Этапы урока
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
|
|
|
|
1. Мотивация и учебная деятельность. | Вступительное слово. - Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
| Учащиеся приветствуют учителя. | Познавательные: осознают учебно-воспитательную задачу. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера. |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | 1. Проблемная беседа - Что такое причастие? - Что вам уже известно о причастии? - Как их находить в предложении? - Каково грамматическое значение причастия? - Назовите морфологические признаки причастия? - Расскажите о синтаксической роли причастий. - Посмотрите в окно. Какие причастия вы могли бы использовать для описания осени? -Составьте 1-2 предложения с такими причастиями. | Учащиеся проводят взаимоопрос. Отвечают на вопрос учителя, составляют предложения. | Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: понимают учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3. Выявление затруднений . | - В составленных вами предложениях обозначьте крестиком слово, от которого зависит причастие. А есть ли слова, которые зависят от самого причастия? - Как вы думаете, в записанных вами предложениях нужны запятые? - Пользуясь учебником, сформулируйте тему урока, определите цели. | Отвечают на вопрос. Мнение учащихся: можно предположить, что в некоторых предложениях требуется постановка запятых, но точнее мы сказать пока не можем, так как недостаточно знаем тему. Учащиеся называют тему урока, осуществляют целеполагание. | Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
4. Построение выхода из проблемной ситуации. | - Что нам поможет разрешить наше затруднение? | - Можно найти информацию в учебнике, послушать объяснение учителя, выполнить задания. | Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
5. Реализация построенного проекта. | На столе лежало неотправленное письмо. 1.На столе лежало неотправленное мною письмо.
- Даны словосочетания неотправленное письмо неотправленное мною письмо
Составьте с ними предложения. - Обозначьте слово, от которого зависит причастие (определяемое слово), подчеркните волнистой линией причастие и слово, которое от него зависит. - Найдите в параграфе информацию о такой конструкции. - Как вы думаете, почему причастие и зависимое от него слово мы подчеркнули одинаково? | Учащиеся составляют предложения: Учащиеся находят определение причастного оборота. 1. На столе лежало неотправленное письмо. 2. На столе лежало неотправленное мною Отвечают на вопрос учителя: «Причастный оборот является одним членом предложения». | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 1)Прочитайте параграф полностью. Что еще о причастном обороте вы узнали? 2)Можно ли в предложении изменить место причастного оборота? Что зависит от места причастного оборота по отношению к определяемому слову? 3)Вернитесь к предложениям, составленным в начале урока, проверьте, нужны ли в них запятые. Объясните свой выбор. | Учащиеся читают параграф, работают с информацией. Учащиеся выполняют задания. Объясняют свой выбор. | Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем. Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты. Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 1. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо. Задание: спишите предложение, найдите и обозначьте причастный оборот. Измените место причастного оборота. Нужны ли теперь запятые? | Учащиеся выполняют задание, проводят самопроверку по эталону. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
8. Включение в систему знаний и повторения. | 3) Работа в парах. Составьте предложения, используя причастия: рассказывающие о приключениях; разрисованный красками; населяющих долины; изготовляемые на заводах; ; развеянные ветром; плескавшееся в воде; гонимый волнами; сидящая на ветке; едва уловимый. - В каких предложениях вы поставили запятые при причастном обороте? Почему? Ребята, учтите, что в причастный оборот не входит определяемое им существительное! Отредактируйте, пожалуйста, предложения, записав их в исправленном виде. Упр.91 Взаимопроверка.
| Учащиеся составляют предложения, записывают их в тетрадь. | Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем. Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты. Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками. |
9. Рефлексия. | Задаются вопросы: -Что вы узнали сегодня нового на уроке? - Какие задания были интересны? - Довольны ли вы своей работой на уроке? Я тоже довольна: мы сегодня плодотворно потрудились (узнали, что такое причастный оборот, и научились выделять его в предложениях, правильно ставить запятые)
- Спасибо вам за урок. Урок окончен. | Учащиеся проводят оценку своей деятельности. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические выступления. |
10. Домашнее задание | Учитель поясняет задание: 1.Выучить определение причастного оборота 2.Выполнить упражнение 58. | Осуществляют запись задания. | |