Технологическая карта урока с использованием цифровых образовательных ресурсов по русскому языку «Что такое части речи?»
Технологическая карта урока с использованием цифровых образовательных ресурсов по русскому языку «Что такое части речи?»
Автор: Казакова Наталья Александровна
Организация: МБОУ СОШ 6
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Белореченск
Предмет: русский язык
Тема: Что такое части речи?
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, учебник Канакина В.П. Русский язык. 2 класс.
У обучающихся: учебник «Русский язык, 2 класс», авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина; тетрадь; карта самооценки; сигнальные карточки.
Цель: формировать умение распознавать самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; дать представление о грамматической общности слов, относящихся к разным частям речи.
Задачи:
Образовательные:
- освоение первоначальных знаний о морфологии русского языка: соотнесение слов-названий и вопросов, на которые они отвечают.
- повторение специальной терминологии при определении частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению и давать характеристику изучаемым частям речи;
- расширение словарного запаса обучающихся.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- воспитывать чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа;
- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность;
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживания чувствам других людей;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.
Предметные
Обучающиеся научатся:
- различать слова-названия предметов, слова-названия признаков, слова-названия действий;
- использовать специальную терминологию при определении части речи;
- определять, на основе каких признаков слова объединяются в части речи.
Метапредметные
Регулятивные:
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- осуществлять поиск нужной информации при работе с разными источниками;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица).
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- участвовать в диалоге на уроке;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Вид работы: устная и письменная, выполнение практических заданий.
Методы: наглядные (демонстрация презентации, показ сигнальной карточки), словесные (объяснение правил, беседа, объяснение плана урока), проблемно-поисковые (постановка темы и цели урока), практические (выполнение онлайн- заданий на uchi.ru).
Приёмы: показ, запись в тетрадь.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Используемые ресурсы | Формируемые УУД |
1.Организационный этап. Эмоциональный настрой. Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке.
| С добрым утром! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. У вас на столах лежат смайлики настроений. Посмотрите, какой из них отражает ваше настроение на данный момент. Выберите его и покажите.
загадочной стране на поезде.
| Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку Оценивают своё эмоциональное состояние. Настраиваются на работу. | https://infourok.ru/metodicheskij-material-kopilka-psihologicheskij-nastroj-1-4-klass-5181451.html
Карточки «Смайлики» | Личностные: -воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Метапредметные Регулятивные: -организовывать свою деятельность. Познавательные: -создание положительного отношения к обучению. Коммуникативные: - уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. |
II. Постановка учебных задач. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. Цель: актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов (анализ и синтез). Мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.
Совместное исследование проблемы
III. Усвоение Введение в тему урока
| Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие по стране Морфология. Вы спросите: «Что это за страна?» Располагается она в русском языке и означает в переводе с греч. морфо – «форма» и логос - «учение». Морфология изучает строение слова – главного работника языка. Отправляемся путешествие. Помогут нам в этом различные виды транспорта. Игра «Летим, плывем, едем». Начинаем путешествие по воздуху! Приготовились! Самолет взлетает! 1 станция. Чистописание. Внимательно рассмотрите запись. Какие слова надо подобрать в правый столбик? Игра «Подберите правильное слово» Твердый – мягкий Сухой – ? (мокрый) С какой буквы начинаются слова правого столбика? Данную букву будем писать на минутке чистописания. Значит, писать будем букву м. (Слайд презентации) Оцените себя в карте самооценки в задании «Чистописание»
Путешествие продолжается. Летим дальше!!! 2 станция. Орфографическая. Игра «Собери слово» На доске запись: чи час ре ти Посмотрите внимательно, что написано на доске? (слоги). Соберите из них слова? Что у вас получилось? (части речи). Сегодня на уроке мы будем знакомиться с частями речи. Попробуйте сформулировать тему урока. Она звучит как, вопросительное предложение. (Что такое части речи?). Вот мы и сформулировать тему нашего урока. Поставьте себе цель, которую вы должны достичь на этом уроке?
Оцените себя в карте самооценки в задании «Собери слово»
Путешествуя по стране Морфология, вы познакомитесь с частями речи, научитесь их различать, распределять слова к нужной части речи. Летим дальше! 3 станция. Словарная. Ребята, путешествуя, большое значения имеет правильно выбрать и взять собой в дорогу…….. Догадайтесь! Загадка. Я из хлопка, льна и кожи, Шерстяной бываю тоже. Меня люди надевают И со мной не замерзают. (Одежда») Словарная работа. Онлайн-задание «Учим словарные слова» Назови орфограмму. Запишите слово. Подберите однокоренные слова к слову одежда (одеться, надеть, одёжка). Составьте и запишите предложение с любым словом.
Оцените себя в карте самооценки в задании «Учим словарные слова»
Наше путешествие мы продолжим на автобусе. Физкультурная минутка (видеозапись). 4 станция. Словознайка. Слова бывают разные, Слова бывают всякие….. Ребята, на станции Словознайка произошла неприятная история. У поезда Речь, перевозившего груз, перевернулись 3 вагона. Из него рассыпались все слова. Давайте поможем! Распределим груз-слова в правильные вагоны. Игра «Угадай часть речи?» Вагон №1 Это кукла, это книжка, Это кошка, это мышка. Всё так просто и понятно, Увлекательно, занятно. На вопросы Кто? и Что? Отвечать оно должно. (Имя существительное)
Онлайн-задание «Распредели слова» Запиши в свою тетрадь что получилось.
Онлайн-задание «Нажми на все существительные»
Ребята, угадайте следующий вагон, в который будем распределять следующий груз-слова.
