Технологическая карта урока технологии в 1 классе «Шаблон. Как разметить круги?»

3
0
Материал опубликован 20 February 2017 в группе
Предмет: Технология

Класс: 1 класс

Автор учебника: Е. А. Лутцева

Тема: Шаблон. Как разметить круги?

Дидактическая цель урока: Создать условия для овладения приёмами работы с шаблоном.

Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Задачи урока:

1. формируем умение работать с шаблоном круглой формы, умение экономной разметки нескольких деталей; умение планировать и выполнять технологические операции (разметка деталей с помощью шаблона круглой формы, формообразование, вырезание по линии, приклеивание) с опорой на инструкционную карту, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

2. воспитываем ответственность за результаты учебного труда, порядок на рабочем месте, формируем умение осуществлять самоконтроль и самооценку, адекватно оценивать работы одноклассников.

3. развиваем художественные и конструкторско-технологические способности, мелкую моторику, координацию движений, глазомер.

Методы обучения: словесные (беседа, обсуждение), наглядные (демонстрация образцов), наблюдение, практикум

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в малых группах.

Средства обучения:

для учителя: образцы аппликаций, имеющих детали круглой формы, образцы шаблонов, лист цветной бумаги;

для учащихся: основа для аппликации (плотная бумага или тонкий картон), цветная бумага (тонкая), лист писчей бумаги, клей ПВА, простой карандаш, ножницы, кисточка для клея, шаблоны (монеты), макулатурная бумага (газета), коробочка для мусора, салфетка, пресс, учебник Е.А. Лутцева «Технология», 1 класс, рабочая тетрадь к учебнику.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа

- Добрый день, ребята. Любите ли вы урок технологии? Почему?

- А что нужно сделать для того, чтобы урок получился успешным и каждый из вас достиг хорошего результата?

- Правильно, ребята, чтобы урок получился успешным, нужны внимательность, старательность, аккуратность, поэтому сегодня мы будем работать старательно, чтобы получить хороший результат.

Дети отвечают на вопросы учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Личностные

Формируем умение оценивать жизненные ситуации, когда нужно стараться и быть внимательным, проявлять интерес к творчеству, осознавать необходимость трудолюбия, аккуратности.

Коммуникативные

Формируем умение слушать и понимать других.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

Познавательно-аналитическая беседа

Учитель демонстрирует 2 работы.

-Посмотрите на 2 работы.

-Что в них общего? В какой технике они выполнены? Какие материалы использованы для их изготовления (для основы и для деталей изображения)?

- Какие формы у деталей?

- Какими способами можно изготовить детали круглой формы?

- При изготовлении деталей круглой формы, какую трудность вы будете испытывать?

- Что может нам помочь вырезать круги?

- Правильно, есть ли такие предметы в нашем классе? Назовите их.

- Как вы думаете, а есть ли специальные приспособления, которые смогли бы нам помочь вырезать ровные круги?

- Давайте проверим ваши предположения по учебнику.

- Это картины – аппликации.

- Они выполнены из цветной бумаги, для основы использовали плотную бумагу. Дети анализируют объекты, выделяют существенные и несущественные признаки.

- Круги

Предположения детей.

- Нужно вырезать ровные круги.

- Предметы круглой формы

- Донышки цветочных горшков, подставки под карандаши, крышки от банок, монеты.

Дети выдвигают предположения

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, представленных образцов изделий.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Учитель демонстрирует шаблоны круглой формы разного размера.

- Кто знает, что это за предметы, как они могли бы помочь в разметках деталей круглой формы?

- Знаете ли вы, как называется это приспособление?

- Давайте обратимся к учебнику.

- Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 69.

- Какие предметы могут помочь тебе разметить круги?

- Почему мы не сможем взять зонт или шляпу с мягкими полями?

- Как вы думаете, ребята, как с помощью шаблона разметить детали?

- Каким требованиям должен отвечать шаблон, чтобы его можно было многократно использовать для разметки деталей к разным изделиям?

- Действительно, шаблон – это фигура из картона, которую можно обводить несколько раз и получать одинаковые детали.

Шаблон, как и инструмент, является помощником мастера.

- Ребята, а вы любите играть в игрушки?

- Посмотрите, какие игрушки можно сделать из бумаги

Учитель демонстрирует образец изделия.

Анализ изделия

- Давайте выберем любое изделие.

- Рассмотрим детали и их формы.

- Как подобраны цвета бумаги?

- Как соединены детали?

- Сколько одинаковых круглых деталей?

- Как их удобнее изготовить?

- А мы умеем делать разметку деталей круглой формы при помощи шаблона?

- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- Какие инструменты нам понадобятся?

- Что вы уже умеете делать?

- В чём вы будете испытывать затруднение?

- Это приспособления, с помощью которых мы можем вырезать ровные круги.

Предположения детей

Дети извлекают из учебника необходимую информацию, рассматривают рисунки на стр. 69.

- Тарелка, чашка, шляпа с жёсткими полями

- Не сможем обвести карандашом.

Дети высказывают предположения

- Плотный, жёсткий

Рассматривают изделия, отвечают на вопросы учителя.

- При помощи клея.

- Изготовить при помощи шаблона

- Нет

Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Дети принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

- Цветная бумага, простой карандаш, шаблон

- Наклеивать детали изделия.

- Смещение шаблона, неровная линия обводки, разметка на лицевой стороне.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение

Личностные УУД

Формируем умение проявлять интерес к творчеству.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Открытие практического умения

-Есть ли среди Вас тот, кто догадался, как правильно выполнить разметку деталей при помощи шаблона?

Предлагаю вам рассказать об этом, объединившись в группы по желанию.

-Кто в группах нашел способ нанесения разметки при помощи шаблона? Кто дополнит ответ?

-Что нам предстоит сделать?

-Что самое сложное?

- Давайте потренируемся.

Учитель раздаёт детям шаблоны и листы бумаги, на которой будут размечены детали для будущей аппликации.

Учитель наблюдает за качеством выполнения работы, разметкой на изнаночной стороне заготовки.

В заключение демонстрируются несколько готовых работ.

- Как экономнее разметить деталь?

Работают с учебником. Делятся на группы. Рассматривают, как правильно приложить шаблон, как зафиксировать, как держать карандаш обсуждают, приходят к общему решению группы.

- Нужно положить на изнаночную сторону заготовки, как можно ближе к краю, удерживать всеми пальцами левой (у левшей – правой) руки, обводить по часовой стрелке.

- Сделать разметку на цветной бумаге с помощью шаблона.

- Зафиксировать шаблон на бумаге, ровно обвести карандашом.

Дети под контролем учителя учатся выполнять разметку деталей при помощи шаблона.

- Расположить шаблон ближе к краю листа бумаги.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные УУД

Формируем умение проявлять интерес к творчеству.

Регулятивные УУД

Формируем умение контролировать процесс и результат своей деятельности.

 

Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

- А теперь посмотрим, как в учебнике показан способ разметки кругов по шаблону.

-Перед вами на стр. 69 порядок работы. А что это такое? Для чего он необходим?

- Если вы будете следовать этому плану, что у вас получится?

 

- Проговорим наш план действий.

1. Возьми лист цветной бумаги.

2. Лист цветной бумаги положи к себе изнаночной стороной.

3. Возьми шаблон.

4. Приложи шаблон к изнаночной стороне цветной бумаги, как можно ближе к краю.

5. Прижми шаблон всеми пальцами левой (для левшей – правой) руки.

6. Обведи шаблон простым карандашом, веди карандаш по часовой стрелке.

- Этот план поможет нам выполнить работу. Подскажет, с чего надо начинать и чем закончить.

- Если будем следовать порядку действий, у нас получится ровная разметка деталей для будущей аппликации.

Дети проговаривают план, ориентируются на схему в учебнике, отражающую последовательность действий при изготовлении изделия.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем изучения схемы в учебнике, переработки информации: сравнения с шаблоном

 

Самостоятельно-практическая работа

- Теперь, ребята, переходим к самостоятельной практической работе по выполнению разметки кругов по шаблону для нашей будущей аппликации.

- При работе с какими инструментами нужно быть осторожными?

- Как правильно разместить инструменты и материала на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и соседу по парте?

Если у детей не получаются правильные геометрические фигуры или не получается аккуратно наклеивать, учитель приходит на помощь.

Ученики повторяют правила безопасной работы ножницами

Ученики организуют свои рабочие места.

Ученики самостоятельно выполняют работу,

делают ее, опираясь на иллюстрации и тексты в учебнике на с. 68, 69 (после предварительного разбора).

Личностные УУД

Формируем умение проявлять интерес к творчеству, понимать значимость выполнения правил безопасности, и организации рабочего места.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

Уборка рабочих мест.

Обобщение.

-Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?

Какие известные вам знания и практические умения помогли самостоятельно справиться с работой?

По окончанию работы дети собирают мусор, убирают инструменты.

Умение точно делать разметку по шаблону, умение вырезать точно по разметке, аккуратность наклеивания деталей.

Оформляют выставку работ.

Личностные УУД

Формируем умение принимать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Формируем умение контролировать процесс и результат своей деятельности.

РЕФЛЕКСИЯ

Оценка практической деятельности

- Что вам хочется сделать со своей работой?

- Кому бы вы хотели подарить свою игрушку?

- Давайте обсудим и оценим ваши работы.

В рекомендательной форме учителем указываются на недочёты в работе.

- Аккуратно ли выполнена работа? Выполняли строго по плану или нет? Самостоятельно работали или с помощью учителя?

- Как вы думаете, будет ли радовать ваших младших братьев и сестричек ваша игрушка?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Удалось её решить? Как?

- Спасибо за работу.

Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о своих работах, адекватно реагируют на оценку своей работы учителем и одноклассников.

Вспоминают цель, которую ставили в начале урока, обсуждают, достигли ли её.

Личностные УУД

Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы, бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников.

Регулятивные УУД

Формируем умение контролировать процесс и результат своей деятельности.

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Используемая литература:

1. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Лутцева Е. А. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 112 с.: ил. – (Начальная школа ХХI века).

2. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Лутцева Е. А., Т. П. Зуева. — 2- е изд., с изм. – М.: Вентана- Граф, 2012. – 80 с.: вкл.

3. Технология: 1 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков/ Лутцева Е. А. 2-е изд., дораб. – М.: Вентана- Граф, 2012. – 208 с.

4. Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие/Сост.: Н.В. Лабутина, С.В. Марчук, Н.В. Переходникова, Н.В. Сарайкина, Е.Н. Текучева; под. ред. Н.Н. Ценарёвой. – Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. – 56с.

5. Технология: Ступеньки к мастерству: 1 класс: Методическое пособие/ Лутцева Е. А. — М.: Вентана- Граф, 2014. — 80 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.