12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Илларионова Екатерина Алексеевна18
Россия, Ленинградская обл., Кириши

Технологическая карта урока

Выполнила: учитель истории и ОДНКНР Илларионова Екатерина Алексеевна, МОУ «КСОШ №1 им. С.Н. Ульянова» г. Кириши Ленинградской области.

Класс: 5

УМК: ОДНКНР, Виноградова Н.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс»

Предмет: ОДНКНР

Тема: «Законы нравственности – часть культуры общества»

Урок № 4

Тип урока: урок-рефлексия

Вид урока: урок-практикум

Место и роль урока в изучаемой теме: 4 тема в 1 разделе



Цель: познакомить с законами нравственности через самостоятельное сознательное раскрытие понятий «добро», «зло», «счастье», «добродетель», «герой», «самоотверженность».



Задачи:

- развивать у учащихся способность формулировать тему урока через постановку проблемного вопроса;

- разграничить понятия «мораль» и «нравственность», познакомить учащихся с наукой этикой;

- создать проблемную познавательную ситуацию, организовать групповую работу для выведения алгоритма решения проблемы через создание диаграмм, нахождение общего, работу с однокоренными словами;

- создать ситуацию нравственного выбора в ситуациях из реальной жизни, формировать способность опираться на моральные ценности, формировать свою внутреннюю позицию;

- актуализировать знания учащихся, полученные в рамках дошкольного образования, в курсе начальной школы, в жизни, вовлечь в ситуацию рассуждения за счёт использования материала, близкого и понятного ученикам: отрывков из сказок, сказочных персонажей;

- организовать самоконтроль учащихся по эталонному образцу;

- вызвать эмоциональный отклик, обращаясь к эмоциям и чувствам каждого ученика;

- обогатить новыми знаниями систему знаний и умений ученика, расширить кругозор, позволяя учащимся сделать самостоятельные открытия неизвестных ранее персоналий, событий и фактов;

- закрепить усвоенные знания и алгоритмы, при необходимости скорректировать;

- дополнить и продолжить урок экскурсией на базе школьного краеведческого музея с целью раскрытия темы на краеведческом материале для максимальной вовлеченности учащихся в изучение истории и культуры родного края;

- заинтересовать учащихся созданием собственных проектов-исследований, основанных на изучении истории, культуры, традиций собственной семьи как части истории страны.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «ОДНКНР», 5 класс / Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков/ Вентана - Граф, 2017, распечатки диаграмм-солнышек.



Планируемые результаты

Предметные


Метапредметные УУД

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Усвоение понятий нравственности, морали, этики, формирование представлений об основах нравственного образа жизни, расширение общекультурного кругозора на основе изучения истории и культуры родного края, духовного мира людей.

Умение самостоятельно формулировать цель, создавать алгоритм решения проблемы, в том числе альтернативный, корректировать свои действия в процессе обучения.

Умение ставить учебную задачу, извлекать информацию, структурировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи, умение доказывать свои суждения.

Умение работать в паре, в команде, выражать свое мнение, представлять результаты своей работы.

Формирование внутренней позиции ученика с опорой на моральные ценности в ситуациях нравственного выбора, развитие этических чувств сопереживания, стыда, совести как регуляторов поведения; смыслообразование, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.



Ход урока










Этапы урока








Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивация

Создать условия для возникновения потребности в деятельности

Провести фронтальный опрос

Обращает внимание учащихся на доску и предлагает рассмотреть иллюстрации, прочитать подписи к ним и вопросы

Учащиеся знакомятся с содержанием слайда, отвечают на вопросы, вспоминают изученное в курсе «Окружающий мир», «Литературное чтение», ОРКСЭ начальной школы

Учащиеся задумываются над тем, насколько известен предмет, что еще предстоит узнать

Учитель побуждает детей задуматься над прочитанным, а также подумать, что объединяет два портрета, предлагает прочитать раздел учебника на с.17 «Жил на свете человек» и проверить свои мысли, затем на основании следующего слайда с ответами предлагает самостоятельно оценить уровень своей осведомленности по теме

2

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Актуализировать ЗУН, тренировать мыслительные операции, создать условия для индивидуальной деятельности

Провести фронтальную работу

Учитель еще раз обращает внимание на доску со следующим слайдом, на котором представлены цитаты Аристотеля и апостола Павла

Учащиеся читают цитаты, находят общее между ними, рассуждают, справедливы ли они для наших дней, обязательно объясняя почему

На доске «Слайд 4»: цитаты Аристотеля (Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами.

«Этика») и апостола Павла (Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;

будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;

в усердии не ослабевайте; духом пламенейте;

Рим. 12:9 – 11)

Учитель наблюдает за поведением детей, их стремлением узнать больше о связи между цитатами, поощряет ответы детей, выдавая жетоны за правильные ответы

3

Целеполагание

Сформулировать цель урока

Провести фронтальный опрос

Учитель задаёт вопросы:

- Как вы думаете, почему мы поговорили именно об этих людях?

-Обратили ли вы внимание, как называется произведение, написанное Аристотелем?

- Знаете ли вы, что означает слово «этика»?

- Что изучает «этика»?

- Какие цели поставим сегодня на уроке?

Учитель фиксирует цели

Дети отвечают на вопросы и формулируют свои цели

На доске появляется схема (Слайд 5), после высказывания учащихся фиксируются цели урока

t1648241152aa.png

В конце урока возвращается к цели урока и подводит итог вместе с учащимися

4

Организационный

Обобщить субъектный опыт обучающихся

Организовать работу в парах

Обращает внимание учащихся на слайд с пословицами, предлагает в паре первому варианту объяснить смысл пословицы, второму варианту догадаться, о какой пословице идет речь, обращает внимание на «солнышки» для парной работы – первый ряд «Добро», второй ряд «Зло», третий ряд «Счастье», предлагает дополнить солнышки лучиками (именами существительными, подходящими по смыслу)

Читают пословицы, формулируют объяснение и отгадку своими словами, дополняют солнышки лучиками

Учитель наблюдает за парной работой, спрашивает выборочно несколько пар, при необходимости корректирует

Учитель обращает внимание на цитату на слайде (Золотое правило нравственности) и предлагает учащимся сравнить его с пословицами, поощряет правильные ответы к первому и второму заданиям жетонами, затем прикрепляет несколько «солнышек» на доску, предлагает сравнить результаты и сделать вывод

5

Информационный

Познакомить с понятиями «добро», «зло», «счастье»

Провести работу с определениями с выбором варианта ответа

Учитель обращает внимание на слайд со словарными статьями из словаря В.И. Даля, просит ребят обратить особое внимание на однокоренные слова

Фиксируют ответы в тетради

t1648241152ab.png

На доске слайд со словарными статьями, в которых выделены корни слов


Учитель наблюдает за работой детей

5

Аналитический


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организация представления результатов

Побуждает учащихся устно представить результаты

Учащиеся устно называют свои ответы, продолжают работу с однокоренными , делают вывод

Учитель еще раз обращает внимание, что однокоренные слова встречаются только в понятиях «добро» и «счастье», дети подбирают еще однокоренные слова с корнем «благ-», «блаж-», формулируют вывод «Счастье человека – добро, зло не может быть счастьем»

Учитель организует самопроверку с помощью слайда, обращает внимание, что учащиеся еще раз подтвердили тот вывод, к которому пришли в ходе заполнения диаграмм «солнышко», за работу с однокоренными словами поощряет жетонами

6

Рефлексия

Фиксирование достижения цели, выявление условий, которые позволили достигнуть цель

Фронтальная работа

Учитель обращает внимание детей на цели урока


Ученики вспоминают цели урока, делают умозаключения о достижении или недостижении целей урока

Закрепление понятий «мораль», «добро», «зло», рассуждение над главным вопросом: «Как же всё-таки нужно поступать - хорошо или плохо?»; эмоциональный отклик, принятие решений в вопросах нравственного выбора на основе принципов морали.

t1648241152ac.png

t1648241152ad.png

t1648241152ae.png

t1648241152af.png

t1648241152ag.png

Высказывание детей

Обобщение достижения и недостижения задач урока

7

Оценивание

Оценивание работы на уроке

Организовать самооценивание по эталонному образцу

Учитель просит сосчитать количество жетонов, оценить свою работу на уроке

Ученики выставляют себе оценки

5 и более жетонов- оценка 5, 1-4 жетона оценка 4, остальным предлагается постараться усерднее в следующий раз

Учитель наблюдает, подводит итог

8

Домашнее задание

Побудить учащихся выбрать для себя домашнее задание из трех уровней сложности в зависимости от своей заинтересованности предметом

Выбрать домашнее задание согласно уровню готовности учащихся и уровню заинтересованности

Учитель обращает внимание учащихся на доску с заданиями, дает пояснения по каждому уровню, побуждает оценить свои силы и количество времени

Выбирают домашнее задание согласно уровню сложности и своей заинтересованности предметом

На доске представлены три уровня домашнего задания:

Базовый уровень: Выпиши в тетрадь 5 пословиц на любую из данных тем: «Справедливость», «Честность», «Доброта»

Второй уровень сложности: составь сообщение о своём родственнике, которым ты восхищаешься, на кого бы ты хотел быть похожим (о маме, папе, бабушке, дедушке, тёте, сестре, брате и т.д.). В сообщении расскажи о качествах этого человека, его (её) добрых поступках.

Индивидуальный проект: узнай о выдающихся людях, связанных с нашей школой; с помощью учителя составь свой собственный проект «Парты героя»

Учитель контролирует запись домашнего задания, комментирует, отвечает на вопросы



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.