Технологическая карта урока: "Система химических элементов Д.И.Менделеева"

3
0
Материал опубликован 19 June в группе

Технологическая карта


Ф.И.О. Акимова Е.В.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Система химических элементов Д.И. Менделеева». 1/10

Цели урока: 1) обучения – раскрыть структуру периодической таблицы; 2) развития – сформировать умение определять положение химических элементов в Периодической системе; развивать логическое мышление, умение видеть вещи в их целостности, системе, развивать память, химический язык; 3) воспитания – вызвать чувство гордости за отечественную химическую науку (разработка Д.И.Менделеевым научной классификации химических элементов – Периодической системы в форме его знаменитой таблицы), воспитывать интерес к изучению предмета.

Термины и понятия: периодический закон, период, группа, главная подгруппа, побочная подгруппа, порядковый номер элемента

Ресурсы: Учебник «Химия»; Н.Е. Кузнецова, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, портрет Д.И.Менделеева

Межпредметные связи: математика (нахождение координат)

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определение понятий: «период», «группа», «главная подгруппа»», «побочная подгруппа», «порядковый номер элемента»; формулировку периодического закона Д.И.Менделеева.

Уметь: называть химические элементы, описывать положение элемента в таблице Д.И.Менделеева.

Владеть: химической терминологией

Использовать: различные источники для получения информации

Познавательные – умение восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации, устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами, использовать знаковое моделирование.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные - умение определять цели и функции участников, способы взаимодействия, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, управлять поведением партнера; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.

Личностные - формирование ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности.

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный момент.

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу

Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке

2. Проверка выполнения д/з.

Установление правильности и осознанности выполнения д/з всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Осуществляет фронтальный опрос по теме:

Что показывает химическая формула?

По образцу, приведенному на с.46-47, поясните, что обозначают химические формулы: HgO, O2, H2, H2SO4, CuO.

Распределяет задания и организует самостоятельную (индивидуальную) работу обучающихся. (См. ресурсный материал к уроку). Контролирует выполнение работы.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы.

Слушают мнения одноклассников.



Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы


3.Актуализация знаний. Целеполагание.

Актуализация опорных знаний и умений, Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Организует актуализирующую знания беседу:

Что такое химический элемент?

Предлагает стихотворение, направленное на формулирование темы:

«Мир сложен!

Он полон событий, сомнений!

И тайн бесконечных, и смелых догадок

Как чудо природы

Является гений!

И в хаосе этом находит порядок.

Весь мир большой:

Жара и стужа,

Планет круженье, свет зари –

Все то, что видим мы снаружи,

Законом связано внутри.

Для стройности теорий химии,

Решил ученый обобщить

Все свойства, атомов сравнимые,

Что человек успел открыть».

Организует беседу по определению целей урока и плана урока.

Вопрос: о чем идет речь в этих строках, как можно выразить это явление в одном слове, о чем пойдет речь на уроке?

- Д.И.Менделеев – гениальный русский ученый, которому удалось создать строгую научную классификацию химических элементов, которой является Периодическая система. В ней расположены все известные науке химические элементы. Все многообразие окружающего мира построено из элементов, находящихся в этой таблице.

Объявляет и записывает тему урока.


Участвуют в коллективной беседе.


















Формулируют тему урока, исходя из смысла стихотворения, формулируют цели урока.



4.Формирование новых знаний и способов действия

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самих искать решение задачи

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- К 70 гг. XIX века было уже известно более 60 химических элементов. В химии, как и в других естественных науках, по мере накопления фактов возникла необходимость в их классификации. Первая классификация химических элементов заключалась в разделении их по наиболее бросающимся в глаза внешним признакам на металлы и неметаллы.

- Вспомним общие характерные признаки тех и других.

- Многие химики предлагали различные варианты классификации химических элементов. Однако им не удалось систематизировать все известные в их время химические элементы. Только открытие русским учёным Д.И.Менделеевым одного из фундаментальных законов природы – периодического закона химических элементов – позволило создать единую систему химических элементов.

- Располагая элементы в порядке возрастания относительных атомных масс, Д.И.Менделеев наблюдал периодическое изменение их свойств. Эту закономерность он сформулировал в виде периодического закона.

- Найдите в учебнике на с. 48 формулировку периодического закона.

- Периодическая таблица, составленная на основе периодического закона, является его графическим изображением.

- Чтобы разобраться в сущности открытого Д.И.Менделеевым закона, проследим за изменением свойств химических элементов, расположенных в порядке возрастания их относительных атомных масс.

- Горизонтальные ряды элементов, в переделах которых свойства элементов изменяются последовательно, Д.И.Менделеев назвал периодами.

- Каждый период начинается с типичного металла и заканчивается типичным неметаллом. Давайте рассмотрим элементы 3 периода: в ряду от натрия до хлора с возрастанием относительных атомных масс наблюдается постепенное ослабление металлических и усиление неметаллических свойств.

(рис.27, с.49 учебника)

- Найдите в учебнике на с.49 определение периода и запишите его в тетрадь.

- Периоды Д.И.Менделеев разместил один под другим так, чтобы элементы со сходными свойствами оказывались в одном вертикальном столбце (металлы – под металлами, неметаллы – под неметаллами), составляющем группу.

Элементы, объединённые в одном и том же вертикальном столбце периодической таблицы, составляют группу элементов.

- Каждая группа элементов разбита на две подгруппы: главной (А-группы) и побочной (В-группы). Химические знаки элементов одной подгруппы смещены в занимаемой ими клетке влево, а в другой – вправо.

- Получилась таблица, в которой место каждого химического элемента определено двумя параметрами – номером периода и номером группы.

- Сколько всего периодов в ПСХЭ Д.И.Менделеева? (7)

- Сколько групп в ПСХЭ Д.И.Менделеева? (8)



Воспринимают информацию, сообщаемую учителем




Перечисляют свойства металлов и неметаллов










Находят в тексте нужную информацию

















Находят в тексте нужную информацию








Работают с Периодической таблицей, изучают её структуру.

5. Первичная проверка понимания

Установить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения.

– Давайте ответим на вопрос в учебнике на с.49.

- Предлагает игру «Координаты»; назовите элементы:

6 период, I группа, главная подгруппа (Cs)

2 период, VII группа, главная подгруппа (F)

4 период, II группа, побочная подгруппа (Zn)

4 период, V группа, побочная подгруппа (V)

5 период, III группа, побочная подгруппа (Y)

3 период, IV группа, главная подгруппа (Si)

Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.




Осуществляют взаимоконтроль, обмениваются мнениями по правильности определения координат химических элементов.

7. Закрепление и самопроверка знаний.

Организовать деятельность по применению новых знаний

Организует самостоятельную (индивидуальную) работу учащихся.

Задание 1.Определить положение «координаты» химических элементов из таблицы №1 (стр.28 учебника) по плану:

порядковый номер

номер периода

номер группы

тип подгруппы (главная (А) или побочная (В).

Используйте образец на с.49 учебника.

Задание 2. Выберите символы и названия химических элементов главных подгрупп ПСХЭ:

а) натрий; б) Mn; в) медь; г) S; д) серебро; е) Cl. (Na, S, Cl)

Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке:

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе с таблицей?

- Что до сих пор остаётся непонятным?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает вовлечённость обучающихся в работу на уроке.

Называют ключевые моменты нового материала: и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

9.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания. §12, (дополнительный материал к §12, прочитать)

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей