12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина220
Россия, Белгород

Технологическая карта дистанционного урока русского языка

1. Паспорт урока

Предмет: Русский язык.

Класс: 5.

Учитель: Попова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Центра дистанционного образования детей-инвалидов ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат», г. Белгород.

УМК: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.

Учебник: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

Тема урока: Орфография. Нужны ли правила?

Тип урока: повторения и обобщения.

Урок индивидуальный, дистанционный (с применением дистанционных образовательных технологий), с мультимедийными и интерактивными ресурсами.

Вид образовательной программы у обучающегося: адаптированная, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Уровень владения функцией письма: уверенное владение.

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами:

личностные: воспитание ценностно-смыслового отношения к языку как важнейшему средству общения, формирование компетенции правописания как условию успешной социализации;

метапредметные: формирование у обучающегося способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок; осознание общественного значения компетенции правописания;

предметные: повторение и закрепление понятия орфограммы, упрочение навыка поиска и определения орфограмм в словах, формирование представления о способах проверки гласных и согласных, а также путях определения верного написания (обращение и словарям).

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы:

информационно-обучающие (электронный словарь Грамота.ру),

интерактивные («электронная тетрадь» Googl-Drive, виртуальная доска iDroo),

электронный ресурс: электронная форма учебника (фрагменты).

Оборудование и программное обеспечение: компьютер, гарнитура, доступ к сети Интернет, скайп, аккаунты Googl-Drive, iDroo.

Технологическая карта оснащена гиперссылками (слова с подчёркиванием), нажав на которые, вы сможете открыть дополнительные ресурсы к уроку. Для наиболее полного изучения технологической карты рекомендуется её электронный формат.

Примечание: использование информационно-компьютерных технологий в составе коммуникативных УУД производится на всех этапах, поэтому не входит в перечень отдельно.

2. Технологическая карта

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Содержание деятельности

Тезисы учителя

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

1. Организационный момент. Цель: подготовка к уроку, настройка аудио- и видеосвязи.

Звонок. Приветствие. Проверка качества аудио- и видеосигнала.

     

Включение в диалоговую ситуацию урока

Умение находить общее решение.

Контроль и коррекция качества связи.

Умение соотносить свою деятельность с ситуацией.

Настройка связи как условия проведения урока.

Формирование ответственного отношения к уроку.

2. Актуализация субъективного опыта обучающегося. Цель: определить круг необходимых понятий.

Просмотр видеофрагмента с различным произношением слова заяц.

Послушаем внимательно, как можно произнести одно и то же слово, например, заяц.

Почему так происходит?

Наблюдение за актёрским произношением (в исполнении А.Папанова). Анализ и синтез звукопроизношения в безударной (слабой) позиции.

Аудирование с заданной учебной задачей. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слова.

Транскрипция слова. Анализ и оценка образцов устной речи.

Монологический ответ на вопрос учителя. Аргументация мнения.

Выполняет задание.

Волевая саморегуляция.

Анализирует задание.

Формирование мотивации к усвоению знаний.

Работа с учебником. Интерактивное письменное выполнение задания.

В упр. 53 на стр. 24 учебника есть слова, разделенные на 2 столбца. Затранскрибируем их.

Выполнение задания на виртуальной доске (совместно с учителем).

Фонетический анализ позиций гласных и согласных звуков.

Обнаружение «мест затруднения в словах» и способов проверки.

Анализ, сравнение написания и произношения слов. Использование знаковых средств транскрипции.

Выполнение учебной задачи по транскрипции и анализу слабых и сильных позиций звуков.

Умение работать индивидуально. Формулировать и отстаивать своё мнение.

Самоконтроль и логичность выполнения транскрипции.

Оценка правильности выполнения учебной задачи.

Комментирование выполнения задания.

Наблюдение за собственной речью.

Устное выполнение задания по учебнику.

Выполни упр. 54 на стр. 25 и ответь на вопросы.

Читает текст упражнения, отвечает на вопросы по тексту.

Осознание смысловой функции орфографии. Извлечение необходимой информации из текста задания.

Проговаривает ответ, адекватный заданию.

Выражение своих мыслей в соответствии с заданием.

Выполняет задания к упражнению.

Определение плана действий при выполнении заданий. Определение затруднений.

Осознает

Формирование ценности знания, компетентности.

Определение ключевых понятий.

Как определяется понятие орфограммы?

Что изучает наука орфография?

Повторяет ключевые понятия, изученные в начальной школе.

Интерпретация текста, вычленение главной информации.

Отвечает на вопросы, повторяет понятия.

Построение монолога в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Формулирует понятия.

Контроль, самооценка содержания ответа.

Определяет успешность выполненного задания.

Самооценка.

Эксперимент «А если...».

Слова компания и кампания одинаковы по звучанию. Это одно и тоже?

Что бы было, если бы мы обходились без правил, писали так, как произносим: заиц, заец, заяц?

Говорит о том, что люди перестали бы друг друга понимать. Писали бы так, как слышат, а слышать и произносить мы можем по-разному.

Построение логической цепи рассуждений, моделирование ситуации «от обратного».

Отвечает на вопрос, ориентированный на переход к мотивационному этапу.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Прогнозирует ситуацию безразличного к орфографии написания.

Волевая саморегуляция.

Делает вывод о ом, для чего нужна орфография.

Осознание личной заинтересованности, мотивации учебной деятельности.

3. Мотивация к учебной деятельности. Цель: постановка цели и учебных задач.

Постановка цели.

Работа с условно-графическим средством.

Заполни таблицу «Знаю. Не знаю. Хочу знать», отгадав загадку, и впиши это слово на месте пропусков во всех графах таблицы. Это слово обозначает науку, которая позволяет человеку быстро читать.

Вставляет загаданное ключевое слово в три столбца графы.

Целеполагание.

Подведение к теме урока. Она звучит так же, как последняя графа «Хочу знать».

Формулирует цель урока по частям «Знаю», «Не знаю», «Хочу знать».

Определение цели в содержании коммуникации.

Определяет затруднения и находит цель урока.

Умение составлять план действий.

Определяет ключевое понятие и его роль в формулировке цели урока.

Формирование учебной мотивации.Самоопределение.

Определение задач.

Работаем с облаком слов: выбираем глаголы, которые помогут достичь цели.

Выбирает способ и план достижения цели урока.

Сотрудничество с учителем.

Выбор глаголов в соответствии с целью урока.

Составление плана сотрудничества с учителем.

Выбирает и мотивирует выбор, корректирует в соотношении с целью урока.

Волевая саморегуляция. Фиксирование затруднений.

Определение глаголов, которые помогут достигнуть цели урока.

Смыслообразование.

4. Повторение и закрепление способов деятельности. Цель: повторение и более прочное усвоение знаний.

Работа с интернет-словарём.

Поможем волку убедиться в правильном написании слова. Если у нас есть доступ к сети Интернет, то роль словаря выполнит портал Грамота.ру.

Извлекает необходимую информацию из интернет-словаря.

Освоение использования в процессе письма интернет-ресурсов.

Узнает о верном написании слова.

Формирование достоверного универсального способа проверки.

Осваивает способ проверки написания слова по словарю.

Волевая саморегуляция. Фиксирование затруднений.

Определяет написание с помощью интернет-словаря.

Формирование ценностного отношения к орфографии.

5. Закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: закрепление и усвоение новых способов действия.

Работа (письменно в тетради) с учебником.

Прочитай задание, текст упражнения.

Рассуждай по образцу, данному в упр. 55. Представь, что объясняешь эту тему ученику начальной школы.

Действует по образцу, выполняет типовые задания по установлению способа действия при обнаружении орфограммы.

Установление причинно-следственных связей.

Отвечает в соответствии с условием задания.

Выражение и аргументирование своего мнения. Использование критериев для выбора способа действия.

Выполнение упражнения в соответствии с заданием.

Волевая саморегуляция.

Моделирует ситуацию диалога с младшим учеником.

Формирование нравственно-этического отношения к знаниям и умению их объективировать.

6. Динамическая пауза. Цель: профилактика усталости.

1.Зарядка для глаз.

2.Упражнения для тела

Познакомься с рисунком зарядки для глаз и описанием физических упражнений. Выполни их.

Изучает содержание рисунков с графическим объяснением упражнений и описанием физических нагрузок.

Работа со знаково-символическими элементами на рисунке. Действия по алгоритму.

Выполняет задания по рисункам и описаниям.

Адекватное выполнение действий в соотвествии с заданиями.

Определяет степень усталости, может варьировать задания в соответствии с собственным самочувствием.

Волевая саморегуляция.

Выполняет физические упражнения.

Осознание важности здоровья и профилактики усталости.

