Технологическая карта урока географии «Численность населения Земли. Размещение населения» (7 класс)
ЧН Земли
PPTX / 22.45 Мб
/data/files/v1613221392.pptx (ЧН Земли)Технологическая карта урока
Дата:
Класс: 7 класс
Предмет: география
Учитель: Малишевская Светлана Валентиновна
Тема: Численность населения Земли. Размещение населения.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Формы работы обучающихся: индивидуальная и групповая.
Цели урока: организовать познавательную деятельность обучающихся, сформировать представления обучающихся о численности населения Земли и размещении.
Задачи урока:
Образовательные:
Формирование представлений о численности населения Земли, плотности и размещении населения. Знать страны с большой численностью населения, объяснять причины неравномерности распределения населения.
Развивающие:
установить значимость ученых-демографов в развитии науки демографии, развитие навыков работы с географическими источниками информации, таблицами, графиками.
Здоровьесберегающая: соблюдая санитарно-гигиенические требования к уроку, создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Воспитательные: формирование географической культуры, патриотизма, толерантности к другим народам. Развитие умения работать в группе, коллективе. Развитие памяти, логического мышления, интеллектуальных способностей.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: называть имена ученых-демографов, уметь показывать на карте страны с разной численностью населения, крупные города , уметь работать с графиками и таблицами, характеризующими демографические показатели. Знать понятия естественный прирост, смертность, рождаемость.
Личностные: осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Выработать свои мировоззренческие позиции.
Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение овладевать элементарными практическими умениями работы с источниками информации для исследования. Умение анализировать и сравнивать карт атласа, графики, делать выводы.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение цели, поиск необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль, коррекция и внесение необходимых дополнений, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: самоопределение, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, этического оценивания усваиваемого содержания.
Ресурсы:
Источники информации для работы на уроке: Учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов: Дрофа, 2010.
Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа,2008.
Используемые технологии: Информационно-коммуникационная (ИКТ), исследовательская, проектная, здоровьесберегающая.
Методы, приемы работы: частично-поисковый, проблемный, наглядный
Структура урока усвоения новых знаний
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Настрой на работу | Создать условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам, определение целей, функций участников, способов взаимодействия |
2. Актуализация знаний. | Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Перед изучением новой темы давайте вспомним изученный раннее материал по теме «Главные особенности природы Земли» Слайд 1-2 Приложение 1 Слайд 3 – проверка самостоятельной работы, критерии оценок | Самостоятельно отвечают на вопросы, проверяют по слайдам. | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (в процессе анализа учебного действия) Коммуникативные: определение функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Слайд 4 Посмотрите два видеофайла https://youtu.be/EbPIXUfIHi0- Население стран мира. Инфографика https://youtu.be/PcwCJHT4Onk- Рост насленеия Земли за последние 2000 лет О чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Какие цели стоят перед нами? Слайд 5 | Ознакомление с целями и задачами урока. Быстрое включение обучающихся в учебный ритм. Анализируют информацию, сравнивают, обобщают. | Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: определение функций участников, способов взаимодействия. |
4. Постановка проблемного вопроса. | Мы живем на уникальной планете. Как вы думаете, в чем уникальность планеты Земля? Есть жизнь В наши дни численность населения Земли составляет более 7 млрд человек. Как вы думаете, что помогает нам знать о численности населения? Перепись населения регулярно проводится во многих странах мира. По переписи населения составляют характеристику населения. Какие характеристики населения могут указывать в переписи? Посмотрите на слайд 6, какие выводы вы можете по нему сделать? В конце урока вы должны будете ответить на главный вопрос- К каким последствиям может привести рост численности населения Земли и почему население размещено крайне неравномерно? | Анализируют, осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Устанавливают причинно-следственные связи. Перепись Пол, возраст, образование и др. ЧН неуклонно растет. | Личностные: самоопределение, смыслоообразование. Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение диалога, умение выражения своих мыслей, умение слушать и принять противоположную точку зрения. Логические: выдвижение гипотез и их обоснование |
5. Физкультминутка | 1. Для глаз. Мы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперёд – Это мчится самолёт… Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули! Выполняется сидя за партами: дети “рисуют” глазами круг, не поворачивая головы “рисуют” окно “рисуют” бревно опустить глаза вниз, поднять глаза вверх крепко зажмурить глаза (3-5 сек.) поморгать глазами 3-5 сек. смотреть прямо перед собой поморгать глазами 3-5 сек. 2. Для нормализации осанки. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох, 3—4 — исходное положение — выдох. | Выполняют комплекс упражнений. | Регулятивные: ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
6. Первичное усвоение и проверка новых знаний. | На основании переписи населения ученые-демографы составляют прогнозы ЧН. Слайд 7 Посмотрите на 10 стран с самой большой ЧН, найдите страны на политической карте мира. Как вы думаете, что может влиять на численность населения? Один из важнейших показателей науки демографии (изучающей население) является естественный прирост. Слайд 8 –записать определения и виды ЕП Рождаемость, смертность и ЕП в разных странах различен. Если ЕП отрицательный- естественная убыль населения. Слайд 9 Выпишите примеры стран с положительным и отрицательным ЕП Рождаемость и смертность в разных странах различна. Слайд 10 Примеры стран с высокой смертностью Слайд 11 Приложение 2 -выводы Во многих странах Африки рождаемость намного превышает смертность. В Европе большое количество людей пожилого возраста. Слайд 12 Назовите причины данных показателей. | Обучающиеся ставят цель, определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет-ресурсы и т. д.); формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели Выполняют задания учителя. | Познавательные: умение структурировать знания; умение формулировать проблему; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов, управление поведением партнера. |
7. Первичная проверка понимания | На численность населения большое влияние оказывают миграции- переселение людей. В различные исторические эпохи происходили значительные миграции людей. Арабы заселили Северную Африку. Жители Западной и Южной Европы- Америку. Назовите причины миграций. (экономические, политические, религиозные). | Отвечают на вопросы учителя. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: поиск и выделе-ние необходимой информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения |
8. Первичное закрепление | Откройте карту атласа-«Размещение и плотность населения», Слайд 13 Какая это карта по содержанию? Что на карте означает коричневые и желтые цвета? Что можно узнать из данной карты? Плотность населения- количество людей на 1 км 2 площади. Работа в парах. Изучить карту плотности населения. Составить ее характеристику по плану. Определить наиболее и наименее заселенные территории материков. Слайд 14 Используя данные таблицы, определить среднюю плотность населения в разных районах земли (выбрать четыре разных города). Сделать вывод о причинах неравномерности размещения населения. Слайд 15. Приложение 3 | Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения | Личностные: ценностно-смысловая ориентация обучающихся. Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректировка. Коррекция знаний и способов действий | Организует выявление типов заданий, где используется новый способ действия. Организует повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Где живет большая часть людей- на равнинных территориях или горных? …..вблизи морей и океанов или во внутренних районах страны? В каких климатических поясах живет большая часть населения(сравнить карты плотности и климатическую) Слайд 16 1. Какие страны занимают первые три места по ЧН? 2. От чего зависит высокая или низкая ЧН? 3. Что такое естественный прирост? 4. Что такое естественная убыль населения? 5. В каких странах (регионах) большая доля детского населения, а в каких странах- пожилого возраста? 6. Что такое миграции? 7. Что такое плотность населения? 8. В каких районах и климатических поясах плотность населения наибольшая? | Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Равнинных Вблизи морей и океанов Умеренный, субтропический, субэкваториальный. | Регулятивные: прогнозирование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Выдает домашнее задание. Слайд 17 1. Параграф 12 2. Заполнить таблицу «Естественный прирост населения», сделать выводы. | Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы. | Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
8. Подведение итогов занятия. | 1. Организовать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками | Оценивают урок, степень понимания материала. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Приложение 1
Выберите верные утверждения:
1. Литосфера-это твердая оболочка земли, состоящая из земной коры.
2. Океаническая кора тоньше материковой земной коры.
3. Обширные равнины на земле соответствуют складчатым поясам.
4. Стратосфера- слой атмосферы, который играет важную роль для жизни на Земле.
5. Пассаты- это постоянные ветры, дующие от 30-х широт к экватору.
6. Самый южный климатический пояс земли- арктический.
7. В условиях низких температур формируется природная зона саванн и редколесий.
8. Температура воздуха от экватора к полюсам меняется, т.к. изменяется угол падения солнечных лучей.
9. Главная причина, от которой зависит количество тепла и света, поступающего на Землю- высота местности.
10. Природные зоны сменяют друг друга на поверхности Земли из-за разного количества тепла и влаги.
Приложение 2
Доля людей пожилого и детского возраста в разных странах мира
Приложение 3
№ | Страна | Площадь, тыс. км2 | Население, тыс.чел | Плотность населения, чел∕ км2 |
1 | Россия | 17 075 | 146 749 | |
2 | США | 9 363 | 252 000 | |
3 | Канада | 9 976 | 27 000 | |
4 | Франция | 552 | 56 500 | |
5 | Китай | 9 561 | 1 160 000 | |
6 | Япония | 372 | 125 000 | |
7 | Индия | 3 288 | 850 000 | |
8 | Израиль | 14 | 4 700 | |
9 | Бразилия | 2 767 | 154 000 | |
10 | Египет | 1 002 | 56 000 | |
11 | Нигерия | 924 | 115 000 | |
№ | Страна | Площадь, тыс. км2 | Население, тыс.чел | Плотность населения, чел∕ км2 |
1 | Россия | 17 075 | 146 749 | 8,6 |
2 | США | 9 363 | 252 000 | 26,9 |
3 | Канада | 9 976 | 27 000 | 2,7 |
4 | Франция | 552 | 56 500 | 102 |
5 | Китай | 9 561 | 1 160 000 | 121 |
6 | Япония | 372 | 125 000 | 336 |
7 | Индия | 3 288 | 850 000 | 259 |
8 | Израиль | 14 | 4 700 | 336 |
9 | Бразилия | 2 767 | 154 000 | 55,6 |
10 | Египет | 1 002 | 56 000 | 55,8 |
11 | Нигерия | 924 | 115 000 | 124 |
Приложение 4
Воспроизводство населения в отдельных странах мира
Страна | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост |
Испания | 10 | 8 | |
Ирак | 43 | 7 | |
Нигерия | 53 | 19 | |
Оман | 53 | 4 | |
Россия | 10 | 15 | |
Ливия | 42 | 8 | |
Кения | 34 | 14 | |
Италия | 9 | 11 | |
Гана | 33 | 14 | |