Технологическая карта урока русского языка «Орфография. Нужны ли правила?» (5 класс)
Технологическая карта дистанционного урока русского языка
1. Паспорт урока
Предмет: Русский язык.
Класс: 5.
Учитель: Попова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Центра дистанционного образования детей-инвалидов ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат», г. Белгород.
УМК: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.
Учебник: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Тема урока: Орфография. Нужны ли правила?
Тип урока: повторения и обобщения.
Урок индивидуальный, дистанционный (с применением дистанционных образовательных технологий), с мультимедийными и интерактивными ресурсами.
Вид образовательной программы у обучающегося: адаптированная, нарушения опорно-двигательного аппарата.
Уровень владения функцией письма: уверенное владение.
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами:
личностные: воспитание ценностно-смыслового отношения к языку как важнейшему средству общения, формирование компетенции правописания как условию успешной социализации;
метапредметные: формирование у обучающегося способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок; осознание общественного значения компетенции правописания;
предметные: повторение и закрепление понятия орфограммы, упрочение навыка поиска и определения орфограмм в словах, формирование представления о способах проверки гласных и согласных, а также путях определения верного написания (обращение и словарям).
Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы:
информационно-обучающие (электронный словарь Грамота.ру),
интерактивные («электронная тетрадь» Googl-Drive, виртуальная доска iDroo),
электронный ресурс: электронная форма учебника (фрагменты).
Оборудование и программное обеспечение: компьютер, гарнитура, доступ к сети Интернет, скайп, аккаунты Googl-Drive, iDroo.
Технологическая карта оснащена гиперссылками (слова с подчёркиванием), нажав на которые, вы сможете открыть дополнительные ресурсы к уроку. Для наиболее полного изучения технологической карты рекомендуется её электронный формат.
Примечание: использование информационно-компьютерных технологий в составе коммуникативных УУД производится на всех этапах, поэтому не входит в перечень отдельно.
2. Технологическая карта
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
||||||||
Содержание деятельности |
Тезисы учителя |
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
Личностная |
||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы действия |
||
1. Организационный момент. Цель: подготовка к уроку, настройка аудио- и видеосвязи. |
|||||||||
Звонок. Приветствие. Проверка качества аудио- и видеосигнала. |
Включение в диалоговую ситуацию урока |
Умение находить общее решение. |
Контроль и коррекция качества связи. |
Умение соотносить свою деятельность с ситуацией. |
Настройка связи как условия проведения урока. |
Формирование ответственного отношения к уроку. |
|||
2. Актуализация субъективного опыта обучающегося. Цель: определить круг необходимых понятий. |
|||||||||
Просмотр видеофрагмента с различным произношением слова заяц. |
Послушаем внимательно, как можно произнести одно и то же слово, например, заяц. Почему так происходит? |
Наблюдение за актёрским произношением (в исполнении А.Папанова). Анализ и синтез звукопроизношения в безударной (слабой) позиции. |
Аудирование с заданной учебной задачей. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слова. |
Транскрипция слова. Анализ и оценка образцов устной речи. |
Монологический ответ на вопрос учителя. Аргументация мнения. |
Выполняет задание. |
Волевая саморегуляция. |
Анализирует задание. |
Формирование мотивации к усвоению знаний. |
Работа с учебником. Интерактивное письменное выполнение задания. |
В упр. 53 на стр. 24 учебника есть слова, разделенные на 2 столбца. Затранскрибируем их. Выполнение задания на виртуальной доске (совместно с учителем). |
Фонетический анализ позиций гласных и согласных звуков. Обнаружение «мест затруднения в словах» и способов проверки. |
Анализ, сравнение написания и произношения слов. Использование знаковых средств транскрипции. |
Выполнение учебной задачи по транскрипции и анализу слабых и сильных позиций звуков. |
Умение работать индивидуально. Формулировать и отстаивать своё мнение. |
Самоконтроль и логичность выполнения транскрипции. |
Оценка правильности выполнения учебной задачи. |
Комментирование выполнения задания. |
Наблюдение за собственной речью. |
Устное выполнение задания по учебнику. |
Выполни упр. 54 на стр. 25 и ответь на вопросы. |
Читает текст упражнения, отвечает на вопросы по тексту. |
Осознание смысловой функции орфографии. Извлечение необходимой информации из текста задания. |
