Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Творительный падеж»

3
0
Материал опубликован 2 November 2021








Технологическая карта урока русского языка

в 4 классе.

Тема: «творительный падеж»










Технологическая карта урока русского языка в 4 классе.

тема: «Творительный падеж».


Класс:

4

Предмет:

Русский язык.

Автор урока:

Мизеркова Е. В. - учитель начальных классов.

Учебник:

Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.: ил. - (Школа России).

Раздел:

Имя существительное.

Тема:

Творительный падеж.

Тип урока:

Урок введения нового знания.

Цель урока:

Создать условия для формирования знаний об именах существительных в творительном падеже.

Задачи урока:

обучающая: актуализация и конкретизация знаний учащихся об именах существительных в творительном падеже, формирование умения применять полученные знания на практике, совершенствование умения распознавать существительные в творительном падеже;

развивающая: развитие слуховой и оперативной памяти, развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы, развитие устной и письменной речи учащихся, развитие орфографической зоркости учащихся, формирование познавательной мотивации;

воспитательная: воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать коммуникативные качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к русскому языку, уважительное отношение друг к другу при работе в группах, парах, воспитывать любовь к природе;

здоровьесберегающая: организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональное состояние учащихся, обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, особенностей развития.

Используемые методы и формы обучения:

Словесный, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательские, наглядные, индивидуальная, групповая и парная работа, фронтальный опрос.

Используемые технологии:

Технология деятельностного метода обучения

ИКТ

Групповая технология

Технология развивающего обучения

Достижения прогнозируемых результатов

Технология обучения в сотрудничестве

Здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, упражнение для глаз, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

УУД:

Предметные: Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных. Определять имена существительные в творительном падеже.



Метапредметные результаты:

Личностные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение самостоятельно определять и формулировать цель урока; планировать свою деятельность по решению учебной задачи, работать по заданному плану; оценивать правильность выполнения действий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, группе и следовать им,

применять правила делового сотрудничества.

Планируемый результат:

узнают:

Особенности творительного падежа, окончания и предлоги имён существительных в творительном падеже. 

ученики научаться:

Распознавать творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам.

Правильно писать окончания существительных в творительном падеже.

Формулировать тему и учебные задачи урока

Делать выводы, отвечать полным ответом.

Ресурсы: основные, дополнительные

- тетради;

- карточки;

- Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.: ил. - (Школа России);

- презентационное сопровождение урока, компьютер для учителя, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

Основные понятия:

Имя существительное, падежи, предлоги, поверяемые и проверочные слова.

Используемые формы организации познавательной деятельности:

Самостоятельная работа

Фронтальная работа

Работа в группах сменного состава

Работа в парах

Индивидуальная

Дифференцированная

Оборудование урока:

Презентация учителя

Карточки для самостоятельной работы

Карточки с заданиями для групп

Карточки для работы в парах

Проектор

Видео «Зима в лесу» - упражнение для глаз

Интерактивная доска

Компьютер

Список используемой литературы:

Учебник русского языка для 4 класса под редакцией Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой. - М., «Просвещение», 2013 г.;

С. В. Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 4 класс» в помощь школьному учителю. – М., издательство «ВАКО», 2013 г.


План урока:

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Актуализация знаний. (9 мин.)

Постановка темы урока, формулирование учебной задачи (4 мин.)

Открытие нового знания (11 мин.)

Минутка отдыха (1мин.)

Первичное закрепление изученного материала (4 мин.)

Самостоятельная работа с проверкой (3мин)

Включение нового знания в систему знаний и повторение (8 мин).

Рефлексия деятельности (2 мин.)

Домашнее задание (1мин.)





Ход и содержание урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.





- Начинаем урок русского языка. Запишем число, помните о правильной посадке (Слайд 2 – плакат «Сиди правильно!) Девиз нашего урока (Слайд 3)

Минутка чистописания: Напишем Х, х (Слайд 4), а на следующей строке – девиз.

Ученик: Долгожданный дан звонок, начинается урок. Любознательные дети знать хотят про всё на свете! (Слайд 1)

- Хочу, потому что смогу.

Записывают в тетрадь число, буквы, девиз урока.



Личностные: воспринимать речь учителя, выражать свое отношение.

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха.

II этап. Актуализация знаний.

Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, повторение изученного материала.

Словарная работа. Раздаёт разрезные карточки со словами: б .гаж, к.л.ндарь, м.л.ко, св.бода, меб.ль, м.тро, ин.й, с.лома, л.донь, .сина, .рех, м.рковь.

