Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Неопределённая форма глагола»

1
0
Материал опубликован 3 December 2020 в группе



Итоговая аттестация
слушателя КПК для учителей начальных классов
по ДПП «Профессиональная деятельность учителя начальных классов в контексте национальной
системы учительского роста»








Великановой Светланы Викторовны,
МОУ СОШ п. Индустриальный
Екатериновского района
Саратовской области







Саратов

2020

Русский язык 3  класс

УМК « Школа России» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык 3 класс, М.: « Просвещение», 2016

Тема: Неопределённая форма глагола.

Дидактическая цель: Создавать условия для формирования представлений у учащихся о глаголах неопределённой формы

Тип урока: «открытие» нового знания

Задачи:

Обучающаяспособствовать формированию у детей знаний о грамматических особенностях глаголов неопределённой формы, умений образовывать и различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?
Развивающая - способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная - воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку. 

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный диалог

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Средства обучения: учебник В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык 3 класс, тетради, карточки для самостоятельной работы, эталон для проверки самостоятельной работы, компьютер, видеоролики для проведения физминуток.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД.

1.Самоопределение к деятельности


-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Что бы вы хотели пожелать друг другу в начале урока?

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Л: сформированность потребности в самовыражении и

самореализации, сформированность позитивной самооценки и

моральных чувств.

К: умение передавать информацию, слушать, строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; умение выражать свои мысли.

П: умение строить речевое высказывание.

Р: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений


Записи числа:

Тринадцатое апреля.

Классная работа.

-Объясните и обозначьте орфограммы в записанных словах. Сколько раз встречается звук [т] в слове «тринадцатое»? Какими буквами он обозначен?

А) Минутка чистописания;

Запишем букву т и сочетания с этой буквой по образцу:

т//тт//ттт//т

ть ти чь

-Назовите слова, в которых встречаются эти буквосочетания.

Б) Словарный диктант

Дежурный, работа, ужин, учитель, праздник, извинение.

В) Взаимопроверка

-Проверьте друг у друга слова.

-Что общего в этих словах?

-Что такое существительное?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают?

-Что еще общего в этих словах?

-Что нужно знать, чтобы записать словарные слова?

- Что мы можем определить у этих существительных?

- Подберите к этим существительным однокоренные глаголы, которые заканчиваются на ть, с приставками или без приставок. Запишите их.


- Определите, сколько лиц совершают эти действия, в какое время происходят действия: в прошедшем, настоящем или будущем? Лица мужского или женского рода совершают действия?

- Смогли вы справиться с заданием? Какие возникли затруднения?








Рассказывают об имени существительном.




Ребята  высказывают разные версии.




















-Род, число.



Дежурить, работать, ужинать (поужинать), учить (научить), праздновать, извинять

Л: сформированность потребности в

Самовыражении.

К: умение задавать вопросы, формулировать собственное

Мнение.

Р: планировать свои действия,

вносить необходимые коррективы в

действие.

П: поиск и выделение информации;

умение строить речевое

высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков; подведение под понятие, выдвижение гипотез; их

- сравнение, классификация, синтез.

3. Постановка учебной задачи        


-Эти глаголы не обозначает ни категорию времени, ни категорию числа.

Как вы думаете, как называется такая форма глагола?

В русском языке такую форму глагола называют неопределенной формой глагола.

-Какова тема нашего урока?

-Назовите цель нашего урока?


-Чему будем учиться на уроке?




Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать





-Узнать, какая форма глагола является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает и т. д. ).

-Находить глаголы неопр. ф. в тексте, выявить отличительные признаки неопределённой формы глагола, учиться ставить глаголы в неопределённую. форму

К: построение понятных для партнёров высказываний

П: формулирование проблемы


4. Построение проекта выхода из затруднений


Упр. 181 Устная фронтальная работа.


-Найдите сходства и различия в значении глаголов в каждой паре.

-Что объединяет все эти глаголы?

-Выскажите предположения, что такое неопределённая форма глагола.

- Прочитайте правило на стр. 106.

- Подтвердились ли наши предположения?

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- Чем ещё является неопределённая форма для глаголов?

- На что оканчиваются глаголы неопределённой формы?



- Почему глагол неопределённой формы имеет такой термин? Что нельзя определить у этих глаголов?


Списывание упражнения. Выполнение заданий.

-Один глагол в паре отвечает на вопрос что делать?, второй – на вопрос что сделать? Все глаголы заканчиваются на ть.


Ответы учащихся.



Читают вывод в учебнике на стр.106




- Что делать? Что сделать?

- Начальной формой.



- ть,- ти, чь



- Сколько лиц совершают эти действия, в какое время происходят действия: в прошедшем, настоящем или будущем. Лица мужского или женского рода совершают действия.

Л: формирование ценностных ориентиров на основе развития познавательных интересов

К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Р: планирование своих действий в соответствии с

поставленной задачей и условиями её реализации,

П: выделение существенной информации, формулирование проблемы


Физминутка https://youtu.be/l3fQlFP96kE

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Стр. 106, упр. 182. Фронтальная работа.

- Какова главная мысль высказывания?

- И. Лафатер – швейцарский писатель и учёный.

- Спишите и найдите глаголы н.ф.





Стр. 107, упр. 184 Работа в парах.




Выборочная проверка:

- Какие глаголы в упражнении отвечают на вопрос что сделать?



Ответы учащихся.



Учащиеся работают с комментированием. Находят глаголы, ставят к ним вопросы, доказывают, что они являются глаголами н.ф.

Учащиеся работают в парах, по очереди проговаривая друг другу образование с помощью приставок глаголов н.ф.

Л: формирование ценностных ориентиров на основе развития

познавательных интересов

К: формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания, использование речи для регуляции своего действия,

Р: принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа

решения, различение способа и результата действия.

П: использование знаково-символических средств, в

том числе моделей и схем для решения задач


Физминутка для органов зрения https://youtu.be/aX3YIeN211Y

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Работа на карточках

- Заменить фразеологизмы глаголами неопределённой формы:

Витать в облаках – …,

унести ноги - …,

водить за нос – …,

прикусить язык - …,

задирать нос - …,

надуть губы -…,

Проверка. Эталон на доске:


мечтать

убежать

обманывать

замолчать

зазнаваться

обидеться

- Обратите внимание на написание орфограммы -ться






Учащиеся самостоятельно выполняют работу.







Проверяют правильность выполнения по эталону.

Л: развитие самооценки личности, формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Р: планирование своих действий в соответствии с задачей, учёт правил в контроле способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля по результату,

-оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив действия

после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок

7. Включение в систему знаний и повторение

Упр. 183 стр. 107 Письмо по памяти с обозначением н.ф. глаголов.

Лексическая и орфографическая работа с текстом стихотворения.

- Найдите и объясните изученные орфограммы.

- Какова главная мысль стихотворения?

- Как вы понимаете слово заветные?





-Объяснение значения слова ОТЧИЗНА, подбор синонимов.



Лексическая работа со словами учить и учиться.

- В чём разница в употреблении этих глаголов?

Орфографическая работа со словом учиться.

Орфограмма (-ться)



- Проверить выполненную работу по учебнику













Учащиеся обращаются к лексическим словарям

- Сокровенный, задушевный.

- Свято хранимый, дорогой по воспоминаниям, оберегаемый.


Отчизна – Родина, Отечество.




-Действие направлено на кого-то

-Действие направлено на себя.







Письмо по памяти.

Обозначение Н.Ф.

Проверяют текст по учебнику.

Р: принятие и сохранение учебной

задачи, оценка правильности выполнения

действия, выполнение учебных действий.

П: структурирование знаний, построение рассуждения в форме

связи простых суждений об объекте,

его строении, свойствах и связях, доказательство.


8. Рефлексия деятельности



-Как называется форма глагола, с которой мы познакомились на уроке?

- Почему она так называется?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

- На что оканчивается глаголы в неопределённой форме?

- Как по другому называются глаголы неопределённой формы?

- Оцените свою работу по алгоритму самооценки. Что у вас получилось? Какие задания вызывали затруднения?

- Оцените работу своих одноклассников? Чья работа на уроке вам запомнилась? К кому бы обратились за помощью? Кому бы сами хотели помочь?

Домашнее задание( по выбору)

Стр. 107, упр. 185 или 186

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу и работу одноклассников.






















Записывают домашнее задание


Л: формирование

адекватной позитивной самооценки,

самоуважения и самопринятия; формирование границ собственного «знания и «незнания».

Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

П: построение речевого высказывания в устной форме.




















Приложение 1

Карточка


Витать в облаках – …

унести ноги - …

водить за нос – …

прикусить язык - …

задирать нос - …

надуть губы -…










Эталон для самороверки

мечтать

убежать

обманывать

замолчать

зазнаваться

обидеться






Список использованных материалов:

1. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык 3 класс, М.: « Просвещение», 2016

2. https://youtu.be/aX3YIeN211Y

3. https://youtu.be/l3fQlFP96kE

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/03/24/tablitsa-formirovaniya-uud

5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/09/07/uud-na-urokakh-otkrytiya-novykh

6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/04/26/urok-russkogo-yazyka-neopredelyonnaya-forma-glagola-3



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации