Технологическая карта урока-исследования по окружающему миру в 1 классе «Как из зерна получилась булка»
Автор: Тишкова Виктория Сергеевна
учитель начальной школы, высшей категории,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени А.И.Яковлева
Технологическая карта образовательного мероприятия
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 1 «Д» , 25 учащихся |
Продолжительность образовательного мероприятия | 35 минут |
Методическая информация | |
Тема образовательного мероприятия | «Как из зерна получилась булка» |
Автор учебника | Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015. |
Классификация ОМ в системе образовательных мероприятий ( тип , взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Тип урока: формирования новых знаний и умений; урок - исследование. |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса | Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с учителем строятся на взаимном доверии и уважении. Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. Учебная мотивация на стадии формирования. В классе есть одарённые дети, которые осознают важность и необходимость учения. У детей выражена мотивация достижения успеха, умеют сравнивать, анализировать, делать выводы, быстро усваивают учебный материал. В классе есть дети, которые обладают средним и низким уровнем познавательной активности и самостоятельности. 9 человек испытывают трудности с чтением, письмом и речью. Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется повторить рассуждения, выводы. По результатам диагностики наиболее выражены нарушения динамического праксиса и фактора пространственных представлений. Реципрокные координации (фактор межполушарных взаимодействий) обнаруживают лёгкие нарушения в звене удержания моторной программы, что указывает на задержку формирования межполушарных взаимодействий. Слуховая и зрительная память нарушены преимущественно в звене избирательности и прочности. Рассказ по серии сюжетных картинок в большинстве случаев доступен, что указывает на нормальный уровень развития словесно-логической формы мышления, 11 из 25 случаев рассказ доступен с опорой на наводящие вопросы, что указывает на задержку формирования словесно-логической формы мышления. Наблюдается нарушение функции программирования, регуляции и контроля деятельности и межполушарных взаимодействий. |
Цель урока | создание условий для расширения знаний о пользе хлеба, его ценности. |
Задачи урока | образовательные: пронаблюдать вместе с учащимися путь появления хлеба на столе, выяснить, люди каких профессий причастны к появлению хлеба; научить различать зёрна пшеницы и ржи; развивающие: развить логическое мышление, память, внимание, монологическую речь в ходе выполняемых действий, навыков исследовательской и самостоятельной деятельности. воспитательные: сформировать интерес к окружающему миру; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб, и другим продуктам человеческого труда, уважение к людям разных профессий. |
Планируемые результаты образовательного мероприятия | Предметные: - различать зёрна пшеницы и ржи; - характеризовать деятельность людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, приводить примеры профессий; - называть хлебобулочные изделия, знать из чего их делают. Метапредметные: - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - работать в паре – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - формулировать гипотезы и осуществлять их проверку; -анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные: - формирование у учащихся познавательного интереса; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в образовательной, учебно-исследовательской видах деятельности; - умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. |
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||||||
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
| познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||||
1.Мотивация учебной деятельности. | Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - Сегодня к нам в гости пришли герои мультфильма «В стране Невыученных уроков» Витя Перестукин и его кот Кузя. - Давайте посмотрим, что с ними произошло. (Демонстрация видеофрагмента.) | - просмотреть видеофрагмент. | | - принимать позицию слушателя, в соответствии с учебной задачей. | |||
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока. . | Цель: формулирование гипотезы, темы и целей урока; создание условий для мотивации учащихся. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. - Ребята, есть ли на самом деле хлебное дерево? И на нём действительно растут булки, баранки и батоны. - Почему засмеялись ребята, а учитель поставил двойку? Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. (Одни говорят, что хлебное дерево не существует и хлеб выращивают на полях, но есть ребята, которые слышали про хлебное дерево, но не знают, действительно ли на нём растут булки и батоны.) - Наши мнения разошлись. А если мы не знаем правильного ответа, что необходимо сделать? - Кто догадался, о чём пойдет речь на нашем уроке? - Ваши предположения? - Проследим путь, который проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе и люди каких профессий ему помогали. ( схема ? зерно батон) Приложение 4 | - фиксировать затруднения в деятельности; - находить способы решения проблемы. | - принимать участие в обсуждении видеофрагмента; - давать полные ответы на заданные вопросы; - строить понятные для одноклассников высказывания; - принимать позицию слушателя, в соответствии с учебной задачей; - уважать мнение одноклассников. | - выдвигать гипотезы, ставить цели; планировать, контролировать свои действия, обеспечивать самоуправление и саморегуляцию. | |||
3. Проблемное объяснение нового материала. | Цель: формирование исследования проблемной ситуации в группах. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Наши мнения разошлись. А если мы не знаем правильного ответа, что необходимо сделать? Где можно найти ответ на этот вопрос: - Существует ли хлебное дерево? (Данные про хлебное дерево из Энциклопедии) 1 слайд Работа в группах. 2 слайд I. Собрать картинку и определить профессию. II. Расположить картинки в правильной последовательности. (Лидеры группы поочерёдно прикрепляют на доску) - Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. (Приложение 1, 3) | - осуществлять поиск нужной информации в учебнике; в дополнительной литературе с помощью учителя; - находить способы решения проблемы. | - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - принимать участие в работе группы; понимать важность коллективной работы; допускать существование различных точек зрения. | - осмысливать предположения, искать пути выхода из ситуации; - понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. | |||
4. Закрепление. | Цель: формирование исследовательск ой деятельности в парах; выполнение обобщённой деятельности, применение знаний и умений в новой ситуации. | Исследовательская работа в парах. 3 слайд - Наша волшебная парта приготовила вам загадку для работы в паре. Наклонитесь, посмотрите под партой. Что приготовила вам она? - Рассмотрите их и опишите зёрна по плану (самостоятельное изучение в парах): 1. Форма. Размер. Цвет.
- Как узнать, какое из них пшеничное семя, а какое зерно ржи? - Опишите зерно пшеницы и ржи. (выступает 1 учащийся от пары) Физкультминутка 4 слайд (выполняют действия под речёвку учителя) Вот как солнышко встает Выше, выше, выше! К ночи солнышко зайдёт- Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо солнышко смеется. А под солнцем нам радостно живётся. - А что из зерна получают? - Какая профессия у человека, который занят перемолкой муки? (мукомол) Возвращаются к картинке с профессией, которую учащиеся не назвали. (Приложение 2) 5 слайд - Нам мукомол выслал готовой муки. - Подойдите к столикам девочки и мальчик (столики отдельные). - Посмотрите на муку внимательно. (садятся за парту.) - Что вас удивило? - Из какого зерна получили белую муку? - А серую? - Как назовём белую муку? (пшеничная) А серую? (ржаная) - Что же происходит с мукой дальше? - Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни. - У нас в городе пекут хлеб? -.Посмотрите, какой хлеб можно купить в магазине. Игра «Белый или чёрный хлеб» Дети с завязанными глазами узнают по вкусу. - Вывод: мы с вами нашли отличия в зёрнах, в муке и в самом хлебе. - У славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. | - анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; - осуществлять поиск нужной информации разными способами; - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | - строить понятные для одноклассников высказывания; - принимать участие в работе парами; - строить небольшие монологические высказывания; - контролировать свои действия при совместной работе. | - планировать необходимые действия, операции по плану. | |||
5.Итог урока. Рефлексия. | Цель: осмысление значимости проделанной работы, рефлексия процесса мышления. | - Как вы думаете сколько надо зёрен для выпечки одного батона? (10.000) 6 слайд - Вы знаете, сколько хлеба тратит ваша семья в день? Представьте, сколько нужно хлеба, чтобы прокормить вашу семью, наш город, а страну? 7 слайд - В России находится единственный в стране Санкт-Петербургский музей хлеба. - В музее хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паек в зимние месяцы в Великую Отечественную войну (Смотрят видеоролик «Берегите хлеб».) - Почему нужно беречь хлеб? (Памятки, с которыми учащиеся дома знакомят родителей.) Работа в парах. - Какой путь проходит зерно до батона? Расставьте цифры, что сначала и что потом. Работа в рабочей тетради на с. 17. (Самопроверка) 8 слайд - Назовите разные виды хлебобулочных изделий. 9 слайд - Угостите себя, кто узнал новое – сушками, кому было интересно – хлебными палочками, а расскажите другим – сухариками. 10 слайд Домашнее творческое задание. 11 слайд На выбор: Найти 3 пословицы о хлебе и выучить их. Изучить памятку. - Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом! | - устанавливать взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и исследовательских, аналитических умений; - приобретать умение мотивированно организовывать свою деятельность. | - излагать свое мнение; - договариваться с партнёрами и приходить к общему решению. | - осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия. |
Надежда Алексеевна Паршукова