Технологическая карта урока по информатике в 3 классе «Робик. Команды для Робика»
ФИО: Тетерина Наталья Евгеньевна
Место работы: МОУ «СОШ № 4» г. Ухты, Республики Коми
Должность: учитель информатики и ИКТ
Технологическая карта урока по информатике в 3 классе
Тема: Робик. Команды для Робика.
Базовый учебник: Рудченко Т.А.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: сформировать представление в ходе урока о Робике и его командах.
Задачи:
Обучающая: совершенствовать навыки выполнять действия по алгоритму, представленному в разных формах, и составлять алгоритм по действиям.
Развивающая: развивать алгоритмическое мышление умение анализировать свою деятельности, способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели
Воспитательная: воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету через выполнение разных видов заданий
Планируемые результаты:
Предметные: выяснить кто такой Робик, какие команды он выполняет.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
строить логическое рассуждение.
Планирование учебного сотрудничества,
взаимодействие учителя и ученика.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей
давать определение понятиям
объяснять отличие команды от программы
анализировать источники информации;
осуществлять необходимый поиск информации тексте учебника, дополнительном материале;
извлекать информацию из схем;
выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;
высказывать предположение, приводить доказательства
делать умозаключения и выводы на основе аргументации
Регулятивные УУД:
осуществлять саморегуляцию в форме управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение целей
адекватно оценивать свои возможности достижения цели
осуществлять целеполагание, планировать пути достижения цели, устанавливать целевые приоритеты
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации
уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками
соотношение способа действий и его результата с целью обнаружения его отличий;
Коммуникативные УУД
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёра в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
учитывать разные мнения и интересы
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Личностные:
уважать личность, её достоинство
доброжелательно относится к окружающим
уметь вести диалог на основе равноправных отношений
уметь конструктивно разрешать конфликты
проявлять готовность к самообразованию и самовоспитанию
формировать устойчивый познавательный интерес
Информационно – образовательная среда:
1.Учебно-методическое сопровождение: Т.А. Рудченко : Учебник по информатике. 3 класс, рабочая тетрадь
3. ИКТ: разработанная презентация к уроку, включающая видеофрагменты
4. Межпредметные связи: математика
Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная.
Организационная структура урока | ||||||
№ | Этапы урока | Цель | Методы и приёмы работы | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный | Мотивировать к учебной деятельности. |
| Личностные: самоопределение, проявление положительного отношения к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению информатики; правильная идентификация себя с позицией школьника Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места; определение | Приветствует учащихся. Доброе пожелание, моральная поддержка, проверка готовности учащихся к уроку. - Ребята, что вы ожидаете от урока? | Организация рабочего места. Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2 | Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) | Организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя. | «Шаг на встречу», Подводящий диалог, | Регулятивные: Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме | Осуществляет постановку наводящих вопросов. Демонстрирует видеофрагмент из мультфильма «Простоквашино». - Ребята, посмотрите на доску, что Вы видите? (кроссворд) (слайд2) - А зачем он нам? (для того чтобы разгадать) Вопросы кроссворда: В виде чего можно представить несколько цепочек, чтобы из них появился корень? Если соединить бусины или другие фигурки в цепочке, то получится ….. В информатике они бывают только треугольные, круглые, квадратные… Инструмент для раскрашивания в графическом редакторе Paint? Инструмент при помощи которого обводят или соединяют предметы в графическом редакторе Paint? - Какое ключевое слово мы получили? (Робик) -Ребята, посмотрите видеофрагмент из известного вам мультфильма «Простоквашино» и определите второе ключевое слово нашей темы? (слайд 3) (команда) - Подумайте, в чем может быть сходство Робота и теленка Гаврюши? (выполняют команды) | Актуализируют ранее усвоенные знания. Формулируют суждения. Смотрят видеофрагмент Формулируют суждения. |
3 | Формулирование темы, целей урока | организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя. | Подводящий диалог | Регулятивные: Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме | Осуществляет постановку наводящих вопросов. Организует целеполагание. - Какова тема нашего урока? (слайд 4) (Робик. Команды для Робика) -Ребята, кто уже что-то знает или слышал по этой теме? Откуда вы об этом знаете? Прочтите еще раз тему урока: «Робик. Команда для Робика» - Как вы бы объясните значение этих двух слов Команда и Робик? (действия выполняет кто - то маленький) - Ребята, посмотрите на доску, перед вами «Лестница успеха». Отметим на ней, что Вы уже знаете по данной теме. - Чтобы подняться на вторую ступень, что мы с вами должны сделать. (узнать) - А что узнать? (кто такой Робик, какие команды он выполняет) - А зачем нам это знать? (чтобы научиться выполнять команды Робика) - Сформулируйте цель нашего урока? (узнать кто такой Робик, какие команды выполняет, научиться применять их. | Формулируют тему урока Фиксируют результаты на карточке Определяют цель урока. |
4 | Открытие нового знания | организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. | Приём «панель»- высказывание всевозможных точек зрения, метод рецензий. | Регулятивные: Высказывать свою версию Коммуникативные: Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; о формлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе Познавательные: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде. | Осуществляет постановку наводящих вопросов, Даёт направляющие указания для решения проблемы. Организует работу в малых группах. -Откройте стр.30. Не читая материала, определите ключевые слова темы. - Посмотрите на слайд и предположите, что показано на рисунке? (Команда, поле, Робик, стенка, граница, программа, начальная позиция) (слайд 5) - Чтобы узнать, верны ли наши предположения, из каких источников можно узнать информацию по данной теме? (учебник, интернет и т.д.) - Как бы Вы предпочли работать с этим материалом? (страница 30-31 учебника) (в группе, по парам, индивидуально) -Проверим, верны ли наши предположения? (слайд 5,6,7) - Сравните два поля? (слайд 9) - В чем отличие? (Робик выполнил команды, цепочку команд, т.е. программу) - В чем отличие команды от программы? (Команда – это действие, Программа – цепочка действий) -А как вы думаете, Робик выполняет команды хаотично или в строгом порядке? - - Ребята, посмотрите на доску, перед вами «Лестница успеха». Скажите, что нового мы узнали о Роботе Робике.
( -Мы узнали кто такой Робик, что он выполняет цепочку команд в определенной последовательности. | Определяют источники информации. Осуществляют проверку предположений: работают с различными источниками информации, анализируют и систематизируют полученную информацию. Строят логическую структуру теоретической части решения проблемы. Демонстрация в устной форме результатов Корректируют результат. – Анализируют и сравнивают полученную информацию. Фиксируют результаты на карточке |
5 | Применение нового знания | – организовать применение нового знания; | Приём «панель»- высказывание всевозможных точек зрения | Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: Находить и исправлять ошибки самостоятельно Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Даёт направляющие указания. Организует работу в парах. - Где мы сможем применить наши знания? (на практике) – Какое упражнение Вы предлагаете выполнить? (например, 46) (слайд 10) Обратите внимание на следующие моменты. Работа начинается с того, что раскраска клеток в начальной позиции переносится на поле Робика, которое должно стать позицией после выполнения программы (в рабочей тетради). Жирную точку пока не ставим, так как положение Робика собираемся менять. В начальной позиции закрашена только одна клетка. Переходим к работе с программой. Её необходимо выполнять шаг за шагом по следующей схеме: читаем команду, перемещаемся на одну клетку в заданном направлении, закрашиваем клетку, в которую попал Робик) - Есть ли у вас затруднения? - Сформулируйте правило выполнения программы? (1) читаем очередную команду; 2) заштриховываем соответствующую клетку на поле, где должна быть позиция после выполнения программы; 3) помечаем точкой новое положение Робика на запасном поле, стирая при этом предыдущую пометку; 4) отмечаем выполненную команду в программе.) - Выберите задание, которое Вы хотите выполнить самостоятельно? (выбирают из упражнения 47, 48,49 и т.д.) | Формулируют правило выполнения программы, фиксируют в тетради, демонстрируют результаты выполненного упражнения. |
6 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | зафиксировать новое содержание урока; | Метод оценки деятельности. | Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его | - Вернемся к «Лестнице успеха». Чему мы с вами научились? (выполнять команды Робика в строгом соответствии)
- Что нового вы узнали для себя, работая на уроке? - Оправдались ли ваши ожидания?
- Если вы все поняли и можете рассказать об этом другим, прикрепите на поле Робика красного робота. - Если вы не все поняли, у вас есть затруднения прикрепите на поле Робика желтого робота. - Если вы плохо усвоили материал, прикрепите на поле Робика зеленого робота. - Посмотрите, какой цвет на поле преобладает, это значит что урок прошел успешно и цель достигнута. (или наоборот …) | Соотносят цели и результаты Осознают личную значимость полученного результата. |
7 | Домашнее задание | организовать выполнение д/з. | | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других | Организует выполнение д/з (инструктаж). - А как вы думаете, какое будет домашнее задание. (составить программу в результате которой получиться буква) (слайд 12) | Слушают инструктаж. |