Технологическая карта урока химии на тему «Реакции обмена» (8 класс)

2
0
Материал опубликован 17 March 2019 в группе

Технологическая карта

Ф.И.О. Акимова Е.В.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Реакции обмена» 1/44

Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о реакциях обмена, познакомить с условиями протекания реакций обмена; 2) развития – развивать умение анализировать, доказывать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, делать выводы; 3) воспитания – сформировать мировоззренческие идеи: объективность и познаваемость закономерностей протекания химических реакций; воспитывать усидчивость, ответственное отношение к приобретению знаний, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.

Термины и понятия: реакции обмена, реакции нейтрализации

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований, солей, электрохимический ряд напряжений металлов, CuО, HCl, H2SO4, NаOН, CuSO4, Nа2СО3, пробирки, фенолфталеин, спиртовка, спички, держатель для пробирок, карточки с заданиями

Межпредметные связи: математика (вычислительные навыки)

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «реакции обмена», «реакции нейтрализации»

Уметь: классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании наблюдений за экспериментом

Познавательные – использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение; составлять на основе текста таблицы, схемы, опорный конспект, в том числе с применением средств ИКТ; получать информацию из различных источников и интерпретировать её.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные - формирование умения управлять своей познавательной деятельностью; понимание значимости естественно-научных и математических знаний для решения практических задач; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль:

- Какие реакции относятся к реакциям замещения? ()

- Сравните по числу взятых и полученных веществ, а также по тому, являются ли исходные и полученные вещества простыми или сложными: а) реакции разложения и замещения; б) реакции замещения и соединения.

- Произойдёт ли реакция, если в пробирку с ртутью прилить серную кислоту? Почему? (Нет, не произойдёт. Ртуть в ряду напряжений металлов стоит после водорода, следовательно, не способна вытеснить водород из раствора серной кислоты.)

- Между какими парами веществ, формулы которых приведены ниже, произойдёт химическая реакция: а) Co и ZnCl2; б) Zn и Pb(NO3)2; в) Cu и MnSO4? Составьте уравнения возможных химических реакций.

- Определите тип химических реакций. Расставьте коэффициенты.

1. Cu + O2 = CuO

2. Zn(OH)2 = ZnO + H2O

3. Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2

4. NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O

(1 - соединения: 2 - разложения: 3 - замещения)

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы.

Слушают мнения одноклассников.

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока:

- Как вы думаете, какой тип реакции характеризует четвёртое уравнение реакции? (Реакция обмена)

Подводит обучающихся к формулировке темы и цели урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему:

- В каких случаях химические реакции обмена могут быть? Какие условия или факторы обязательны для выполнения?

- Сегодня мы продолжим изучение типов химических реакций. более подробно рассмотрим новый тип химических реакций – реакции обмена.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают свои идеи.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Формулирует задание. Демонстрирует реакции обмена, идущие с образованием осадка.

- Прильем к раствору щелочи раствор сульфата меди (II). Обратите внимание на процессы, происходящие в результате реакции. Составьте уравнение реакции.

Контролирует выполнение работы.

(CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4)

- Что произошло в результате реакции? (Выпадает синий осадок)

- Одно из полученных веществ нерастворимо, поэтому около его формулы ставится стрелка, направленная вниз. Таким образом, обозначают осадок в уравнениях химических реакций.

Демонстрирует реакции, идущие с выделением газа.

- Что произошло в результате реакции? (Выделяется газ)

- Составьте уравнение реакции.

(Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3)

- Почему выделяется газ, ведь продукты реакции – соль и кислота? (Угольная кислота в свободном виде не существует, она разлагается на воду и соответствующий оксид)

- Как правильно записать это уравнение?

- Как в уравнении реакции показывают, что выделяется газ?

(Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑)

Демонстрирует реакции, идущие с образованием воды.

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

CuO + H2SO4 t= CuSO4 + H2O

- Попробуйте сформулировать определение реакций обмена.

Реакции обмена – это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями.

АВ+СД → АД + СВ

В результате реакций обмена образуются два новых сложных вещества.

- Вернёмся к нашей самой первой реакции обмена, с которой мы сегодня познакомились:

NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O

- Какие вещества вступают в реакцию? (Щелочь и кислота)

- Как окрасится фенолфталеин в растворе щелочи и кислоты? (В растворе щелочи фенолфталеин окрасится в малиновый цвет; в растворе кислоты окраска не изменится.)

- Что произойдёт с окраской фенолфталеина после реакции? (Окраска исчезнет)

- Объясните процесс исчезновения окраски. (В растворе нет больше щелочи, образуется соль и вода)

Реакция между кислотой и основанием, называется реакцией нейтрализации. Она протекает с образованием соли и воды.

- Реакции между любой кислотой и любым основанием всегда протекают до конца.

- Идёт ли реакция между серной кислотой и хлоридом натрия до конца? (Нет, не идёт)

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

Наблюдают за демонстрационными опытами

Составляют уравнения реакций

Участвуют в коллективной беседе

Записывают определение реакций замещения в тетрадь

Записывают определение реакции нейтрализации в тетрадь

По таблице растворимости определяют, что продукты реакции растворимы и остаются в растворе.

5. Первичная проверка понимания

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу об условиях, необходимых для реакций обмена. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. Формулирует задание:

- Какие из представленных реакций могут идти до конца? Запишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

BaCl2 + AgNO3 →

Cu(NO3)2 + NaCl →

Pb(NO3)2 + K2S →

MgCl2 + K2SO4 →

HNO3 + ZnSO4 →

Ca(NO3)2 + H3PO4 →

Ba(NO3)2 + Na2SO4 →

Организует работу в парах по выполнению задания «Выбери лишнее». (См. Ресурсный материал к уроку)

Организует взаимопроверку

Решают типовые задания

 

Работают в парах.

Осуществляют взаимопроверку

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Что до сих пор остаётся непонятным?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки, благодарит обучающихся за плодотворную работу на уроке и просит оценить своё эмоциональное состояние.

Осуществляют самоанализ деятельности

Слушают учителя

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания:

§33, упр.3-5, с.191

Ответ: 5. n (NaОН) = 4 моль

Подготовиться к практической работе №4, с.207-208

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации