Технологическая карта урока с использованием приёмов смыслового чтения в 3 классе М. Пришвин «Выскочка»
Урок: Литературное чтение
УМК: Начальная школа XXI века
3 «Б» класс
Учитель: Петроченко Светлана Анатольевна
Тема: М. М. Пришвин «Выскочка»
Цель:
Предметные:
1. Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.
2. Познакомить с рассказом М. М. Пришвина «Выскочка».
3. Учить прогнозировать содержание текста до чтения, определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.
4. Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.
Метапредметные:
1. Формировать умение контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
2. Развивать память, речь, мышление.
Личностные:
1. Воспитывать любовь к природе, Родине.
2. Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать.
3. Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник литературного чтения
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | ||||||||||||||||
I. Орг. момент | - Здравствуйте, ребята, сегодня у нас гости, поприветствуйте их. Чистоговорка ИГРА | Приветствуют. повторяют классом, затем Полина одна. | | ||||||||||||||||
II. Этап подготовки к первичному восприятию Проверка Д/З | - Ребята, прочтите внимательно слова. - Как вы понимаете смысл этих слов? - Ребята, как вы думаете, кому принадлежат эти слова? - Что вы можете сказать об этом человеке? Михаил Михайлович Пришвин автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. 1. Мать угостила меня … а) чаем; б) кофе с молоком; в) чаем с молоком. 2. Потом и в городе … а) я вставал на заре; б) я вставал с первыми петухами; в) я вставал рано. 3. После чаю … а) я уходил на охоту; б) я уходил на работу; в) я уходил спать. 4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца … а) с драгоценными камнями; б) с великими сокровищами жизни; в) с большим богатством. 5. И тогда, и теперь в находках была моя … а) работа; б) охота; в) забота. | «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (человек заботится о себе и о своей Родине. Родина – самое главное для человека). (М. М. Пришвину) (беседа детей о писателе по портрету) Составление «Кластера»: М.Пришвин – писатель – рассказы – очерк – сказка – разножанровый – художественные и документальные произведения – о детях – о природе – о Родине - вызывают чувства Дети ОВЗ пользуются учебником. Ключ: в, в, а, б, б. | Познавательные УУД: Формируем умение извлекать информацию из текста, таблицы. Коммуникативные УУД: 1. Формируем умение слушать и понимать других. 2. Формируем умение строить речевое высказывание и соответствии с поставленными задачами. 3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. | ||||||||||||||||
Сообщение темы и целей урока. | Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением какого автора? Хотите узнать как будет называться следующее произведение? Смотрите на алфавит. Давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название рассказа. Как поняли задание? Как называется произведение М.М. Пришвина? Ребята, какие мы поставим цели перед собой? - Как вы понимаете значение слова «выскочка»? - Кого называют выскочкой? - Выскочкой быть хорошо или плохо? Работа со скороговоркой. | М.М.Пришвина -ответы детей.
Дети проговаривают задание. ОВЗ тоже обязательно проговаривают . Выскочка. 1) Познакомиться с рассказом. 2) Знать главных героев. 3) Чему нас научит рассказ. Ответы детей. | Регулятивные УУД: 1. Умение сохранять учебную цель в ходе выполнения учебной задачи. 2. Умение высказывать своё предложение по заглавию ключевым словам. 3. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | ||||||||||||||||
Лексическая работа | Словарная работа. - В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. Попробуем найти им объяснение. Лайка Полено Сородичи Выводок | Название породы ездовых охотничьих и сторожевых собак. Кусок распиленного бревна для раскопки. Родственники Птенцы млекопитающих, еще живущие с матерью. | Познавательные УУД: Формируем умение извлекать информацию из текста, таблицы. | ||||||||||||||||
III. Этап первичного восприятия. | - Сейчас мы с вами послушаем рассказ и ответим на вопросы: Почему так названо? Чем отличаются рассказы в книге и аудиозапись. О ком идет речь в этом рассказе? | Дети следят с карандашом. Ответы детей. Чтение с остановками. | | ||||||||||||||||
IV. Этап проверки первичного восприятия. | Какие впечатления вызвал этот рассказ? От чьего имени ведется рассказ? | Ответы детей. От имени автора. | Познавательные УУД: (рассуждение) | ||||||||||||||||
VI. Этап повторного перечитывания и анализа художественного произведения | А теперь мы начнем читать по цепочке. Можно ли разделить рассказ на части и на сколько?(3) Составление "сиквейна"по главным героям. | Чтение по цепочке Дети работают в парах у ОВЗ карточки-помощники. | Познавательные УУД: (анализ, рассуждение). Личностные УУД: Формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. | ||||||||||||||||
Творческие работы | Пересказ эпизода. Ребята, перескажите мне тот эпизод, который вам больше всего понравился? Почему именно этот эпизод понравился? Найди лишнее. | Читают, дети с ОВЗ раскрашивают и находят в тексте отрывок к иллюстрации. Находят лишнее объясняют. Остальные готовятся к пересказу, по предложенному плану. | | ||||||||||||||||
VII. Этап обобщения. Работа с иллюстрацией. Главная мысль | Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр.145. Какой эпизод рассказа изобразил художник? -Найдите в тексте отрывок, который соответствует иллюстрации и прочитайте. Охарактеризуем героев. Вьюшка…какая она? Выскочка, что о ней можно сказать? Почему она решила украсть кость? Чему автор хотел нас научить? | Ответы детей. Главная мысль рассказа в том, что воровать это плохо. | Познавательные УУД: (умение находить ответы на вопросы в иллюстрации) | ||||||||||||||||
VIII. Рефлексия | - Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? - Чем особенно вам запомнился этот рассказ? - Так о чем же этот рассказ? - С каким чувством вы уходите с урока? | | Регулятивные УУД: (адекватно оценивать свои достижения). | ||||||||||||||||
Д/З | Ребята, какое бы вы хотели получить домашнее задание? | Ответы детей. | |
Приложение 1. 1. Мать угостила меня … 1. Мать угостила меня …
а) чаем; а) чаем;
б) кофе с молоком; б) кофе с молоком;
в) чаем с молоком. в) чаем с молоком.
2. Потом и в городе … 2. Потом и в городе …
а) я вставал на заре; а) я вставал на заре;
б) я вставал с первыми петухами; б) я вставал с первыми петухами;
в) я вставал рано. в) я вставал рано.
3. После чаю … 3. После чаю …
а) я уходил на охоту; а) я уходил на охоту;
б) я уходил на работу; б) я уходил на работу;
в) я уходил спать. в) я уходил спать.
4. Мы хозяева нашей природы, и 4. Мы хозяева нашей природы, и
она для нас кладовая солнца … она для нас кладовая солнца …
а) с драгоценными камнями; а) с драгоценными камнями;
б) с великими сокровищами жизни; б) с великими сокровищами жизни;
в) с большим богатством. в) с большим богатством.
5. И тогда, и теперь в находках была моя … 5. И тогда, и теперь в находках была моя …
а) работа; а) работа;
б) охота; б) охота;
в) забота. в) забота.