Технологическая карта урока биологии «Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон» (9 класс)
Технологическая карта урока
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
Разработчик: Шевченко Надежда Ивановна, учитель биологии
9 класс
Цель: формирование общих знаний об индивидуальном развитии организма и биогенетического закона.
Задачи:
- обучающие: выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.
- развивающие: продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок работы в малых группах.
Формируемые результаты:
предметные результаты:
учащиеся должны знать:
- понятия эмбриология, онтогенез, филогенез, эмбриогенез, прямое и непрямое развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон;
учащиеся должны уметь:
- приводить примеры животных с прямым и непрямым типом развития, объяснять и доказывать закон зародышевого сходства и биогенетический закон;
метапредметные результаты:
регулятивные: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока;
познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу, умение строить речевое высказывание;
личностные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Основные понятия: эмбриология, закон зародышевого сходства, биогенетический закон, онтогенез, филогенез, эмбриогенез.
Оборудование: портреты Карла Бэра, Эрнста Генрих Геккеля, Фридриха Мюллера, Алексея Николаевича Северцова, приложения 1, 2, 3, 4.
Литература: 1.Биология. Ведение в общую биологию. 9 кл.: учебник/ В.В. Пасечник, А.А Каменский, Е.А. Криксунов.
2.https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-biologii-individualnoe-razvitie-organizmov-biogeneticheskij-zakon
Этап урока | Цель этапа | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оценивание |
Мотивационный | Проверить уровень усвоения понятий прошлого урока.
Сформулировать тему урока. | 10 минут | Делит учеников на группы и раздаёт кроссворды. (Кроссворд в приложении 1). По вертикали у вас должно было получиться слово. Пользуясь параграфом 27, найдите, что такое онтогенез. Сформулируйте тему урока и запишите в тетрадь тему урока и определение «онтогенез». Записывает тему урока на доске. | Каждый ученик перед началом урока вытягивает жетон, на котором написан номер группы, в которой он будет работать. Группы, получив кроссворд, решают его определяют тему урока. Онтогенез. Онтогенез (от греч. ontos – сущее и genesis – происхождение) – процесс индивидуального развития особи от момента её возникновения до конца жизни. Формулируют тему. Записывают тему урока и определение «онтогенез». | Личностные: самоопределение. Познавательные: формулирование темы урока. | Правильно: 9 правильно – 5 баллов 7, 8 правильно – 4 балла 5, 6 правильно – 3 балла 3, 4 правильно – 2 балла 1, 2 правильно – 1 балл |
Изучение нового материал | Познакомить с историей зарождения эмбриологии. Выяснить какие два периода онтогенеза выделяют, и чем они характеризуются. В процессе обсуждения, выяснить какие факторы влияют на эмбриональное развитие организма. Вспомнить из курса 7 класса, в чем отличия прямого развития от непрямого. Сравнить эмбрионы у хордовых животных. Познакомить с законом зародышевого сходства Карла Бэра, биогенетическим законом Фридриха Мюллера и Эрнст Генрих Геккеля, внесенными дополнениями Алексея Николаевича Северцова в биогенетический закон. | 20 минут | Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог Уильям Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии. Что же такое эмбриология? Перед вами располагаются два рисунка (Приложение 2). Глядя на рисунки, попробуйте определить, какие два периода онтогенеза выделяют. Заполните схему. П ериоды онтогенеза Описание: Рассказывает про эмбриональный период. У всех многоклеточных организмов стадии эмбрионального развития зародыша одни и те же, однако, они могут протекать по-разному. Яйцеклетки одних животных содержат мало питательных веществ, и образовавшаяся зигота может развиваться свободно. У других животных яйцеклетка снабжена огромным, по сравнению с её размерами, запасом питательных веществ, и развитие зиготы происходит совсем по-другому. Примером таких животных являются птицы. Весь организм развивается из одной клетки – зиготы, а клетки всех органов и тканей, несмотря на разнообразие строения, содержат одинаковый набор генов. Ребята, как вы думаете, влияют ли факторы среды на развитие будущего зародыша? Какие факторы могут влиять на развитие зародыша? Подсказкой будет служить вам схема. Ф акторы среды обитания Биотические Абиотические Вывешивает рисунки «Влияние факторов среды на зародыш» (приложение 3). В момент рождения или выхода организма из яйцевых оболочек наступает период постэмбрионального развития. Постэмбриональное развитие может быть прямым и непрямым. Пользуясь рисунками «Прямое и непрямое развитие» (приложение 4), вспомните, чем они отличаются. В учебнике есть рисунок 55 «Сходство эмбрионов некоторых животных на ранних стадиях развития». Посмотрите внимательно, и скажите, что у них общего. Эмбрионы всех групп позвоночных на ранних стадиях внешне очень похожи. Этот факт позволил Карлу Бэру сформулировать закон зародышевого сходства: в пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство. Однако при дальнейшем развитии каждый зародыш развивается своим путём и приобретают всё большее сходство с особями своего вида. (Приложение 5). Человек, например, начинает своё развитие с одной клетки – зиготы, то есть, как бы проходит стадию простейших, бластула аналогична колониальным животным, сходным с вольвоксом, гаструла – аналог двуслойных кишечнополостных. В первые недели эмбриогенеза у будущего человека есть хорда, жаберные щели и хвост, то есть он напоминает древнейших хордовых, сходных по строению с нынешним ланцетником. Фридрих Мюллер и Эрнст Генрих Геккель сформулировали биогенетический закон: индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определённой степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь. Алексей Николаевич Северцов внёс важные дополнения в этот закон. Он установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей. Например, жаберные щели у зародыша человека сходны по строению с жаберными щелями зародышей рыб, а не с жабрами взрослых рыб. Биогенетический закон имеет очень важное значение, поскольку свидетельствует об общих предках животных, относящихся к различным систематическим группам. Он позволяет использовать данные эмбриологии для воссоздания хода филогенеза. | Слушают учителя и формулируют понятие термина «эмбриология». Эмбриология – это наука, о индивидуальном развитии организма. Пользуясь приложением 2, определяют периоды онтогенеза и заполняют схему. П ериоды онтогенеза эмбриональный постэмбриональный Эмбриональный период, эмбриогенез (от греч. embrion – зародыш) длится с момента образования зиготы до рождения, или выхода из яйцевых оболочек. Постэмбриональный период начинается с момента рождения и длится до конца жизни особи. Слушают учителя. Обсуждают вопрос. С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды. Ф акторы среды обитания Биотические Абиотические - вирусы - влажность - бактерии - температура - грибы - давление - животные - радиация - растения - химические вещества Пользуясь рисунками (приложение 4), вспоминают, чем отличается прямое развитие от непрямого. Прямое развитие – когда из яйца или организма матери появляется существо сходное со взрослым (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Непрямое развитие – когда образовавшаяся в эмбриональный период личина устроена проще, чем взрослый организм, и отличается от него способами питания, движения и др. (кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, ракообразные, насекомые, земноводные). Определяют, что общего у эмбрионов хордовых животных. У всех хордовых на ранней стадии развития есть хорда, нервная трубка с жаберными щелями в ней. Слушают учителя и записывают формулировки законов. | Коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: поиск и выделение информации. Познавательные: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. Познавательные: установление причинно-следственных связей. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. | Тот ученик, который первый поднял руку и смог правильно сформулировать ответ, получает 1 балл. Команда получает 2 балла, если правильно смогла выполнить задание, 1 балл, если задание выполнено частично. Тот ученик, который первый поднял руку и смог правильно сформулировать ответ, получает 1 балл. Команда получает 2 балла, если правильно смогла выполнить задание, 1 балл, если задание выполнено частично. Команда получает 1 балл, если правильно смогла выполнить задание. |
Закрепление пройденного материала | Закрепить пройденный материал | 10 минут | В группах выполните тестовое задание (приложение 6). | Выполняют тестовое задание. | | Правильно: 8 правильно – 5 баллов 7 правильно – 4 балла 5, 6 правильно – 3 балла 3, 4 правильно – 2 балла 1, 2 правильно – 1 балл |
Оценивание | | 3 минуты | Подсчитайте количество баллов и выставим оценки. | Подсчитывают количество баллов и выставляют оценки. | Личностные: оценивание усвоенного материала. | Общее количество баллов за урок и перевод в оценку. 16 баллов – «5» 11 – 15 баллов – «4» 6 – 10 баллов – «3» |
Домашнее задание | | 2 минуты | Параграф 27. Выучить записи в тетрадях. | Записывают домашнее задание. | | |
Приложение 1.
Кроссворд
| | | | 1.Б | | | | | | | | | |
2. | | | | | о | | | | | | | | |
| 3. | | | | | | | Т | | | | | |
| | | | 4. | | | | | | | | | е |
| | | 5. | | | | | | а | | | я | |
| | 6. | | | | в | | | | | | | |
| | 7. | | | | | и | | | | | | |
| | | | | 8. | | | | | н | | | |
| | | | 9. | е | | | | | | | | |
1.Древнейший способ размножения, который позволяет быстро увеличить численность вида в благоприятных условиях.
2.Процесс образования половых клеток.
3.Женские половые клетки.
4.Способ бесполого размножения, которым размножаются низшие грибы, пресноводная гидра.
5.Процесс кратковременного соединения гомологичных хромосом.
6.Способ размножения, при котором каждое следующее поколение возникает в результате слияния гамет.
7.Явление, при котором во время конъюгации в гомологичных хромосомах могут происходить поперечные разрывы, и хромосомы обмениваются одинаковыми участками.
8.Половые железы самцов.
9.Третья стадия формирования гамет.
Приложение 1.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Кроссворд
| | | | 1.Б | е | с | п | О | л | о | е | | |
2.Г | а | м | е | т | о | г | е | Н | е | з | | | |
| 3.Я | й | ц | е | к | л | е | Т | к | и | | | |
| | | | 4.П | о | ч | к | О | в | а | н | и | е |
| | | 5.К | о | н | ъ | ю | Г | а | ц | и | я | |
| | 6.П | о | л | о | в | о | Е | | | | | |
| | 7.К | р | о | с | с | и | Н | г | о | в | е | р |
| | | | | 8.С | е | м | Е | н | н | и | к | и |
| | | | 9.М | е | й | о | З | | | | | |
1.Древнейший способ размножения, который позволяет быстро увеличить численность вида в благоприятных условиях.
2.Процесс образования половых клеток.
3.Женские половые клетки.
4.Способ бесполого размножения, которым размножаются низшие грибы, пресноводная гидра.
5.Процесс кратковременного соединения гомологичных хромосом.
6.Способ размножения, при котором каждое следующее поколение возникает в результате слияния гамет.
7.Явление, при котором во время конъюгации в гомологичных хромосомах могут происходить поперечные разрывы, и хромосомы обмениваются одинаковыми участками.
8.Половые железы самцов.
9.Третья стадия формирования гамет.
Приложение 2.
Периоды онтогенеза
Рисунок 1. Рисунок 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Прямое и непрямое развитие организмов
Приложение 5.
Приложение 6.
Тест по теме «Индивидуальное развитие. Биогенетический закон.
1. О чем свидетельствует биогенетический закон?
А) Об общих предках животных
Б) О различных предках животных
В) О разных видах животных
2. Какие признаки проявляются при эмбриогенезе?
А) Взрослой особи
Б) Зародыша
В) Предков
3. Что такое онтогенез?
А) Индивидуальное развитие особи
Б) Развитие вида
В) Наследственность вида
4. Что такое филогенез?
А) Индивидуальное развитие особи
Б) Историческое развитие вида
В) Вымирание вида
5. Как связаны онтогенез и филогенез?
А) Онтогенез до определенной степени повторяет филогенез
Б) Онтогенез противостоит филогенезу
В) Никак не связаны
6. С чем сходны жаберные щели у зародыша человека?
А) С жаберными щелями взрослых рыб
Б) С жаберными щелями зародышей рыб
В) С жаберными щелями земноводных
7. Что есть у всех хордовых животных на ранней стадии развития?
А) Мозг
Б) Хорда
В) Кровеносная система
8. Как правило, личинки и взрослые особи питаются...
А) Различно
Б) Сходно
В) Тем, что найдут
Для учителя
Тест по теме «Индивидуальное развитие. Биогенетический закон.
1. О чем свидетельствует биогенетический закон?
А) Об общих предках животных
Б) О различных предках животных
В) О разных видах животных
2. Какие признаки проявляются при эмбриогенезе?
А) Взрослой особи
Б) Зародыша
В) Предков
3. Что такое онтогенез?
А) Индивидуальное развитие особи
Б) Развитие вида
В) Наследственность вида
4. Что такое филогенез?
А) Индивидуальное развитие особи
Б) Историческое развитие вида
В) Вымирание вида
5. Как связаны онтогенез и филогенез?
А) Онтогенез до определенной степени повторяет филогенез
Б) Онтогенез противостоит филогенезу
В) Никак не связаны
6. С чем сходны жаберные щели у зародыша человека?
А) С жаберными щелями взрослых рыб
Б) С жаберными щелями зародышей рыб
В) С жаберными щелями земноводных
7. Что есть у всех хордовых животных на ранней стадии развития?
А) Мозг
Б) Хорда
В) Кровеносная система
8. Как правило, личинки и взрослые особи питаются...
А) Различно
Б) Сходно
В) Тем, что найдут