Проговаривает ответ, адекватный заданию. |
Выражение своих мыслей в соответствии с заданием. |
Выполняет задания к упражнению. |
Определение плана действий при выполнении заданий. Определение затруднений. |
Осознает |
Формирование ценности знания, компетентности. |
Определение ключевых понятий. |
Как определяется понятие орфограммы? Что изучает наука орфография? |
Повторяет ключевые понятия, изученные в начальной школе. |
Интерпретация текста, вычленение главной информации. |
Отвечает на вопросы, повторяет понятия. |
Построение монолога в соответствии с заданной коммуникативной задачей. |
Формулирует понятия. |
Контроль, самооценка содержания ответа. |
Определяет успешность выполненного задания. |
Самооценка. |
Эксперимент «А если...». |
Слова компания и кампания одинаковы по звучанию. Это одно и тоже? Что бы было, если бы мы обходились без правил, писали так, как произносим: заиц, заец, заяц? |
Говорит о том, что люди перестали бы друг друга понимать. Писали бы так, как слышат, а слышать и произносить мы можем по-разному. |
Построение логической цепи рассуждений, моделирование ситуации «от обратного». |
Отвечает на вопрос, ориентированный на переход к мотивационному этапу. |
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Прогнозирует ситуацию безразличного к орфографии написания. |
Волевая саморегуляция. |
Делает вывод о ом, для чего нужна орфография. |
Осознание личной заинтересованности, мотивации учебной деятельности. |
3. Мотивация к учебной деятельности. Цель: постановка цели и учебных задач. |
|||||||||
Постановка цели. Работа с условно-графическим средством. |
Заполни таблицу «Знаю. Не знаю. Хочу знать», отгадав загадку, и впиши это слово на месте пропусков во всех графах таблицы. Это слово обозначает науку, которая позволяет человеку быстро читать. |
Вставляет загаданное ключевое слово в три столбца графы. |
Целеполагание. Подведение к теме урока. Она звучит так же, как последняя графа «Хочу знать». |
Формулирует цель урока по частям «Знаю», «Не знаю», «Хочу знать». |
Определение цели в содержании коммуникации. |
Определяет затруднения и находит цель урока. |
Умение составлять план действий. |
Определяет ключевое понятие и его роль в формулировке цели урока. |
Формирование учебной мотивации.Самоопределение. |
Определение задач. |
Работаем с облаком слов: выбираем глаголы, которые помогут достичь цели. |
Выбирает способ и план достижения цели урока. |
Сотрудничество с учителем. |
Выбор глаголов в соответствии с целью урока. |
Составление плана сотрудничества с учителем. |
Выбирает и мотивирует выбор, корректирует в соотношении с целью урока. |
Волевая саморегуляция. Фиксирование затруднений. |
Определение глаголов, которые помогут достигнуть цели урока. |
Смыслообразование. |
4. Повторение и закрепление способов деятельности. Цель: повторение и более прочное усвоение знаний. |
|||||||||
Работа с интернет-словарём. |
Поможем волку убедиться в правильном написании слова. Если у нас есть доступ к сети Интернет, то роль словаря выполнит портал Грамота.ру. |
Извлекает необходимую информацию из интернет-словаря. |
Освоение использования в процессе письма интернет-ресурсов. |
Узнает о верном написании слова. |
Формирование достоверного универсального способа проверки. |
Осваивает способ проверки написания слова по словарю. |
Волевая саморегуляция. Фиксирование затруднений. |
Определяет написание с помощью интернет-словаря. |
Формирование ценностного отношения к орфографии. |
5. Закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: закрепление и усвоение новых способов действия. |
|||||||||
Работа (письменно в тетради) с учебником. |
Прочитай задание, текст упражнения. Рассуждай по образцу, данному в упр. 55. Представь, что объясняешь эту тему ученику начальной школы. |
Действует по образцу, выполняет типовые задания по установлению способа действия при обнаружении орфограммы. |
Установление причинно-следственных связей. |
Отвечает в соответствии с условием задания. |
Выражение и аргументирование своего мнения. Использование критериев для выбора способа действия. |
Выполнение упражнения в соответствии с заданием. |
Волевая саморегуляция. |
Моделирует ситуацию диалога с младшим учеником. |
Формирование нравственно-этического отношения к знаниям и умению их объективировать. |
6. Динамическая пауза. Цель: профилактика усталости. |
|||||||||
Познакомься с рисунком зарядки для глаз и описанием физических упражнений. Выполни их. |
Изучает содержание рисунков с графическим объяснением упражнений и описанием физических нагрузок. |
Работа со знаково-символическими элементами на рисунке. Действия по алгоритму. |
Выполняет задания по рисункам и описаниям. |
Адекватное выполнение действий в соотвествии с заданиями. |
Определяет степень усталости, может варьировать задания в соответствии с собственным самочувствием. |
Волевая саморегуляция. |
Выполняет физические упражнения. |
Осознание важности здоровья и профилактики усталости. |
|
7. Самостоятельная работа с автопроверкой. Цель: проверка умения выполнять типовые задания. |
|||||||||
Наблюдение за городскими надписями. Выполнение интерактивного задания. |
Понаблюдаем за надписями и исправим ошибки. Почему трудно читать текст с ошибками? |
Находит ошибки, исправляет их, определяет вид орфограммы и способ действия. |
Демонстрация роли орфографии в жизнедеятельности людей. |
Готовит и проговаривает ответы адекватно заданиям. |
Анализ и дифференциация выбора написания. |
Находит ошибки, объясняет их и подбирает способ действия. |
Контроль, коррекция, оценка. |
Понимает связь между знанием правописания и уровнем культуры человека. |
Осознание значимости орфографии и социальная, личностная мотивация к её изучению. Нравственно-этическое оценивание ответа на вопрос в теме урока. |
Что нам нужно знать для верного написания в последнем фотоизображении? |
Безударную гласную можно проверить. Для этого нужно помнить о морфеме, в которой находится орфограмма. |
Осознанный и произвольный выбор на основе аналитической деятельности. |
|||||||
Работа с условно-графическими средствами. Интерактивное задание. |
Открой таблицу «Для чего нужна орфография» и внеси недостающую информацию. |
Определяет поочередно функцию и примеры в таблицу. |
Синтез знаний, полученных в ходе урока. Использование условно-графических средств, осознание логической целостности. |
Выполняет разные виды заданий: наименование функции, приводит доказательство (примеры). |
Умение обобщать материал, давать письменные ответы. |
Заполняет таблицу самостоятельно. |
Осознание затруднений. Волевая саморегуляция. |
По таблице рассказывает о значении орфографии в жизни людей. |
Формирование готовности к усвоению тематического раздела. |
8. Коррекция. Цель: автопоиск затруднений. |
|||||||||
Вопросы ученика по изученной теме. «Справочное бюро». |
Обдумай сегодняшнюю тему урока и задай вопросы. |
Задает вопросы по теме. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Задает вопросы различного характера по теме и ходу урока. Строит диалог с учителем. |
Построение эффективной коммуникации. |
Оценивает собственное усвоение темы. |
Определение затруднений. Волевая саморегуляция. |
Критически относится к усвоению знаний. |
Формирование ответственного отношения к учебе. |
9. Домашнее задание. Цель: формирование и развитие умений, навыков. |
|||||||||
Формулировка и комментирование домашнего задания. |
Выполни обязательную часть и задания на желаемую оценку. 1) Выполнить ЗСП-4 на стр. 26, 2) упр. 57 (задания 1, 2 обязательно, 3 задание для оценки «хорошо», задание 4 для оценки «отлично»). |
Письменно в тетради выполняет задания, отправляет их на проверку учителю. |
Умение использовать словари, осознание роли этимологии в написании слов, определение способов действия при обнаружении орфограмм. |
Выполняет задания в соответствии с выбранным уровнем. |
Владение письменной речью, выполнение заданий адекватно формулировке. |
Выполняет задания, перед следующим уроком отправляет скан-копию на проверку. |
Прогнозирование дальнейших действий. Способность к волевому усилию. Самоконтроль, коррекция. |
Определяет уровень притязаний, потребностей личностного роста. |
Формирование осознанного отношения к учебе. |
10. Рефлексия. Цель: самоконтроль достижения цели, выполнения задач. |
|||||||||
Проведение рефлексии: 1) настроения и эмоционального состояния, 2) собственной деятельности на уроке, 3) усвоения учебного материала. |
Вспомним цель и задачи, поставленные в начале урока. Оцени по шкале: «В полной мере», «Частично», «Надо повторить». 1) Цель достигнута? Задачи решены? В какой мере? 2) Каково моё настроение, состояние духа? Оно бодрое? 3) Я работал терпеливо? Я сегодня был трудолюбив? 4) Мне будут полезны знания и опыт, которые я приобрёл? |
Делает выводы, определяет по шкале степень эффективности работы на уроке. |
Анализ и синтез. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Рассуждает о собственной деятельности на уроке. |
Использование критериев для обоснованного суждения. |
Оценивает свою работу на уроке, формулирует затруднения, положительные моменты урока. |
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Обобщает, анализирует , формулирует причины успеха/неуспеха, обозначая тем самым дальнейшие шаги личностного роста. |
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Следование моральным нормам и этическим требованиям. |
Познакомиться с электронной тетрадью и увидеть все ресурсы урока можно здесь. |
Приходько Наталья Владимировна