Технологическая карта урока в 5 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»

1
0
Материал опубликован 11 November 2017

Пояснительная записка к презентации

Этап

урока.

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент.

Приветственное слово учителя.

Учитель читает стихотворение:

Тучки нахмурились,
Дождик пошел…
Солнышко взошло,
Вот как хорошо!

- Какое настроение вызывают у нас последние строки стихотворения? (Радостное)

-Пусть у нас весь урок будет радостное настроение, давайте улыбнемся друг другу и выполним наши упражнения.

Кинезнологические упражнения

(Слайд 2) Ухо – нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.

(Слайд 3) Змейка. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Отвечают на вопрос.

Выполняют упражнения.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.


 

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

2. Мотивация.

Минутка чистописания

-Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница… (
зима)

- Давайте сплетем из букв красивое зимнее кружево- Зз Злзы

(Слайд 4)

Отгадывают загадку.

Самостоятельно выполняют письмо по образцу

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

3. Целеполагание.

(Слайд5) -Внимание на экран. Перед вами слова. Спишите их, обозначив в них корень.

Мороз, снег, хлеб, лук, клюв, нож.

Гроза, сапоги, дубы, рука, сова, лужи.

-Прочитайте слова по рядам.

-Скажите, в каком ряду звонкие и глухие согласные в корне пишутся так, как произносятся. В каком ряду их написание вызывает сомнение?

-Подчеркните сомнительные согласные.

- Попробуйте сформулировать тему и цели урока. (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова) ( Слайд 6)

Записывают слова, выделяя орфограмму и корень в словах.

Формулируют тему и цели урока.

Предметные:

распознание согласных в слабых позициях.

Метапредметные:

участвовать в речевом общении

4.Объяснение нового материала.

-Давайте, ребята, вернемся к нашему заданию, которое вы выполнили и попробуем сформулировать наше сегодняшнее правило.

(Слушает ответы учащихся.)

-А теперь всё внимание на экран и сравниваем ваш ответ с правильным.(Слайд7)

-Парные звонкие и глухие согласные в корне произносятся и пишутся одинаково перед гласной. В других случаях парные согласные в корне надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

-Откройте учебник стр. 66, прочитайте правило про себя несколько раз.

Формулируют правило.

Читаю правило и запоминают его.

Метапредметные:

создавать устные высказывания

5. Первичное закрепление.

(Слайд 8 )

-Прочитайте словосочетания. Сомнительную гласную в корне проверяйте гласной. Для этого к корню слова добавь окончание.

Платяной шкаф – шкафы

Чёткий сле..- …..

Съедобный гри.. - … .

Смешной расска.. - … .

Звонкий голо.. - … .

Весна без гроз – грозы.

Отвар из тра.. -… .

Кожа для сапо.. - … .

Капли для гла.. - … .

Крем для ру.. - … .

-Запишите по образцу. Вставьте сомнительные согласные.

Словарная работа.

(Слайд 9 )- Внимание на экран

-Прочитайте слово (Слово ФИЗКУЛЬТУРА ).

-Как оно произносится? А как пишется?

-Какие орфограммы в слове нужно запомнить?

-Давайте составим и запишем словосочетания и предложение с данным словом.

Выполняют задание вместе с учителем.

Работают со словарным словом.

Предметные: выделять морфемы на основе смыслового анализа

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

6. Физкультминутка

(Слайд10)-Встаньте, ребята, давайте вместе прочитаем бодро и весело стихотворение.

Физкультура, физкультура,

Ты – любимый наш урок!

Тренируем, тренируем

Силу рук и силу ног!

-Скажите, чем вам нравятся уроки физкультуры. Для чего нужна физкультура?

(Слайд 11)

-Молодцы, а теперь ребята повторяем все за мной:

Вот деревья – великаны,
Вверх потянемся руками, (
тянем руки вверх)
И увидим – листьев нет,
А на ветках только снег.

Мы бумажные листочки начинаем мять в ладошке, (мнем тетрадные листочки)
Посмотрите, посмотрите на бумажные комочки,
Можно с ними поиграть, как снежки их побросать! (
игра в парах)
Ручками снежки разгладим, будто утюгом погладим, (
разглаживание листочков)
И бумажные комочки снова гладкие листочки.

- Молодцы , ребята, все отдохнули? Продолжаем работу.

Читают стих, отвечают на простые вопросы.

Выполняют простые движения.

 

7. Закрепление полученных знаний.

-Спишите ряды однокоренных слов. Выдели корень. Подчеркните в нём конечную согласную.(Слайд 12)

Спрос, просить, просьба.

Тетрадь, тетрадка, тетрадочка.

Сторож, сторожка, сторожиха, сторожить.

Остров, островки, островочек.


 

-Сравните произношение выделенных согласных в группе однокоренных слов.

- Сделайте вывод.

(Звонкие и глухие согласные в корне могут произноситься по –разному, а пишутся одинаково: так, как перед гласной.

Тетрадочка – тетрадь, тетрадка.) (Слайд 13)

Откройте учебник стр. 68, прочитайте правило про себя несколько раз.

- Итак, ребята, что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с сомнительными гласными?

(Слайд 14)Для проверки сомнительной согласной в корне подбирай такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная.


 

Сомневаюсь

Проверяю

Пишу

Коро?ка

Ука?ка

Коробочка

Указывать

Коробка

Указка


 

-Откройте учебник стр. 69, прочитайте про себя несколько раз это правило.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Списывают, выполняя задание.

Отвечают на вопрос, делают вывод.

Читают правило по учебнику.

Отвечают на вопрос, формулируют правило, закрепляют правило по учебнику.

Предметные: выполнять задания по алгоритму

Метапредметные:

развитие устной монологической речи.

8.Промежуточная рефлексия.


 

(Слайд 15) - Прочитайте однокоренные слова. Найдите слова, в которых написание согласной не вызывает сомнения. Эти слова будут проверочными. Запишите их первыми. Спишите слова, вставляя пропущенную согласную в корне.

С/З Ни..енький, ни..кий, ни..ко.

Поло..ка, поло..а, поло..атый.

Т/Д Пило..ка, пило.., пило..ировать.

Разве..чик, разве..ать, разве..ка.

Ш/Ж Но..ка, подно..ка, но..енька.

Кро..ка, окро..ка, кро..ть.

П/Б Су.., су..овой, су..чик.

Улы..ка, улы..чивый, улы..аться.

- А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте, проверьте и оцените работы одноклассников. Сверяйте ответы с ответами на экране.

- Проверка по слайду (Слайд 16)

Низенький, низкий, низко.

Полоса, полоска, полосатый.

Пилотировать, пилотка, пилот.

Разведать, разведка, разведчик.

Ноженька, ножка, подножка.

Крошить, крошка, окрошка.

Суповой, суп, супчик.

Улыбаться, улыбчивый, улыбка.

-Подсчитайте количество ошибок и оцените работы: от 0 -1 – «5», от 2 – 4 – «4», от 5 -8 –«3», от 9 –«2».

Выполняют упражнение.

Меняются тетрадями, проверяют и оценивают работы одноклассников.

Предметные: выполнять задания по алгоритму.

Личностные: оценивать свою работу и работу одноклассников.

9. Закрепление полученных знаний.

(Слайд 17,18) –Следующее наше задание спряталось в картинках. Рассмотрите рисунки. В них «спрятаны» корни для группы однокоренных слов. Правильно впиши корни в столбики однокоренных слов.

ки

очки

ы

ка

ок

ятня

очек

ки

ик

ки

астый

оньки

- В каких словах написание согласной в корне вызывало сомнение? Какие слова подсказали правильную согласную?


 

-(Слайд 19) Для выполнения последнего нам необходимо разделится на 2 команды. Перед вами слова с пропущенной согласной. Каждая команда выписывает только свои слова, подбирая проверочное слово по образцу:

БлуС/Зка – блуЗа

ТруП/Бка-… .

ЯгоТ/Д - … .

ШляП/Б - … .

ПлоФ/Вцы - … .ГреП/Бцы - … .

ПохоТ/Дка – ходить.

РуП/Бка - … .

ЗапиС/Зка - … .

ТоП/Бка - … .

СосеТ/Дка- … .ГолуП/Бка - …. .

- А теперь нам понадобятся наши карточки, при помощи которых вы будете оценивать работу противоположной команды. Итак, напоминаю: зеленая – вы согласны с ответом, красная – нет.


 

(Проверка и оценивание выполненной работы при помощи карточек).


 


 

Выполняют упражнение.

Делятся на команды.

Работают в команде.

Оценивают работу при помощи карточек.

Предметные: применять знания и умения по морфемике

Личностные: работать в команде

Предметные: применять знания и умения по морфемике

Личностные: оценивать свою работу и работу одноклассников.

10. Рефлексия.


 

- Подведем итоги сегодняшнего урока. Что нового вы узнали на уроке?

-Как проверить сомнительную согласную?

- Довольны ли вы своей работой?

- Оцените, как вы усвоили материал по теме «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» Для этого выберите один из значков.

! – понял и могу объяснить другим

? – в основном понял, но есть неуверенность

--- - не понял, нужно повторить еще раз.


 

Отвечают на вопросы.

Выбирают нужный знак и оценивают свою работу.

Личностные: оценивать свою работу

11.Домашнее задание.


 

с.71 № 113, с.66, 68 (правило)

-Прочитайте задание. Как выполните это упражнение?

- На этом наш урок подошел к концу. Надеюсь, вы покидаете урок с радостным чувством. Всего доброго.

Читают задание,записывают задание на дом.

 


Презентация к уроку
PPTX / 1.08 Мб

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка в 5 классе. Подготовил учитель русского языка и литературы Абдуллаева Э.Ш.

УХО -НОС …ка …ок …ятня

ЗМЕЙКА

Минутка чистописания

Спишите, обозначая корень: Мороз, снег, хлеб, лук, клюв, нож. Гроза, сапоги, дубы, рука, сова, лужи. 1)Прочитайте слова по рядам. 2)В каком ряду звонкие и глухие согласные в корне пишутся так, как произносятся. В каком ряду их написание вызывает сомнение? 3)Подчеркните сомнительные согласные.

Тема урока: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. ЦЕЛИ УРОКА: систематизировать знания, полученные за время обучения в начальной школе; учить подбирать проверочные слова для написания сомнительных согласных; отработка навыка подбора проверочных слов.

ПРАВИЛО Парные звонкие и глухие согласные в корне произносятся и пишутся одинаково перед гласной. В других случаях парные согласные в корне надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная. Сомневаюсь Проверяю Пишу Один сапо?, Без сапр? Сапоги Один сапог, без сапог

Запишите по образцу. Вставьте сомнительные согласные Платяной шкаф – шкафы Чёткий сле..- ….. Съедобный гри.. - … . Смешной расска.. - … . Звонкий голо.. - … . Весна без гроз – грозы. Отвар из тра.. -… . Кожа для сапо.. - … . Капли для гла.. - … . Крем для ру.. - … .

Словарная работа. ФИЗКУЛЬТУРА

Физкультура, физкультура, Физкультура, физкультура, Ты – любимый наш урок! Тренируем, тренируем Силу рук и силу ног!

Спишите ряды однокоренных слов. Выдели корень. Подчеркните в нём конечную согласную. Спрос, просить, просьба. Тетрадь, тетрадка, тетрадочка. Сторож, сторожка, сторожиха, сторожить. Остров, островки, островочек. Сравните произношение выделенных согласных в группе однокоренных слов. Сделайте вывод.

ПРАВИЛО Звонкие и глухие согласные в корне могут произноситься по –разному, а пишутся одинаково: так, как перед гласной. Тетрадочка – тетрадь, тетрадка.

ЗАПОМНИ Для проверки сомнительной согласной в корне подбирай такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная. Сомневаюсь Проверяю Пишу Коро?ка Ука?ка Коробочка Указывать Коробка Указка

Прочитайте однокоренные слова. Найдите слова, в которых написание согласной не вызывает сомнения. Эти слова будут проверочными. Запишите их первыми. Спишите слова, вставляя пропущенную согласную в корне. С/З Ни..енький, ни..кий, ни..ко. Поло..ка, поло..а, поло..атый.   Т/Д Пило..ка, пило.., пило..ировать. Разве..чик, разве..ать, разве..ка.   Ш/Ж Но..ка, подно..ка, но..енька. Кро..ка, окро..ка, кро..ть.   П/Б Су.., су..овой, су..чик. Улы..ка, улы..чивый, улы..аться.

Проверка Низенький, низкий, низко. Полоса, полоска, полосатый. Пилотировать, пилотка, пилот. Разведать, разведка, разведчик. Ноженька, ножка, подножка. Крошить, крошка, окрошка. Суповой, суп, супчик. Улыбаться, улыбчивый, улыбка.

…ки …ки …очки …ы …ка …ок …ятня …ка …ок …ятня …ка …ок …ятня

очек очек …ки …ик …ки …астый …оньки

Задание командам: 1 команда 2 команда БлуС/Зка – блуЗа. ТруП/Бка-… . ЯгоТ/Д - … . ШляП/Б - … . ПлоФ/Вцы - … . ГреП/Бцы - … . ПохоТ/Дка – ходить. РуП/Бка - … . ЗапиС/Зка - … . ТоП/Бка - … . СосеТ/Дка- … . ГолуП/Бка - …. .

Подводим итоги. Что нового вы узнали на уроке? -Как проверить сомнительную согласную? - Довольны ли вы своей работой? - Оцените, как вы усвоили материал по теме «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» Для этого выберите один из значков. ! – понял и могу объяснить другим ? – в основном понял, но есть неуверенность --- - не понял, нужно повторить еще раз.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации