Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Неопределённая форма глагола»
Итоговая аттестация
слушателя КПК для учителей начальных классов
по ДПП «Профессиональная деятельность учителя начальных классов в контексте национальной
системы учительского роста»
Великановой Светланы Викторовны,
МОУ СОШ п. Индустриальный
Екатериновского района
Саратовской области
Саратов
2020
Русский язык 3 класс
УМК « Школа России» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык 3 класс, М.: « Просвещение», 2016
Тема: Неопределённая форма глагола.
Дидактическая цель: Создавать условия для формирования представлений у учащихся о глаголах неопределённой формы
Тип урока: «открытие» нового знания
Задачи:
Обучающая – способствовать формированию у детей знаний о грамматических особенностях глаголов неопределённой формы, умений образовывать и различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?
Развивающая - способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная - воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный диалог
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Средства обучения: учебник В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык 3 класс, тетради, карточки для самостоятельной работы, эталон для проверки самостоятельной работы, компьютер, видеоролики для проведения физминуток.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД. |
1.Самоопределение к деятельности | -Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Что бы вы хотели пожелать друг другу в начале урока? | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей | Л: сформированность потребности в самовыражении и самореализации, сформированность позитивной самооценки и моральных чувств. К: умение передавать информацию, слушать, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; умение выражать свои мысли. П: умение строить речевое высказывание. Р: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений | Записи числа: Тринадцатое апреля. Классная работа. -Объясните и обозначьте орфограммы в записанных словах. Сколько раз встречается звук [т] в слове «тринадцатое»? Какими буквами он обозначен? А) Минутка чистописания; Запишем букву т и сочетания с этой буквой по образцу: т//тт//ттт//т ть ти чь -Назовите слова, в которых встречаются эти буквосочетания. Б) Словарный диктант Дежурный, работа, ужин, учитель, праздник, извинение. В) Взаимопроверка -Проверьте друг у друга слова. -Что общего в этих словах? -Что такое существительное? -На какие вопросы отвечают? -Что обозначают? -Что еще общего в этих словах? -Что нужно знать, чтобы записать словарные слова? - Что мы можем определить у этих существительных? - Подберите к этим существительным однокоренные глаголы, которые заканчиваются на ть, с приставками или без приставок. Запишите их. - Определите, сколько лиц совершают эти действия, в какое время происходят действия: в прошедшем, настоящем или будущем? Лица мужского или женского рода совершают действия? - Смогли вы справиться с заданием? Какие возникли затруднения? | Рассказывают об имени существительном. Ребята высказывают разные версии. -Род, число. Дежурить, работать, ужинать (поужинать), учить (научить), праздновать, извинять | Л: сформированность потребности в Самовыражении. К: умение задавать вопросы, формулировать собственное Мнение. Р: планировать свои действия, вносить необходимые коррективы в действие. П: поиск и выделение информации; умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков; подведение под понятие, выдвижение гипотез; их - сравнение, классификация, синтез. |
3. Постановка учебной задачи | -Эти глаголы не обозначает ни категорию времени, ни категорию числа. Как вы думаете, как называется такая форма глагола? В русском языке такую форму глагола называют неопределенной формой глагола. -Какова тема нашего урока? -Назовите цель нашего урока? -Чему будем учиться на уроке? | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать -Узнать, какая форма глагола является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает и т. д. ). -Находить глаголы неопр. ф. в тексте, выявить отличительные признаки неопределённой формы глагола, учиться ставить глаголы в неопределённую. форму | К: построение понятных для партнёров высказываний П: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднений | Упр. 181 Устная фронтальная работа. -Найдите сходства и различия в значении глаголов в каждой паре. -Что объединяет все эти глаголы? -Выскажите предположения, что такое неопределённая форма глагола. - Прочитайте правило на стр. 106. - Подтвердились ли наши предположения? - На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? - Чем ещё является неопределённая форма для глаголов? - На что оканчиваются глаголы неопределённой формы? - Почему глагол неопределённой формы имеет такой термин? Что нельзя определить у этих глаголов? | Списывание упражнения. Выполнение заданий. -Один глагол в паре отвечает на вопрос что делать?, второй – на вопрос что сделать? Все глаголы заканчиваются на ть. Ответы учащихся. Читают вывод в учебнике на стр.106 - Что делать? Что сделать? - Начальной формой. - ть,- ти, чь - Сколько лиц совершают эти действия, в какое время происходят действия: в прошедшем, настоящем или будущем. Лица мужского или женского рода совершают действия. | Л: формирование ценностных ориентиров на основе развития познавательных интересов К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, П: выделение существенной информации, формулирование проблемы |
Физминутка https://youtu.be/l3fQlFP96kE | |||
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Стр. 106, упр. 182. Фронтальная работа. - Какова главная мысль высказывания? - И. Лафатер – швейцарский писатель и учёный. - Спишите и найдите глаголы н.ф. Стр. 107, упр. 184 Работа в парах. Выборочная проверка: - Какие глаголы в упражнении отвечают на вопрос что сделать? | Ответы учащихся. Учащиеся работают с комментированием. Находят глаголы, ставят к ним вопросы, доказывают, что они являются глаголами н.ф. Учащиеся работают в парах, по очереди проговаривая друг другу образование с помощью приставок глаголов н.ф. | Л: формирование ценностных ориентиров на основе развития познавательных интересов К: формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания, использование речи для регуляции своего действия, Р: принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. П: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач |
Физминутка для органов зрения https://youtu.be/aX3YIeN211Y | |||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа на карточках - Заменить фразеологизмы глаголами неопределённой формы: Витать в облаках – …, унести ноги - …, водить за нос – …, прикусить язык - …, задирать нос - …, надуть губы -…, Проверка. Эталон на доске: мечтать убежать обманывать замолчать зазнаваться обидеться - Обратите внимание на написание орфограммы -ться | Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Проверяют правильность выполнения по эталону. | Л: развитие самооценки личности, формирование границ собственного «знания» и «незнания». Р: планирование своих действий в соответствии с задачей, учёт правил в контроле способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, -оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив действия после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок |
7. Включение в систему знаний и повторение | Упр. 183 стр. 107 Письмо по памяти с обозначением н.ф. глаголов. Лексическая и орфографическая работа с текстом стихотворения. - Найдите и объясните изученные орфограммы. - Какова главная мысль стихотворения? - Как вы понимаете слово заветные? -Объяснение значения слова ОТЧИЗНА, подбор синонимов. Лексическая работа со словами учить и учиться. - В чём разница в употреблении этих глаголов? Орфографическая работа со словом учиться. Орфограмма (-ться) - Проверить выполненную работу по учебнику | Учащиеся обращаются к лексическим словарям - Сокровенный, задушевный. - Свято хранимый, дорогой по воспоминаниям, оберегаемый. Отчизна – Родина, Отечество.
-Действие направлено на кого-то -Действие направлено на себя. Письмо по памяти. Обозначение Н.Ф. Проверяют текст по учебнику. | Р: принятие и сохранение учебной задачи, оценка правильности выполнения действия, выполнение учебных действий. П: структурирование знаний, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство. |
8. Рефлексия деятельности | -Как называется форма глагола, с которой мы познакомились на уроке? - Почему она так называется? - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? - На что оканчивается глаголы в неопределённой форме? - Как по другому называются глаголы неопределённой формы? - Оцените свою работу по алгоритму самооценки. Что у вас получилось? Какие задания вызывали затруднения? - Оцените работу своих одноклассников? Чья работа на уроке вам запомнилась? К кому бы обратились за помощью? Кому бы сами хотели помочь? Домашнее задание( по выбору) Стр. 107, упр. 185 или 186 | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу и работу одноклассников. Записывают домашнее задание | Л: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; формирование границ собственного «знания и «незнания». Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. П: построение речевого высказывания в устной форме. |
Приложение 1
Карточка
Витать в облаках – … унести ноги - … водить за нос – … прикусить язык - … задирать нос - … надуть губы -… |
Эталон для самороверки
мечтать убежать обманывать замолчать зазнаваться обидеться |
Список использованных материалов:
1. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык 3 класс, М.: « Просвещение», 2016
2. https://youtu.be/aX3YIeN211Y
3. https://youtu.be/l3fQlFP96kE
4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/03/24/tablitsa-formirovaniya-uud