12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белякова Татьяна Юрьевна20
2

Технологическая карта урока"ФГП Африки и история исследования"

МКОУ «ООШ с. Талон»


Технологическая карта урока – исследования

(системно-деятельностный подход)

Учитель географии: Белякова Т.Ю.


Предмет: География Автор А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина линии «Полярная звезда». – М.: Просвещение 2017г.


7 класс


Тема урока: « Физико-географическое положение Африки. История открытия и исследования».

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Форма учебной деятельности: частично поисковая

Методы обучения: публичное выступление, работа с дополнительным литературой, наглядным материалом.

Цель урока: овладение умением применения географических знаний для   определения ФГП и истории исследования Африки.


Задачи урока:

Предметные: уметь извлекать нужную информацию из различных доступных источников информации.

Метапредметные:

1.Познавательные УУД:

- закреплять умение представлять информацию;

- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;

2.Регулятивные УУД:

- формировать умение концентрировать внимание;

- закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;

3. Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в группе;

- представлять результат своей деятельности,

Личностные: осознавать и оценивать изменение географическое положения материка

Предполагаемый результат

Предметный результат:

-знают приёмы определения ФГП

- умеют сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы

- умеют находить связь между происходящими процессами

Метапредметные результаты / УУД:

Личностные:

владеют навыками коллективной работы (при выполнении) исследовательских заданий);

владеют компетенциями выполнения исследовательских и творческих заданий;

могут самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; находить информацию в предложенных источниках;

способны воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

могут давать самооценку деятельности и подводить итоги работы.

Познавательные:

могут ориентироваться в своей системе знаний;

находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Коммуникативные:

имеют навыки сотрудничества; могут представлять результат работы, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

определяют границы знания- незнания;

выбирают действия по достижению цели;

умеют планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Оценивают свою работу.

Педагогические технологии

Оборудование

- исследовательский метод обучения

- ноутбук с проектором, презентация, атласы, фото растений, животных, археологических находок, карты



ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности- 2 мин


- проверяет готовность к уроку;

- создает условия для мотивации


учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на уроке

- настраивает на получение конечного результата:


 Доброе утро.   Мы снова встречаемся на уроке географии.


Начать урок я хотела бы словами известного географа Иосифа Ильича Ландо



Географии основы

Заставляют стать поэтом

Не опишешь тусклым словом

Красоту родной планеты.








- Ребята, вспомните, как называется курс географии, который мы изучаем?












А какую часть курса мы уже изучили? Назовите мне их.














А сколько у нас материков? На какие две группы они делятся? Как назывался древний общий материк? На какие два материка он разделился? Назовите их. Слайд1

Готовят к уроку учебные принадлежности,

-включаются в деловой ритм;


















-География материков и океанов










-География океанов














Предполагаемые ответы:

Атлантический

Северный Ледовитый

Тихий

Индийский

_____________












Шесть;

Пангея

Лавразия и Гондвана


Коммуникативные УУД:

- слушают учителя

-строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

-самостоятельно организовывают свое рабочее место;

- планируют свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

-самооценка готовности к уроку;

- оценка эмоционального состояния;


Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии-2мин

Фронтальная беседа.

Сегодня мы приступаем к изучению материков Земли. Нам предстоит узнать об особенностях каждого материка, об их природе, населении. Первое наше знакомство мы начинаем с изучения материка …. а вот, какого, вы мне скажите сами, прослушав песенку известную вам с детства. слайд2


видео «В Африке горы вот такой вышины….».





























Учащиеся обсуждают, предлагают свои ответы.












Африка

Познавательные УУД:

- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта,

- ориентируются в своей системе знаний – незнаний,

Коммуникативные УУД:

- слушают и понимают речь других;

- строят высказывания;

- отстаивают свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

- планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполняют учебные действия;



-выяснение готовности класса к изучению нового материала;


Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности-3мин

Ставит проблемные вопросы, подводящие учащихся к формулированию цели урока.

- Я уверена, что у вас уже существуют определённые знания об этом материке. Чем он вам интересен? Как вы себе его представляете?


(Кластер на доске).










- Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Найдите ответ прошу вас, ребята.
слайд 3



(видео фильм для целепола6гания) Слайд 4


Африка - континент контрастов,

правда, ребята?















Выдвигают свои предложения, ставят цель урока:



- Заполняют кластер



Примерные ответы учащихся для заполнения кластера:


-Африка – прародина человечества

в Африке находится самая большая пустыня мир

здесь протекает самая длинная река мира – Нил

Египетские пирамиды

удивительная природа материка

в Африке проживают представители негроидной расы


- Слово «Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени Афригии, которое жило на севере материка)

- Есть другое объяснение.(от лат.Afrikus – безморозный, не знающий мороза, а на древней карте Эратосфена – Ливия.). 


Познавательные УУД:

- выдвигают предложения о исчезновении материка,

Коммуникативные УУД:

- строят речевые высказывания в устной форме;

- формулируют и аргументируют свое мнение;

Регулятивные УУД:

- определяют и формулируют цель урока и учебной деятельности,

- планируют пути реализации целей и задач урока

- оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

- оценка умения формулировать тему урока;


Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) - 3мин

Организует деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности, помогает учащимися выбрать оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения.


- Как вы думаете, от чего зависит своеобразие природы Африки, как и любого участка земной поверхности? слайд 5


- Поэтому в первую очередь изучается физико-географическое положение материка на поверхности Земли. Запишите в маршрутный лист тему урока: «Физико-географическое положение Африки и история исследования». слайд 6

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.







План описания географического положения материка.

Моря и океаны, омывающие материк. Очертание береговой линии.

Положение материка относительно других материков.

Площадь материка.


Положение материка относительно основных линий градусной сетки.

Крайние точки материка, их координаты.

Протяжённость материка с запада на восток и с севера на юг в градусах и километрах.





Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализировать и отбирать нужную информацию.

В ходе рассуждений отвечают на вопрос:




- От географического положения.


Познавательные УУД:

-выполняют предложенные задания, используя заданные алгоритмы.

Коммуникативные УУД:

-выполняют задания, взаимодействуя в группах.

Регулятивные УУД:

- планируют свою учебную деятельность;

- определяют способы выхода из затруднения;

- самоконтроль,

- оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.

Реализация построенного проекта-10мин

Направляет работу учащихся в правильное русло, помогает найти правильный выход из сложных ситуаций.


Работа с атласом и контурной картой. Работают с дополнительной информацией и производят необходимые вычисления. Записывают результаты работы в маршрутный лит урока.


Познавательные УУД:

-извлекают необходимую информацию из предложенного материала.

Коммуникативные УУД:

- строят монологическую речь;

- осуществляют работу в группе;

Регулятивные УУД:

- ищут пути решения проблемы;

- анализируют работу.

- самоконтроль,

-самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.

Африка второй по площади материк после Евразии. Его площадь составляет 30,3 млн.км слайд 7

Очертания береговой линии материка.

Представьте себе, что на карте на месте материка Африка белое пятно. Не видно, ни как расположен материк, ни очертаний его берегов. Нам придется пройти вдоль берегов Африки и нанести всё на карту. У вас на столах лежат листы с контурами материка. Возьмите их пожалуйста.

слайд 8

























































































Физкульт минутка:



Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф
(руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать
(приседания),
Чтобы фиников набрать

Мы прогулку завершим (ходьба на месте)

И за парты поспешим (садятся на свои места).

________________

Ко мне попало бутылка, которую прибило к берегу волной и в ней письмо. Но, к сожалению, некоторые слова в письме были смыты водой.

- Пользуясь картой атласа нужно восстановить письмо, вставить пропущенные слова. слайд 10

Ну вот, мы уже многое знаем об Африке.

Крайние точки, их координаты.

Крайние точки материка это мысы, т.е. те участки суши, которые дальше всего вдаются в море.

Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д.

Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д.

Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д.

Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.

Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Как можно определить протяженность материка?

Ответ. По масштабу и градусной сетке.

северная точка – м. Бен – Сека 37° с. ш.;
южная т. – м. Игольный – 35° ю. ш.
Протяженность с севера на юг по 20° в. д.

 Объяснение расчётов:
1.Чтобы определить расстояние по меридиану в градусах нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора)

37 ° + 35° = 72° ; затем, зная, что длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км, то протяженность материка составит: 111 км.* 72 = 7992 км. 

Протяженность материка запад – восток по 10с.ш.
2. Чтобы определить расстояние по параллели нужно знать длину данной параллели, в нашем случаи 10°с.ш. 1 градус - 109,6км.

14º+52º=66º *109,6 км = 7233,6 км

Вывод: От протяженности материка зависит влияние океанов, континентальность климата, разнообразие природных условий.

А теперь давайте познакомимся с историей освоения материка. Длилась она очень долго. И разобраться с ней нам поможет коренная жительница Африки – мартышка Анфиска. Свой рассказ она изложила нам на бананах (на доске – обезьяна с бананами) на банане написано имя путешественника. Ученики выходят по очереди читают имя путешественника и рассказывают о нём. В процессе заполняют таблицу в опорном конспекте.
























