Технологическая карта урока по теме: "Защищённый грунт. Теплицы".
Учитель | Мартьянова Ю.А. |
Предмет | Труд (технология) по профилю «Сельскохозяйственный труд» |
Класс кол-во человек | 7 класс 6 человек |
Тема | Защищенный грунт. Теплицы. |
Тип урока | Урок сообщения новых знаний. |
Цель урока | Создание условий для формирования представления о защищенном грунте, о его видах. Дать представление о видах теплиц, их устройстве, сроках использования. |
Задачи урока | Дидактические: познакомить обучающихся с понятием «защищенный грунт», с видами защищенного грунта. Способствовать формированию представления о теплицах. Коррекционные: корригировать и развивать образную память, логическое мышление, произвольное внимание на основе выполнения коррекционного задания. Воспитательные: воспитание положительной мотивации к обучению. |
Формируемые БУД | Личностные: уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности. Регулятивные: умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.). Предметные: научиться наблюдать и описывать объекты. |
Оборудование | Презентация, карточки с коррекционно-развивающими заданиями, образец теплицы, макет открытого и защищенного грунта, ножницы, клей, цветные карандаши, инструкционные карты, листы формат А3, линейка, простой карандаш, ластик, бумажные цветы и ваза, учебники, тетради, ручка. |
Планируемые результаты | Знать: виды защищенного грунта. Уметь: самостоятельно применять полученные знания на практике. |
1.Организационный момент (2 мин).
Цель: включение обучающихся в учебную деятельность.
Приветствие, психологический настрой.
Добрый день, ребята. Добрый день, уважаемые гости.
У меня, с утра, сегодня настроение
Весеннее, весеннее,
Все невзгоды, непогода – не беда.
Я с улыбкой дарю вам настроение,
Настроение весеннее
Сохраните мой подарок навсегда.
Ребята, я хочу вам пожелать весеннего рабочего настроения. Сегодня от вашей работы на уроке будет зависеть результат нашего общего дела. Поэтому сосредоточьтесь, будьте внимательны и тогда у нас всё получится. Мы начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний обучающихся (5-7 мин)
Цель: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.
Современный человек живет в один из самых теплых периодов жизни нашей планеты. Но несмотря на глобальное потепление, ученые предсказывают наступление Ледникового периода.
- Давайте представим, что вдруг, на Земле поменяется климат, температура воздуха снизится, станет холодно и наступит Ледниковый период.
- Как вы думаете, что станет с человечеством?
(Наступит голод, вымрет очень много животных, станет намного меньше травяной растительности.)
Правильно, ребята, а почему это произойдет?
(Потому что на планете наступит вечная зима, земля покроется снежным покровом.)
Ребята, а что же нам делать, как выращивать растения, овощи?
(Людям придется приспосабливаться к новым условиям, изобретать средства для своего выживания.)
Ребята, вспомните, что такое открытый грунт?
Демонстрация макетов открытого и закрытого грунтов.
Накрыть открытый участок колпаком и задать вопрос.
Как выглядит теперь, этот участок земли? Что изменилось?
Мы закрыли этот участок земли, защитили его, создали искусственное укрытие.
Коррекционное задание: собери перепутанные буквы (работа у доски).
На доску вывешиваются карточки.
Ребята, посмотрите, буквы на доске перепутались, соберите буквы в правильном порядке и узнаете тему урока.
Кто справится с заданием?
К доске вызыватеся обучающийся.
ЗАЩИЩЕННЫЙ ГРУНТ, ТЕПЛИЦА.
Формулирование и озвучивание темы урока. Работа с орфограммами.
Тема нашего урока «Защищенный грунт. Теплица».
Обратите внимания, что не все буквы одного цвета, как вы думаете, почему? Правильно,
Это орфограммы.
Сегодня мы поговорим о защищенном грунте, а именно о теплицах, об их устройстве, о сроках использования.
Открываем тетради, записываем дату и тему урока.
Объяснение нового материала.
(10-15 мин).
Цель: дать обучающимся конкретное представление об изучаемом вопросе.
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 71 и найдите определение «защищенному грунту». Зачитайте.
Слайд 3.
Защищенный грунт - это специальные сооружения с искусственным благоприятным для растений микроклиматом. Ребята, а что такое благоприятный микроклимат?
(Это освещение, температура, влажность.)
Найдите в учебнике, что относится, к видам защищенного грунта?
Работа со схемой у доски.
Слайд 4.
К видам защищенного грунта относятся:
Виды защищенного грунта
теплицы парники утепленный грунт
Работа по карточкам.
А сейчас, ребята, я предлагаю составить схему «Виды защищенного грунта».
Всем детям раздать по одной карточке с названиями хозяйственных построек и видов защищенного грунта.
Сарай, теплица, подвал, парник, цветник, утепленный грунт.
В центре доски повесить карточку «Виды защищенного грунта».
Обучающиеся выбирают правильные ответы из предложенных, исключая лишнее и составляют схему.
Молодцы, вы справились с заданием.
А сейчас, ребята, давайте попробуем определить от чего главным образом, защищает растения защищенный грунт. На столе у вас лежат карточки розового цвета.
Выберите правильные ответы из предложенных и подчеркните.
Слайд 5.
Зачитать.
Защищенный грунт защищает растения от:
заморозков, запахов, насекомых – вредителей, от шума, от солнца.
Слайд 6.
Давайте проверим.
Физминутка.
1.Выполнение комплекса упражнений для зрения.
2.Выполнение упражнений для снятия общего утомления.
Рассказ с показом презентации.
В сельскохозяйственном производстве из всех видов защищенного грунта чаще всего используют теплицы.
Слайд 7.
Теплицы – это самые сложные сооружения защищенного грунта.
Основное назначение теплиц – выращивание свежих овощей в зимнее, ранневесеннее и позднеосеннее время или в течение всего года.
Слайд 8.
По срокам использования теплицы делятся на зимние и весенние.
Чем они отличаются?
ЗИМНИЕ | ВЕСЕННИЕ |
- используют в течение всего года; - их обычно делают со стеклянным; - в зимних теплицах есть отопление, освещение, водопровод, вентиляция. | - используют с начала весны и заканчивают в конце осени; -покрывают пленочным, стеклянным. |
Слайд 9.
По форме кровли теплицы бывают:
Односкатные, двускатные, арочные
Коррекционное задание (вырезают, вклеивают в тетрадь).
Ребята, на столах у вас лежат конверты в которых находятся разноцветные квадраты. На квадратах изображены части теплиц. Вам необходимо вырезать их, собрать, вклеить в тетрадь и назвать правильно теплицы.
Слайд 10.
Теплицы могут быть одиночными и блочными.
Блочные состоят из нескольких одиночных теплиц с одинаковой формой кровли.
Ребята, как вы думаете, где используют одиночные, а где блочные теплицы?
Правильно. Одиночные используют для личного пользования, когда мы выращиваем не большое количество растений, блочные используют в масштабных (больших размерах). В основном на производствах.
Слайд 11.
По внутреннему устройству теплицы делят на:
ГРУНТОВЫЕ СТЕЛЛАЖНЫЕ
В грунтовых теплицах растения выращивают на грядках или на ровной поверхности почвы.
Стеллажные теплицы – оборудованы специальными стеллажами. Стеллажи представляют собой приподнятые над поверхностью почвы длинные полки или стеллажные ящики, которые заполняются почвенной смесью.
Ребята, у нас с вами есть мини теплица. Давайте расскажем про нее.
Учитель помогает, задавая наводящие вопросы.
Какая она по срокам использования? (Зимняя)
По форме кровли? (Арочная)
По покрытию? (Пленочная)
По внутреннему устройству? (Стеллажная)
4. Закрепление.
(10 мин).
Цель: закрепление полученных знаний
Работа в группах, выполнение творческого задания.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить задание, выполнять его будем в группах.
Представьте себе, что вы являетесь проектировщиками теплиц. Вам необходимо спроектировать, зарисовать и представить собственные теплицы.
1 группе – необходимо построить теплицу для большого предприятия.
2 группе – необходимо построить теплицу на даче.
Для того, чтобы определить, какой группе достанется какое задание, мы вытянем жребий. Задания спрятаны в футляр киндера.
Для составления проекта вам понадобятся инструкционные карты.
Слайд 12.
Раздать карты. Зачитать их.
Какую теплицу, по срокам использования вы построите: зимнюю или весеннюю?
Какими укрывными материалами покроете кровлю теплиц: пленочным или стеклянным?
Как оборудуете теплицу внутри: стеллажная или грунтовая?
Какая форма кровли: односкатная, двускатная или арочная?
Какие это будут теплицы: одиночные или блочные?
Что планируете выращивать?
На подготовку 2 минуты.
На представление теплицы по 1 минута.
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
Задание:
Разные овощные растения имеют различную продолжительность времени от появления всходов до уборки урожая. Поэтому семена одних растений можно сеять прямо в открытый грунт, для выращивания других приходится использовать рассаду. Попробуйте определить, для выращивания каких овощных растений нужна рассада. Выберите правильные ответы из предложенных и подчеркните их цветным карандашом.
Работа по карточкам.
Овощные растения выращивают с помощью рассады, если они растут и созревают в течение:
160 дней;
60 дней;
40 дней.
5.Итог урока.
(5 мин).
Цель: соотнесение цели урока и его результатов.
Подведение итога, оценивание.
Подведем итог урока.
Сегодня на уроке, ребята, мы с вами говорили о защищенном грунте, о теплицах.
Слайд 13.
Я предлагаю вам подвести итог урока и продолжить фразу:
1. Сегодня на уроке мы повторили…
2. Сегодня на уроке мы узнали…
3. Сегодня на уроке мы спроектировали…
Оценивание.
Оценить работу, проделанную на уроке, комментируя деятельность каждого ученика.
(В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На магнитной доске изображена ваза.)
Рефлексия.
Ребята, а сейчас я предлагаю собрать букет настроения. На столах у вас лежат цветы, посмотрите, красный цветок улыбается, у него прекрасное настроение. А желтый цветок грустит и плачет. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите на магнитную доску красный цветок, если урок не понравился, и вы грустите– желтый цветок.
Вывесить цветы на магнитную доску.
Ребята, всем спасибо за работу. Я желаю вам хорошего настроения и успехов. (Слайд14).