Этой важной частью речи, Признак предмета всегда обеспечен, И вопросов небольшой отряд, Нам помочь обычно рад! (Имя прилагательное) Онлайн-задание «Нажми на все прилагательные»
Осталось узнать последний вагон поезда и правильно в него распределить груз-слова.
Он предметы оживляет, И в дела их привлекает. Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит. Он три времени имеет, И спрягаться сам умеет. Дети долго ходят в школы, Чтобы выучить... (Глагол)
Онлайн-задание «Нажми на все глаголы» Ребята, мы большие молодцы! В три вагона вернули груз-слова. Осталось прицепить вагоны к поезду. Онлайн-задание «Составьте предложение». Дети вставляют подходящее слово). Запишите в тетрадь. Оцените себя в карте самооценки в заданиях «Нажми на все существительные….прилагательные…глаголы», «Составьте предложение». |
Дети двигаются под музыку
Работа со словами. Устные ответы детей.
«М» и «м»
Ребята оценивают себя: зеленый свет – без ошибок; желтый свет – 1-2 ошибки; красный свет – 3 ошибки и более
Дети двигаются под музыку
Устные ответы детей.
Формулируют тему урока и пытаются поставить цель урока самостоятельно.
Выполнение онлайн-заданий на образовательной платформе uchi.ru
Дети выполняют под музыку. Все движения физминутки показываются на экране.
Дети знакомятся с частями речи, распределяют их на группы.
Дети выполняют онлайн-задания на образовательной платформе uchi.ru
Дети выполняют онлайн-задания на образовательной платформе uchi.ru
Дети выполняют онлайн-задания на образовательной платформе uchi.ru
|
https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/igry-i-zadaniya-dlya-detej-3-6-let-na-temu-transport/
https://www.youtube.com/watch?v=0-r1vsvGG_I&t=50s
https://www.youtube.com/watch?v=X4-rZ3nChR0&t=9s
https://multi-mama.ru/zagadki-pro-odezhdu/
https://uchi.ru/teachers/groups/15298274/subjects/2/course_programs/2/cards/164616
https://www.youtube.com/watch?v=uxQhAOZ2ck8&t=33s
https://uchi.ru/teachers/groups/15298274/subjects/2/course_programs/2/cards/164618 https://zagadki-dlya-detej.ru/zagadki-ob-imeni-suschestvitelnom
https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-prilagatelnoe-dlya-detej-20-luchshih.html
https://uchi.ru/teachers/groups/15298274/subjects/2/course_programs/2/cards/164615
https://www.kidsclever.ru/content/zagadki-pro-glagol
https://uchi.ru/teachers/groups/15298274/subjects/2/course_programs/2/cards/164615
https://uchi.ru/teachers/groups/15298274/subjects/2/course_programs/2/cards/164615 | Личностные: -учить проверять себя; -учить давать оценку своим действиям; -воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность; -развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; -способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма. Метапредметные Регулятивные: -оценивать сложившуюся учебную ситуацию; -высказывать свои предположения. Познавательные: -находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; -выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя. Коммуникативные: -активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; ясно формулировать ответы на вопросы. Предметные: -отвечать на вопросы учителя;
Личностные: -проявлять интерес к учебному процессу, выполнять самооценку. Метапредметные Регулятивные: -оценивать результат; учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта. Познавательные: -обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: -слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Предметные: -отвечать на вопросы учителя; |
IV. Закрепление знаний и способов действий.
| Продолжаем путешествие. Все на борт корабля!
5 станция. Закрепляйка. Ребята, проверим, как вы научились определять часть речи. Онлайн-задание «Подпиши части речи». Запиши в тетрадь.
Оцените себя в карте самооценки. | Дети двигаются под музыку.
Дети выполняют онлайн-задание на образовательной платформе uchi.ru
| https://www.youtube.com/watch?v=aYDWTrJRXV4&t=44s
https://uchi.ru/teachers/groups/15298274/subjects/2/course_programs/2/cards/164615 | Личностные: -учить проверять себя; учить давать оценку своим действиям; развивать мышление, речь. Метапредметные Регулятивные: -учить анализировать и выделять общее; учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий. Познавательные: -обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: -активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; ясно формулировать ответы на вопросы. |
V. Итог урока. Рефлексия | Итог урока. - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Что нового вы узнали на уроке? – Что такое существительное? – Что такое прилагательное? – Какие слова отнесем к части речи – глагол? Закончите 2-3 фразы: – Сегодня я узнал… – Мне было интересно… – Мне было трудно… – Я выполнял задания… – Осталось непонятным … Как вы оцениваете себя сегодня на уроке? Оцените себя в карте самооценки. Зеленый – я хорошо усвоил материал, у меня всё получилось! Жёлтый – у меня осталось несколько непонятных моментов. Красный – я плохо усвоил материал урока, мне нужна помощь.
Урок окончен. Спасибо за внимание! | Формулируют ответы на вопросы учителя. Подводят итоги своей работы на уроке. Выполняют самооценку. |
| Личностные: -осуществлять самооценку. Метапредметные Познавательные: -обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Регулятивные: -уметь сравнивать цель и результат. Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной форме; -соблюдать простейшие нормы школьного этикета.
|
Домашнее задание | Выписать из любимой сказки по 5 слов, обозначающих предмет (имен существительных), признак предмета (имен прилагательных), действие предмета (глаголов). | Выполнение домашнего задания. |
| Принятие учебной задачи и ее выполнение |
Список использованной литературы
1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2016.
Интернет-ресурсы представлены в технологической карте урока.
Приложение. Карта самооценки обучающегося.
Приложения: