Технологическая карта урока алгебры «Степень с натуральным показателем» (7 класс)
Технологическая карта урока в 7а классе.
Дата | 17.11.2020г. |
Учитель | Черкашина Вера Борисовна |
Учебник | Алгебра 7классучебник для общеобразовательных организаций Ю.Н.Макарычев, Н.Т. Миндюк ; под ред. С.А. Теляковского.- М.: Просвещение , 2018 |
Тема урока | Степень с натуральным показателем и ее свойства |
Роль и место данной темы в курсе | Данная тема входит в главу: «Степень с натуральным показателем» |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний и умений |
Технология построения урока | Технология уровневой дифференциации |
Цели и задачи урока | Образовательные: Создать условия для обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по данной теме; показать значение степени и необходимость изучать свойства степени, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями. Развивающие: Способствовать развитию умения применять свойства степени с натуральным показателем для решения различных по сложности задач, совершенствовать вычислительные навыки, умение выражать свои мысли на математическом языке, развивать память, логическое мышление. Воспитательные: воспитывать познавательную активность, самостоятельность при решении различных задач, инициативу и ответственность, умение формулировать выводы, анализировать сопоставлять, сравнивать. |
УУД | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке ; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания(находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). |
Форма организации учебной деятельности | парная, индивидуальная |
Организация деятельности на уроке | Самостоятельно определяют тему урока и цели урока, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют практические задания, оценивают себя и других |
оборудование | Компьютер, проектор, экран, учебник, тетрадь, лист самооценки, тест. |
| |
Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД | |
I этап Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу. 3 мин | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку Разгадайте анаграммы и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке: неавоснио - основание лаокзпатье – показатель енспьте - степень - Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим изученный материал по теме: «Свойства степени с натуральным показателем». Запишите в тетрадях число и тему урока. - У каждого из вас на парте есть лист самооценки. В нем отображены этапы вашей деятельности, даны задания для самостоятельной работы и таблица самооценки. За каждый вид деятельности вы поставите себе отметку. При подведении итогов ответите на вопросы, расположенные внизу. Подпишите ее. | Разгадывают анаграммы. Записывают в тетрадях число и тему урока. Рассматривают лист самооценки. Подписывают лист. | Познавательные: проявление интереса к материалу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: организация своей деятельности на уроке. Личностные: концентрация внимания | |
II Обобщение и систематизация знаний. Цель: обобщить, систематизировать, проверить усвоение теоретического материала 10 мин | 1. - Проверим ваши теоретические знания. - Что в выражении аn является основанием, показателем, степенью? - Что называется степенью? - Какому множеству принадлежит n? 2. Составьте формулы свойств степеней. - Соедините линиями правую и левую части формулы. (Приложение 1) - Сформулируйте свойства. Проверка - Выставьте соседу оценки за знание теоретического материала. | Отвечают на вопросы. - а, n, аn. - Произведение n-множителей, каждый из которых равен а. Соединяют части формулы Формулируют свойства. взаимопроверка | Познавательные: формирование умения обобщать, использовать математические знаки и символы. Коммуникативные: умение ясно и четко доносить свою точку зрения. Регулятивные: управление своей деятельностью, самостоятельность. Личностные: активность при решении задач, самооценка. | |
III Актуализация знаний Цель: показать значение степени, необходимость знания свойств степеней и умение применять их на практике. 9 мин. | 1) Устный счет – Как вы думаете, свойства помогают в вычислениях? Надо их учить? Разберем примеры: 1) 26∙ 24; 2) 711: 79 ; 3) (22)5; 4) 8100∙ 0,125100; 5) ( ) ; 6) ( 637, 9: 91+ 1 )0 - Какой вывод сделаем? - Давайте в этом убедимся еще раз. - Приведите примеры, на каких уроках вам встречаются степени и многозначные числа. - Вот еще несколько примеров: Информатика: 1кБ = 210Б = 1024 байта Физика: Вдавливая кнопку в доску, мы оказываем на нее давление 50 000 000 Па = 5 ∙ 107 Па Биология: Ежедневно наше тело выделяет от 100млрд до 100 трлн бактерий или от 1011 до 1014 бактерий. География: Среднее расстояние от Земли до Солнца ≈ 150 млн км. Это 150 000 млн м = 1,5 ∙ 1011 м Так записывают число в стандартном виде в системе СИ в справочниках. Стандартный вид числа мы будем изучать в 8 классе. - Кто из ученый первым ввел понятие степени числа? | Решают примеры устно. - Свойства знать необходимо. Они помогают в вычислениях. Приводят примеры из информатики, физики, биологии, географии. Отвечают: Великий французский математик Рене Декарт | Познавательные: познавательная активность, способность находить достоверную информацию, творческое мышление, находчивость. Коммуникативные: умение понимать позицию другого, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение делать выводы. | |
IV Применение знаний и умений в новой ситуации Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: проверить усвоение полученных знаний и умений, обсудить допущенные ошибки. 7 мин | 1. Работа в парах. Задания даны в оценочном листе и на слайде. (2 части) | Выполняют работу в парах Взаимопроверка Выполнение задания на доске Выставление дополнительных отметок | Познавательные: выполнять действия по алгоритму, извлекают необходимую информацию Коммуникативные: желание выполнить лучше и быстрее одноклассников. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Личностные: трудолюбие, внимание, самостоятельность | |
1 вариант 1) Выполните действия: x5∙ x8 = b13: b6 = (c4)3 = a9∙a :a3 = (n10)3∙n4= 2)Замените * b7 ∙ * = b13 p20 : * = p4 * ∙ x5 = x9 (m3)* =m12 * : k2 = k6 | 2 вариант 1) Выполните действия: x6∙ x7 = b11: b7= (c5)4 = a8∙a5 :a = (n7)2∙n10= 2)Замените * b6 ∙ * = b14 p 9 : * = p4 * ∙ x = x12 (m5)* =m15 * : k3 = k7 | |||
2.Дополнительное задание. Вычислить: 82∙ 25 43 212 ∙ 310 69 | ||||
V Физминутка 1 мин | Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я. Продолжим нашу работу | Меняют вид деятельности Отдохнули Настроились на работу | | |
VI Контроль усвоения. с использованием технологии уровневой дифференциации 7 мин | Учащиеся самостоятельно выбирают уровень работы). 1 уровень(максимум 4-6 баллов) Возможны две подсказки 2 уровень(максимум 7-8 баллов) Возможна одна подсказка 3 уровень(максимум 9 баллов) Возможна одна подсказка 4 уровень(максимум 12 баллов) Приложение №2 Критерии и нормы оценивания 0-4 баллов- оценка «2» 5-7 баллов- оценка «3» 8-10 баллов- оценка «4» 11-12 баллов- оценка «5» | Выполняют задание самостоятельно. | Познавательные: умение выбирать эффективные способы решения задач, способность составлять алгоритм действий, креативность мышления. Коммуникативные: разрешение конфликтных ситуаций, коррекция своего мнения. Регулятивные: формирование способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения. Личностные: осуществлять самоконтроль и давать правильную самооценку процесса и результата деятельности. | |
VII Рефлексия. Подведение итогов урока. Домашнее задание 3 мин | 1) Выставьте общую оценку за урок. 2) Запишите домашнее задание: придумать пять интересных заданий по теме «Степень и ее свойства» 3) Ответьте в оценочном листе на вопросы, подчеркнув нужные слова. - Понравился ли тебе урок? (Да, нет, не очень) - Урок для тебя был полезным? (Да, нет, хотелось большего) -Доволен ли ты своими действиями? (Да, нет, не очень) -Как ты оцениваешь свои знания по данной теме? (Отличные, хорошие, плохие, не достаточные) | Выставляют отметки за урок Записывают домашнее задание Рефлексия: Отвечают на вопросы | Познавательные: умение анализировать, делать выводы, самооценка. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения, умение уважать мнение других. Личностные: адекватное понимание успеха/ неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
Оценочный лист
Ф.И_____________________________________________ 7 «_____» класс
Вид задания | Количество баллов | ||
Ваше настроение(нарисуйте смайлик с тем настроением, с которым вы пришли на урок) | | ||
Устная работа | 0-небыто ответов 1-были ответы 2-был активен | ||
Тест (взаимопроверка) | 0-работа выполнена не верна 1-неверно 2 задания 2- неверно 1 задания 3- всё верно | ||
Устный счёт | 0-небыто ответов 1-были ответы 2-был активен | ||
| 0-работа выполнена не верна 1-допущено 2 ошибки 2- всё верно | ||
Разноуровневая самостоятельная работа. | Оценивает учитель | ||
Подводим итог урока (посчитай количество баллов и выстави оценку за урок ) | 8-9 баллов- «5» 7 баллов- «4» 6-5 баллов- «3» Менее 5баллов-надо получить консультацию | ||
Подведение итогов Ответь на вопросы, подчеркнув нужные, на твой взгляд слова. - Понравился ли тебе урок? (Да, нет, не очень) - Урок для тебя был полезным? (Да, нет, хотелось большего) - Доволен ли ты своими действиями? (Да, нет, не очень) - Как ты оцениваешь свои знания по данной теме? (Отличные, хорошие, плохие, не достаточные) | |
Приложение №1
Тест (10 минут)
I вариант II вариант
1.Заполните пропуски так, чтобы утверждения были верными: | 1. Соедините линиями соответствующие части высказываний: | ||
а) При ……………… степеней с одинаковыми основаниями основание остается без изменения, а показатели степеней складываются. | При умножении степеней с одинаковыми основаниями... | | ...основание остается прежним, а показатели перемножаются. |
б) При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается без изменения, а показатели степеней …………. | При делении степеней с одинаковыми основаниями... | | ...в эту степень возводят каждый множитель и результаты перемножают. |
в) При возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели степеней …….. | При возведении степени в степень... | | ....основание остается прежним, а показатели складываются. |
г) При возведении в степень произведения возводят в эту степень каждый ………. и результаты …….. | При возведении произведения в степень... | | ...в эту степень возводят числитель и знаменатель и результаты делят. |
д) При возведении в степень дроби возводят в эту степень …….. и …………… и результаты делят. | При возведении дроби в степень... | | ...основание остается прежним, а показатели вычитаются. |
2. Соедините линиями выражения, соответствующие друг другу: | |
|
|
3. Определите знак полученного результата при возведении числа в степень: (-2)6. | 3. Определите знак полученного результата при возведении числа в степень: (-3)3. |
[ ] а) результат является числом отрицательным, так как основание степени - число отрицательное; | [ ] а) результат является числом отри- цательным, так как основание степени - число отрицательное; |
[ ] б) результат является числом по- ложительным, так как показатель степени - число положительное; | [ ] б) результат является числом от- рицательным, так как показатель степени - число нечетное; |
[ ] в) результат является числом по- ложительным, так как показатель степени - число четное. | [ ] в) результат является числом по- ложительным, так как показатель степени - число положительное. |
Ответ: | Ответ: |
4. Выберите выражения, в которых допущены ошибки: | |
а) 16 =2 4 б) 53 =3 5 в) 5 1/16 = (1 1/2)4 г) 32 • 27 = 35 д) 493 = 75 е) 53 • 125 = 56 | а) 27 = 33 б) 32 = 216 в) 4 2 = -2 4 г) 3 3/8 = (1 1/2)3 д) 2 4 •32=29 е)256=58 ж) 32 • 81 = 38 |
0 т в е т: | 0 т в е т: |
Приложение №2
Разноуровневая самостоятельная работа.
1 уровень(максимум 4-6 баллов) Возможны две подсказки.
2 уровень(максимум 7-8 баллов) Возможна одна подсказка.
3 уровень(максимум 9 баллов) Возможна одна подсказка.
4 уровень(максимум 12 баллов) Подсказок нет.
1 уровень(максимум 4-6 баллов)
1вариант 2вариант
1.Вместо многоточия впишите недостающие числа
а) а 7 • а …. = а12 а) а 6 • а …. = а11
б) (а 5 )….. = а35 б) (а 2 )….. = а20
в) х35 : х …. = х 30 в) х21 : х …. = х 18
г) у… : у 8 = у 41 г) у… : у 12 = у 39
2. Вычислить:
а) (14 16 • 14 6 ) : 14 21= а) (5 12 • 5 8 ) : 5 19 =
б) (7 8 • 7 5 ) : 7 11 = б) (8 10 • 8 5 ) : 8 13 =
2 уровень(максимум 7-8 баллов)
1. Представить в виде степени:
а) в 2 • в •в 3 = а) в 6 • в 7 •в 3 =
б) (-7) 6 • (-7) 9 •(-7) 3 = б) (0,1) 8 : (0,1) 6 =
в) 2 14 : 2 8 = в) 38 • 3 4 =
г) (-0,5) 16 : (-0,5) 8 = г) у 5 : у 5 =
д) (а •в) 9 = д) (а •в • с) 9 =
е) (у а ) 10 = е) (у с) 10 =
2.Вычислить: (( -5) 14 • (-5) 7 ) : (-5) 19 = (( -3) 5 • (-3) 3 ) : (-3) 7 =
3 уровень(максимум 9 баллов)
1.Вместо многоточия впишите недостающие числа
а) 3 15 • (……) 15 = 24 15 а) 5 9 • (……) 9 = 15 9
б) (2/5) 3 = …../125 б) (3/4) 4 = 81/…
в) (……..) 3 = 27х 6 у 3 в) (……..) 3 = 64х 3 у 6
г) ( 2 + Х) …. • (2 +х) 4 = (2 + х) 8 г) ( 3 -У) …. • ( 3 - у) 6 = (3 - у) 18
д) ( 2 а 4 с 3 ) …. = 16 а 16 с 12 д) ( 3 а 2 с 5 ) …. = 81 а 8 с 20
2.Вычислить: а) ( ( 5 8 ) 2 • 5 7 ) : 5 22 = а) ( ( 3 5 ) 3 • 3 5 ) : 3 17 =
б) ( 3 7 • 27 ) : ( 3 2 ) 3 = б) ( 7 12 • 49 ) : ( 7 3 ) 4 =
4 уровень(максимум 12 баллов)
1. Найти значения выражения :
а) 5 • 0,6 2 – ( -2) 3 = а) 6 • 0,5 2 – ( -3) 3 =
б) ( (3 ) 5 • ( 27) 4 ) : (9) 9 = б) ( (2 ) 6 • ( 8) 4 ) : (4) 10 =
в) ( 2х + 3) 2 : ( 3 - х) = в) ( 3х + 2) 2 : ( 1 +х) =
При х= -3 При х= -0,5
2 . Упростить выражение:
а) ( ( а 4 ) 2 • а 4 ) : (а 6 ) 2 = а) ( ( с 5 ) 3 • с 6 ) : (с 5 ) 4 =
б) ( 3 х2 у 3 ) 2 : ( ху 2 ) 3 = б) ( 5х 3 у 2 ) 2 : ( х 3 у 2 ) 2 =
3. Найти значения выражения :
( 2 х2 у 3 ) 2 : ( 4х3у 6 )2 = б) ( 3а4 в3 )4 : (9 а7 в6 ) 2 =
При х = -3/7 у = 25 При а = -4/5 в = -87
Оценочный лист открытого урока
Учитель математики: Черкашина Вера Борисовна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №73
Математика, 7А класс
Тема: Степень с натуральным показателем и ее свойства
Дата: 17.11.2020г.
№ | Компоненты урока | Баллы |
1. | Создание общих условий обучения, реализация адаптационной функций обучающихся | Максимально возможный результат – 8 баллов |
1.1. | учитель четко формулирует тему, цель, задачи урока | 2 |
2.1. | организация процесса обучения на уроке соответствует возрастным особенностям обучающихся | 2 |
2.2. | в материале урока выделены наиболее трудные места и продуманы формы обучения | 2 |
2.3. | обучающимся предоставляется возможность усвоения материала разного уровня сложности | 2 |
2. | Реализация информационной функции учителя | Максимально возможный результат – 8 баллов |
2.1. | информация учителя научна, доступна, современна, наблюдается «опора» на прежний опыт обучающихся, сохранены межпредметные связи | 2 |
2.2. | комментарии и ответы на вопросы обучающихся точны, в процессе объяснения используется корректная терминология | 1 |
2.3. | в процессе организации урока учитель реализует вариативные формы и методы обучения | 2 |
2.4. | в процессе урока учитель используется сочетание трех видов заданий: задания, подводящие обучающихся к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению учебного материала; задания, способствующие закреплению учебного материала обучающимися | 1 |
3. | Реализация перцептивной функции учителя | Максимально возможный результат – 8 баллов |
3.1. | учитель проявляет способность воспринимать психо-эмоциональное состояние обучающихся на уроке | 2 |
3.2. | учитель предвидит возможные точки зрения обучающихся, ход их рассуждений | 2 |
3.3. | учитель оказывает помощь и содействие обучающимся | 2 |
3.4 | учитель создает и поддерживает продуктивную атмосферу на уроке, применяет педагогический такт | 2 |
4. | Реализация организаторской функции учителя | Максимально возможный результат – 12 баллов |
4.1. | учитель применяет смену видов деятельности обучающихся | 2 |
4.2. | урок начинается со стимулирующего введения | 2 |
4.3. | в процессе урока изучаемые вопросы имеют подкрепление в виде наглядных и демонстрационных средств | 2 |
4.4. | в процессе организации урока учитель способствует закреплению и обобщению учебных результатов в контексте преподаваемой дисциплины, обеспечивает интеграцию учебных результатов на основе межпредметных связей | 2 |
4.5. | урок заканчивается подведением итогов | 2 |
4.6. | эффективность работы класса стимулируется передачей обучающимся функций учителя: оценки, контроля, коррекции, планирования | 1 |
5. | Реализация коммуникативной функции учителя | Максимально возможный результат – 6 баллов |
5.1. | в ходе урока учитель применяет диалоговые и полилоговые формы общения | 2 |
5.2. | учитель создает ситуацию успеха и психологической поддержки обучающимся | 2 |
5.3. | идеи обучающихся разрабатываются и используются на уроке учителем | 1 |
6. | Реализация развивающей функции учителя | Максимально возможный результат – 4 баллов |
6.1. | на уроке учитель использует приёмы и способы формирования умственной деятельности обучающихся | 2 |
6.2. | деятельность учителя нацелена на развитие индивидуальности обучающихся, на формирование их способности к самопознанию | 2 |
7. | Реализация функции контроля | Максимально возможный результат – 4 баллов |
7.1. | оценочно-корригирующая деятельность учителя способствует формированию положительной Я – концепции личности, выработке у обучающихся индивидуального стиля познания | 2 |
7.2. | учитель побуждает учеников оценивать и корректировать работу друг друга | 1 |
ИТОГО: 45 баллов
43-50 баллов – ВКК 37-42 балла - ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Количество баллов соответствует высшей категории
Урок математики в 7А классе соответствует структуре системно- деятельностного урока, проведён с использованием технологии уровневой дифференциации. .Цели и задачи сформулированы в совместной деятельности с учащимися. Отражают формирование УУД. Для достижения поставленных целей применялись При проверке усвоения материала проводится дифференцированно с использованием заданий различного уровня сложности.. Этапы четкие, логичные, завершенные. В работе на уроке используются разноуровневые задания. Осуществление дифференцированного подхода на уроке поэтапное дифференцирование:
1 уровень-Возможна две подсказки.
2 уровень - Возможна одна подсказка.
3 уровень- Возможна одна подсказка.
4 уровень- Подсказок нет.
Организация учебной деятельности оптимальная. Использование ЭОР на данном уроке соответствует требованиям СанПиН, во время урока наблюдалось чередование различных видов учебной деятельности. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. На уроке прослеживаются межпредметные связи с информатикой, физикой, биологией и географией с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Заместитель директора по УВР ___________________ С.С. Куйданова
И.о. Директора МБОУ г. Иркутска СОШ №73____________________В.Ю. Шаманова