12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власенко Марина Ивановна7639
Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

Технологическая карта урока русского языка по теме "Возвратные глаголы (понятие)."

Урок русского языка в 4 А классе (УМК «Школа России»)


Тема

Возвратные глаголы (понятие).

Педагогическая цель

Познакомить учащихся о глаголах с возвратным значением; формировать умение образовывать возвратные глаголы. Формирование умения различать и правильно писать возвратные глаголы в начальной форме и в 3-м лице.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые
результаты
(предметные)

Сформировать представления учащихся о глаголах с возвратным значением; развивать умение образовывать возвратные глаголы, формировать орфографический навык правописания возвратных глаголов.

Личностные
результаты

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия
и термины

Глагол, возвратный глагол, возвратные чатсицы.

Методы и формы

Фронтальная форма, индивидуальная форма; словесный, практический, наглядный.

Оборудование



Учебник русского языка, 4 класс, 2 часть, автор В.Г.Горецкий, В.П.Канакина; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация

Этап урока


Виды работ на уроке

Содержание взаимодействия с учащимися.

Организационный

момент.

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.

1.Приветствие.


2.Эмоциональный настрой


3. Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте.


- Я желаю вам успехов на уроке.


- Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка.

Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: подготовка руки к письму

1.Пальчиковая гимнастика.


- Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

Теперь когда ваши ручки готовы, приступим к работе.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученным темам

1. Минутка чистописания.















2.Словарная работа




- А теперь откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, на следующей строчке «Классная работа», обращаем внимание на то, что в словосочетании «Классная работа» удвоенные согласные сс.

- Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку, отгадкой будет буква, которую мы будем сегодня писать на уроке:

В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!

- Что это за буква? (Буква О).

- Обратите внимание на образец написания на доске.

- Какое соединение между буквами оо? (нижнее).

Обратите внимание, что все элементы имеют одинаковую высоту.

- Запишите до конца рабочей строки буквосочетание оо, соблюдая расстояние и наклон.

Слайд 1

- А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов.

Посмотрите на слайд. прАвитЕльствО, АппЕтит, космОс, вАгон, кАстрюля, сАлют, бОгатствО. (в слове правительство, ударение падает на второй слог, гласную букву и, запомним, что в первом слоге пишется буква А проверочное слово править, правописание буквы е во втором слоге и на конце пишется буква о, в слове аппетит , ударение падает на третий слог гласную букву и, запомним, что слово начинается с буквы а, удвоенная буква п , космос, ударение падает на первый слог, букву о, запомним правописание безударной гласной о, вагон, ударение падает на второй слог, гласную букву е, запомним написание безударной гласной а, кастрюля, ударение падает на второй слог, гласную букву ю, запомним, правописание безударной гласной а, салют, ударение падает на второй слог, гласную букву ю, запомним, правописание безударной гласной а, богатство, ударение падает на второй слог, гласную а, необходимо запомнить правописание безударной гласной буквы о и последнюю букву о. Запишем эти слова в ваши тетради по диктовку.

А теперь, познакомимся с новым словарным словом, отгадайте ребус (Командир). Командир - военный начальник в вооружённых силах.

Командир, ударение падает на третий слог, необходимо запомнить написание безударной гласной о в первом слоге. Запишите ново словарное слово, выделяя в нем орфограммы.

Составим предложение со словарными словами:

Командир наградил солдата почетным орденом.

- Назовите орфограммы в каждом слове.

- Спишите предложение, подчеркните орфограммы.

-Выполнит разбор предложения у доски, а вы в своих тетрадях. (командир – подлежащее, наградил – сказуемое, солдата – дополнение, почетным – прилагательное, орденом – дополнение. повеств., невоскл., полное., распрастр.)

- Ребята, для чего мы должны уметь красиво и разборчиво писать? (ответы учащихся)

- Молодцы, верно. Но, мы должны писать не только красиво и разборчиво, необходимо помнить и о грамотности вашего письма.

(Оценки).

III.Целеполагание

Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала

1.Введение в тему урока










2. Создание проблемной ситуации


3.Формулирование темы и цели урока.

- А теперь узнаем тему сегодняшнего урока. Продолжите стихотворение.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пляшет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам …(глагол).

- Как вы думаете, в чем разница между глаголами учить и учиться, слушать - слушаться, развлекать - развлекаться, гонять - гоняться. (на доске). У одних глагол есть частица ться, а у других нет. Вы знаете, как называются эти частицы? (возвратные). А, как называется глагол с возвратной частицей? (возвратный глагол).

Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (познакомимся с возвратными частицами и будем тренироваться в образовании возвратных глаголов. (оценки).

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1.Работа с правилом на странице 102










2. Выполнение упражнения 211, с.102



3. Выполнение упражнения 213, с. 103







Физкультминутка.




4. Выполнение упражнения на с.103 упр. 215



- Узнаем, что же обозначают возвратные глаголы. Составим предложения с глаголами умывать и умываться. (2-3 человека).

- Какую закономерность можно отметить? (глаголы с возвратной частицей, обозначают действие, направленное на себя.)

- Откройте учебники на странице 102. Прочитайте правило про себя. Теперь в слух прочитает…

- И так, какие глаголы называются возвратными? (те, у которых есть суффикс ся).

- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме? (что делать, что сделать?).

- В каком случаи в возвратных глаголах пишется мягкий знак? (есть это глагол неопределенной формы).


- Теперь, проверим, как вы запомнили правило. Выполним упражнение 211. Прочитает задание к упражнению… Что нужно сделать в упражнении? (списать возвратные глаголы, подчеркнуть мягкий знак).

- Запишите упражнение 211. По одному слову с первого ряда. Так в каком случаи пишется мягкий знак? (в глаголах несовершенного вида).

- А сейчас мы с вами будем составлять словосочетания. Запишем упражнение 213. Читает первую часть задания. Что нужно сделать? (составить словосочетания с данными глагола, указать падеж имен существительных). Проговорим устно: тревожиться за близкого (р.п), хвалить сестру (р.п), хвалиться достижением (т.п), извинить друга (р.п), беспокоить соседей (р.п), беспокоиться о родителях (п.п.).

Обратите внимание на выделенные глаголы, какое значение они имеют? (действие, направленно на себя). Молодцы ребята, а теперь встаньте со своих рабочих мест, отдохнем:


Плечики поднять, отвести назад, опустить – 5 раз.

Руки: вперед, вверх, на пояс – 5 раз.

Гимнастика для глаз.

Присаживайтесь.


- Знаете ли вы ребята, ученные доказали, что для того, чтобы хорошо все запоминать, необходимо постоянно тренировать свою память. Сейчас мы этим и займемся.

- Посмотрите на упражнение 215. Прочтет задание…Что нужно сделать в упражнении? (списать по памяти).

- И так, ребята, прочтем все вместе. (5 раз).

-А теперь, закроем учебники и проговорим все вместе без учебников.

- Теперь запишите в тетради.

-Проверим, на сколько вы были внимательны, открывайте учебник и сверяйте свои записи в тетради и текст упражнения.

-У кого получилось точь – в – точь? А у кого чуть не получилось? Нужно быть более внимательными.

- Выделим в стихотворении глаголы: продается, ложиться, вставать. Почему в глаголе ложиться мы написали мягкий знак? (глагол неопределенной формы).

- Молодцы ребята, вы очень хорошо запомнили правило. (оценки)

Закрепление знаний и способов.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1. Игра «Верно – неверно»







- А теперь, не много поиграем, игра называется «Верно – неверно». Если верно, хлопаете, если неверно, то поднимаете руки вверх.

- глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета  -

- отвечает на вопросы «что делать? что сделать?» +

- это вопросы инфинитива +

- глаголы имеют падеж -

- глагол изменяется по падежам  -

- глагол изменяется по временам +

- в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам  +

- возвратные глаголы имеют частицы тся и ться +

- в предложении глагол – дополнение –

- в предложении глагол – сказуемое (оценки)

Подведение итогов урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.


1.Обобщающая беседа.


И так ребята, с какими глаголами мы сегодня познакомились? (с возвратными). На какие вопросы отвечают возвратные глаголы? (что делать/сделать?). В каком случае пишется мягкий знак перед суффиксом ся?


2. Рефлексия

- Чему научились на уроке?

- Что интересного вы узнали для себя?

- Что для вас было труднее всего?

- Что для вас было легче всего?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

3. Домашнее задание и выставление оценок

Дома вы должны выполнить упражнение 212 на странице 102. Откройте его, прочтет задание…Что нужно сделать в задании? Вы получали оценки по ходу урока, поднесите дневники, я распишусь.



Учитель:___________________

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.