Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В. |
|||
Предмет: Химия |
|||
Класс: 8 |
|||
Тип урока: комбинированный урок |
|||
Тема: «Реакции обмена» 1/44 |
|||
Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о реакциях обмена, познакомить с условиями протекания реакций обмена; 2) развития – развивать умение анализировать, доказывать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, делать выводы; 3) воспитания – сформировать мировоззренческие идеи: объективность и познаваемость закономерностей протекания химических реакций; воспитывать усидчивость, ответственное отношение к приобретению знаний, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради. |
|||
Термины и понятия: реакции обмена, реакции нейтрализации |
|||
Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований, солей, электрохимический ряд напряжений металлов, CuО, HCl, H2SO4, NаOН, CuSO4, Nа2СО3, пробирки, фенолфталеин, спиртовка, спички, держатель для пробирок, карточки с заданиями |
|||
Межпредметные связи: математика (вычислительные навыки) |
|||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: |
УУД |
||
Знать: определения изученных понятий: «реакции обмена», «реакции нейтрализации» Уметь: классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании наблюдений за экспериментом |
Познавательные – использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение; составлять на основе текста таблицы, схемы, опорный конспект, в том числе с применением средств ИКТ; получать информацию из различных источников и интерпретировать её. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - формирование умения управлять своей познавательной деятельностью; понимание значимости естественно-научных и математических знаний для решения практических задач; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту |
||
Организация пространства |
|||
Этап урока, цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
||
1.Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. |
Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку. |
Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок |
|
2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала |
Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль: - Какие реакции относятся к реакциям замещения? () - Сравните по числу взятых и полученных веществ, а также по тому, являются ли исходные и полученные вещества простыми или сложными: а) реакции разложения и замещения; б) реакции замещения и соединения. - Произойдёт ли реакция, если в пробирку с ртутью прилить серную кислоту? Почему? (Нет, не произойдёт. Ртуть в ряду напряжений металлов стоит после водорода, следовательно, не способна вытеснить водород из раствора серной кислоты.) - Между какими парами веществ, формулы которых приведены ниже, произойдёт химическая реакция: а) Co и ZnCl2; б) Zn и Pb(NO3)2; в) Cu и MnSO4? Составьте уравнения возможных химических реакций. - Определите тип химических реакций. Расставьте коэффициенты. 1. Cu + O2 = CuO 2. Zn(OH)2 = ZnO + H2O 3. Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2 4. NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O (1 - соединения: 2 - разложения: 3 - замещения) |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников. |
|
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. |
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока: - Как вы думаете, какой тип реакции характеризует четвёртое уравнение реакции? (Реакция обмена) Подводит обучающихся к формулировке темы и цели урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - В каких случаях химические реакции обмена могут быть? Какие условия или факторы обязательны для выполнения? - Сегодня мы продолжим изучение типов химических реакций. более подробно рассмотрим новый тип химических реакций – реакции обмена. |
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают свои идеи. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Слушают мнения одноклассников. |
|
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Формулирует задание. Демонстрирует реакции обмена, идущие с образованием осадка. - Прильем к раствору щелочи раствор сульфата меди (II). Обратите внимание на процессы, происходящие в результате реакции. Составьте уравнение реакции. Контролирует выполнение работы. (CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4) - Что произошло в результате реакции? (Выпадает синий осадок) - Одно из полученных веществ нерастворимо, поэтому около его формулы ставится стрелка, направленная вниз. Таким образом, обозначают осадок в уравнениях химических реакций. Демонстрирует реакции, идущие с выделением газа. - Что произошло в результате реакции? (Выделяется газ) - Составьте уравнение реакции. (Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3) - Почему выделяется газ, ведь продукты реакции – соль и кислота? (Угольная кислота в свободном виде не существует, она разлагается на воду и соответствующий оксид) - Как правильно записать это уравнение? - Как в уравнении реакции показывают, что выделяется газ? (Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑) Демонстрирует реакции, идущие с образованием воды. Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O CuO + H2SO4 t= CuSO4 + H2O - Попробуйте сформулировать определение реакций обмена. Реакции обмена – это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями. АВ+СД → АД + СВ В результате реакций обмена образуются два новых сложных вещества. - Вернёмся к нашей самой первой реакции обмена, с которой мы сегодня познакомились: NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O - Какие вещества вступают в реакцию? (Щелочь и кислота) - Как окрасится фенолфталеин в растворе щелочи и кислоты? (В растворе щелочи фенолфталеин окрасится в малиновый цвет; в растворе кислоты окраска не изменится.) - Что произойдёт с окраской фенолфталеина после реакции? (Окраска исчезнет) - Объясните процесс исчезновения окраски. (В растворе нет больше щелочи, образуется соль и вода) Реакция между кислотой и основанием, называется реакцией нейтрализации. Она протекает с образованием соли и воды. - Реакции между любой кислотой и любым основанием всегда протекают до конца. - Идёт ли реакция между серной кислотой и хлоридом натрия до конца? (Нет, не идёт) |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия Наблюдают за демонстрационными опытами Составляют уравнения реакций Участвуют в коллективной беседе Записывают определение реакций замещения в тетрадь Записывают определение реакции нейтрализации в тетрадь По таблице растворимости определяют, что продукты реакции растворимы и остаются в растворе. |
|
5. Первичная проверка понимания Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. |
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу об условиях, необходимых для реакций обмена. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. Формулирует задание: - Какие из представленных реакций могут идти до конца? Запишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты: BaCl2 + AgNO3 → Cu(NO3)2 + NaCl → Pb(NO3)2 + K2S → MgCl2 + K2SO4 → HNO3 + ZnSO4 → Ca(NO3)2 + H3PO4 → Ba(NO3)2 + Na2SO4 → Организует работу в парах по выполнению задания «Выбери лишнее». (См. Ресурсный материал к уроку) Организует взаимопроверку |
Решают типовые задания
Работают в парах. Осуществляют взаимопроверку |
|
6. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Что до сих пор остаётся непонятным? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки, благодарит обучающихся за плодотворную работу на уроке и просит оценить своё эмоциональное состояние. |
Осуществляют самоанализ деятельности Слушают учителя |
|
7.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з |
Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §33, упр.3-5, с.191 Ответ: 5. n (NaОН) = 4 моль Подготовиться к практической работе №4, с.207-208 |
Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. |