Технологическая карта урока в 6 классе по теме «Сложение чисел с разными знаками»
Пояснительная записка к презентации
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение чисел с разными знаками" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
ФИО: Боровских Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: " Сложение чисел с разными знаками"
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 6
Цели урока:
Образовательные:
- формирование навыка сложения чисел с разными знаками;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с правилом сложения чисел с разными знаками с помощью понятия "модуль";
-развивать способность к использованию алгоритма сложения чисел с разными знаками;
-способствовать приобретению необходимых умений и навыков;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные:
Проявляют интерес к теме урока.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
регулятивные: обнаруживают проблему недостатка знаний для выполнения действий.
познавательные: учатся навыкам самостоятельного приобретения новых знаний, наиболее эффективных способов решения образовательных задач.
коммуникативные – учатся: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; слушать других, критично относиться к своему мнению.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 6кл. М.: «Просвещение» 2013.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №2): "Миром правят цифры!" Выясняет как ученики понимают данное высказывание. |
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают. |
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
Проводит опрос, в ходе которого проверяется теоретический материал прошлого урока ( Приложение 2): (Слайд №3): 1. Решите уравнение: а) -у = -9 б) -(-х)= 5 в) -х = 4 2. Найдите значение выражения: (Слайд №4): а) -3 + (-4) б) -6 + (-8) в) -2,7 + (- 3,8) г) -6,2 + (- 6, 5) д) -4,25 + (-4,25) 3. Как называются числа: 3; -4,7; -2; -3; 10; 0,15; -2,5; 6; 63; -25? - Какое ключевое понятие объединяет данные числа? 4. Назовите слова или выражения, связанные с понятием чисел с разными знаками? 5. С помощью координатной прямой найдите сумму чисел: (Слайд № 5): а) -3 и 8 б) 6 и -9 в) 5 и -2 г) 1356 и -234 |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы: -вспоминают основные понятия. Записывают свои ответы в Лист самоконтроля (Приложение1).
Учащиеся решают примеры, анализируют свою работу, результаты записывают в Лист самоконтроля. выражают вслух свои затруднения(понимают, что не все примеры они могут решить)
-Положительные и отрицательные.
- Числа с разными знаками. - Модуль, координатная прямая, сравнение.
- Используя координатную прямую, складывают числа: а) -3 + 8= 5 б) 6+ (-9) = -3 в) 5+ (-2) = 3 Результаты записывают в Лист самоконтроля.
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения
|
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности |
– Вы смогли выполнить все задания? - Почему не все примеры решаемы? -Таким образом, у нас возникло затруднение при выполнении какого действия? - Следовательно, тема нашего урока .... (Слайд №1). -Отсюда, цель урока ...
|
Понимают, что с помощью координатной прямой пример под г)решить трудно.
- Сложение чисел с разными знаками. Формулируют тему урока.
- Научиться складывать числа с разными знаками без координатной прямой. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
|
Построение проекта выхода из затруднения |
Предлагает рассмотреть результаты примеров из устного счета (Слайд №6): а) -3 + 8= 5 б) 6+ (-9) = -3 в) 5+ (-2) = 3 - Внимательно посмотрите на получившиеся результаты и попытайтесь сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Предлагает сформулировать правило сложения чисел с разными знаками (Слайд №7): -Чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно: |
Решают примеры, ответы записывают в Лист самоконтроля.
Самостоятельно пытаются сформулировать правило сложения чисел с разными знаками (записывают в Лист самоконтроля).
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайд №8) |
Выполняют гимнастику для глаз, для кистей рук |
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) |
-Можем ли мы сейчас решить пример, который вызвал трудности: 1356 + ( -234)? - Как сложить эти два числа, используя открытое вами правило? - Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. |
Решают пример, применяя правило: 1356 + ( -234) = 1222
|
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи |
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть правило сложения чисел с разными знаками, предлагаемое авторами учебника). Разберём еще один пример, используя опорную схему: 35 + (-14). - Определите, с какими знаками складываются числа? - По какому правилу можно сложить числа с разными знаками?
-Выполните сложение чисел с разными знаками с применением правила и проговариванием вслух (Слайд № 9): 15 + (- 23); -5,3 + 4,6; 8,7 + (- 5,7); -1,25 + 6,55. |
Проговаривают правило (фронтально, в парах).
-С разными знаками. - По правилу сложения чисел с разными знаками. Решают: 35 + (-14) = 21 Решает один ученик у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой(результаты записывают в Лист самоконтроля): 15 + (- 23)= - 8; -5,3 + 4,6 = - 0,7; 8,7 + (- 5,7) = 3; -1,25 + 6,55 = 5,3. |
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 3) с последующей проверкой. |
Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) № 1066(1,2ст), 2) 1072. |
Выполняют задания под руководством учителя(записывают ответы в Лист самоконтроля) |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
11. Рефлексия учебной деятельности |
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №10): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №11). |
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №12) |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 1080(1), 1081(1ст), 1082, 1083. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания |
Ответ, способ решения |
Шкала баллов |
Суммарный балл за задание |
Решите уравнение: |
2 |
||
Найдите значение выражения |
2 |
||
С помощью координатной прямой найдите сумму чисел |
1 |
||
Результаты примеров из устного счета |
2 |
||
Выполните сложение чисел с разными знаками с применением правила |
3 |
||
Самостоятельная работа |
2 |
||
Решение заданий № 1066(1,2ст), 1072. |
2 |
||
Суммарный балл за работу |
15 |
Критерии отметок: 15-13б-"5"; 12-10б- "4"; 9-6б – "3"; меньше 6б- "2".
Приложение 3:
1вариант
Вычислите и заполнив таблицу, прочитайте полученное слово:
5+ (-11)
-7 + (-9)
-1,4 + 0,8
-2,9 + 6
3,7 + (-4)
1,8 + (-1,8)
М |
О |
Д |
У |
Л |
Ь |
2вариант
Вычислите и заполнив таблицу, прочитайте полученное слово:
12+ (-3)
-4 + (-8)
-0,9 +(- 0,5)
0,05+(- 0,5)
-3,6 + 0
10 + (-3,2)