Технологическая карта урока "Русский язык" 5 класс

1
0
Материал опубликован 22 April

государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Буйская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»

















Технологическая карта урока «Русский язык»

«Однородные члены предложения».

5 класс

с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)













Учитель: Смирнова И.А.









г. Буй, 2024г.

Технологическая карта урока «Русский язык»

ФИО УЧИТЕЛЯ

Смирнова Ирина Анатольевна

ДАТА

26.03.2024г.

ПРЕДМЕТ

Русский язык

КЛАСС

5а с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


ТЕМА

Однородные члены предложения

ТИП ЗАНЯТИЯ

Урок ознакомления с новым материалом

ЦЕЛЬ

Создание условий для ознакомления с понятием «однородные члены предложения», путем выделения в предложении однородных членов предложения, постановку запятой в предложениях.

ЗАДАЧИ


образовательные

сформировать у обучающихся понятие об однородных членах предложения, путём выделения в предложении однородных членов предложения;

способствовать пониманию, каким членом предложения являются однородные члены предложения, через выполнение тренировочных упражнений по выделению в предложении однородных членов;

способствовать развитию умения составлять предложения с однородными членами, путём применения схем, рисунков.

коррекционно-развивающие

развивать связную письменную и устную речь учащихся в процессе выполнения заданий, через развёрнутые речевые высказывания уч-ся;

развивать орфографическую зоркость, через формирование способности сопоставлять, проводить обобщение;

развивать умение работать в группе, в паре, самостоятельно;

развивать познавательную активность детей в процессе получения новых знаний, через создание проблемной ситуации на уроке и умение делать элементарный отчёт о проделанной работе;

развивать воображение и творческие способности учащихся, путём составления текста о весне.

воспитательные

воспитывать интерес к русскому языку, культуру учебного труда на уроке;

воспитывать доброту у детей, через умение сопереживать, видеть прекрасное вокруг себя;

воспитывать самостоятельность учащихся, творческую активность, через умение работать в коллективе.

здоровьесберегающие

сохранять и поддерживать здоровье учащихся на уроке путем общеукрепляющих упражнений;

предупреждать мышечное переутомление и напряжение в области глаз, с помощью применения физкультминутки и зрительной гимнастики;

создавать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями САНПИН.


БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ФИ ученика

Регулятивные:

- уметь выполнять инструкцию педагога;

- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию.


Обучающийся №1

Обучающийся №2

Обучающийся № 3, 4, 5, 6, 7

- осуществлять пошаговый контроль действий; овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выполнять задание в течение определенного периода времени, от начала до конца.


Обучающийся №1

Обучающийся №2

Познавательные:

- использовать по назначению учебные материалы с помощью учителя;


Обучающийся №3, 4, 5, 6, 7





- работать с несложной по содержанию и структуре информацией;

- осуществлять поиск средств для освоения способов решения проблем творческого характера;

- читать, писать, выполнять задания коллективно и самостоятельно.



Обучающийся №1

Обучающийся №2


Коммуникативные:

- слушать и понимать инструкцию к заданию.



Обучающийся №3, 4, 5, 6, 7



- вступать в контакт и работать в коллективе;

- проявлять готовность слушать собеседника;

- слушать и понимать инструкцию к заданию.



Обучающийся №1

Обучающийся №2

Личностные:

- следовать инструкциям, отвечать на вопросы;



Обучающийся №3, 4, 5, 6, 7


проявлять положительное отношение к предмету «Русский язык».

- следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

- самостоятельно выполнять учебные задания, поручения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ФИ Ученика

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

- знать и понимать понятие «однородные члены предложения»;

- определять, каким членом предложения являются однородные члены предложения;

- выделять в предложении однородные члены предложения


-положительно эмоционально реагировать на совместную деятельность с одноклассниками;

-слушать и понимать обращенную речь учителя и одноклассников.



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

однородные члены предложения


ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная форма.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

1.Проектор и компьютер;

2. экран;

3. презентация;

4. карточки – фигуры для рефлексии;

5. фрагменты сочинения о весне;

6. карточки – опорные схемы;

7. карточки - слова «Однородные члены предложения»;

8. картинки-отгадки к загадкам «Овощи»;

9. линейки, простые карандаши;

10. для обучающихся: учебник «Русский язык» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор-составитель Н.Г.Галунчикова – М.: «Просвещение», 2020.

11. Карточка – светофор. (+, -)


Приложения:

- мультимедийная презентация «Однородные члены предложения»

- Приложение 1 – притча «Все в твоих руках».

- Приложение 2 – буква А (карточка).

- Приложение 3 – загадка про овощи.

- Приложение 4 – карточки - слова «Однородные члены предложения».

- Приложение 5 –карточки - фрагменты сочинения о весне.

- Приложение 6 – карточки – опорные схемы.

- Приложение 7 –- стихотворение - правило.

- Приложение 8 – карточки – фигуры для рефлексии.

- Приложение 9 – карточка - светофор (+, -)

ХОД УРОКА

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА

МЕТОДЫ РАБОТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учителя

Обучающихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Проверка готовности учеников к уроку.






- психологический настрой.

(Приложение 1)

Целеполагание:

Настроить ребят на рабочий лад


-Здравствуйте, ребята.

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок

Ни минуты не теряем

Слушаем, запоминаем.


- Почему нельзя терять минуты на уроке?


Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы принимаем гостей. Давайте поприветствуем их и подарим им наши улыбки.


- А начать я его хочу с притчи.

Психологический настрой - «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- Я не зря начала выступление с психологического настроя. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.


Словесный

Проверяю готовность учеников к уроку.

- чтение четверостишия














Настрой на работу.

Выполнение инструкции педагога




Ответы на вопрос учителя.









Слушают учителя.
























МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

- мозговой штурм

Целеполагание:

развивать умения осмысленно отвечать на вопросы.


- Сейчас мы проведем маленькую разминку для мозга, чтобы вы смогли настроиться на работу, сосредоточить свое внимание для успешной работы на уроке.
- Отвечаете на мои вопросы словами «да» или «нет». Если нет, объясняем почему?
1. В алфавите 33 буквы?
2. Слово «щука» пишется с буквой «ю»?
3. Гласный звук образует слог?
4. В слове «конь»3 буквы и 4 звука?
5. В слове «цветы» ударение падает на первый слог?

Словесный


Наглядный


Интерактивный метод обучения - мозговой штурм


Обучающиеся №3, 4, 5, 6, 7

Отвечают на вопросы словами «да» или «нет».

Если нет, объясняют почему?





Обучающиеся №1, №2 показывает карточку-светофор (+, -)

+ да

- нет

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК


Вид деятельности:

минутка чистописания

(Приложение 2)


Целеполагание:

совершенствовать графический навык, развивать наблюдательность.




















Вид деятельности:

словарная работа

Целеполагание:

работа над словами с непроверяемым написанием

(Приложение 3)
























































Сообщение темы урока. Определение темы и целей урока

Вид деятельности:

- создание проблемной ситуации;

- беседа

Целеполагание:

выяснить тему урока, путём повторения пройденного материала

(Приложение 4)


























Основной этап урока.


Постановка цели урока.

(Приложение 5)

Объяснение нового материала.

Целеполагание:

наблюдение над языковым материалом.






Вид деятельности:

работа в паре

Целеполагание:

развивать умение работать в паре; развивать орфографическую зоркость.





































































Вид деятельности:

запись в виде опорного сигнала.

(Приложение 6)














































Вид деятельности:

заучивание стихотворения-правила (Приложение 7)

Целеполагание:

- развивать долговременную память учащихся в процессе































































Элемент здоровьесберегающей технологии.

(физкультминутка)


Вид деятельности:

Работа по учебнику над правилом с.241

Целеполагание:

развивать речь, орфографическую зоркость, способность сопоставлять, проводить обобщение.














Первичное закрепление

знаний. 

Вид деятельности:

Работа по учебнику с.241 упр.382

1) разбор предложений;

2) самостоятельная работа;

3) проверка с учителем.

Целеполагание:

- развивать речь, орфографическую зоркость, способность сопоставлять, проводить обобщение;

- развивать умение работать самостоятельно.







Проверка самостоятельной работы




- Открываем тетради. Запишем число, классная работа

- Проводим минутку чистописания. (Слайд 2)

Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … («а».)


Какой звук обозначает эта буква?

+гласный

Запишите буквосочетания. Найдите закономерность.

А а А аа А ааа

- Придумайте слова на букву А.

- Запишите 3 слова, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

(Слайд 3)




Отгадаем загадки, запишем отгадки. (картинки- отгадки)


Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки. (Горох.)


Закутан ребенок в сорок пеленок. (Капуста.)


Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать стали под осень,

Не одну нашли, а восемь. (Картошка.)


Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)


- Как назовём одним словом отгадки?


- Почему эти слова словарные?


- Отгадаем ещё загадки.

Лишь на дачке она есть,
И растет давно уж здесь.
Плод томится под землей,
Созревает он порой.
Вкусная, бордовая такая,
Ярче овоща не знаем.
Борщ скорее приготовь,
Угадай ее ты вновь. (
Свёкла)


Зелена, свежа, кудрява

Ароматная приправа.

Укропу я подружка –

Душистая… (Петрушка)


- Как назовём одним словом отгадки?

+ овощи

- Вспомним стишок про эти овощи. (Слайд 4)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..


- Что вы заметили при чтении этого стихотворения?

+ перечисление овощей.


На доске перевёрнутые карточки слов: (Слайд 5)


Однородные члены предложения.


Учитель с уч-ся переворачивает последнюю карточку, открыто слово «предложения»

-Давайте обсудим, что вы знаете о предложениях.

+ предложение состоит из слов и выражает законченную мысль

+ по цели предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные

+ по интонации - восклицательные, невосклицательные

+ по наличию второстепенных членов предложения бывают распространенные, нераспространенные.

Учитель переворачивает вторую карточку, открыты слова «члены предложения»

- Что вы знаете о членах предложения?

+ члены предложения могут быть главными и второстепенными

+ главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое

+ второстепенные члены – остальные слова в предложении.


- Кто догадался, какое слово скрывается на первом месте? (Однородные)

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «однородные члены предложения» (Слайд 6)


Перед вами фрагменты сочинения о весне.

Прочитайте и попытайтесь обнаружить недочеты в них. Разбираем предложения 1 группы.

1. В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит облака по небу.

2. С юга возвращаются журавли. Возвращаются грачи. Возвращаются скворцы

Какие недочеты вы обнаружили?

+ Повторяется слово ветер.

- Как это можно исправить? Выполним работу в паре.


Лучше ли стал текст?

- Можно ли сказать, что предложения построены более грамотно и что мысль выражена яснее?

Можно составить другие предложения, объединив несколько предложений в одно?

- Работаем в паре. Записываем предложения.

В лесу шумит ветер, завывает, гонит опавшие листья.

На юг улетают журавли, грачи, скворцы.


- Анализируем новые предложения.

В каждом предложении подчеркните главные члены предложения.

- Что интересного вы заметили?

+ В первом предложении 1 подлежащее и 3 сказуемых.

- К какому слову относятся сказуемые?

+ Сказуемые относятся к одному слову – «ветер».

- На какой вопрос отвечают сказуемые?

+ Сказуемые отвечают на вопрос «что делает?».

Такие слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами предложения.
- Однородные члены предложения принято обозначать при помощи кружков.

- Сколько однородных членов в нашем предложении?
- Три.
- Значит, кружков будет тоже три.

- Как разделены однородные члены предложения на письме?
- Запятыми.
- Верно, но так бывает не всегда. Подробно о знаках препинания при однородных членах мы узнаем позже. А пока между кружками поставим те знаки, которые стоят в предложении – запятые.
- Как вы предлагаете обозначить на схеме что эти однородные сказуемые?
- Поставить внутри кружка две сплошные черточки.
(Слайд 7)


t1745329488aa.png

- Назовите однородные члены предложения во втором предложении.

+ Во втором предложении 3 подлежащих и 1 сказуемое. Подлежащие относятся к одному слову – «возвращаются» и отвечают на вопрос «кто?».

- Сколько однородных членов в нашем предложении?
+ Три.
- Значит, кружков будет тоже три.

- Как разделены однородные члены предложения на письме?

+ запятыми.
- Как вы предлагаете обозначить на схеме, что это однородные подлежащие?
- Поставить внутри кружка одну сплошную черточку.

t1745329488ab.png

(Слайд 8)

- Давайте заучим маленькое стихотворение в виде правила. (Слайд 9)


Если стоят однородные члены

Их запятой раздели непременно

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.


- Что разделяет однородные члены предложения? (Запятые).

- Составьте предложение с однородными членами, используя названия овощей из словарной работы. (Выслушать несколько вариантов, записать приемлемое для синтаксического разбора).

Запишем предложение.

+Хозяйка купила морковь, горох, картофель, петрушку, свёклу, капусту.

- Подчеркнём главные и второстепенные члены предложения.

- Назовите однородные члены предложения в данном предложении.

- К какому члену предложения они относятся?

+ к сказуемому.

- На какой вопрос отвечают?

+ купила (что?)

- Сколько однородных членов предложения?

+ 6

- Значит кружков будет тоже 6.

- Как разделены однородные члены предложения на письме?

+ запятыми.
- Как вы предлагаете обозначить на схеме, что это однородные второстепенные члены предложения?
- Поставить внутри кружка пунктирную линию.

(Слайд 10)

t1745329488ac.gif


- Давайте повторим маленькое стихотворение в виде правила.

Если стоят однородные члены

Их запятой раздели непременно

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.


- Что разделяет однородные члены предложения? (Запятые).



Физкультминутка.





Откройте учебник на странице 241. Прочитайте правило. Назовите два признака однородных членов предложения.

Какие бывают однородные члены предложения?

+ Однородные члены предложения бывают главные и второстепенные.

- Назовите признаки однородных членов предложения:

+ 1) Отвечают на один и тот же вопрос.

+ 2) Относятся к одному и тому же слову.

- Какой знак стоит между однородными членами предложения?

+ запятые

С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

+ С интонацией перечисления. (Слайд 11)


Прочитайте предложения, выделяя однородные члены интонацией перечисления - упражнение 382

- Докажите, что в каждом предложении есть однородные члены.


Запишите предложения с однородными членами предложения. Составьте схемы предложений. (сам. раб)

(1 ученик работает у доски)






Проверка с учителем.


Словесный



Метод активного обучения - презентация



Наглядный метод обучения – демонстрация


Словесный,

Наглядный






Словесный

Наглядный

Практический











Словесный

Наглядный


Метод стимулирования интереса к учению -познавательная игра (загадки)



































































Словесный

Наглядный

Практический

.





















Словесный

Наглядный

Практический





















Словесный

Наглядный

Практический

















Словесный

Наглядный

Практический



















Словесный

Наглядный

Практический





















Словесный

Наглядный

Практический





























Словесный

Наглядный






Словесный

Наглядный



































Словесный

Наглядный

Практический












Показываю слайды презентации.



Показываю букву А, а





Записываю на доске

А а А аа А ааа



Помогаю в выполнении задания.











Читаю загадки.











Задаю вопросы

































Показываю слайд
































Переворачиваю карточки


Задаю вопросы




























Показываю слайд













Задаю вопросы



















Задаю вопросы


Объясняю новый материал


Делаю записи на доске







































Показываю слайд

























































Читаю стихотворение





Объясняю тему





























Задаю вопросы






Переключаю слайд.







Читаю стихотворение







Провожу физкультминутку








Задаю вопросы.













Переключаю слайд.
























Проверяю с уч-ся самостоятельную работу.


Хвалю учеников

Открывают тетради. Записывают число, классная работа






Отвечают на вопросы учителя.









