Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Изложение «Барсучонок»»

3
0
Материал опубликован 21 March 2017

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок развития речи

Вид деятельности: коллективная, самостоятельная

Тема урока: Изложение «Барсучонок».

Цели урока:

- научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения;

- научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства;

- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;

- формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

- развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают важность красоты при­роды и творчества.

Регулятивные: соотносят результат своей дея­тельности с целью и оценивают его.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному высказыванию.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.


 


 

Приветствуют учителя,  проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Самоопределение (осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание ( принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ( общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества ориентировка на позицию партнера, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме, использование знаково-символических средств для решения задач, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

II.  Работа по подготовке к изложению.

1.       Чтение текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста

Упр. 383, стр. 136.

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жучков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что – то учуял.

От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто – то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья … целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё – таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.

Беседа по вопросам.

В: О чём рассказывается в тексте Г. Скребицкого?

      

 

    

В:  Какова же основная мысль текста? Что этим текстом хотел сказать автор?

 

 В.: Как вы думаете, кто такой Джек? А Барсик?

                                  

Тема текста: поход за грибами.   

 Основная мысль: Барсик  полакомился, а за его лакомство расплатились другие.

2.   Подбор названия, которое бы отразило содержание текста.

                 

В:  Как вы думаете, ребята, как можно озаглавить этот текст?

Читают текст изложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(в тексте говорится о том, как Скребицкий вместе с Джеком и Барсиком ходили в лес, и там на них напали осы)

(иногда бывает так, что кто-то наозорует, а расплачиваются другие)

(Джек это собака, а Барсик – ручной барсук.)

 

 

 

 

 

(«Неожиданная расплата», «Расплата за лакомство»)

формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, формирование позитивной самооценки, планирование своих действий, адекватное восприятие оценки учителя, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

  3.    Общее понятие о структуре рассказа.

 

Учитель: Мы знаем, что каждый текст состоит из вступления, основной части и заключения. Перед вами лежит текст, прочитайте его и выделите эти композиционные части 

4.    Составление плана и нахождение частей текста соответствующих пунктам плана..

 

ПЛАН.

1.           Прогулка по лесу.

2.           Полянка – хорошее место для отдыха.

3.           Мы отдыхали по-разному.  (Кто чем занимается.)

           

4.           Барсик что-то учуял.  

5.           Барсик разорил гнездо ос в старом пне.

6.           Осы преследуют Барсика.

7.           Расплата за лакомство.

          

 

 

 

 

 

(первое предложение – вступление, последнее предложение – заключение, остальное – основная часть).

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу.Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков,червячков под листвой отыскивал.

                 

Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах.Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.

Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял. От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху

 разгребать.

Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит,загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья…целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его!

Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он

личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство

расплатиться пришлось.

Контроль (учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция ( внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера ( построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, использование речи для регуляции своего действия)

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Комплекс упражнений для глаз.

Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности;


 

координировать деятельность учащихся;


 

контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

5. Составление рабочих материалов.

(записываем тему текста, основную мысль, заголовок, план) запись производится в процессе разбора текста.

6.   Выражение авторского отношения к изображаемому при пересказе от 3-го лица.

7.Наблюдение над тем, как Скребицкий избегает повторов слов; предупреждение орфографических ошибок; объяснение изученных орфограмм и пунктограмм.

- заменяет существительные местоимениями.

 

- На доску выписать:

      Имена собственные: Джек, Барсик.

      Наконец, всё-таки, прямо  – наречие.

      Что-то, кто-то – местоимение.

      Дуплистый пень – пень с дуплом.

      Удирать, отыскивал.

 

- Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, объясните орфограммы в словах  (листочки с текстом отложить в сторону).

         Птичками, червячков, собирал (приставка),  бродили, хорошее (место) (какое?), посидеть (сидя),  под куст, хотел (хочет), корзина (словарное слово), перебрать (приставка), холодок (холод), подбежал (бег), вдруг, начал (начало), водить (водит), учуял (чу/щу), разгребать (грёб), зажужжит,  кружатся, пустился, личинками (лик, личико), не бывало, не понял, не удрали, не пострадал, расплатиться пришлось.

 

-  Вернёмся к тексту. Объясните знаки препинания.

  2, 6, 9, 10, 11, 13, 19, 21 предложения – СП;

4, 5, 7,10, 11 – с однородными сказуемыми;

12 – однородные подлежащие;

13 – восклицательное.

 

III.  Устный пересказ по частям. (закрепление)

 

Учитель: Весь текст разобрали, а теперь попробуем его пересказать, пользуясь составленным планом.


 


 

 

 

 

(….писатель корзину с грибами бросил да бежать, Джек тоже удирать пустился, один хитрый барсик не пострадал, он личинками ос полакомился, а автору с собакой за его лакомство расплатиться пришлось…)

Учащиеся выполняют работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа

Записывают текст изложения в черновики, проверяют, обмениваясь тетрадями, переписывают в тетрадь для контрольных работ.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

5.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

оценить результаты собственной деятельности

повторить способ нового знания

Рефлексия


 

Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса


 


 


 

Домашнее задание: повторить изученные орфограммы.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока.

Каким сегодня был урок?

Умение выражать свои мысли ( понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,  учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование ( формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации