Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Лаврова А. А., Россия, город Верхний Уфалей, МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени», anya.lavrova.73@mail.ru
Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Авторы УМК: «Начальная школа 21 века». Учебник «Русский язык» 4 кл., 2 часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2017
Цели урока:
Деятельностная цель: организовать деятельность учащихся по знакомству правописания мягкого знака на конце наречий; систематизировать знания по теме: ь на конце слов разных частей речи.
Содержательная цель:
актуализация знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце у имен существительных, кратких прилагательных, глаголов;
учиться писать мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Формируемые УУД:
предметные: изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.
личностные: осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.
познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.
регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.
/data/files/d1562351643.ppt (презентация)
Этап урока, |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. |
|||
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
Сегодня у нас открытый урок русского языка, на котором присутствуют гости. Поприветствуем наших гостей и улыбнёмся друг другу.
Ребята, прочитайте запись: «Грамматика — грамматика, Она трудна, но без нее Как вы понимаете эти слова? Можно ли данные слова взять эпиграфом к уроку? Почему? Запишите в тетради число, классная работа, эпиграф к уроку. |
Подготовка класса к работе.
|
Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. |
|||
Цель: актуализировать изученные способы действия, достаточные для применения изучения новых знаний. |
Сегодня на уроке я предлагаю организовать работу в парах и индивидуально. Какие организационные правила применим в работе? Для открытия новых знаний нам понадобятся знания, которые мы открыли для себя на предыдущих уроках. Повторение ранее изученного материала(работа в парах) Слово учителя: На столах у вас лежат карточки с заданиями разного цвета. (дифференцированная работа) Прочитайте слова. Что объединяет все слова? (шипящий согласный в конце слова) На какие группы можно разделить эти слова? Разделите слова на группы и запишите, раскройте скобки и докажите свой выбор Объясняя условия выбора орфограммы, вы употребили термин «шипящие». Какие звуки относятся к шипящим? (ж, ш, щ, ч) Миниитог. - Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи?
Вспомним алгоритм написания слов, оканчивающихся на шипящий. определить часть речи: -глагол – всегда на конце Ь, -краткое прилагательное в м. р.– нет Ь, -имя существительное – 1) 3 скл. - Ь, 2)муж.род -нет Ь 3)сущ.в Р.п. мн.ч.-нет Ь
- Какую работу выполнили? Оцените свое знание изученного материала и результат работы на данном этапе работы. Самооценка. + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу. ? – работал самостоятельно, но были ошибки. - – самостоятельно работать не мог. Поднимите руку тот, у кого были затруднения. Над чем нужно поработать? -Какая группа слов вызвала затруднение? 5) настеж(ь), вскач(ь) - ? Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это наречия? Что такое наречие? Почему возникло затруднение? Не изучали правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий. |
Отвечают на вопросы
Выступление учащихся (представление работы)
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие. |
Этап 3. Постановка учебной задачи. |
|||
Цель этапа: выявить место и причины затруднений
|
В какой области русского языка мы сегодня остановимся? Какую цель поставите себе на уроке? Сформулируйте тему урока, опираясь на цель урока. - А кто сможет определить задачи нашего урока? У – О чем должны узнать на уроке? - Чему мы сегодня будем учиться? Р – Что будем развивать? О – Что будем объяснять? К – Что будем контролировать? Как построим нашу работу? По плану. И + Н (исследуем и наблюдаем) ОНЗ (открываем новые знания) ВП (выводим правило) ПЗ (применяем знания) К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы) |
Высказывают предположения, формулируют тему урока. Формулируют вопросы к уроку, задачи урока.
|
Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели; формулирование проблемы Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения |
|||
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
|
1 задание (работа в паре) Соберите пословицы Матушка рожь – кормит всех сплошь. Землю вскачь не пашут. Для дорогого гостя и ворота настежь. Если лень тебе не дочь, прогони её ты прочь. (самопроверка) Выпишите наречия с шипящим на конце. Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце. Вывод: в наречиях после шипящих _____________. 2 задание Отгадайте загадки-шутки. Запишите отгадки. Какая змея наречием бывает? (кобра, уж, гадюка) Куда девушка выходит, становясь взрослой? (на улицу, замуж, на дорогу) Замените наречием: очень - очень хочется и побыстрей (невтерпёж, сплошь, вскачь) (проверка) Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце. Вывод: в наречиях ____________________. Самооценка. Как пишутся наречия с шипящим на конце? Кто может сформулировать правило? Откроем учебник на стр 75, найдём правило и прочитаем. Как не ошибиться в правописании наречий с шипящим на конце? Давайте составим алгоритм. 1. Определить часть речи. 2. Вспомнить правило и исключения |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)
Выступление учащихся (представление работы)
Читают вывод, данный в учебнике.
Коллективное составление алгоритма |
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации. |
Этап 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
|||
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях
|
1.Динамическая пауза. Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным». - Контролируйте свои действия, чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат. - Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте. Сидишь, мяч, рожь, стеречь, сплошь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, вскачь, оторвёшься, могуч, глушь. - Сядьте те, кто не ошибся! (Обращаюсь к тем, кто ошибся.) - Над чем нужно поработать? 2.Работа по учебнику. (коллективная работа) Стр. 75, №1. Списать предложения, вставить пропущенные буквы. |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
Самопроверка по эталону. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
|||
Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия
|
Творческая работа. (индивидуальная работа) Вставить в предложение нужное по смыслу слово. Решил муравьишко отправиться в путешествие. Надумал подняться по стебельку, да упал … Глядит, … мягкая трава. Пустились … зелёные кузнечики. .…открыты ходы в норки землероек. … и лиса тут как тут. Она … полакомиться чем – нибудь вкусненьким.
Слова для справок: навзнич.., сплош…, вскач…, настеж…, уж…, не проч… Самооценка. |
Выполняют упражнение с последующей проверкой
|
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Коммуникативные: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения |
Этап 7. Включение в систему знаний и повторение |
|||
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
|
Выборочно- распределительный диктант . (индивидуальная работа) - Из диктуемых пословиц выписать слова в два столбика: 1) с ь на конце после шипящих, 2) без ь на конце после шипящих. Скупой богач беднее нищего. Стряхни его с плеч, а он на руки лезет. Что прочно, то и беречь можно. Семь в тебе душ, да ни в одной пути нет. Сплошь да рядом. Дочку замуж выдать – не пирог испечь. На богатого ворота настежь, на убогого запор. На обеде все соседи, а пришла беда- они прочь, как вода. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок. Взаимопроверка по эталону.
|
Слушают и анализируют текст, выбирают нужные слова, записывают.
Взаимопроверка по эталону. |
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы. |
Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока) |
|||
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
|
Вспомним эпиграф к уроку. Поднимите руки те, кто приобрёл знания усилиями своей мысли? - Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» - Что не выполнили из запланированного на уроке? - Какие задачи решали? -Какую задачу возьмем на следующий урок и продолжим её решать. -Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце? - Что нового узнали о правописании Ь после шипящих? - Где эти знания сможете применить? - Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока? (Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе). - Какие вопросы необходимо решить? -Спасибо всем за работу
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
|
Этап 9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
|||
Цель этапа: |
уч. С. 75 правило, стр80 упр 4 |
Осмысливают информацию о д/з, записывают в дневник |
|
Поляков Александр Васильевич
Перминова Елена Федоровна
Лаврова Анна Анатольевна