Технологическая карта урока: "Система химических элементов Д.И.Менделеева"
Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В. | |||
Предмет: Химия | |||
Класс: 8 | |||
Тип урока: комбинированный урок | |||
Тема: «Система химических элементов Д.И. Менделеева». 1/10 | |||
Цели урока: 1) обучения – раскрыть структуру периодической таблицы; 2) развития – сформировать умение определять положение химических элементов в Периодической системе; развивать логическое мышление, умение видеть вещи в их целостности, системе, развивать память, химический язык; 3) воспитания – вызвать чувство гордости за отечественную химическую науку (разработка Д.И.Менделеевым научной классификации химических элементов – Периодической системы в форме его знаменитой таблицы), воспитывать интерес к изучению предмета. | |||
Термины и понятия: периодический закон, период, группа, главная подгруппа, побочная подгруппа, порядковый номер элемента | |||
Ресурсы: Учебник «Химия»; Н.Е. Кузнецова, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, портрет Д.И.Менделеева | |||
Межпредметные связи: математика (нахождение координат) | |||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | УУД | ||
Знать: определение понятий: «период», «группа», «главная подгруппа»», «побочная подгруппа», «порядковый номер элемента»; формулировку периодического закона Д.И.Менделеева. Уметь: называть химические элементы, описывать положение элемента в таблице Д.И.Менделеева. Владеть: химической терминологией Использовать: различные источники для получения информации | Познавательные – умение восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации, устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами, использовать знаковое моделирование. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные - умение определять цели и функции участников, способы взаимодействия, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, управлять поведением партнера; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. Личностные - формирование ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности. | ||
Организация пространства | |||
Этап урока, цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
1. Организационный момент. Создание благоприятного психологического настроя на работу | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу | Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке | |
2. Проверка выполнения д/з. Установление правильности и осознанности выполнения д/з всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция | Осуществляет фронтальный опрос по теме: Что показывает химическая формула? По образцу, приведенному на с.46-47, поясните, что обозначают химические формулы: HgO, O2, H2, H2SO4, CuO. Распределяет задания и организует самостоятельную (индивидуальную) работу обучающихся. (См. ресурсный материал к уроку). Контролирует выполнение работы. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников. Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы | |
3.Актуализация знаний. Целеполагание. Актуализация опорных знаний и умений, Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Организует актуализирующую знания беседу: Что такое химический элемент? Предлагает стихотворение, направленное на формулирование темы: «Мир сложен! Он полон событий, сомнений! И тайн бесконечных, и смелых догадок Как чудо природы Является гений! И в хаосе этом находит порядок. Весь мир большой: Жара и стужа, Планет круженье, свет зари – Все то, что видим мы снаружи, Законом связано внутри. Для стройности теорий химии, Решил ученый обобщить Все свойства, атомов сравнимые, Что человек успел открыть». Организует беседу по определению целей урока и плана урока. Вопрос: о чем идет речь в этих строках, как можно выразить это явление в одном слове, о чем пойдет речь на уроке? - Д.И.Менделеев – гениальный русский ученый, которому удалось создать строгую научную классификацию химических элементов, которой является Периодическая система. В ней расположены все известные науке химические элементы. Все многообразие окружающего мира построено из элементов, находящихся в этой таблице. Объявляет и записывает тему урока. | Участвуют в коллективной беседе. Формулируют тему урока, исходя из смысла стихотворения, формулируют цели урока. | |
4.Формирование новых знаний и способов действия Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самих искать решение задачи | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - К 70 гг. XIX века было уже известно более 60 химических элементов. В химии, как и в других естественных науках, по мере накопления фактов возникла необходимость в их классификации. Первая классификация химических элементов заключалась в разделении их по наиболее бросающимся в глаза внешним признакам на металлы и неметаллы. - Вспомним общие характерные признаки тех и других. - Многие химики предлагали различные варианты классификации химических элементов. Однако им не удалось систематизировать все известные в их время химические элементы. Только открытие русским учёным Д.И.Менделеевым одного из фундаментальных законов природы – периодического закона химических элементов – позволило создать единую систему химических элементов. - Располагая элементы в порядке возрастания относительных атомных масс, Д.И.Менделеев наблюдал периодическое изменение их свойств. Эту закономерность он сформулировал в виде периодического закона. - Найдите в учебнике на с. 48 формулировку периодического закона. - Периодическая таблица, составленная на основе периодического закона, является его графическим изображением. - Чтобы разобраться в сущности открытого Д.И.Менделеевым закона, проследим за изменением свойств химических элементов, расположенных в порядке возрастания их относительных атомных масс. - Горизонтальные ряды элементов, в переделах которых свойства элементов изменяются последовательно, Д.И.Менделеев назвал периодами. - Каждый период начинается с типичного металла и заканчивается типичным неметаллом. Давайте рассмотрим элементы 3 периода: в ряду от натрия до хлора с возрастанием относительных атомных масс наблюдается постепенное ослабление металлических и усиление неметаллических свойств. (рис.27, с.49 учебника) - Найдите в учебнике на с.49 определение периода и запишите его в тетрадь. - Периоды Д.И.Менделеев разместил один под другим так, чтобы элементы со сходными свойствами оказывались в одном вертикальном столбце (металлы – под металлами, неметаллы – под неметаллами), составляющем группу. Элементы, объединённые в одном и том же вертикальном столбце периодической таблицы, составляют группу элементов. - Каждая группа элементов разбита на две подгруппы: главной (А-группы) и побочной (В-группы). Химические знаки элементов одной подгруппы смещены в занимаемой ими клетке влево, а в другой – вправо. - Получилась таблица, в которой место каждого химического элемента определено двумя параметрами – номером периода и номером группы. - Сколько всего периодов в ПСХЭ Д.И.Менделеева? (7) - Сколько групп в ПСХЭ Д.И.Менделеева? (8) | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Перечисляют свойства металлов и неметаллов Находят в тексте нужную информацию Находят в тексте нужную информацию Работают с Периодической таблицей, изучают её структуру. | |
5. Первичная проверка понимания Установить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение. | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. – Давайте ответим на вопрос в учебнике на с.49. - Предлагает игру «Координаты»; назовите элементы: 6 период, I группа, главная подгруппа (Cs) 2 период, VII группа, главная подгруппа (F) 4 период, II группа, побочная подгруппа (Zn) 4 период, V группа, побочная подгруппа (V) 5 период, III группа, побочная подгруппа (Y) 3 период, IV группа, главная подгруппа (Si) Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Осуществляют взаимоконтроль, обмениваются мнениями по правильности определения координат химических элементов. | |
7. Закрепление и самопроверка знаний. Организовать деятельность по применению новых знаний | Организует самостоятельную (индивидуальную) работу учащихся. Задание 1.Определить положение «координаты» химических элементов из таблицы №1 (стр.28 учебника) по плану: порядковый номер номер периода номер группы тип подгруппы (главная (А) или побочная (В). Используйте образец на с.49 учебника. Задание 2. Выберите символы и названия химических элементов главных подгрупп ПСХЭ: а) натрий; б) Mn; в) медь; г) S; д) серебро; е) Cl. (Na, S, Cl) | Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы. | |
8. Подведение итогов. Рефлексия. Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке: - Что нового и интересного вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе с таблицей? - Что до сих пор остаётся непонятным? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает вовлечённость обучающихся в работу на уроке. | Называют ключевые моменты нового материала: и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | |
9.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з | Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания. §12, (дополнительный материал к §12, прочитать) | Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. |