12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федотовская Наталья Николаевна41



Презентация к уроку
PPTX / 1.36 Мб

Федотовская Наталья Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №6» города Коряжмы Архангельской области


Технологическая карта урока с дидактической структурой урока


Предмет, класс

Русский язык, 2 класс

Тема урока

Обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель

создать условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, отработки практических навыков в написании и определении существительных.

Задачи

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи, его значении, грамматических признаках;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Развивающие:

- развивать речь, мышление и внимание учащихся, умение анализировать и классифицировать;

- развивать навыки самооценки, самоконтроля;

- развивать умение работать в парах.

Воспитательные: 

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность.

Формируемые УУД

Личностные: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, быть активным во время урока, воспитанным, корректным.

Метапредметные умения:

Регулятивные: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным.

Познавательные: уметь находить имена существительные, определять их грамматические признаки, правильно употреблять имена существительные в речи и на письме.

Коммуникативные: уметь работать в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу; учиться формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Формы работы

фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения

словесный, наглядный, практический.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные  


учебник В. П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс

тетрадь, раздаточный материал

ТСО

компьютер учителя, проектор.


Структура урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

- Громко прозвенел звонок

Начинается урок. [1] (Слайд 2)

- Ребята, давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение на весь урок.



Настраиваются на урок

Личностные УУД формировать положительное отношение к уроку

2

Актуализация опорных знаний и умений (10 мин)

- А начнём мы работу со словарного диктанта. (Слайд 3). Я буду загадывать загадки. Отгадки запишите в тетрадь через запятую.


Для нас она необходима,

Ведь пищу из неё едим мы.

Глубокая и мелкая,

Зовут её … (тарелка). [2]

Завывает за окошком,

Ледяною сыпет крошкой.

Снегом мягкую постель

Стелет по полям… (метель). [3]

Я оранжева, сочна,

Я полезна и вкусна.

За ботву схватись ты ловко,

Чтобы вытащить … (морковку). [4]

В магазине покупают,

На ножки в дождик надевают. (Сапоги) [5]

Ей на месте не сидится –

Всё кривляется, резвится.

Рассмешит нас без обмана

В зоопарке … (обезьяна). [4]

Раскинулся на семи холмах

Широкими кольцами чудо-град.

На Кремле алая звезда,

Город - столица России …! (Москва) [5]

Хлеба краюшка висит над избушкой

Собаки лают, достать не могут. (Месяц) [6]

На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется - … (картина). [5]

На дворе кланяется,

А домой придет — растянется. (Топор) [6]


- Какие слова мы записали?

- Обозначьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.


- Проверьте себя по слайду презентации, верно ли вы выполнили задание. (Слайд 4)

- Покажите сигнальными карточками, как справились с работой: зелёный цвет – все слова записаны правильно, без ошибок, красный цвет – допустили в словах ошибки.

- Посмотрите внимательно на записанные вами слова и скажите, почему эти слова объединены в одну группу.

- Докажите, что данные слова являются именами существительными.


- Верно. Какое слово в словарном диктанте может быть лишним? Почему? (Слайд 5)

- Докажите, что обезьяна – одушевлённое имя существительное.

Отгадывают загадки, записывают отгадки.


































- Это словарные слова.

Обозначают ударение, подчёркивают безударные гласные.

Проверяют себя по презентации.

Поднимают сигнальные карточки.



- Это имена существительные.


- Они обозначают предмет.

- Они отвечают на вопросы кто? что?

- Слово Москва, т.к. это имя собственное, а остальные нарицательные.

- Лишним может быть слово сапоги, т.к. оно множественного числа.

- Лишним может быть слово обезьяна, т.к. оно одушевлённое, остальные существительные неодушевлённые.

- Оно отвечает на вопрос кто?

Познавательные УУД

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, выстраивать логическую цепь рассуждений, анализировать, сравнивать

3

Формулировка темы урока, целеполагание

(3 мин)


- Молодцы! Определите тему урока. (Слайд 6)

- Каковы задачи урока?




- Верно. Наша задача – обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

- Имя существительное.

- Вспомнить, что такое имя существительное.

- Повторить признаки существительных.

Личностные УУД

формировать учебно-познавательный интерес

Регулятивные УУД

ставить и формулировать задачи урока

Коммуникативные УУД

учитывать разные мнения

4

Обобщение и систематизация знаний

(20 мин)

- Итак, тема урока - имя существительное. Что мы о нём знаем? (Слайд 7)



- Какие бывают имена существительные?




- Как изменяются имена существительные?

- Возьмите на парте синюю карточку (Приложение 1). Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?


- Прочитайте слова.

- Что это за слова?


- Подумайте, на какие две группы можно их разделить.


- Верно. 1 вариант выписывает одушевлённые имена существительные, 2 вариант – неодушевлённые имена существительные.

- Проверяем работу. 1 вариант читает одушевлённые существительные. (Слайд 8)

- Докажите, что выполнили задание верно.



- 2 вариант читает неодушевлённые имена существительные.

- Докажите, что выписали неодушевлённые существительные.


- Ещё раз сверьте свою работу с презентацией.

- Сигнализируйте карточками о выполнении задания.


- Молодцы, справились с заданием.

- Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Вспомните, как надо работать в паре. (Слайд 9)



- Верно. Возьмите зелёную карточку (Приложение 2). Прочитайте задание.

- Какое задание нужно выполнить?




- Итак, приступайте к работе.


- Ребята, проверяем, какие предложения у вас получились.

- Назовите собственные имена существительные.


- Почему они называются собственными?


- Какие ещё имена существительные относятся к собственным?



- Что вы знаете о правописании имён собственных?


- Проверьте ещё раз по презентации, правильно ли вы написали собственные имена существительные. (Слайд 10)

- Прочитайте нарицательные имена существительные.

- Что вы скажете о правописании имён нарицательных?

- Почему же слово корова написано у вас с заглавной буквы, если это нарицательное существительное?

- Молодцы! Поднимите сигнальные карточки, покажите, как выполнили задание.

- Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Одушевлённые и неодушевлённые.

- Собственные и нарицательные.

- По числам.

Дети берут карточку, читают задание.

- Нужно записать слова в две группы.

Читают слова.

- Это имена существительные.

- Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Работают самостоятельно.



Один ученик читает, остальные проверяют себя.

- Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?

Один ученик читает, остальные проверяют себя.

- Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?

Проверяют работу

Поднимают сигнальные карточки.


- В паре надо работать дружно, выслушивать мнение товарища, спокойно высказывать своё мнение.

Берут карточку, читают задание.

- Надо составить предложения, записать их, выбрать нужную букву из скобок.

Работают в парах.


Читают составленные предложения.

- Бурёнка, Мурки, Мурзик, Васька, Алёша, Орлика.

- Это клички животных, имя мальчика.

- Имена, отчества и фамилии людей, названия городов, рек, океанов, улиц, сёл, деревень.

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Проверяют.



- Корова, лугу, кошки, котята, пруду, коня.

- Они пишутся с маленькой буквы.

- Это первое слово в предложении.

Поднимают сигнальные карточки.

Познавательные УУД

выделять необходимую информацию,

подводить под понятие, выводить следствия, доказательства

Коммуникативные УУД

планировать учебное сотрудничество, принимать мнение партнера, доказывать свою точку зрения

Регулятивные УУД

осуществлять контроль, коррекцию


5

Самостоятельная работа

(8 мин)

- О каком признаке имён существительных мы ещё не говорили на уроке? (Слайд 11)


- Об изменении существительных по числам я предлагаю вспомнить, выполнив самостоятельную работу. Возьмите жёлтую карточку (Приложение 3). На карточке два задания.

Озвучиваю задания (Слайд 12)

- Подумайте и выберите для выполнения то задание, с которым вы справитесь без затруднений.


- Поднимите руку, кто выполнял первое задание.

- На какие две группы вы разделили имена существительные?


- Ребята, каждый внимательно проверяет то задание, которое выполнял. (Слайд 13)

- С помощью сигнальных карточек покажите, как вы справились с самостоятельной работой.

- Оцените себя. У кого нет ошибок, работа выполнена аккуратно, поставьте себе пятёрку. Кто допустил 1-2 ошибки, есть исправления, поставьте за работу четвёрку.

- Молодцы!

- Об изменении существительных по числам.





Слушают задания

Выбирают задание

Самостоятельная работа


Поднимают руку.

- Имена существительные единственного числа и множественного числа.

Проверяют работу


Поднимают сигнальные карточки.

Оценивают себя.

Регулятивные УУД

действовать по плану и планировать свои учебные действия, осуществлять контроль, коррекцию


6

Подведение итогов (1 мин)

- Ребята, какова была тема нашего урока?

- Какие признаки имён существительных мы сегодня повторили?

Отвечают на вопросы


7

Рефлексия (2 мин)

- Закончите предложения. (Слайд 14)

На слайде:

Я вспомнил …

Мне удалось …

Мне понравилось ….

Я могу похвалить себя за …

Заканчивают предложения

Регулятивные УУД понимать причины успеха и неуспеха в учёбе, осуществлять итоговый контроль


Приложение 1 (карточка синего цвета)

Прочитайте слова. Запишите их в две группы.

Ветер, кит, яма, дети, облако, гусь, солнце, буря, ёжик, лодка, Саша, птица. [7]


Приложение 2 (карточка зелёного цвета)

Составьте предложения из слов и запишите их, выбирая нужную букву из скобок.

(Б, б)урёнка, на, паслась, (К, к)орова, лугу.

(К, к)ошки, были, (М, м)урки, (К, к)отята, у, (М, м)урзик, и, (В, в)аська.

(О, о)рлика, пруду, к, ведёт, (К, к)оня, (А, а)лёша. [7]


Приложение 3 (карточка жёлтого цвета)

Самостоятельная работа

Запишите имена существительные в два столбика.

Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, черта, наряды, ручей, звезда.

Измените число имён существительных. Запишите получившиеся существительные.

Хозяин, волки, коготь, кастрюли, локоть, арбузы, крыло, чудовища. [7]


Использованная литература и Интернет-ресурсы

https://multiurok.ru

https://myslide.ru

http://mirdetstva5.ru

https://mamamozhetvse.ru

https://kykyryzo.ru

http://zagadki-pro.ru

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы /Уроки русского языка. – К.: ГИППВ, 1998. 272 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.