Технологическая карта внеурочного занятия в 4 классе «П. Федотов "Сватовство майора"»
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности.
Класс: |
4 |
Направление внеурочной деятельности: |
Духовно - нравственное |
Форма организации внеурочной деятельности: |
Классный час |
Вид внеурочной деятельности: |
познавательная |
Тема: |
П. Федотов «Сватовство майора». |
Цель: |
Создание условия для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни через совместную деятельность по рассматриванию и описанию живописных картин. Познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами. |
Задачи: |
Образовательная: -познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами. -сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора. Развивающая: -дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности; -создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности. Воспитательная: - воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны. -помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания. - воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна. -обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности. |
Планируемые результаты: |
Личностные: - формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; - формирование духовных и эстетических потребностей; - воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.); - преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания; Регулятивные: - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; Коммуникативные: -уметь пользоваться языком изобразительного искусства: - донести свою позицию до собеседника; - оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); - уметь слушать и понимать высказывания собеседников; - уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им; - учиться согласованно работать в группе: - учиться планировать работу в группе; - учиться распределять работу между участниками проекта; - понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; - уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Оборудование: |
ИКТ- презентация, проектор, интерактивная доска, доска. Карточки для рефлексии. |
Ход занятия
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
I. Вступительная часть |
|||
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. Заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. |
Сегодня на уроке желаю вам быть внимательными и активными участниками.. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Дети читают пословицу «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица Пословица записана на доске Рефлексия. Я хочу узнать ваше настроение. У вас на парте лежат листочки, напишите на этом листочке своё имя и фамилию. - Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку. Переверните листочки и отложите на середину стола, они нам пригодятся в конце занятия. Сообщение темы. Репродукция картины Павла Федотова «Сватовство майора». -Чему будем учиться ? (Будем отвечать на вопросы, что изображено на картине. Характеризовать предметы, говорить о том, какие цвета использовал художник, какое настроение передал художник.) - Что будем развивать ? (Устную связную речь, память, внимание, мышление.) |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Отмечают своё настроение. Принимают задачу. Узнают тему занятия, принимают условия работы. |
Регулятивные: - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; |
II. Основная часть |
|||
Сформировать знания и умения по правилам этикета. |
Беседа по картине Павла Федотова «Сватовство майора». 1) Рассматривание картины. Как вы думаете, почему она так называется ? 2) Определение ближнего и дальнего плана картины.. -Перечислите кого художник изобразил на картине ? -Кто выступает на переднем плане ? на заднем ? 3) Анализ изображенных героев на картине. - Художник изобразил майора, пришедшего свататься к купеческой дочери. - Знаете ли вы, кто такой майор ? (Военный, носящий такое звание.) - Вы увидели его на картине? - Что вам подсказало, что это именно он ? (На нем военная форма.) - Что означает слово «сватовство» ? (Свататься – просить кого-то себе в жены, предлагать себя в мужья.) - Вы догадываетесь, к кому сватается майор ? - Эта девушка купеческая дочь. - Видите ли вы самого купца- отца девушки ? - А ее мать купчиху? - Вам известно, кто такой купец и каково его основное занятие ? (Купцы занимались торговлей, владели торговыми лавками и магазинами.) - Как вам кажется, богато ли живет купец ? - Найдите на картине доказательства того, что купец живет богато. - Обратите внимание на люстру. - Делает ли она обстановку комнаты более торжественной ? - Рассмотрите внимательно потолок. (Он украшен цветной росписью и лепниной.) - Как украшены стены комнаты ? - Нарядная ли скатерть на круглом столе ? - Богато ли одеты жена и дочь купца ? - Какое платье на купчихе ? (На купчихе атласное платье и нарядная шаль.) - А на дочери ? (Купеческая дочь выглядит как невеста в своем воздушном, пышном светло-розовом платье с белой кряжевой.) - Какие украшения у девушки ? (Серьги, ожерелье, браслеты.) - Рассмотрите средний из трех больших кругов, помещенных справа от репродукции. Это увеличительная деталь картины. Найдите эту деталь на репродукции и рассмотрите ее через лупу. Какие украшения она помогает увидеть ? - Готовились ли в доме купца к приему гостя ? - Из чего это видно ? - Как вы думаете, майора будут принимать в этой комнате ? - Будут ли его угощать ? - С помощью маленькой круглой рамки покажите детали, которые подтверждают ваш ответ. - Кто готовит и расставляет на столе угощение ? (Прислуга.) - Чем будут угощать майора ? (На столе красная рыба, селедка, пирог.) - Как ведет себя невеста ? - Хочет ли она выходить замуж за майора ? - Почему она убегает ? - Рассмотрите жест ее рук и выражение лица. -Что девушка выронила из рук ? - Догадываетесь, кто считает майора подходящим женихом ? - Найдите подтверждение своей догадки в поведении купца и купчихи ? (Купец с улыбкой выходит навстречу гостю. Купчиха старается удержать, остановить убегающую дочь.) - Предположите, могла ли в те времена ( более 150 лет назад) девушка пойти против воли родителей ? - Для чего богатый купец хочет выдать свою дочь за бедного майора ? - Этот брак можно назвать выгодной сделкой и для одной стороны (майор получит часть состояния купца в качестве приданого), и для другой ( наследники купца получат дворянский титул, которым обладает майор). - Можно ли сказать, что художник хотел обратить внимание зрителей на то, что многое в обществе делается по расчету, в котором нет места чувствам людей ? |
Рассматривают репродукцию картины. Отвечают на вопросы. Анализируют героев, изображенных на картине. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свою точку зрения. Рассматривают делали картины, находят связь изображенных предметов между собой. Рассматривают увеличенные детали картины. Анализируют и прогнозируют настроение героев, их отношение к друг другу и их действия. Высказывают свою тоску зрения. . |
Личностные: - формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; - формирование духовных и эстетических потребностей; - воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.); Коммуникативные: -уметь пользоваться языком изобразительного искусства: - донести свою позицию до собеседника; - оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); - уметь слушать и понимать высказывания собеседников; |
III. Заключительная часть |
|||
Акцентировать внимание на конечный результат деятельности обучающихся на занятии. |
- Кто захочет сегодня поделиться своими впечатлениями от картины с родителями, друзьями? Итог занятия: - Чему учились на занятии? - Назовите автора и название картины? - Что вас особенно заинтересовало на уроке? Рефлексия Наш урок подошёл к концу, и мне бы хотелось узнать ваше мнение об уроке, но вы его выскажите сделав поделку. Вам предстоит сделать солнышко, которое заглянуло в наше окно Лучики: Жёлтый –понравился Оранжевый – понравился , но не всё Розовый – не понравился Улыбка: Доволен своей работой на уроке ______ Я справился, но могу лучше Не доволен своей работой на уроке |
Формулируют конечный результат своей работы на занятии (что получилось, что не получилось). |
Регулятивные: - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; |