Все народы тщательно скрывали всю информацию о своих открытиях. В Европе об этих открытиях узнали значительно позже и поэтому им пришлось, как бы, заново открывать материк.







Игра « Вокруг Африки». Используя физическую карту Африки, нанесите на контурную карту береговую линию, покажите заливы, проливы острова, моря, океаны.

Моря и океаны.

1.На западе материк омывает ……. Атлантический океан.

2.На севере ……. Средиземное море.

3.На востоке …… Индийский океан.

4. На северо-востоке …… Красное море.
Проливы: 

5. Разделяет части света – Европу и Африку …… Гибралтарский 

6. Отделяет Африку от Азии и соединяет Средиземное море с Красным ……. Суэцкий канал.

7. Соединяет воды Красного моря и Индийского океан …… Баб- эль-Мандебский .

8. Разделяет Африку с о. Мадагаскар …… Мозамбикский.

Заливы:

9. Залив на северо-востоке Африки ….. Аденский .

10. Залив Атлантического океана ….. Гвинейский.

Острова и полуострова:

11. Остров в Индийском океане, самый крупный ……. Мадагаскар.

12. Архипелаг на северо-западе материка ….. Канарские.

13. Архипелаг на западе материка ….. Коморские острова.

14. Единственный крупный полуостров на северо-востоке материка ….. Самоли.


Ответы:

1. Океан………(Атлантический)

2. Море……..(Средиземное)

3. Океан………(Индийский)

4. Море………(Красное)

5. Пролив …..(Гибралтарский)

6. Канал…….(Суэцкий)

7. Пролив……..(Баб- эль-Мандебский)

8. Пролив…….(Мозамбикский)

9. Залив ………(Аденский)

10. Залив………(Гвинейский)

11. Остров…….(Мадагаскар)

12. Острова…….(Канарские)

13. Острова……(Коморские)

14. Полуостров….(Сомали)



















Африку почти посередине пересекает (экватор) и поэтому она находится в (северном) и(южном) полушариях.

Нулевой меридиан пересекает Африку в (западной )части и она расположена в (западном) и (восточном) полушариях.

Африка удалена от всех материков, кроме (Евразии). Африку пересекает ….северный. и …..южный тропики.



































































Выступление заранее подготовленных учащихся :

Банан 1: Вглубь веков уходят первые воспоминания о материке Африка. Накопившиеся сведения передавались, как по эстафете от одной цивилизации к другой. Первые в этом длинном историческом марафоне были древние египтяне. 5в. до н.э. Они изучали землю к западу и к югу от своего государства. Они дали описание Ливийской пустыне и верхнего течения реки Нил.



Банан 2: Следующими были финикийцы. Они устремились к южному Средиземноморью. На территории современного Туниса они основали знаменитую колонию Карфаген. Они первыми открыли Атласскую горную систему. Финикийцы продвигались на запад, вышли к Атлантическому океану. Древние народы не имели истинного представления о размерах материка. Они считали Африку гигантским островом и название было установлено не сразу, известные части материка называли Ливией.

Банан 3: Арабы изучали береговую линию материка. Самый известный из них Ибн Баттута. Достаточно подробно они изучали восточное побережье Африки. Открыли Эфиопское нагорье, озера Чад и Тана. Они описали Драконовы горы и нижнее течение реки Замбези. В четырнадцатом веке пересекли пустыню Сахара, а в XV веке обошли

весь материк с юга.

Банан 4: В 1488 г. португальский путешественник БартоломеуДиаш доплыл до южной оконечности Африки и даже обогнул ее, несмотря на жестокий шторм. Самый южный выступ Африки Диаш назвал мысом Бурь. За этим мысом его корабли вошли в воды Индийского океана. Но ему пришлось на этом закончить свое путешествие: измученная бурями команда потребовала возвращения на родину. После доклада Бартоломеу Диаша о результатах плавания португальское правительство распорядилось назвать южный мыс Африки не мысом Бурь, а Доброй Надежды - надежды достигнуть Индии и других стран Востока морским путем.

Банан 5: В 1498 году эскадра под командованием Васко да Гамы обогнуло южное побережье материка, и прошла вдоль восточного, впервые из европейцев пересекли Индийский океан. Таким образом, заканчивающийся XV век ознаменовался важнейшим событием - наконец в представлениях европейцев контуры материка приобрели достоверные очертания.

Банан 6: Большую роль в изучении Африки сыграл Давид Ливингстон. Живя в Англии, он изучал нравы, обычаи, языки племен, что во многом предопределило успех его экспедиции. В 1849 году Ливингстон пересекает с юга на север пустыню Калахари и описывает ее природу. В 1853 году он делает новое путешествие и изучает реку Замбези. 17 ноября 1855 года, увидел внушительный водопад, и назвал его в честь королевы Виктории. Он написал о водопаде: «Никто не может сравнить красоту с чем-либо увиденным в Англии. Это никогда прежде не видели глаза европейцев. На места, столь прекрасные, должно быть, смотрели ангелы в полёте». Дал описание верхнего течения реки Конго. Изучает озеро Ньяса. Он очень хотел найти истоки Нила. К этому времени больной малярией Ливингстон стал жаловаться на здоровье, которое резко ухудшалось. В Европе 5 лет о нем ничего не слышали, а солдаты, бежавшие из экспедиции, распространяли слухи о его гибели. Первого мая 1873 года Ливингстон умер. Африканцы за 1500 км доставили его забальзамированное тело к морю, откуда оно было отправлено в Англию. Ливингстон был одним из немногих, искренне желающим помочь африканцам. Он был против колонизации.

Банан 7: Большой вклад в изучение природы и жизни народов Африки внесли русские исследователи. Василий Васильевич Юнкер путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце XIX в., собрал интересные сведения о природе и жизни населения этих районов материка, проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения. Значительный вклад в изучение северо-восточной части материка внесли Егор Петрович Ковалевский и Александр Васильевич Елисеев. В 1847 г. Ковалевский, по приглашению египетского вице-короля Мегмет-Али, произвел геологические изыскания в северо-восточной Африке. Ковалевский один из первых верно высказался относительно географического положения источников Белого Нила, точно определенных значительно позже. Кроме того, в книгу Ковалевского «Путешествие во внутреннюю Африку» (СПб., 1849; 2 изд. 1872) вошло детальное описание Абессинии.

(Весь рассказ сопровождается показом слайдов)









Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи, заносят информацию на лист бумаги, извлекают информацию из карт атласа


Коммуникативные УУД:

- строят связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;

- осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Регулятивные УУД:

-решают задания и сравнивают свой результат с эталоном;

- применяют алгоритм действий в самостоятельной деятельности;

самооценка действий по достижению планируемых результатов

Включение в систему знаний и повторение - 12мин

Организует представление результатов работы на уроке.



Известный мультипликационный герой Незнайка прислал вам письмо, прочитайте его внимательно и найдите ошибки, если они есть.

«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка- самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Ну, пока, все. Читайте мои письма и будете знать об Африке все!»


Приём «Синквейн».


Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.

1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных );
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).





Показывают результаты освоения материала урока.



Читают письмо, исправляют ошибки.

«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка - самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Ну, пока, все. Читайте мои письма и будете знать об Африке все!»









Составляют синквейн и зачитывают его Пример:

Африка

загадочная, необычная

завораживае, привлекает, очаровывает

Африка – это загадка!

Материк

.

Коммуникативные УУД:

- формируют навыки речевой деятельности, публичных выступлений,

Регулятивные УУД:

- планируют свои действия;

дают оценку результатов исследования других групп и самооценку собственных результатов.


Рефлексия учебной деятельности (итог урока) - 2мин

«Возвращает» к теме и цели урока

- Какую цель мы ставили перед уроком?

Предлагает проанализировать и объединить полученные результаты работы.

Оценивает работу учащихся.

Прием «рюкзак»

Учащиеся по очереди фиксируют свои продвижения в учёбе. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход»

Предложения:

Я узнал…

Я понял…

Я научился…

Мне еще необходимо…

Систематизируют информацию.


-  Как географическое положение влияет на разнообразие природы материка


Формулируют собственное мнение.

Познавательные УУД:

- систематизируют, обобщают изученный материал;

- делают выводы по изученному материалу;

Коммуникативные УУД:

-строят монологическое высказывание;

- адекватно воспринимают критику,

Регулятивные УУД:

-адекватно воспринимают оценку;

- осуществляют самооценку.

Оценивают результативность и деятельность на уроке.

Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению-2мин

Творческое задание: используя различные источники информации подготовить сообщения о внутренних водах Африки.

Спасибо за урок ребята и до новых встреч на географических широтах.


Записывают задание в рабочую тетрадь.

Познавательные УУД:

-систематизируют изученный материал ;

- применяют знания в новой ситуации,

Коммуникативные УУД:

-слушают объяснения учителя,

- задают уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

- соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом.


-самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений




Страница 19





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.