- Что общего у этих слов?

- Докажите, что это существительные.

- Что общего у этих существительных?



Работа в парах

- Распределите карточки между собой, вставьте пропущенные буквы, проверьте друг у друга.

Проверка с доски (Слайд 4) Поднимите руку, кто написал без ошибок? У кого 1 ошибка?

- На какие группы можно разделить эти существительные?

- Распределите, работая в паре.

Проверка (Слайд 5)

свобода багаж мебель

солома календарь ладонь

осина молоко морковь

метро

иней

орех

- Какие существительные относятся к 1 склонению?


- Какие относятся ко 2 склонению?


- К 3 склонению? (Слайд 6)

- Назовите лишнее существительное.

- Что такое склонение?


- Сколько падежей в русском языке?

Фронтальная работа. Игра «Узнай падеж»

- Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже (Слайд 7) Что ещё знаем об именительном падеже?

- Кого же нет? Я очень беспокоюсь. Чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите (Слайд 9)

- Я работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогами К и ПО порой дружу, но и один гулять хожу.

- У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у им. п., другой – у родительного (Слайд 11)

Читают слова

Это имена существительные.


- Они все неодушевлённые, нарицательные, орфограмма – непроверяемая безударная гласная.


Вписывают буквы, проверяют.



- По склонениям на три группы.

Работают в парах.


Проверяют.





- женского и мужского рода с окончаниями –а, -я.


- муж. рода с н. о., среднего рода с окончаниями –о, -е.

- жен. рода с н. о.

- Метро – несклоняемое.

- Изменение существительных по падежам.

- 6.


- Именительный.

- Отвечает на вопросы кто? что? слово – помощник: есть (Слайд 8)

- Родительный падеж, слово помощник: нет


- Дательный падеж (Слайд 10), слово – помощник: дать


- Винительный

Познавательные:

переработка полученной информации;


Коммуникативные:

сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают полученные результаты, высказывают своё мнение.

Регулятивные: оценивание своей работы и работы других.

Познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, используя свои знания, производить анализ, синтез, обощения.




III этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи.

Цель: формулирование темы, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Метод постановки учебной задачи: подводящий к теме диалог.

- Послушайте стихотворение, сформулируйте тему урока.


























- Назовите тему урока.

Составление кластера (Слайд 13) – Что знаем о творительном падеже?


- Чего ещё не знаем и хотели бы узнать?


t1635853124aa.png

- Какие цели поставим?


Ученица читает:

- Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным.

Надо всё теперь понять в падеже …

Ученик дополняет:

- творительном.

Ученица продолжает:

- Что там долго говорить,

Вот решился я творить!

Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.

Я – художник! Я – творец!

Ух, какой я молодец!

Читает другая ученица:

- Перед домом куст растёт,

Под корягой змей живёт,

Конюх с лошадью идёт.

А над полем реет сокол,

За деревней лес растёт.

Вид украсил я сосной,

Зарёй, речкой подо льдом

И на ветке воробьём.

Продолжает первая ученица:

- Ну-ка лист переверну

И опять творить начну.

- Творительный падеж (Слайд 12)

- Вопросы: кем? чем? слово- помощник: любуюсь, доволен

- Предлоги, окончания, роль в предложении.







Формулируют цели урока, проверяют (Слайд 14)

- Узнать, с какими предлогами употребляются существительные в творительном падеже, какие бывают у них окончания, каким членом предложения является существительное в творительном падеже.

Регулятивные: прогнозирование, высказывание предположений на основе наблюдения, планирование деятельности.


Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока и познавательной цели.

IV этап. Открытие нового знания

Цель: усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, развитие умения обобщать, сравнивать и делать выводы.

- Чтобы достичь поставленных целей, проведём небольшое исследование в группах.












- Назовите выписанные словосочетания.

- В каком падеже стоят существительные? Как определили падеж?

- Проверим

На доске (открыть):

растёт перед домом

живёт под корягой

идёт с лошадью

реет над полем

растёт за деревней

Выявление проблемы

- Написание каких окончаний вызывают затруднение?

- Почему?


- Можно ли их проверить?






- Найдите в стихотворении проверочные слова.






- Почему они будут проверочными?

- У существительных какого склонения окончания нужно проверять?

- (Слайд 15) Ответили на поставленные вопросы? Расскажите всё, что знаете о творительном падеже.

Делятся на 2 группы, получают карточки с заданиями. 1 группа: выписать словосочетания с выделенными существительными, подчеркнуть предлоги, у существительных определить падеж. 2 группа: выписать словосочетания с выделенными существительными, выделить окончания существительных, определить падеж.

Работают самостоятельно в группах. Затем проверяют.

Выходят к доске по одному из групп, объясняют, выделяют окончания, подчёркивают предлоги. Остальные – в тетрадях.

- ом, -ой, -ем, -ей.

- Они безударные, написание расходится с произношением.

- Безударные падежные окончания существительных можно проверить ударными падежными окончаниями существительных того же склонения.

Работают в группах.

растёт перед домом (льдом)

живёт под корягой (сосной)

идёт с лошадью

реет над полем (воробьём)

растёт за деревней (зарёй)

- Окончания ударные.

- 1 и 2-го


- Составляют рассказ – вывод

Регулятивные: работать по предложенному плану.


Познавательные: добывают новые знания: выполняют работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы; вырабатывают умение ориентироваться в информационном материале.


Коммуникативные: рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в группе, формулируют собственную позицию и мнение.


Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач.




Физкультминутка Упражнение для глаз «Зима в лесу»

Цель: снятие умственного и физического перенапряжения.

Видео

Выполняют упражнение

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

V этап. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных таблиц.

- Чтобы запомнить этот вывод, предлагаю заполнить таблицу, работайте в паре.



- Откройте учебник, проверьте, совпадают данные в вашей таблице с данными таблицы в учебнике. (Слайд 16)

- на стр. 131 дополним высказывание.

Заполняют таблицу на карточке: вписывают предлоги, окончания по склонениям.

- совпадают

- …. В творительном падеже

Ученица:

Творите – чем? Творите – с кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над в любой момент я очень рад. (Слайд 17)

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

Личностные: формируют умение работать в паре в процессе проверки работы.

Коммуникативные: организовывают взаимопроверку выполненной работы; рассуждают, высказывают своё мнение.

Личностные: оценивание результатов выполнения работы в паре.



VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он умеет.

- Проверим, как запомнили.

Раздаёт карточки для самостоятельной работы.

Пришла (с чем?) с (метель)

Занесло (чем?) (снег)

Любовались (чем?) (снежинка)

- Кто выполнил задание без ошибок?

- У существительных какого склонения окончания –ой, -ей?

- -ом, -ем?

Работают самостоятельно: изменяют форму существительного, выделяют окончания, проверяют (Слайд 18)

- первого

- второго (Слайд 19)

Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

- О чём записали словосочетания?

- Где потребуются знания о правописании падежных окончаний имён существительных?

Работа с текстом.

(Учитель организует разноуровневую работу в группах, изменяя состав групп. Раздаёт карточки с заданиями:

1 уровень - списать текст, вставляя пропущенные окончания

2 уровень – восстановить деформированные предложения, вставить пропущенные окончания существительных;

3 уровень – записать текст по памяти)

Проверим, какой получился текст (Слайд 20)

Папа с сын.. делали кормушку. Из фанеры пилк.. вырезали детали. Дощечки зачистили напильник.. . Оля с Над.. повесили кормушку под окошк.. . Вечер.. над кормушк.. закружились синицы.

- Что общего у существительных с пропущенным окончанием?

- Проверьте их написание.

- Назовите тему текста.


- Какова основная мысль текста?

- Как этот текст можно озаглавить?

- Поднимите руку, кто изготовил и повесил кормушку для птиц? Почему необходимо это делать?

- О зиме.

- В написании предложений, текстов.

(делятся на 3 группы, получают карточки с заданиями)

Работают в группах (текст один – задания разные)





Самопроверка.





- В творительном падеже.


- Изготовление кормушки для птиц.

- Забота о птицах.

Предлагают заголовки.


- (ответы детей)

Регулятивные:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации.

VIII. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

- Вернёмся к девизу урока. Кто считает, что смог достичь поставленной цели? Дополните предложения.

(Слайд 21) Сегодня на уроке

Я смог научиться ….

Мне понравилось ….

Мне было интересно …

Мне не понравилось …

Я затруднялся ….


- Я выбираю предложение «Мне понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо за работу!» (Слайд 22) – выставление оценок


- С тем, заявил Творительный, я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

А к вам эти слова можно отнести? Что будете делать, чтобы знания окрепли?

- Домашнее задание выполните по выбору (предлагаю одно из трёх упражнений)

Поднимают руку





Дополняют предложения, высказывают своё мнение.











- Выполнять домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Личностные: формулируют собственную позицию и мнение

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке.

Личностные действия.

Оценивание результатов выполнения работы на уроке.


Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации