Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Сочинение на лингвистическую тему»

4
0
Материал опубликован 9 December 2021

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

«Сочинение на лингвистическую тему»

(К учебнику Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций./ М.Т.Баранов, Т .А. Ладыженская, Л .А. Тростенцова и др.; - М.: Просвещение, 2020г.)

Технологическая карта изучения темы

Цели урока

Образовательные: Повторить сведения о тексте, видах связи в нём.

Развивающие: Способствовать развитию и совершенствованию творческих способностей учащихся; развивать умения учащихся в определении типа текста, его основной мысли; способствовать развитию умений составлять план текста.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь создавать текст-рассуждение на лингвистическую тему.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение за языком; проблемный метод; анализ языковых явлений: сравнение языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net

http://festival.1september.ru

http://www.zavuch.info

Оборудование

Компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока.

Основные понятия

Текст, стили литературного языка, формы языка.









Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания

и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

УУД

Промежуточ

ный

контроль

1. Актуализация и пробное учебное действие.

2. Выявление места и причины затруднения.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра.

- Ребята, что такое «сочинение на лингвистическую тему»? (Организует и дополняет деятельность учащихся, побуждает к выдвижению гипотез, дополняет ответы.)

Приём «Список»

Учитель предлагает ребятам в течение 3 минут записать всё, что они знают по теме урока. Важно писать всё, что придёт на ум, и как можно больше. Не имеет значения, правильно ли то, что записали, или нет. После предлагается обсудить и систематизировать записи, вывести рабочее определение.

- Давайте вспомним, какие типы речи мы знаем.Попробуйте заполнить пустые ячейки таблицы, объясните свой выбор.(См. Приложение 1).

- Объясните значение слов: тезис, аргументы.

Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обучающей игре, участвуют в диалоге с учителем, осознают недостачу знаний для полных ответов.













Обдумывают ответы на вопросы, работают над заполнением таблицы в группах, проверяют и обсуждают выполненное задание, докладывают о результатах работы группы.

Фронтальная, индивидуальная




















Групповая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; осознают свои возможности в учении.


Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Устные ответы, вопросы для уточнения информации Устные сообщения, ответы на вопросы.


Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


Выполняют физические упражнения

Фронтальная

Выполнение физических упражнений

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам.

- Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание, языковедение) - наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придётся рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах. суффиксах и т.д .

(Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися).

- Сегодня мы попробуем написать сочинение на лингвистическую тему. в этом нам поможет памятка. (Раздаётся на парты). Организует и сопровождает деятельность учащихся.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют цель урока.

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Вопросы для уточнения информации

4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися.

Памятка

1. Внимательно прочитайте высказывание.

2. Запишите высказывание, отступив 2 строчки от начала листа. Проверьте.

3. Напишите вступление, указав, о каких явлениях и свойствах языка идёт речь.

4. Сформулируйте и запишите собственное понимание высказывания. У вас должен получиться тезис, связанный с темой сочинения и основной мыслью.

5. Исправьте недочёты и проверьте по орфографическому словарю.

6. Пишем основную мысль.

7. Подберите примеры. иллюстрирующие тезис.

8. Оформите каждый аргумент(доказательство тезиса) как отдельное предложение.

9. Предложения связаны между собой?

10. Перечитайте написанное. Вы доказали тезис?

11.Расставьте знаки препинания, проверьте по словарю.

12. Пишем заключение (вывод). Для этого закончите сочинение своими словами или частью цитаты, содержащей главную мысль.

13. Прочитайте написанное, расставьте знаки препинания.

14.Проверьте по словарю.


Высказывание для написания сочинения на лингвистическую тему:

«Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека — зеркало его самого. Всё фальшивое и лживое, пошлое и вульгарное, как бы мы ни пытались скрыть это от других, вся пустота, чёрствость или грубость прорываются в речи с такой же силой и очевидностью, с какой проявляются искренность и благородство, глубина и тонкость мыслей и чувств.». (Л. Толстой)


Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Групповая, индивидуальная


Устные сообщения, ответы на вопросы, вопросы для уточнения информации..

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа.

- Попробуйте подобрать аргументы к данному тезису, пользуясь словами мудрых людей. Раздаются карточки с высказываниями. (См.Приложение2.).

- Подберите иллюстрации к аргументам.

Организует и сопровождает деятельность учащихся по написанию сочинения на лингвистическую тему.


Выполняют задания под руководством учителя и самостоятельно. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Создают черновой вариант работы.

Групповая






Групповая, индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Вопросы для уточнения информации, выполнение заданий в тетрадях.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы на уроке.

- Проверьте сочинение соседа по парте. Любую неточность, на ваш взгляд, подчеркните простым карандашом, исправьте ошибки.

- Попробуйте по-иному взглянуть на свою работу после проверки работы товарища по парте. Прочитайте её вместе, комментируя каждое слово, вызвавшее вопрос.

- При необходимости воспользуйтесь следующим планом.(См. Приложение 3)

Обсуждение работ. выборочная проверка. Контролирует правильность выполнения задания. Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Отвечают на вопросы, оценивают работы одноклассников.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: формирует умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выполнение упражнений в тетрадях, оценивание работы учащихся.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Заключительная беседа по вопросам.

- Возникло ли желание переделать работу, построить сочинение по-другому?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?


Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Листы обратной связи.

9. Домашнее задание


Подготовить творческую работу для оценивания.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная









Приложение 1.

Названия

типов речи

На какой вопрос

даётся ответ

в высказывании

О чём говорится

в высказывании

Наиболее характерные

для типов речи

временные отношения

Как строятся

высказывания

каждого тип

а речи

(их основные

элементы)

Описание

Каковы человек,

предмет, природа



Общее впечатление (общий признак) и отдельные

признаки,

возможен вывод.

Повествование


О событиях и действиях

Последовательность


Рассуждение



Разные

временные отношения


Названия

типов речи

На какой вопрос

даётся ответ

в высказывании

О чём говорится

в высказывании

Наиболее характерные

для типов речи

временные отношения

Как строятся

высказывания

каждого тип

а речи

(их основные

элементы)

Описание

Каковы человек,

предмет, природа

О признаках предмета, человека, природы

Одновременность

Общее впечатление (общий признак) и отдельные

признаки,

возможен вывод.

Повествование

Что происходит с человеком, предметом, природой

О событиях и действиях

Последовательность

Развитие событий, действий

Рассуждение

Почему предмет, человек, природа таковы

О причинах признаков, событий, действий

Разные

временные отношения

Тезис (мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства). вывод.



Приложение 2.

«Заговори, чтобы я тебя увидел».(Сократ)

«Каков человек, такова его речь».( Сократ)

«Это ведь слова выдают нас на милость безжалостных людей, находящихся рядом, они обнажают нас сильнее, чем все руки, которым мы позволяем шарить по нашей коже». (М. Монро)

«Слова. Словесная стихия. В словах мы осознаём себя и весь доступный пониманию мир. Без слов нет человека, и нет слов без человека». (Ч.Айтматов)

« Тупой язык для самой острой мысли - всё равно что волк для ягнёнка».(Р.Гамзатов)

«Язык - орудие мышления. Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». (А.Н.Толстой)

Приложение 3.

План

1. Удачна ли вступительная часть, в чём её достоинства и недостатки?

2. Есть ли связующие элементы между частями сочинения?

3. Насколько аргументирован тезис?

4. Нет ли нарушений в последовательности изложения мыслей?

5. Логична ли финальная часть? В чём её достоинства и недостатки?

6. Интересна ли ваша работа в языковом отношении? Отметьте наиболее характерные для неё языковые средства выразительности.

7. Нет ли в сочинении отступления от темы?



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.