Технологическая карта урока по теме «Язык и речь. Речевое общение» (10 класс)

8
0
Материал опубликован 14 November 2021 в группе

Технологическая карта урока


Учебный предмет - русский язык

Класс – 10 класс

Тема урока – Язык и речь. Речевое общение.

Тип урока – комбинированный

Обобщенная цель урока

Создать условия для углубления знаний о компонентах речевой ситуации, совершенствовать умение оценивать коммуникативные качества и эффективность речи, проводить самоанализ и самооценку на основе наблюдений за собственной речью.

УМК

Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.Г. Нарушевич, И.В. Голубева, Ю.Н. Леонтьева, А.В. Григорьев, И.Н. Добротина, А.Н. Кузина, А.И. Власенков. Русский язык, 10-11 классы. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2021.

Приемы формирования функциональной грамотности

Логические приемы:

1. Уровень «Знание» - актуализация знаний.

2. Уровень «Понимание» - понимание эстетической ценности языка.

3. Уровень «Использование» - решение ситуационных задач, игра-тренинг.

4. Уровень «Анализ» - установление границ «знания-незнания».

5. Уровень «Синтез» - составление кластера.

6. Уровень «Оценка» - заполнение таблицы «ЗХУ», самооценка, взаимооценка.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты / УУД

Личностные УУД

Ученик научится:

- определять тему, основную мысль текста;

- анализировать структуру и языковые особенности текста;

- оценивать свою речь с точки зрения ее правильности;

- находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;

- совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять действия по реализации плана;

- соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, создавать способы решения проблемы;

- выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и представления информации;

- перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

- владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности;

- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- проявлять активность при взаимодействии;

- уметь слушать собеседника;

- аргументировать свою позицию.

- осознавать роль языка в формировании мышления;

- осознавать эстетическую ценность русского языка

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- проявлять доброжелательность, внимательность, помощь;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся, создаёт благоприятную атмосферу на уроке, включает учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.


Использует приём «Эпиграф к уроку», предлагает учащимся восстановить высказывания И.А. Бунина и Антуана де Сент-Экзюпери, определить тему урока. Мотивирует учащихся к учебной деятельности, заставляя поразмышлять о ценности дара речи и человеческого общения.


И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — … (речь).

И.А. Бунин

«Самая большая роскошь – это роскошь человеческого … (общения)».

Антуан де Сент-Экзюпери

Приветствуют учителя, настраиваются на продуктивную работу на уроке.




Внимательно слушают учителя, включаются в учебную деятельность, восстанавливают высказывания И.А. Бунина и Антуана де Сент-Экзюпери, формулируют тему урока.

Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; аргументировать свою позиции.

(Коммуникативные УУД).

Осознавать роль языка в формировании мышления;

осознавать эстетическую ценность русского языка

выражать положительное отношение к процессу познания.

(Личностные УУД).

Фронтальный

2. Актуализация и фиксация затруднения в деятельности

Приём «Верно-неверно».

Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, предлагает определить верные и неверные утверждения.

Примеры утверждений:

1. Язык - это знаковая система.

2. Коммуникативная функция языка – это функция сохранения и передачи информации.

3. Познавательная функция языка – это функция мышления.

4. Аккумулятивная функция языка - это функция общения.

5. Диалект – это форма существования языка.

Учащиеся актуализируют свои знания, отмечают среди предложенных утверждений верные и неверные утверждения: верно «+», неверно - «-».

Учащиеся устанавливают границы своего знания-незнания, фиксируют затруднения в деятельности.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД).

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, создавать способы решения проблемы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

(Познавательные УУД).

Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

проявлять активность при взаимодействии;

аргументировать свою позицию.

(Коммуникативные УУД).

Самооценка

3. Создание проблемной ситуации (постановка учебной задачи)

Организует повторение ранее изученного материала, подводит обучающихся к осознанию потребности в освоении новых знаний.

Таблица «ЗХУ»

Мотивирует учащихся к решению учебной задачи, объясняет принцип заполнения таблицы «Знаю-хочу узнать - узнал».

Предлагает учащимся определить цель своей деятельности, заполнить первые два столбика таблицы «ЗХУ».

Отвечают на вопросы учителя, фиксируют свои затруднения.




Определяют цель своей деятельности, заполняют первые два столбика таблицы «ЗХУ»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)





Осуществлять действия по реализации плана; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

(Регулятивные УУД).

Самооценка

4. Поиск решения проблемной ситуации («открытие нового знания»)

Приём «Кластер»

Организует работу учащихся с учебником, справочной литературой, предлагает составить кластер по теме урока.


Учащиеся работают с учебником, справочной литературой, составляют кластер.

Осуществлять действия по реализации плана. (Регулятивные УУД).

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, создавать способы решения проблемы; выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и представления информации; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта.

(Познавательные УУД).


Самооценка

5. Этап первичного закрепления.

Приём «Ситуационные задачи»

Организует работу в парах, предлагает учащимся обсудить речевые ситуации, предложить их решение с использованием средств коммуникации.

Работают в парах, обсуждают речевые ситуации, предлагают их решение с использованием средств коммуникации.

Создавать способы решения проблемы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

(Познавательные УУД).

Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

проявлять активность при взаимодействии; уметь слушать собеседника; аргументировать свою позицию.

(Коммуникативные УУД).

Взаимооценка

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Игра-тренинг

Предлагает учащимся проиграть речевых ситуации («В библиотеке», «На приёме у врача», «Встреча с приятелем в автобусе» и др.) с использованием речевых средств в зависимости от речевой ситуации и целей коммуникации.

Проигрывают речевые ситуации («В библиотеке», «На приёме у врача», «Встреча с приятелем в автобусе» и др.), используют речевые средства в зависимости от речевой ситуации и целей коммуникации.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД). Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, создавать способы решения проблемы; выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и представления информации.

(Познавательные УУД).

Проявлять доброжелательность, внимательность, помощь. (Личностные УУД).

Взаимооценка

7. Включение в систему знаний и повторение

Приём «Синквейн»

Знакомит учащихся с правилами составления синквейна, предлагает составить синвейн на одну из предложенных тем: «Язык», «Речь», «Общение».

Составляют синквейн на одну из предложенных тем: «Язык», «Речь», «Общение».

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять действия по реализации плана.

(Регулятивные УУД).

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, создавать способы решения проблемы; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта.

(Познавательные УУД).

Самооценка

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Таблица «ЗХУ»

Организует деятельность учащихся по осмыслению изученного материала.

Предлагает учащимся сделать вывод по теме урока, оценивают свою работу на уроке, заполнить 3 столбик таблицы «ЗХУ».


Учащиеся делают вывод, соотносят цель и результаты своей деятельности, проводят самооценку своей деятельности на уроке, заполняют 3 столбик таблицы «ЗХУ»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)





Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

аргументировать свою позицию.

(Коммуникативные УУД).

Соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Личностные УУД).

Самооценка



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации