Технологическая карта урока в 5 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»
Пояснительная записка к презентации
Этап урока. |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
|||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
1.Оргмомент. |
Приветственное слово учителя. Учитель читает стихотворение: Тучки нахмурились, - Какое настроение вызывают у нас последние строки стихотворения? (Радостное) -Пусть у нас весь урок будет радостное настроение, давайте улыбнемся друг другу и выполним наши упражнения. Кинезнологические упражнения (Слайд 2) Ухо – нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот. (Слайд 3) Змейка. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Отвечают на вопрос. Выполняют упражнения. |
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
||||||
2. Мотивация. |
Минутка чистописания -Отгадайте загадку: Запорошила дорожки, - Давайте сплетем из букв красивое зимнее кружево- Зз Злзы (Слайд 4) |
Отгадывают загадку. Самостоятельно выполняют письмо по образцу |
Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний |
||||||
3. Целеполагание. |
(Слайд5) -Внимание на экран. Перед вами слова. Спишите их, обозначив в них корень. Мороз, снег, хлеб, лук, клюв, нож. Гроза, сапоги, дубы, рука, сова, лужи. -Прочитайте слова по рядам. -Скажите, в каком ряду звонкие и глухие согласные в корне пишутся так, как произносятся. В каком ряду их написание вызывает сомнение? -Подчеркните сомнительные согласные. - Попробуйте сформулировать тему и цели урока. (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова) ( Слайд 6) |
Записывают слова, выделяя орфограмму и корень в словах. Формулируют тему и цели урока. |
Предметные: распознание согласных в слабых позициях. Метапредметные: участвовать в речевом общении |
||||||
4.Объяснение нового материала. |
-Давайте, ребята, вернемся к нашему заданию, которое вы выполнили и попробуем сформулировать наше сегодняшнее правило. (Слушает ответы учащихся.) -А теперь всё внимание на экран и сравниваем ваш ответ с правильным.(Слайд7) -Парные звонкие и глухие согласные в корне произносятся и пишутся одинаково перед гласной. В других случаях парные согласные в корне надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная. -Откройте учебник стр. 66, прочитайте правило про себя несколько раз. |
Формулируют правило. Читаю правило и запоминают его. |
Метапредметные: создавать устные высказывания |
||||||
5. Первичное закрепление. |
(Слайд 8 ) -Прочитайте словосочетания. Сомнительную гласную в корне проверяйте гласной. Для этого к корню слова добавь окончание. Платяной шкаф – шкафы Чёткий сле..- ….. Съедобный гри.. - … . Смешной расска.. - … . Звонкий голо.. - … . Весна без гроз – грозы. Отвар из тра.. -… . Кожа для сапо.. - … . Капли для гла.. - … . Крем для ру.. - … . -Запишите по образцу. Вставьте сомнительные согласные. Словарная работа. (Слайд 9 )- Внимание на экран -Прочитайте слово (Слово ФИЗКУЛЬТУРА ). -Как оно произносится? А как пишется? -Какие орфограммы в слове нужно запомнить? -Давайте составим и запишем словосочетания и предложение с данным словом. |
Выполняют задание вместе с учителем. Работают со словарным словом. |
Предметные: выделять морфемы на основе смыслового анализа Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи. |
||||||
6. Физкультминутка |
(Слайд10)-Встаньте, ребята, давайте вместе прочитаем бодро и весело стихотворение. Физкультура, физкультура, Ты – любимый наш урок! Тренируем, тренируем Силу рук и силу ног! -Скажите, чем вам нравятся уроки физкультуры. Для чего нужна физкультура? (Слайд 11) -Молодцы, а теперь ребята повторяем все за мной: Вот деревья – великаны, Мы бумажные листочки начинаем мять в ладошке, (мнем тетрадные листочки) - Молодцы , ребята, все отдохнули? Продолжаем работу. |
Читают стих, отвечают на простые вопросы. Выполняют простые движения. |
|||||||
7. Закрепление полученных знаний. |
-Спишите ряды однокоренных слов. Выдели корень. Подчеркните в нём конечную согласную.(Слайд 12) Спрос, просить, просьба. Тетрадь, тетрадка, тетрадочка. Сторож, сторожка, сторожиха, сторожить. Остров, островки, островочек.
-Сравните произношение выделенных согласных в группе однокоренных слов. - Сделайте вывод. (Звонкие и глухие согласные в корне могут произноситься по –разному, а пишутся одинаково: так, как перед гласной. Тетрадочка – тетрадь, тетрадка.) (Слайд 13) Откройте учебник стр. 68, прочитайте правило про себя несколько раз. - Итак, ребята, что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с сомнительными гласными? (Слайд 14)Для проверки сомнительной согласной в корне подбирай такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная.
-Откройте учебник стр. 69, прочитайте про себя несколько раз это правило.
|
Списывают, выполняя задание. Отвечают на вопрос, делают вывод. Читают правило по учебнику. Отвечают на вопрос, формулируют правило, закрепляют правило по учебнику. |
Предметные: выполнять задания по алгоритму Метапредметные: развитие устной монологической речи. |
||||||
8.Промежуточная рефлексия.
|
(Слайд 15) - Прочитайте однокоренные слова. Найдите слова, в которых написание согласной не вызывает сомнения. Эти слова будут проверочными. Запишите их первыми. Спишите слова, вставляя пропущенную согласную в корне. С/З Ни..енький, ни..кий, ни..ко. Поло..ка, поло..а, поло..атый. Т/Д Пило..ка, пило.., пило..ировать. Разве..чик, разве..ать, разве..ка. Ш/Ж Но..ка, подно..ка, но..енька. Кро..ка, окро..ка, кро..ть. П/Б Су.., су..овой, су..чик. Улы..ка, улы..чивый, улы..аться. - А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте, проверьте и оцените работы одноклассников. Сверяйте ответы с ответами на экране. - Проверка по слайду (Слайд 16) Низенький, низкий, низко. Полоса, полоска, полосатый. Пилотировать, пилотка, пилот. Разведать, разведка, разведчик. Ноженька, ножка, подножка. Крошить, крошка, окрошка. Суповой, суп, супчик. Улыбаться, улыбчивый, улыбка. -Подсчитайте количество ошибок и оцените работы: от 0 -1 – «5», от 2 – 4 – «4», от 5 -8 –«3», от 9 –«2». |
Выполняют упражнение. Меняются тетрадями, проверяют и оценивают работы одноклассников. |
Предметные: выполнять задания по алгоритму. Личностные: оценивать свою работу и работу одноклассников. |
||||||
9. Закрепление полученных знаний. |
(Слайд 17,18) –Следующее наше задание спряталось в картинках. Рассмотрите рисунки. В них «спрятаны» корни для группы однокоренных слов. Правильно впиши корни в столбики однокоренных слов.
- В каких словах написание согласной в корне вызывало сомнение? Какие слова подсказали правильную согласную?
-(Слайд 19) Для выполнения последнего нам необходимо разделится на 2 команды. Перед вами слова с пропущенной согласной. Каждая команда выписывает только свои слова, подбирая проверочное слово по образцу:
- А теперь нам понадобятся наши карточки, при помощи которых вы будете оценивать работу противоположной команды. Итак, напоминаю: зеленая – вы согласны с ответом, красная – нет.
(Проверка и оценивание выполненной работы при помощи карточек).
|
Выполняют упражнение. Делятся на команды. Работают в команде. Оценивают работу при помощи карточек. |
Предметные: применять знания и умения по морфемике Личностные: работать в команде Предметные: применять знания и умения по морфемике Личностные: оценивать свою работу и работу одноклассников. |
||||||
10. Рефлексия.
|
- Подведем итоги сегодняшнего урока. Что нового вы узнали на уроке? -Как проверить сомнительную согласную? - Довольны ли вы своей работой? - Оцените, как вы усвоили материал по теме «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» Для этого выберите один из значков. ! – понял и могу объяснить другим ? – в основном понял, но есть неуверенность --- - не понял, нужно повторить еще раз.
|
Отвечают на вопросы. Выбирают нужный знак и оценивают свою работу. |
Личностные: оценивать свою работу |
||||||
11.Домашнее задание. |
с.71 № 113, с.66, 68 (правило) -Прочитайте задание. Как выполните это упражнение? - На этом наш урок подошел к концу. Надеюсь, вы покидаете урок с радостным чувством. Всего доброго. |
Читают задание,записывают задание на дом. |