Технологическая карта урока ОРКСЭ «Законы нравственности — часть культуры общества»
Технологическая карта урока
Выполнила: учитель истории и ОДНКНР Илларионова Екатерина Алексеевна, МОУ «КСОШ №1 им. С.Н. Ульянова» г. Кириши Ленинградской области.
Класс: 5
УМК: ОДНКНР, Виноградова Н.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс»
Предмет: ОДНКНР
Тема: «Законы нравственности – часть культуры общества»
Урок № 4
Тип урока: урок-рефлексия
Вид урока: урок-практикум
Место и роль урока в изучаемой теме: 4 тема в 1 разделе
Цель: познакомить с законами нравственности через самостоятельное сознательное раскрытие понятий «добро», «зло», «счастье», «добродетель», «герой», «самоотверженность».
Задачи:
- развивать у учащихся способность формулировать тему урока через постановку проблемного вопроса;
- разграничить понятия «мораль» и «нравственность», познакомить учащихся с наукой этикой;
- создать проблемную познавательную ситуацию, организовать групповую работу для выведения алгоритма решения проблемы через создание диаграмм, нахождение общего, работу с однокоренными словами;
- создать ситуацию нравственного выбора в ситуациях из реальной жизни, формировать способность опираться на моральные ценности, формировать свою внутреннюю позицию;
- актуализировать знания учащихся, полученные в рамках дошкольного образования, в курсе начальной школы, в жизни, вовлечь в ситуацию рассуждения за счёт использования материала, близкого и понятного ученикам: отрывков из сказок, сказочных персонажей;
- организовать самоконтроль учащихся по эталонному образцу;
- вызвать эмоциональный отклик, обращаясь к эмоциям и чувствам каждого ученика;
- обогатить новыми знаниями систему знаний и умений ученика, расширить кругозор, позволяя учащимся сделать самостоятельные открытия неизвестных ранее персоналий, событий и фактов;
- закрепить усвоенные знания и алгоритмы, при необходимости скорректировать;
- дополнить и продолжить урок экскурсией на базе школьного краеведческого музея с целью раскрытия темы на краеведческом материале для максимальной вовлеченности учащихся в изучение истории и культуры родного края;
- заинтересовать учащихся созданием собственных проектов-исследований, основанных на изучении истории, культуры, традиций собственной семьи как части истории страны.
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «ОДНКНР», 5 класс / Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков/ Вентана - Граф, 2017, распечатки диаграмм-солнышек.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Усвоение понятий нравственности, морали, этики, формирование представлений об основах нравственного образа жизни, расширение общекультурного кругозора на основе изучения истории и культуры родного края, духовного мира людей. | Умение самостоятельно формулировать цель, создавать алгоритм решения проблемы, в том числе альтернативный, корректировать свои действия в процессе обучения. | Умение ставить учебную задачу, извлекать информацию, структурировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи, умение доказывать свои суждения. | Умение работать в паре, в команде, выражать свое мнение, представлять результаты своей работы. | Формирование внутренней позиции ученика с опорой на моральные ценности в ситуациях нравственного выбора, развитие этических чувств сопереживания, стыда, совести как регуляторов поведения; смыслообразование, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. |
Ход урока
| Этапы урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Мотивация | Создать условия для возникновения потребности в деятельности | Провести фронтальный опрос | Обращает внимание учащихся на доску и предлагает рассмотреть иллюстрации, прочитать подписи к ним и вопросы | Учащиеся знакомятся с содержанием слайда, отвечают на вопросы, вспоминают изученное в курсе «Окружающий мир», «Литературное чтение», ОРКСЭ начальной школы | Учащиеся задумываются над тем, насколько известен предмет, что еще предстоит узнать | Учитель побуждает детей задуматься над прочитанным, а также подумать, что объединяет два портрета, предлагает прочитать раздел учебника на с.17 «Жил на свете человек» и проверить свои мысли, затем на основании следующего слайда с ответами предлагает самостоятельно оценить уровень своей осведомленности по теме | |
2 | Актуализация знаний и фиксирование затруднений. | Актуализировать ЗУН, тренировать мыслительные операции, создать условия для индивидуальной деятельности | Провести фронтальную работу | Учитель еще раз обращает внимание на доску со следующим слайдом, на котором представлены цитаты Аристотеля и апостола Павла | Учащиеся читают цитаты, находят общее между ними, рассуждают, справедливы ли они для наших дней, обязательно объясняя почему | На доске «Слайд 4»: цитаты Аристотеля (Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами. «Этика») и апостола Павла (Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Рим. 12:9 – 11) | Учитель наблюдает за поведением детей, их стремлением узнать больше о связи между цитатами, поощряет ответы детей, выдавая жетоны за правильные ответы | |
3 | Целеполагание | Сформулировать цель урока | Провести фронтальный опрос | Учитель задаёт вопросы: - Как вы думаете, почему мы поговорили именно об этих людях? -Обратили ли вы внимание, как называется произведение, написанное Аристотелем? - Знаете ли вы, что означает слово «этика»? - Что изучает «этика»? - Какие цели поставим сегодня на уроке? Учитель фиксирует цели | Дети отвечают на вопросы и формулируют свои цели | На доске появляется схема (Слайд 5), после высказывания учащихся фиксируются цели урока | В конце урока возвращается к цели урока и подводит итог вместе с учащимися | |
4 | Организационный | Обобщить субъектный опыт обучающихся | Организовать работу в парах | Обращает внимание учащихся на слайд с пословицами, предлагает в паре первому варианту объяснить смысл пословицы, второму варианту догадаться, о какой пословице идет речь, обращает внимание на «солнышки» для парной работы – первый ряд «Добро», второй ряд «Зло», третий ряд «Счастье», предлагает дополнить солнышки лучиками (именами существительными, подходящими по смыслу) | Читают пословицы, формулируют объяснение и отгадку своими словами, дополняют солнышки лучиками | Учитель наблюдает за парной работой, спрашивает выборочно несколько пар, при необходимости корректирует | Учитель обращает внимание на цитату на слайде (Золотое правило нравственности) и предлагает учащимся сравнить его с пословицами, поощряет правильные ответы к первому и второму заданиям жетонами, затем прикрепляет несколько «солнышек» на доску, предлагает сравнить результаты и сделать вывод | |
5 | Информационный | Познакомить с понятиями «добро», «зло», «счастье» | Провести работу с определениями с выбором варианта ответа | Учитель обращает внимание на слайд со словарными статьями из словаря В.И. Даля, просит ребят обратить особое внимание на однокоренные слова | Фиксируют ответы в тетради |
На доске слайд со словарными статьями, в которых выделены корни слов | Учитель наблюдает за работой детей | |
5 | Аналитический | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организация представления результатов | Побуждает учащихся устно представить результаты | Учащиеся устно называют свои ответы, продолжают работу с однокоренными , делают вывод | Учитель еще раз обращает внимание, что однокоренные слова встречаются только в понятиях «добро» и «счастье», дети подбирают еще однокоренные слова с корнем «благ-», «блаж-», формулируют вывод «Счастье человека – добро, зло не может быть счастьем» | Учитель организует самопроверку с помощью слайда, обращает внимание, что учащиеся еще раз подтвердили тот вывод, к которому пришли в ходе заполнения диаграмм «солнышко», за работу с однокоренными словами поощряет жетонами | |
6 | Рефлексия | Фиксирование достижения цели, выявление условий, которые позволили достигнуть цель | Фронтальная работа | Учитель обращает внимание детей на цели урока | Ученики вспоминают цели урока, делают умозаключения о достижении или недостижении целей урока | Закрепление понятий «мораль», «добро», «зло», рассуждение над главным вопросом: «Как же всё-таки нужно поступать - хорошо или плохо?»; эмоциональный отклик, принятие решений в вопросах нравственного выбора на основе принципов морали. | Высказывание детей Обобщение достижения и недостижения задач урока | |
7 | Оценивание | Оценивание работы на уроке | Организовать самооценивание по эталонному образцу | Учитель просит сосчитать количество жетонов, оценить свою работу на уроке | Ученики выставляют себе оценки | 5 и более жетонов- оценка 5, 1-4 жетона оценка 4, остальным предлагается постараться усерднее в следующий раз | Учитель наблюдает, подводит итог | |
8 | Домашнее задание | Побудить учащихся выбрать для себя домашнее задание из трех уровней сложности в зависимости от своей заинтересованности предметом | Выбрать домашнее задание согласно уровню готовности учащихся и уровню заинтересованности | Учитель обращает внимание учащихся на доску с заданиями, дает пояснения по каждому уровню, побуждает оценить свои силы и количество времени | Выбирают домашнее задание согласно уровню сложности и своей заинтересованности предметом | На доске представлены три уровня домашнего задания: Базовый уровень: Выпиши в тетрадь 5 пословиц на любую из данных тем: «Справедливость», «Честность», «Доброта» Второй уровень сложности: составь сообщение о своём родственнике, которым ты восхищаешься, на кого бы ты хотел быть похожим (о маме, папе, бабушке, дедушке, тёте, сестре, брате и т.д.). В сообщении расскажи о качествах этого человека, его (её) добрых поступках. Индивидуальный проект: узнай о выдающихся людях, связанных с нашей школой; с помощью учителя составь свой собственный проект «Парты героя» | Учитель контролирует запись домашнего задания, комментирует, отвечает на вопросы |