Записывают буквы и буквосочетания



Обучающиеся №2 пишет на доске слова, ставит ударение, подчеркивает безударные гласные.

Все остальные дети пишут в тетради.




Обучающийся №2-7

Отгадывают загадки.

Записывают отгадки.



Обучающийся №1 работает при направляющей помощи учителя. (показывает картинки отгадки)










Отвечают на вопросы учителя


+ овощи



+ Их написание нужно запомнить, непроверяемая безударная гласная в слове.
















Обучающийся №6

читает стишок















Обучающиеся №1-7

повторяют за учителем























Обучающийся №1 переворачивает карточки на доске


Отвечают на вопросы




























Обучающиеся №1-7

Читают предложения







Обучающийся №1 работает с учителем и списывает предложения.







Обучающиеся №2-7

Отвечают на вопросы




Работают парами











Обучающиеся №2-7

Подчёркивают главные члены предложения.


Обучающийся №1 подчёркивает по образцу.






Отвечают на вопросы

Обучающиеся №1-7

Слушают учителя


Записывают предложение.

Чертят схему


































Обучающийся №1 подчёркивает по образцу.






Отвечают на вопросы


Обучающиеся №1-7

Слушают учителя


Записывают предложение.


Чертят схему













Обучающиеся №1-7

Повторяют за учителем стихотворение, заучивают его.















Обучающиеся №1-7

Составляют предложения






Записывают предложение.


Обучающийся №1 подчёркивает по образцу.
















Отвечают на вопросы.












Обучающиеся №1-7

Повторяют стихотворение.








Обучающиеся №1-7

встают около своих парт. Повторяют движение за учителем.



Обучающиеся №1-7

Слушают учителя.

Открывают учебник.


Читают правило.






Обучающиеся №1-7

Отвечают на вопросы учителя.
























Работают самостоятельно.


Обучающийся №4 работает у доски.


Обучающийся №1 работает под руководством учителя.




Обучающиеся №1-7

проверяют работу.


АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

(Слайд 12)

- Поделимся на 2 группы.


- Я предлагаю вам побыть немного писателями. Используя слова на слайде, попробуйте составить предложения с однородными членами в связный рассказ.

ГУЛЯЛИ, ЛИСА, ГУСИ, КУРЫ, УТКИ, ЗАКУДАХТАЛИ, ПОДКРАЛАСЬ, УБЕЖАЛА, ЗАШИПЕЛИ, СХВАТИЛА, ЗАКРЯКАЛИ.


Проверка.



Словесный

Наглядный

Практический

Переключаю слайд.


Объясняю задание в группах.










Задаю вопросы, помогаю с ответами


Обучающиеся №1-7

делятся на 2 группы


Работают в группах










Обучающиеся №1-7

проверяют работу с учителем.

ИТОГОВЫЙ БЛОК


Итог урока. Оценки.

Вид деятельности:

беседа по вопросам:

Целеполагание:

Организация подведения итогов урока учащимися

- обобщение и закрепление полученных знаний.















Рефлексия.

(Приложение 8)







Домашнее задание.


- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Какова же роль однородных членов предложения в нашей речи?

Как выделяются однородные члены предложения в речи? (Перечислительной интонацией.)

Как разделяются на письме однородные члены?

(Однородные члены разделяются запятой.)

Что удалось на уроке, было самым интересным?

- Оценки за урок.


А какое настроение у Вас после урока? Покажите это с помощью карточек-фигур. (Слайд 13)

t1745329488ad.png


Д.з - с.240 упр.381

Списать и начертить схемы предложений. (Слайд 1)


- Вы все молодцы!

- Спасибо за урок

Словесный

Наглядный




















Метод стимулирования – оценки за урок













Метод стимулирования - поощрение





Задаю вопросы


















Провожу рефлексию урока.









Объясняю д.з


Отдельно хвалю каждого ребенка, выделив вид деятельности наиболее доступный для обучающегося.




Обучающиеся №1-7

отвечают на вопросы.


















Обучающиеся №1-7

показывают карточки.








Обучающиеся №1-7

открывают дневники.

Записывают домашнее задание.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации