Технологическая карта урока «Виды параллелограммов. Квадрат» (Геометрия, 8 класс)
Тема урока: «Виды параллелограммов. Квадрат».
Класс: 8
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока:
Образовательная: Ввести понятие квадрата; рассмотреть его свойства и признаки как частного вида параллелограмма, уметь применять их при решении задач. Продолжить формирование умения работать в программе «Живая математика».
Развивающая: формирование умений обрабатывать информацию и систематизировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. развитие логического и творческого мышления, умения анализировать, развитие пространственных представлений, математической речи; развитие мыслительных операций (проведение аналогии, анализ, синтез).
Воспитательная: формирование умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. прививать учащимся интерес к предмету, формировать умения аккуратно и грамотно выполнять математические записи и чертежи; учить умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности.
Деятельностная: Формировать у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с постановкой учебной задачи и гипотезы, применять новые знания по теме урока в задачах различного уровня сложности.
Задачи урока:
1. Вывести определение квадрата как частного вида параллелограмма, ромба и прямоугольника , уметь применять свойства и признаки фигур для решения задач ( предметные результаты)
2. Продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, выявлять причинно – следственные связи, работать в группах (метапредметные результаты).
3. Формировать активную позицию учащихся в различных формах учебного сотрудничества, формировать умения управлять своей учебной деятельностью, готовность к самообразованию и саморазвитию, мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной траектории ( личностный результат).
Методы и методические приемы: словесные, наглядные, частично поисковые.
Средства обучения:
ноутбуки;
экран;
видеопроектор;
доска;
листы с готовыми чертежами.
Курс «Геометрия 8» ( разработчик Донина М.В.)
http://moodle.distcentr.ru/course/view.php?id=126
Литература для учащихся:
Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – М.: Просвещение, 2014. – 383 с
Этапы урока. Развивающие задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Развитие познавательных , личностных и регулятивных УУД (эмоциональный настрой на урок; проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, | Учитель: Ребята, мы продолжаем с вами изучать параллелограммы. Как вы думаете – о какой фигуре идет речь? Вот об это красивой фигуре мы сегодня и поговорим. Подсказка: о этом четырехугольнике имеют представление даже дети в детском саду. | Ученики предполагают, что речь на уроке пойдет о квадрате. |
2. Целеполагание. Развитие познавательных и регулятивных УУД (самостоятельное определение темы урока; формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план), развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности)
| Учитель: как вы думаете, каким образом данная задача связана с темой предыдущих уроков? Что нам необходимо знать о квадрате, чтобы решать задачи? Давайте сформулируем тему и цель нашего урока. Записывает тему на доске после обсуждения. | Ученики предлагают записать тему: «Квадрат» и цели – изучить определение, свойства и признаки квадрата. |
3. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Развитие познавательных, личностных, и регулятивных и коммуникативных УУД (осознание целей и задач обучения; восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению; формирование умения работать в парах; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме)
| Учитель: первое, что необходимо ввести, это определение объекта. Учащиеся прекрасно понимают, что у квадрата параллельны противоположные стороны, также равны и стороны и углы.
Учитель предлагает построить заданную фигуру в программе ЖМ, выясняется, что по определению сделать это практически невозможно. Каким образом можно решить такую задачу? | Учащиеся предлагают различные определения. Дают определение квадрата через понятия параллелограмма, прямоугольника и ромба. Квадрат – это параллелограмм, у которого смежные стороны равны, и все углы прямые Квадрат – это прямоугольник, у которого смежные стороны равны. Квадрат – это ромб, у которого все углы равны. Выясняют – что квадрат является частным случаем всех данных фигур.
Учащиеся предполагают, что сделать это можно, воспользовавшись признаками фигуры. |
4. Постановка учебной задачи. Развитие познавательных, личностных, и регулятивных и коммуникативных УУД. | Учитель: каким образом можно получить признаки фигуры для построения квадрата и свойств фигуры для решения задач? | Учащиеся: так как фигура является одновременно и параллелограммом, и ромбом, и прямоугольником, то необходимо вспомнить свойства и признаки этих фигур. |
5. Реализация построенного проекта. Развитие познавательных, личностных, и регулятивных и коммуникативных и метапредметных УУД. ( умение сравнивать, обобщать, проводить аналогию, умение работать в парах и микрогруппах, ценностно-эмоциональное отношение к изучаемому математическому содержанию с общекультурных позиций). | Учитель: Для того, чтобы выяснить определение, свойства и признаки данной фигуры повторим все то, что мы знаем о видах параллелограммах. Для этого составим интеллект-карту « Параллелограмм». Работа происходит по парам в программе ЖМ. Лучшие работы выводятся на ИД. По рядам 1 ряд – параллелограмм. 2 ряд – прямоугольник. 3 ряд – ромб.
Учитель: Ребята, так как квадрат – частный случай всех этих четырехугольников, то построим на основе ваших работ общую интеллект –карту:
Учитель: С помощью кругов Эйлера проанализируйте отношения между различными видами параллелограммов. Лучшая работа выводится на доску.
| Учащиеся: ( примерные работы) 1 ряд: параллелограмм
2ряд: прямоугольник
3 ряд: ромб
|
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Развитие познавательных, личностных, и регулятивных и коммуникативных УУД ( умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач построение логической цепи рассуждений, отработка алгоритма по изученной теме; творческая переработка изученной информации)
| Учитель: попробуйте построить квадрат, и докажите, что построенная фигура искомая.
Далее, более сложная задача: необходимо построить квадрат по заданной стороне: условие 1 | Учащиеся (Один из возможных вариантов) : учащиеся строят и объясняют построение.
квадрат 1
Учащиеся (Один из возможных вариантов) : учащиеся строят и объясняют построение.
квадрат 2 |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Развитие познавательных, личностных, и регулятивных и коммуникативных УУД. (Выбор способа решения задач. Прогнозирование, коррекция ,анализ, аналогия, сравнение) | Учитель: Мы повторили свойства и признаки разных видов параллелограммов. Устно решите задачи, проговаривая в парах применяемые свойства и признаки , при необходимости можно делать пометки в тетради, записывая ответы к задачам. | Учащиеся решают задачи, желающие на отметку комментируют через 5 мин. решения, отвечая на доп. вопросы по теме остальных учащихся: Даны параллелограммы: задачи 1 |
8. Включение знаний в систему и повторение. Развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность, умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач построение логической цепи рассуждений)
| Учитель: на последнем этапе урока решим задачу, в которой вам понадобятся знания, полученные и на этом, и на предыдущих уроках. | Учащиеся решают задачу фронтально: условие 2
решение задачи |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Коммуникативные УУД (оценка и самооценка учебной деятельности; обобщение и систематизация знаний; учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока; формирование умений полно и точно выражать свои мысли).
| Учитель: Подведем итог урока. 1. Вспомним цель урока. Достигли ли мы ее? 2. Что сумели повторить? Пригодились ли нам эти знания для решения задач по новой теме? 3. Какие новые знания получили? 4. Что, на ваш взгляд, следует повторить и закрепить на следующем уроке? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. |
10. Домашнее задание | Д/з: курс «Геометрия 8» ( разработчик Донина М.В.) http://moodle.distcentr.ru/course/view.php?id=126 7 урок интерактивный тест 1 к уроку Приложение:Оформление доски в программе "Живая математика"
|
Елена Вениаминовна Чурина