Технологическая карта урока биологии в 11 классе по теме «Взаимоотношения организма и среды»
Саловарова Анна Викторовна, учитель биологии, МАОУ ЦО № 47 г. Иркутска
Предмет: биология
Класс: 11
Базовый учебник: «Биология», 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень; под редакцией Д.К. Беляева Г.М. Дымшица, М.: Просвещение, 2019 г.
Тема урока: Взаимоотношения организма и среды.
Деятельностная цель:
при изучении учебного материала о взаимоотношениях организма и среды, формировать познавательные универсальные учебные действия.
Дидактическая цель: расширить и углубить систему знаний о механизмах взаимодействия живых организмов в природе, о влиянии различных факторах окружающей среды на экосистемы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Дать определение понятиям «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы», «закон толерантности» и «лимитирующий фактор», «биологические ритмы».
Научить анализировать влияние различных факторов на организмы и прогнозировать последствия влияния этих факторов на развитие отдельных организмов и на биосистемы в целом.
Метапредметные:
Познавательные:
Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение;
Коммуникативные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;
Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные: Осознание бережного отношения к природе на основании знаний о влиянии различных экологических факторов на живые системы, выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к биологии.
Тип урока: урок комбинированный
Технология: проблемное обучение
Методы обучения: словесные, наглядные.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Экологические факторы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы, лимитирующие факторы, закон толерантности.
Обеспечение урока:
Учебники, компьютер, проектор, «Экологические факторы», презентация, РЭШ Биология 11 класс, урок 13 «Организм и окружающая среда. Экологические факторы».
Литература:
Учебник «Биология» 11 класс, базовый уровень, под редакцией П.М. Беляева и Г.М. Дымшица, М., Просвещение, 2019.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||
Организационный момент (1-2 мин.) | Проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные: Настрой на продуктивную деятельность на уроке | ||||||||||||||||||
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Организует фронтальную беседу и индивидуальный опрос. 1.Как бы вы сформулировали определение понятия «Окружающая среда»? 2. Что изучает наука экология? Объясните этимологию названия. 3. Какие формы воздействия может оказать окружающая среда на живые организмы? 4. Приведите примеры реакции живых организмов на факторы среды. | Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ. Применяют знания для выполнения заданий. | Познавательные УУД: развивают навык анализа информации, учатся строить высказывания, устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, учатся культуре общения. использовать речевые средства для аргументации своей позиции, умение слушать и слышать друг друга. | ||||||||||||||||||
Этап. Создание проблемной ситуации (2-3 мин.) | Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию. Предлагает учащимся решить задачу. Выносит данное задание при помощи проектора на доску. 1. Известно, что в спальне, где слишком много растений, человек может испытывать недомогание, головную боль, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не кажутся ли вам эти факты противоречащими друг другу? Почему? 2. В летние месяцы рыбалку на берегу озера лучше начинать на рассвете. Днём (особенно в солнечную погоду) клёв на прибрежном мелководье заметно ухудшается. Почему утром рыба плавает в основном у берега, а днём она уходит вглубь или в центр водоёма? 3. Почему происходят такие процессы в природе? (Потому что живые организмы реагируют на воздействие окружающей среды на них). Сформулируйте тему нашего урока. | Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её: (1.Растения при дыхании используют кислород, как и животные, а в процессе фотосинтеза на свету выделяют кислород, но ночью растения не фотосинтезируют, поэтому в спальне может появиться нехватка кислорода и человек из-за этого испытывает недомогание и головную боль). 2.После ночи проголодавшиеся рыбы ищут корм в прибрежной растительности. 3. Днём вода на мелководье слишком нагревается. 4. В тёплой воде плохо растворяется кислород. 5. Рыба в тёплой воде задыхается. 6. Чтобы не задохнуться, рыбы перемещаются на глубину или в центр водоёма, где температура воды ниже и кислорода больше. Формулируют тему урока. | Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы. | ||||||||||||||||||
Этап. Целеполагание (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог: Каков главный вопрос нашего урока? (Какие виды воздействий оказывает окружающая среда на живые организмы)? Какова цель? Выслушивает предположения детей. (Классифицировать виды воздействий окружающей среды и дать им характеристику). | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности, устанавливать пути решения проблемы. | ||||||||||||||||||
Этап Планирование (5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, с помощью чего можно достичь поставленной цели. Составьте план нашей дальнейшей работы Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Учитель фиксирует план на доске. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, из предложенных заданий и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием. 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. | Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека. учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, - учатся выражать свои мысли. Регулятивные: Выдвигают способы решения проблемы, осознавая конечный результат, составляют план решения проблемы. | ||||||||||||||||||
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Предлагает учащимся задание, организует работу в парах. Подумайте, как окружающая среда может воздействовать на организмы: а) растений; б) животных; в) человека. На какие группы вы могли бы распределить эти воздействия? Влияние неживой природы Влияние живой природы Влияние человека Организует беседу по результатам выполнения задания. Сколько групп вы выделили? Какой признак вы положили в основу классификации? Охарактеризуйте первую группу изменений: Влияние температуры воздуха, влажности, климата и т.д. Подводящая беседа Какое значение для организмов имеют данные воздействия? Сообщает, что такие воздействия называются абиотическими факторами. Предлагает сформулировать определение «абиотических факторов». Сравните с определением, которое дается в учебнике. Проанализируйте вторую группу воздействий: Насекомые опыляют цветы, животные переносят семена растений, животные охотятся друг на друга. Что вы можете сказать о данной группе взаимодействий? Какое они имеют значение для организма? Такие воздействия называются биотическими факторами. Сформулируйте определение биотических факторов. Сравните с определением, которое дается в учебнике. Организует работу с текстом, (текст выводится на экран) Прочтите текст. Человек стал оказывать влияние на окружающую его природную среду с тех пор, как перешел от собирательства к охоте и земледелию. Результатом охоты явилось исчезновение ряда видов крупных млекопитающих и птиц. Многие виды стали редкими и находятся на грани исчезновения. Развитие земледелия приводило к освоению все новых территорий для выращивания культурных растений. Леса и другие естественные биоценозы замещались агроценозами – бедными по видовому составу плантациями сельскохозяйственных культур. Организует подводящую беседу. О чем данный текст? Такие воздействия называются антропогенными факторами. Предлагает сформулировать определение «антропогенных факторов». Сравните с определением, которое дается в учебнике. Просмотр фрагмента урока на РЭШ и составление кластера: «Факторы среды», приведите пример на каждый его элемент. Можно воспользоваться приемом (формулой) ПОПСА (позиция-объяснение-пример-следствие): Длина светового дня влияет на растения- мало солнечного света, снижение интенсивности процессов фотосинтеза-листья не могут в полной мере осуществлять синтез углеводов-листопад. Организует работу с текстом учебника. Каждая особь может существовать лишь в каких-то пределах изменений того или иного фактора. Эту зависимость можно изобразить в виде графика. Работа с рисунком в учебнике и на слайде: «Зона толерантности и положение оптимума» Вы, конечно, понимаете, что действительные взаимоотношения организмов и среды крайне сложны и определяются взаимодействием огромного количества факторов. Кроме того, их роль может меняться не только на протяжении онтогенеза, но и даже в течение суток и часов. Однако можно выделить несколько ведущих факторов и исследовать их. Прочитайте текст параграфа стр.134-136 и ответьте устно на вопросы 5-7 после параграфа, используя понятия: «лимитирующий фактор», «толерантность», «зона оптимума и пессимума». Как организмы приспособились к выживанию в окружающей среде? | Учащиеся выдвигают предположения этих воздействий: на растения влияет влажность, на животных влияет длина светового дня и т.д. Выполняют задание, распределяют по предполагаемым группам. Группы выступают по результатам работы, сравнивают свои результаты с результатами одноклассников. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ. Формулируют определение. Находят определение в учебнике и сравнивают с тем, которое они дали. Читают текст Отвечают на вопросы по тексту. На основании просмотренного фрагмента составляют кластер, приводят примеры факторов среды. Работают с рисунком учебника. Находят информацию о зонах оптимума и пессимума, определение понятия «лимитирущий фактор». Выписывают в тетрадь определение толерантности и закона толерантности, отвечают на вопросы с использованием новых понятий. Приводят примеры приспособлений или адаптаций. | Познавательные УУД: учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, преобразуют информацию, строят логические рассуждения. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека. учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности в обучении. | ||||||||||||||||||
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.) | Организует выполнение задания 1.Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
2.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых факторов среды можно отнести к абиотическим? 1) увеличение численности хищников 2) выделение углекислого газа электростанцией 3) среднегодовая температура 4) годовая норма осадков 5) образование водохранилища 6) крутизна склона горы 3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов среды относят к биотическим? 1) наличие паразитов 2) температура воды 3) хищничество 4) солнечная радиация 5) наличие видов-конкурентов 6) внесение удобрений 4. К антропогенным факторам относят 1) образование карьеров 2) влагоёмкость почвы 3) продолжительность светового дня 4) естественный фон радиации | Выполняют задание, осуществляют проверку, объясняя свой выбор. | Познавательные УУД учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. | ||||||||||||||||||
Этап. Рефлексия (2-3 мин). | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог. Обратите внимание на наши записи! Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план. Всё мы выполнили? Можем мы сейчас ответить на вопросы, которые вызвали у вас затруднение в начале урока? Какие виды воздействий оказывает окружающая среда на живые организмы? Классифицировать виды воздействий окружающей среды и дать им характеристику. Какие факторы воздействовали на живые организмы в задачах на начало урока? Как оцените свою работу? | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Решают проблемный вопрос, поставленный в начале урока. | Познавательные УУД: учатся находить и использовать нужную информацию. учатся строить высказывания; учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. | ||||||||||||||||||
Этап. Домашнее задание. (2 мин). | Комментирует домашнее задание: параграф 26, выполните задания по желанию на РЭШ Биология 11 класс, урок 13 «Организм и окружающая среда. Экологические факторы», оформите в тетради практическую работу № 1 на стр.138. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. | Регулятивные УУД: ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |
.