Технологическая карта урока технологии «Способы соединения деталей из древесины» (5 класс)
ГБОУ АО СКОШ № 31
Технологическая карта урока технологии
5 класс
Учитель: Карачёв А.А.
Тема урока: Способы соединения деталей из древесины.
Тип урока: комбинированный.
Время: два урока по 40 минут
Оборудование: детали изделия «Паровоз», выполненные обучающимися на предыдущих занятиях, образцы гвоздей, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки, клей.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия |
Предметные | Знакомство с новыми технологическими операциями |
Межпредметные | Отработка навыков работы с карандашом, линейкой. |
Личностные | Умение планировать свои действия |
Закрепление (или получение) знаний, необходимых в общественной жизни (виды транспорта) | |
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками и в группе | |
Умение провести самооценку |
Структура и ход урока
№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия ученика | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | Межпредметные | Личностные результаты | ||||
1 | Организацион-ный момент Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает положительный психологический настрой. | Выполняют указания учителя, приветствуют учителя
| | Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок. Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем. | Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
2 | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы и выход на тему. Целевая установка: определение темы урока обучающимися | Предлагает проблему, наталкивающую обучающихся на формулировку темы урока: У нас есть отдельные детали нашего будущего изделия «Паровоз». Чего не хватает для завершения работы? | Тему урока формулируют сами: «Как нам соединить детали?» или «Способы соединения деталей из древесины» | Осознание значимости изучаемых знаний. | Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока. Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока. Коммуникативные: строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения. | Самоопределение, адекватная мотивация. |
3 | Формулировка целей и задач урока Целевая установка: сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | Предлагает ответить на вопросы: Каким образом можно соединить детали из древесины (клей, гвозди, шурупы)? Демонстрирует образцы гвоздей и предлагает ответить на следующие вопросы: Какое соединение будет прочнее? Какие соединения в своем изделии можем использовать мы? Подводит учащихся к цели занятия: научиться соединять детали из древесины с помощью клея и гвоздей в единое изделие и ставит задачи: 1.Научится делать разметку для гвоздей 2. Научиться подбирать гвозди и клей соразмерно деталям и их функциональности; 3. Овладеть основными безопасными приёмами работы с клеем и молотком | Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.
Осознают и формулируют цель выполнения конкретного задания. | Планируемые предметные знания и умения. | Регулятивные: анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить). Познавательные: формировать логические действия по определению познавательной цели. Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог. | Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
4 | Поисково-исследовательский этап Целевая установка: Выбор инструмента для выполнения поставленной задачи, выполнение действия, соблюдение норм охраны труда | Объясняет приёмы соединения деталей на клею и гвоздях. Предлагает ответить на вопрос: как легче забить гвоздь - вдоль или поперёк волокон? Контролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента. | Пробуют забивать гвозди после соответствующей разметки | Отработка навыка правильно выполнять технологическую операцию | Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Коммуникативные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование. | Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. |
5 | Планирование деятельности Целевая установка: Составление плана и последователь-ности действий | Предлагает определить какие детали лучше соединить на клей, а какие – на гвозди, Какие детали соединяем в первую очередь, какие – после этого | Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели. Обсуждают план деятельности. |
| Регулятивные: умение определять последовательность действий для достижения результата. Познавательные: выбирать эффективные способы деятельности в решении поставленных задач. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками. | Личностное самоопределение, умение планировать собственную деятельность. |
6 | Практический этап Целевая установка: Умение анализировать полученную информацию и применять на практике. умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе | Организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников. Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения возможного брака. Демонстрирует возможные искажения формы, угла вхождения гвоздя в древесину. Помогает работать с клеем. Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака. | Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции | Повторение и осознание того, что уже усвоено Отработка навыка правильно выполнять технологическую операцию | Регулятивные: умение определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осмысление способов и условий действий. Коммуникативные: умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог. | Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию. |
7 | Рефлексивно-оценочный этап Целевая установка: Умение оценивать свою деятельность, умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе. | Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Делает акцент на положительных результатах. Предлагает ответить на вопросы: Чему мы научились на уроке? Что было самым легким? Что было самым трудным? Что необходимо нам в будущем, чтобы все операции выполнялись с легкостью? | Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о сложности и трудоёмкости операции. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении соединения деталей на гвозди и клей, отмечая возникшие трудности, высказывают мнение о необходимости дальнейшей работы по отработке навыков. | Осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей. | Регулятивные: объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Познавательные: проводить рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. | Способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата. |
8 | Актуализация опорных знаний. Целевая установка: повторение изученного материала, формирование познавательного интереса. | Спрашивает: Кто видел настоящий паровоз? Где он двигается? Какие еще есть виды транспорта? Как можно декорировать, украсить наше изделие? | Отвечают на вопросы | Повторение и осознание того, что уже усвоено | Регулятивные: Познавательные: умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения. | |
9 | Итог урока. Целевая установка: оценка достижения цели и результатов деятельности своей и всего класса. | Организует подведение итогов урока. Дает характеристику деятельности класса. Кратко планирует работу на следующий урок. | Участвуют в подведении итогов урока. | | Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока. | . |
10 | Эмоциональный конец урока Целевая установка: воздействие на ум и чувства обучающихся, психологиче-ский настрой. | Предлагает фрагмент фильма: «Современная железнодорожная техника» Благодарит за сотрудничество.
| Осмысляют предложенную учителем информацию | |
| Личностное самоопределение. Возможность беседы о профессиях |