7. Самостоятельная работа с автопроверкой. Цель: проверка умения выполнять типовые задания.

Наблюдение за городскими надписями. Выполнение интерактивного задания.

Понаблюдаем

за надписями и исправим ошибки.

Почему трудно читать текст с ошибками?

Находит ошибки, исправляет их, определяет вид орфограммы и способ действия.

Демонстрация роли орфографии в жизнедеятельности людей.

Готовит и проговаривает ответы адекватно заданиям.

Анализ и дифференциация выбора написания.

Находит ошибки, объясняет их и подбирает способ действия.

Контроль, коррекция, оценка.

Понимает связь между знанием правописания и уровнем культуры человека.

Осознание значимости орфографии и социальная, личностная мотивация к её изучению.

Нравственно-этическое оценивание ответа на вопрос в теме урока.

Что нам нужно знать для верного написания в последнем фотоизображении?

Безударную гласную можно проверить. Для этого нужно помнить о морфеме, в которой находится орфограмма.

Осознанный и произвольный выбор на основе аналитической деятельности.

Работа с условно-графическими средствами. Интерактивное задание.

Открой таблицу «Для чего нужна орфография» и внеси недостающую информацию.

Определяет поочередно функцию и примеры в таблицу.

Синтез знаний, полученных в ходе урока. Использование условно-графических средств, осознание логической целостности.

Выполняет разные виды заданий: наименование функции, приводит доказательство (примеры).

Умение обобщать материал, давать письменные ответы.

Заполняет таблицу самостоятельно.

Осознание затруднений. Волевая саморегуляция.

По таблице рассказывает о значении орфографии в жизни людей.

Формирование готовности к усвоению тематического раздела.

8. Коррекция. Цель: автопоиск затруднений.

Вопросы ученика по изученной теме. «Справочное бюро».

Обдумай сегодняшнюю тему урока и задай вопросы.

Задает вопросы по теме.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Задает вопросы различного характера по теме и ходу урока. Строит диалог с учителем.

Построение эффективной коммуникации.

Оценивает собственное усвоение темы.

Определение затруднений. Волевая саморегуляция.

Критически относится к усвоению знаний.

Формирование ответственного отношения к учебе.

9. Домашнее задание. Цель: формирование и развитие умений, навыков.

Формулировка и комментирование домашнего задания.

Выполни обязательную часть и задания на желаемую оценку.

1) Выполнить ЗСП-4 на стр. 26,

2) упр. 57 (задания 1, 2 обязательно, 3 задание для оценки «хорошо», задание 4 для оценки «отлично»).

Письменно в тетради выполняет задания, отправляет их на проверку учителю.

Умение использовать словари, осознание роли этимологии в написании слов, определение способов действия при обнаружении орфограмм.

Выполняет задания в соответствии с выбранным уровнем.

Владение письменной речью, выполнение заданий адекватно формулировке.

Выполняет задания, перед следующим уроком отправляет скан-копию на проверку.

Прогнозирование дальнейших действий. Способность к волевому усилию. Самоконтроль, коррекция.

Определяет уровень притязаний, потребностей личностного роста.

Формирование осознанного отношения к учебе.

10. Рефлексия. Цель: самоконтроль достижения цели, выполнения задач.

Проведение рефлексии:

1) настроения и эмоционального состояния,

2) собственной деятельности на уроке,

3) усвоения учебного материала.

Вспомним цель и задачи, поставленные в начале урока.

Оцени по шкале: «В полной мере», «Частично», «Надо повторить».

1) Цель достигнута?

Задачи решены? В какой мере?

2) Каково моё настроение, состояние духа? Оно бодрое?

3) Я работал терпеливо? Я сегодня был трудолюбив?

4) Мне будут полезны знания и опыт, которые я приобрёл?

Делает выводы, определяет по шкале степень эффективности работы на уроке.

Анализ и синтез. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Рассуждает о собственной деятельности на уроке.

Использование критериев для обоснованного суждения.

Оценивает свою работу на уроке, формулирует затруднения, положительные моменты урока.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Обобщает, анализирует , формулирует причины успеха/неуспеха, обозначая тем самым дальнейшие шаги личностного роста.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Следование моральным нормам и этическим требованиям.

Познакомиться с электронной тетрадью и увидеть все ресурсы урока можно здесь.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Приходько Наталья Владимировна, 07.02.21 в 09:44 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за Вашу разработку. Урок интересный и оформлен ярко.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.