Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Изложение «Барсучонок»»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок развития речи
Вид деятельности: коллективная, самостоятельная
Тема урока: Изложение «Барсучонок».
Цели урока:
- научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения;
- научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства;
- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;
- формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
- развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают важность красоты природы и творчества.
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному высказыванию.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. |
Самоопределение (осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание ( принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ( общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества ориентировка на позицию партнера, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме, использование знаково-символических средств для решения задач, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия |
II. Работа по подготовке к изложению. 1. Чтение текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста Упр. 383, стр. 136. Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жучков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть. Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что – то учуял. От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто – то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья … целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился. И всё – таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось. Беседа по вопросам. В: О чём рассказывается в тексте Г. Скребицкого?
В: Какова же основная мысль текста? Что этим текстом хотел сказать автор?
В.: Как вы думаете, кто такой Джек? А Барсик?
Тема текста: поход за грибами. Основная мысль: Барсик полакомился, а за его лакомство расплатились другие. 2. Подбор названия, которое бы отразило содержание текста.
В: Как вы думаете, ребята, как можно озаглавить этот текст? |
Читают текст изложения.
(в тексте говорится о том, как Скребицкий вместе с Джеком и Барсиком ходили в лес, и там на них напали осы) (иногда бывает так, что кто-то наозорует, а расплачиваются другие) (Джек это собака, а Барсик – ручной барсук.)
(«Неожиданная расплата», «Расплата за лакомство») |
формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, формирование позитивной самооценки, планирование своих действий, адекватное восприятие оценки учителя, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. |
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. 3. Общее понятие о структуре рассказа.
Учитель: Мы знаем, что каждый текст состоит из вступления, основной части и заключения. Перед вами лежит текст, прочитайте его и выделите эти композиционные части 4. Составление плана и нахождение частей текста соответствующих пунктам плана..
ПЛАН. 1. Прогулка по лесу. 2. Полянка – хорошее место для отдыха. 3. Мы отдыхали по-разному. (Кто чем занимается.)
4. Барсик что-то учуял. 5. Барсик разорил гнездо ос в старом пне. 6. Осы преследуют Барсика. 7. Расплата за лакомство.
|
(первое предложение – вступление, последнее предложение – заключение, остальное – основная часть). Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу.Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков,червячков под листвой отыскивал.
Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть. Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах.Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял. От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит,загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья…целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился. И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось. |
Контроль (учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция ( внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера ( построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, использование речи для регуляции своего действия) |
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. |
Комплекс упражнений для глаз. |
Выполняют упражнения. |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель: мотивировать учащихся к деятельности;
координировать деятельность учащихся;
контролировать выполнения заданий |
Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания 5. Составление рабочих материалов. (записываем тему текста, основную мысль, заголовок, план) запись производится в процессе разбора текста. 6. Выражение авторского отношения к изображаемому при пересказе от 3-го лица. 7.Наблюдение над тем, как Скребицкий избегает повторов слов; предупреждение орфографических ошибок; объяснение изученных орфограмм и пунктограмм. - заменяет существительные местоимениями.
- На доску выписать: Имена собственные: Джек, Барсик. Наконец, всё-таки, прямо – наречие. Что-то, кто-то – местоимение. Дуплистый пень – пень с дуплом. Удирать, отыскивал.
- Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, объясните орфограммы в словах (листочки с текстом отложить в сторону). Птичками, червячков, собирал (приставка), бродили, хорошее (место) (какое?), посидеть (сидя), под куст, хотел (хочет), корзина (словарное слово), перебрать (приставка), холодок (холод), подбежал (бег), вдруг, начал (начало), водить (водит), учуял (чу/щу), разгребать (грёб), зажужжит, кружатся, пустился, личинками (лик, личико), не бывало, не понял, не удрали, не пострадал, расплатиться пришлось.
- Вернёмся к тексту. Объясните знаки препинания. 2, 6, 9, 10, 11, 13, 19, 21 предложения – СП; 4, 5, 7,10, 11 – с однородными сказуемыми; 12 – однородные подлежащие; 13 – восклицательное.
III. Устный пересказ по частям. (закрепление)
Учитель: Весь текст разобрали, а теперь попробуем его пересказать, пользуясь составленным планом.
|
(….писатель корзину с грибами бросил да бежать, Джек тоже удирать пустился, один хитрый барсик не пострадал, он личинками ос полакомился, а автору с собакой за его лакомство расплатиться пришлось…) Учащиеся выполняют работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа Записывают текст изложения в черновики, проверяют, обмениваясь тетрадями, переписывают в тетрадь для контрольных работ. |
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
5.Рефлексия. (5 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания |
Рефлексия
Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Домашнее задание: повторить изученные орфограммы. |
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок? |
Умение выражать свои мысли ( понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование ( формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |