнить первые два столбика таблицы «ЗХУ». | Отвечают на вопросы учителя, фиксируют свои затруднения.
Определяют цель своей деятельности, заполняют первые два столбика таблицы «ЗХУ»:
| Осуществлять действия по реализации плана; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. (Регулятивные УУД). | Самооценка |
4. Поиск решения проблемной ситуации («открытие нового знания») |
Приём «Кластер» Организует работу учащихся с учебником, справочной литературой, предлагает составить кластер по теме урока.
| Учащиеся работают с учебником, справочной литературой, составляют кластер. | Осуществлять действия по реализации плана. (Регулятивные УУД). Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, создавать способы решения проблемы; выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и представления информации; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта. (Познавательные УУД).
| Самооценка |
5. Этап первичного закрепления. |
Приём «Ситуационные задачи» Организует работу в парах, предлагает учащимся обсудить речевые ситуации, предложить их решение с использованием средств коммуникации. | Работают в парах, обсуждают речевые ситуации, предлагают их решение с использованием средств коммуникации. | Создавать способы решения проблемы; преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД). Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; проявлять активность при взаимодействии; уметь слушать собеседника; аргументировать свою позицию. (Коммуникативные УУД). | Взаимооценка |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Игра-тренинг Предлагает учащимся проиграть речевых ситуации («В библиотеке», «На приёме у врача», «Встреча с приятелем в автобусе» и др.) с использованием речевых средств в зависимости от речевой ситуации и целей коммуникации. | Проигрывают речевые ситуации («В библиотеке», «На приёме у врача», «Встреча с приятелем в автобусе» и др.), используют речевые средства в зависимости от речевой ситуации и целей коммуникации. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД). Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, создавать способы решения проблемы; выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и представления информации. (Познавательные УУД). Проявлять доброжелательность, внимательность, помощь. (Личностные УУД). | Взаимооценка |
7. Включение в систему знаний и повторение |
Приём «Синквейн» Знакомит учащихся с правилами составления синквейна, предлагает составить синвейн на одну из предложенных тем: «Язык», «Речь», «Общение». | Составляют синквейн на одну из предложенных тем: «Язык», «Речь», «Общение». | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять действия по реализации плана. (Регулятивные УУД). Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, создавать способы решения проблемы; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта. (Познавательные УУД). | Самооценка |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Таблица «ЗХУ» Организует деятельность учащихся по осмыслению изученного материала. Предлагает учащимся сделать вывод по теме урока, оценивают свою работу на уроке, заполнить 3 столбик таблицы «ЗХУ».
| Учащиеся делают вывод, соотносят цель и результаты своей деятельности, проводят самооценку своей деятельности на уроке, заполняют 3 столбик таблицы «ЗХУ»:
| Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; аргументировать свою позицию. (Коммуникативные УУД). Соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД). | Самооценка |